7 опытов с водой для детей

7 опытов с водой для детейПользуясь тем, что дочка любит играть с водой, рисовать ледышками и радуется любой возможности повозиться в воде, я решила познакомить Машу со свойствами воды. Как это сделать, чтобы трехлетнему ребенку было интересно? Конечно, провести опыты и эксперименты в домашних условиях.

Опыты с водой для детей — это и наглядно, и весело, и познавательно. Мы сделали серию из 7 простых опытов, которые позволяют познакомить ребенка с основными свойствами воды. Что из этого получилось, читайте дальше.

  1. Опыт со льдом. Где лед растает быстрее?

Для начала я заморозила цветной лед, добавив в него немного гуаши, в формочке для льда и баночках из-под гуаши. Когда лед в формочке замерз, мы его разложили в разные места:

  • один кусочек поставили на солнце (желтая тарелочка),
  • второй в тенечек (зеленая чашечка),
  • третий посыпали солью (синяя кастрюлька).
  • четвертый положили в пакетик и завернули в полотенце (красная тарелочка).

опыты с водой: лед

К слову, чистого эксперимента у нас не получилось. Через 5 минут, дочка сказала, что лед на солнце растает быстрее всего, и стала греть его в руках.

Поставили мы все ледышки рядом для сравнения. В теньке лед почти не растаял. Самыми впечатляющими были наблюдения за льдом с солью. Соль буквально разъела ледышку, жаль, на фото это плохо видно. Низкую теплопроводность махрового полотенца показать не удалось. Лед там растаял даже больше, чем в теньке. Возможно, если бы мы подождали дольше, то наглядность проводимого опыта была бы выше.опыты с водой: лед растаял

Еще несколько цветных льдинок мы решили растопить на плите. Лед таял просто на глазах и превращался в пар. В течении двух минут ни льда, ни воды не осталось. На плите стояла миска с цветными разводами. Здесь я рассказала дочке, о том, что испариться может только чистая вода, а все примеси (и краски в том числе) останутся на дне сухим остатком.

Во время проведения опыта, я рассказывала дочке, что вода может находиться в трех состояниях: жидкой, когда тепло; твердой, когда мороз (ниже 0 градусов) – в виде лед; газообразной, когда очень горячо (выше 100 градусов) – в виде водяного пара.

Скорость превращения льда в воду зависит от количества тепла, которое поступает ко льду:

  • солнышко греет и дает много тепла – лед тает быстрее,
  • в тени тепла меньше, и лед тает медленно,
  • полотенце изолирует лед от тепла, и он тает еще медленней,
  • лед, посыпанный солью, тает быстрее всего, потому что соль при смешивании со льдом образует солевой раствор, который замерзает при большем морозе, чем чистая вода. То есть смешиваясь с водой, соль снижает температуру ее замерзания.

Так мы перешли к нашему следующему опыту.

  1. Интересный опыт с соленой водой в домашних условиях. Какая вода замерзнет быстрее?

Набрали в 2 чашки воды. В одну из них добавили ложку соли и размешали. Через 3 часа чашечки достали и сравнили. Чистая вода практически полностью замерзла, а в соленой плавали льдинки и она свободно вытекала из чашки.

опыты с водой: соленая вода

Во время этого опыта я рассказывала, что чистая вода замерзает при 0 градусов, а соленый раствор замерзает при более низкой температуре. Льдинки, которые плавали в чашке, – это замерзшая пресная вода, оставшаяся жидкая часть – это концентрированный солевой раствор, температура замерзания которого еще ниже.

  1. Оптические свойства воды

Предмет, погруженный в воду, кажется больше своих реальных размеров из-за преломления лучей света при прохождении из одной оптической среды (воздух) в другую (вода). В этом случае вода выполняет роль увеличительного стекла.Оптические свойства воды

На это свойство дочка сразу обратила внимание, спросив, почему яйцо такое большое.

