Задать вопрос!

Горячая линия

На этой странице Вы найдете мои ответы на самые горячие вопросы по теме детского развития. Нажмите на интересующий Вас вопрос, чтобы прочитать ответ. Не нашли ответа на свой вопрос? Напишите мне, и я обязательно Вам отвечу!

Если Вам нужна профессиональная помощь и поддержка в решении вопросов развития ребенка дома, Вы можете получить индивидуальную консультацию.

Сколько ни начинала делать с ребёнком ЛФК, забрасывали до того, как становилось привычкой. Не интересно даже мне, а ему и подавно. Дома массаж тоже перестал даваться делать (профессиональный давался только с книгами:)). Да и подвижные игры сына, к сожалению, интересуют мало. Как Вам удаётся себя мотивировать на утреннюю зарядку и физкультурные 5-минутки в течение дня? Можете ли что-то посоветовать, чтобы заинтересовать ребёнка подвижными играми? и маму тоже)) и главное — не забросить потом?  

Ключ проблемы кроется вот в этих словах: «забрасывали до того, как становилось привычкой. Не интересно даже мне». Во-первых, стоит найти такие занятия в сфере физического развития, которые будут интересны вам, в противном случае заинтересовать ими ребенка будет просто нереально. Это могут быть подвижные игры, длительные пешие прогулки, активные виды отдыха, танцы, зарядка под видео (на YouTube можно найти ролики) и т.д. Если найти такой вид занятий, который будет интересен вам, не удается, значит, это нужно делегировать – папе (обычно с этим направлением развития папы справляются куда успешнее, чем мамы) или тренеру (т.е. водить ребенка в спортивную секцию). Ну и, наконец, о нас. Ежедневную зарядку мы не проводим по утрам, потому что мне это было не очень удобно. Наш основной домашний «подвижный блок» обычно приходился на время после пробуждения после дневного сна. Сейчас, когда мой сын начинает ходить в детский сад, привязка подвижных игр к этому режимному моменту, в принципе, сохранится, так как мы будем активно гулять после полдника и до ужина. Вопрос мотивации к занятиям в целом я подробно рассматривала в курсе «5 врагов регулярных занятий с детьми» http://razvivash-ka.ru/wppage/free/ , в общем-то, эти рекомендации вполне применимы и к подвижным играм. По своем опыту могу еще сказать, что очень важно себе разрешить быть неидеальной и иногда пропускать занятия. Если этого не сделать, то после одного-двух пропусков вы можете сказать себе – «ну вот, у меня опять не получилось, не стоит больше пытаться». Итак, подытоживая написанное, определяемся со своей мотивацией (см.рекомендации курса «5 врагов…»); подбираем интересные игры и занятия для физического развития и/ или делегируем неинтересные; привязываем занятия к режимному моменту и проводим так долго, как это будет нужно для формирования привычки у ребенка (сила воли и действительно интересные занятия вам в помощь!) 

Моей дочери почти 3 года. 1. С 6мес выкинула соску и с тех пор сосёт два пальца на пр. руке указательный и средний.Делает это когда ей скучно, когда засыпает, расстроена. Чем только не мазала!  2. Последнее время оч много говорит за едой. В результате едим по часу. Говорит вообще очень хорошо, невыговаривает р, но пытается. Невропатолог отклонений не находит. Что делать ?

Начну со второго Вашего вопроса — я тут не вижу никакой проблемы. Может быть, у дочки нет другого подходящего времени, чтобы поделиться своими мыслями и быть услышанной близкими людьми. Если Вы работаете, а дочка ходит в сад — скорее всего, так и есть. В Ваших силах договориться с дочкой, что Вы быстро покушаете (Вы, конечно, помните, что для комфортного пищеварения прием пищи должен занимать не менее 20 минут), а потом поговорите. Можно даже придумать какой-то ритуал — например, разговаривать на кухне за чашечкой чая или посадить дочку на колени для более близкого контакта. Переходя к первому вопросу, могу сказать, что навязчивые действия, которые Вы описываете, зачастую закрепляются у ребенка также в силу недостаточности физического контакта с близкими взрослыми, и, в целом, недостаточной близости и теплоты в отношениях, а обостряется такое поведение в стрессовых для ребенка ситуациях (ссоры и эмоционально тяжелая атмосфера в семье, появление младших детей, переезд, болезнь и т.д.). Соответственно, Вашими первоочередными действиями должны стать следующие: минимизировать или ликвидировать стрессовые факторы; уделить ребенку больше внимания и качественно проведенного совместно времени; демонстрировать ребенку свою любовь и принятие, в том числе, посредством прикосновений, объятий и т.п. Также рекомендую Вам ознакомиться со статьями рубрики «Эмоционально-личностное развитие» и тренингом «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей«.

