7 мифов об эмоциональном интеллекте

7 мифов об эмоциональном интеллектеСегодня я записала для Вас короткое, но емкое аудио, в котором попыталась критически посмотреть на существующие представления о развитии эмоционального интеллекта у детей-дошкольников. Что стоит за распространенными взглядами на природу эмоционального интеллекта, где правда, а где вымысел? Ответы на эти вопросы в аудиокасте «7 мифов об эмоциональном интеллекте».

В аудио я рассматриваю следующие мифы:

Миф №1. Эмоциональный интеллект – это врожденное качество. Он либо есть, либо его нет. И развивать тут нечего.

Миф №2. Развивать эмоциональный интеллект можно, когда ребенок уже станет достаточно сознательным, после 6-7 лет.

Миф №3. Для того чтобы развивать ЭИ своего ребенка, родители сами должны быть очень уравновешенными и коммуникабельными.

Миф №4. Эмоциональный интеллект развивается сам собой, пока ребенок ходит в детский сад, а затем и в школу. Так что если мы собираемся отдавать ребенка в детский сад, то и беспокоится не о чем.

Миф №5. Развитый ЭИ автоматически означает, что ребенок будет любимцем учителей и воспитателей, лидером в школе и группе д/с, а в будущем сделает головокружительную карьеру.

Миф №6. Если ребенок слишком вспыльчивый, замкнутый или чересчур эгоистичный, ему поможет только специалист, а заниматься развитием ЭИ в таком случае просто бессмысленно.

Миф №7. Для того чтобы усилия по развитию ЭИ принесли видимый результат, необходимо ежедневно заниматься, делать упражнения и играть в специальные игры. Это что-то вроде закаливания. Поэтому это очень сложно.

Текстовая расшифровка аудиокаста.

В сегодняшнем аудио я собираюсь развенчать 7 мифов об эмоциональном интеллекте.

Миф №1. Эмоциональный интеллект – это врожденное качество. Он либо есть, либо его нет и развивать тут нечего

В этом мифе есть некое рациональное зерно. Эмоциональные реакции человека и его способность к эмпатии (пониманию эмоционального состояния другого человека) во многом обусловлены характеристиками его нервной системы, которые в свою очередь, действительно являются врожденными. Например, это:

  • преобладание процессов возбуждения или торможения нервной системы,
  • интроверсия,
  • экстраверсия и некоторые другие.

Все это определяет, что некоторые люди более предрасположены к развитию эмоционального интеллекта. Тогда как другие нет. Но, именно поэтому систематические, специально организованные занятия так важны для развития эмоционального интеллекта. Если ваш ребенок является тем счастливчиком, который от рождения более способен к управлению своим эмоциональным состоянием и более чуток к чужим эмоциям, ваши усилия позволят ему развить эти качества и научиться пользоваться ими максимально эффективно.

Если же ваш ребенок не обладает предпосылками для развития этих качеств от рождения, то ваши регулярные занятия помогут ему выстроить прочный фундамент приобретенных навыков, знаний и умений, которые он сможет применять не менее эффективно, чем, скажем так, более одаренный эмоциональным интеллектом товарищ. Отсутствие воспитательных воздействий и продуманных занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта, пускает процесс его развития или приобретения различных его составляющих на самотек.

Это можно сравнить с музыкальными способностями, если они есть у ребенка, но вы не предпринимаете ничего чтобы их развить, то скорее всего за ненадобностью они быстро угасают. Если же у ребенка нет выраженных музыкальных способностей, но вы продолжаете целенаправленно, с любовью и радостью знакомить его с миром музыки:

  • учить играть на музыкальных инструментах,
  • петь,
  • танцевать и получать от этого удовольствие – результаты вас приятно порадуют.

А главное. Эти занятия пойдут только на пользу ребенку. Тоже самое касается и занятий на развитие эмоционального интеллекта.

Миф №2. Развивать эмоциональный интеллект можно, когда ребенок уже станет достаточно сознательным, после 6-7 лет

И опять же, в этом мифе можно найти долю истины. Она заключается в том, что ребенок в возрасте 6-7 лет, имеет достаточно развитое самосознание. Для него уже доступны:

  • многие сложные ситуации,
  • эмоции,
  • мотивы поступков других людей,
  • он легко может говорить о своих чувствах и чувствах окружающих.

Тем не менее, хотя спектр возможных занятий на развитие эмоционально интеллекта с малышами существенно уже, гибкость и восприимчивость их психики настолько велика, что это различие с успехом компенсируется. Более того, можно сказать, что занятия в раннем детском возрасте, являются залогом высокого уровня эмоционального интеллекта будущего школьника и взрослого человека. Другое дело, что сам подход к занятиям и их конкретное содержание, могут существенно отличаться в разном возрасте. Если для крохи 6 месяцев это может быть:

  • массаж, в сопровождении маминых веселых или спокойных песенок,
  • игры типа «Зеркало», когда малыш отзеркаливает мамино выражение лица или интонацию ее фраз,
  • игра «Ку-ку».