  1. Изменение плотности воды

Все то же яйцо плавало на дне банки, и мы стали насыпать в воду соль. По мере того, как соляной раствор становился все более насыщенным и, соответственно, плотность воды увеличивалась, — яйцо стало всплывать.  Сколько бы мы не «топили» яйцо, оно все равно всплывало на поверхность.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Опыты с водой: яйцо плавает

Дочка сделала вывод, что пресная и соленая вода – разные, и по-разному ведут себя во время «испытаний».

  1. Способность воды расширяться при замерзании

Все мы знаем, как лопается стеклянная бутылка, наполненная доверху водой, при замерзании. Но как показать это свойство быстро и безопасно? Мы воспользовались коктейльной трубочкой. Заполнили ее водой и оба конца залепили пластилином. Положили в морозилку. Когда вода замерзла, пластилиновая крышечка с одной стороны соскочила, и из трубочки торчал кусочек льда.

Опыты с водой: расширение воды

Эта способность воды расширяться при замерзании в отличии от других веществ, которые сжимаются, обусловлена ее молекулярным строением. В эти тонкости я не стала углубляться, мы просто сделали вывод, что льда при замерзании становится больше, чем было воды.  Поэтому полную бутылку/банку воды в холодильнике замораживать нельзя.

  1. Опыт с водой для детей «Сухая салфетка»

Сухую бумажную салфетку располагаем на дне стакана. В таз наливаем воды, стакан переворачиваем и опускаем его на дно. Стакан придется удерживать усилием, т.к. он будет пытаться выпрыгнуть из воды. Если аккуратно опустить стакан на дно и потом достать, то салфетка, расположенная на дне стакана, останется сухой. Вода не сможет наполнить стакан и намочить салфетку, поскольку в стакане остался воздух.

опыты с водой: сухая салфетка

Воздух в стакане сжимается и создает давление, которое не дает воде заполнить весь стакан. Вода в стакане есть только у верхней кромки. По такому принципу работает «водолазный колокол» — металлический колпак, который создает условия, для работы на дне водоема.

  1. Опыт с водой для детей «Подводная лодка»

Наполняем стакан водой и погружаем его в воду донышком вверх. Берем коктейльную трубочку: сгибаем ее, короткий конец подсовываем под стакан, а длинный должен находиться над поверхностью воды. Дуем в коктейльную трубочку, стакан наполняется воздухом и вода выталкивает стакан с воздухом на поверхность.

Это происходит очень быстро. Стакан буквально выскакивает и тут же переворачивается. Делать бурю в тазу с водой и выпрыгивающим стаканчиком дочке очень понравилось, и мы повторяли этот опыт много раз. Но действие происходит так быстро, что запечатлеть момент поднявшегося, но еще не перевернувшегося стаканчика оказалось сложно.

опыты с водой: подводная лодка

По этому принципу поднимается подводная лодка, которая нагнетает в балластные цистерны предварительно сжатый воздух. А рыбы для этих целей используют плавательный пузырь: чтобы опустится на дно, мышцами сжимают пузырь, а чтобы подняться на поверхность – раздувают.

рисование ледышками

Напоследок, мы достали баночки из-под гуаши с цветным льдом для рисования. Добыть лед из баночек оказалось непростой задачей, так как лед крепко сцепился со стенками. Мы и трясли их, и стучали по баночкам молоточком — ничего не помогало. Но стоило поместить баночки в горячую воду, лед подтаял, и цветные ледышки сами выскочили. В конце Маша порисовала цветным льдом, а остатки растопила в теплой воде.

В этом видео вы также можете посмотреть опыты с водой для детей:

А вы проводите со своими детьми опыты? Поделитесь в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки 5 лет. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Развивающие игры с конструктором Лего (от года до 5 лет)

Конструкторов много не бывает – такого мнения придерживаются в нашей семье. У нас их много, разных. Но самым универсальным и...

Закрыть