То в 6-7 лет, это уже будет совместное чтение, просмотр фильмов, обсуждение, обыгрывание различных ситуаций и т.д.

Подведем итог, развивать эмоциональный интеллект ребенка можно и нужно в любом возрасте, применяя при этом различные приемы и методы, игры и упражнения.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Миф №3. Для того чтобы развивать эмоциональный интеллект своего ребенка, родители сами должны быть очень уравновешенными, коммуникабельными

К сожалению, даже у родителей, с очень высоким коэффициентом эмоционального интеллекта, могут быть:

  • совершенно не умеющие управлять своими эмоциями,
  • не коммуникабельные,
  • эмоционально некомпетентные дети.

Это может быть связано с рядом причин, в том числе и с тем, что родители могут демонстрировать эмоционально грамотное поведение, но не уметь детализировать, анализировать, давать опыт своим детям. Мне вспоминается случай, когда в школе учительница русского языка просила меня у доски объяснить какое-то правило грамматики: «Марина, ты правильно написала. Объясни, почему ты так написала». И я действительно, не понимая, как можно написать иначе, отвечала: «Я так написала, потому что я Марина Никульцева (это моя девичья фамилия)». Отвечая так, я подразумевала, что я не могу написать по другому, потому что я знаю все правила и всегда их использую, и все это происходит у меня уже на автомате.

Так вот, ваш ребенок, это не вы. Даже если вы славитесь своим самообладанием, чрезвычайно успешны в личных и деловых взаимоотношениях, отлично разбираетесь в чувствах других – это совсем не  означает, что вам будет легче научить всему этому своего ребенка. Другое дело, если вы действительно демонстрируете эмоционально грамотное поведение, ребенок может копировать этот пример, что, конечно, существенно упрощает вашу задачу, как воспитателя.

Второй момент, о котором я хотела бы сказать, опровергая этот миф, это то, что если вы напротив:

  • являетесь неуравновешенной,
  • некоммуникабельной,
  • вам трудно понять себя саму, не говоря уж о других людях.

 Это вовсе не означает, что на развитии эмоциональной грамотности вашего ребенка можно поставить крест, или искать какого-то специалиста, который сможет заниматься с вашим ребенком. Нет, ваше желание и настойчивость, систематичность ваших занятий с ребенком, позволит не только ему, но и вам существенно повысить свою эмоциональную компетентность.

Миф №4. Эмоциональный интеллект развивается сам собой, пока ребенок ходит в детский сад, а затем в школу. Так что, если мы собираемся отдавать ребенка в садик, то и беспокоиться не о чем

Частично, я уже затронула эту тему, когда сказала, что эмоциональный интеллект необходимо развивать в любом возрасте. Это означает, что вы можете таким образом построить вашу систему занятий с вашим ребенком до того как он пойдет в то или иное дошкольное заведение, чтобы уже к этому моменту, он обладал некоторыми качествами эмоционально компетентной личности.

Кстати, это сыграет неплохую службу в процессе адаптации ребенка в детском саду, как с точки зрения его вливания в коллектив – ему будет проще понять и принять принятые в детском саду правила, вписаться в существующую, или только формирующуюся систему отношений. Так и с точки зрения его собственных эмоциональных переживаний.

Такому ребенку будет проще осознавать и переживать расставание с мамой, возможные обиды в детском коллективе и т. д. С другой стороны, в детском саду, конечно же, проводится некоторое количество занятий с детьми, которые прямо или косвенно способствуют развитию эмоционального интеллекта ребенка. Но есть сразу несколько НО:

  1. Во-первых, здесь отсутствует индивидуальный подход, а значит, никто не поможет вашему ребенку осознавать свои собственные эмоции и переживания. Скорее, его научат тому, что он должен бы чувствовать. Ребенок  может, действительно, начать это чувствовать или будет некорректно интерпретировать свои собственные чувства, или вообще научится их вытеснять. Все это в разной степени, достаточно пагубно влияет, как в целом на эмоциональное развитие ребенка, так и на формирование эмоционального интеллекта.
  2. Во-вторых, педагогическая и эмоциональная компетентность воспитателей, которым вы собираетесь поручить развитие эмоционального интеллекта вашего ребенка, к сожалению, часто являются величиной не прогнозируемой и мало зависящей от наших пожеланий. Часто нам приходится отдавать ребенка в тот детский сад, который ближе к дому, в который ходит старший ребенок или в котором вообще досталось место.
  3. В-третьих, наиболее значимым человеком для дошкольника, все таки является мама или родители и это вполне естественно. Даже если вам повезет с воспитателем, ребенок все равно будет продолжать учиться у вас.

Все это наводит на мысль, что просто никуда не деться от целенаправленного самостоятельного развития эмоционального интеллекта собственного ребенка. Иначе этот процесс будет происходить спонтанно, без нашего участия и контроля.

Миф №5. Развитый эмоциональный интеллект автоматически означает, что ребенок будет любимцем учителей, воспитателей, лидером в школе, группе детского сада. А в будущем сделает головокружительную карьеру

Надеюсь, вы уже понимаете, что этот миф просто лишен здравого смысла. Конечно, было бы здорово, если бы дела обстояли именно так. Более того, исследования доказывают, что, действительно, до 80% успеха в профессиональной сфере, определяются именно различными составляющими эмоционального интеллекта или коэффициентам эмоционального интеллекта человека.

Но, я бы не стала обнадеживать родителей, которые собираются забросить все остальные занятия с ребенком, чтобы вплотную заняться развитием его эмоциональной компетентности. Времена меняются, и я уверенна, только гармонично развитый человек в будущем сможет быть успешен и эффективен, как в личной, так и в профессиональной жизни.

Кроме того, цели вроде: чтобы ребенок был любимцем воспитателей, чтобы ребенок стал отличником в школе и подобные редко доводят до хорошего. Слишком много факторов, помимо уровня развития вашего ребенка и насыщенности ваших с ним занятий влияют на их достижение. Действует здесь и фактор случайности.

Поэтому, мне видится, что цели занятий, в том числе занятий на развитие эмоционального интеллекта, должны быть сформулированы несколько под другим углом зрения. С точки зрения тех приобретений, которые ваш кроха получает прямо сейчас, во время ваших занятий и с точки зрения тех открывающихся перед ним возможностей, поле которых, расширяют эти занятия.

Миф №6. Если ребенок слишком вспыльчивый, замкнутый или чересчур эгоистичный – ему поможет только специалист. А заниматься развитием эмоционального интеллекта в таком случае просто бессмысленно

Напротив, занятия с такими детьми имеют, возможно, даже больше смысла, чем с теми, которые и так демонстрируют эмоционально компетентное поведение. И вот почему. Многие занятия, целью которых является развитие эмоционального интеллекта имеют легкий психо-коррекционный эффект, поскольку пришли в арсенал психологов из психо-террапевтических тренингов.

Но, даже если вам не удастся сколько-нибудь скорректировать поведение ребенка, ваше целенаправленные занятия на развитие эмоционального интеллекта позволят вам понаблюдать за ним в специально созданных ситуациях и сделать первые предположения, относительно причин, чересчур экспрессивного поведения ребенка, его застенчивости или избегания контактов со сверстниками. А эти наблюдения в свою очередь позволят вам устранить эти негативные факторы, постараться как-то нивелировать их влияние и как минимум построить более предметный разговор со специалистом – психологом.

Миф №7. Для того, чтобы усилия по развитию эмоционально интеллекта принесли видимый результат, необходимо ежедневно заниматься, делать упражнения, играть в специальные игры. Это что-то вроде закаливания, поэтому это очень сложно

Если вы когда-нибудь пытались закаливать своих детей или сами себя, то знаете, что это на самом деле очень сложно, сопряжено с самыми разнообразными трудностями, требует изрядной выдержки и силы воли. Но если вы действительно закаливаете детей или опять же себя, то согласитесь, что сложного в этом ничего нет. Это просто вопрос привычки и понимания, для чего вы делаете то, что вы делаете.

Если продолжить сравнение с занятиями на развитие эмоционального интеллекта с закаливанием, то эмоциональный интеллект имеет даже некоторые преимущества. Так, вы можете практиковать закаливания целый год и не заметить существенных результатов, поскольку ваш ребенок и так редко болел или продолжительность его редких ОРВИ сократила с 7 до 5-6 дней, вы можете этого даже не заметить. Однако, если вы начинаете целенаправленно заниматься  развитием эмоционального интеллекта, то можете увидеть результаты очень быстро.

Например, вечером этого же дня, когда ребенок вдруг перестанет прыгать на, пытающемся поужинать папе, и скажет: «Папочка, ты, наверное, устал. Давай ты отдохнешь, а мама мне пока книжку почитает». Вот самый распространенные мифы о природе и развитии эмоционального интеллекта с которыми я сталкивалась в своей практике.

Возможно, вы столкнетесь с другими «истинами», которые будут казаться весьма убедительными и логичными. Могу лишь призвать вас всегда быть внимательными к вашим детям, прислушиваться к своей материнской интуиции и, конечно, не стесняться обращаться за консультацией к экспертам. Вместе, мы поможем нашим детям развить и реализовать свои лучшие способности, приобрести необходимые навыки для успешной и счастливой жизни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Как воспитать ребенка эмоционально безграмотным: вредные советы

Вот я все твержу о том, как важно развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его управлять своими эмоциями и понимать эмоции...

Закрыть