У меня такая ситуация, целый день провожу с дочкой (1г5мес), она и сама может играть, но чаще она привлекает меня во все свои занятия, просит книжку почитать, а когда начинаю читать, она просто перелистывает страницы, а я соответственно не могу ей читать, т.к. не знаю все сказки наизусть.. точно так же происходит с занятиями по Школе 7 гномов, отбирает у меня книжки и все.. но больше всего напрягает, что она ревнует меня к компьютеру.. стоит только мне к нему подойти, она идет следом, плачет, отталкивает, пока я не уделю внимание ей.. как с этим можно бороться? я бы не сказала, что много времени провожу за компьютером, мы с дочкой рисуем, книжки читаем, играем в игрушки, и все равно ей этого мало..

Представьте гипотетическую ситуацию, что я получаю письмо от Вашей дочки, в котором она пишет: «…больше всего меня напрягает, когда мама сидит за компьютером — такое впечатление, что эта штука интереснее, чем игры со мной…». А если серьезно — ничего удивительного нет в том, что дочке не нравятся Ваши подходы к компьютеру, ей сейчас нужно много внимания. Чем больше внимания и включенного общения (это когда Вы не одним глазом в компьютере, а другим с дочкой, а полностью сосредоточены на ней и на Вашей совместной игре) Вы дадите ей сейчас, когда она в нем нуждается, тем меньше она будет «цепляться» за Вас в последующем и тем скорее (в пределах возрастных норм, конечно) научится играть самостоятельно. По поводу чтения и других занятий, которые дочка стремится «проводить» по-своему. Самое лучшее, что Вы можете сейчас сделать — это следовать за ее интересами и потребностями. Может быть, она просит не почитать книжку, а именно полистать ее? Сделайте самодельные тематические альбомы-листалки с яркими простыми картинками и подписями и «читайте» их. Рассказывайте наизусть сказки — те, которые помните, и те, которые сочиняете на ходу. Занятия из 7 гномов моделируйте с реальными игрушками и предметами домашнего обихода — на картинках они могут быть пока непонятны и неинтересны дочке.

 

Что бы Вы посоветовали при проблеме: дочка не хочет мыть руки после прогулки и снимать кроссовки, не любит чистить зубы.

Я тоже не люблю чистить зубы, мыть руки и особенно снимать (и мыть) обувь. Однако я делаю это — также как и Вы. Я не могу Вам порекомендовать, как научить дочку любить эти необходимые действия, но Вы можете попробовать просто ввести их в привычку. 1. Привяжите эти действия к режиму дня и выполняйте строго в определенной последовательности. Например, если пришли с прогулки, сразу же сняли обувь, затем одежду, пошли мыть руки и только после этого идем в комнату играть. Покушали, почистили зубки и только после этого идем в комнату играть и т.д.  2. Будьте последовательны и не пропускайте выполнение этих действий ни под каким предлогом (ну в разумных пределах, конечно). Помните, что на формирование привычки уходит 21 день даже у взрослого человека, который осознанно выполняет действие, понимая, для чего он это делает. 3. Сделайте сам процесс удобным и по возможности приятным для ребенка — купите пасту, которая нравится ребенку, разрешите дочке самой открывать кран с водой (под Вашим присмотром!) и т.д. 4. Показывайте личный пример — например, мы с Егором всегда чистим зубы и моем ручки одновременно. Думаю, если бы я не позвала его чистить зубки со мной, он бы даже воспринял это как наказание.  5. Хвалите и постоянно отмечайте, какая дочка умница, как аккуратно она поставила кроссовочки, как чисто почистила зубки и т.д. 6. Можно попробовать обыграть проблемные ситуации в сюжетных играх с куклами или сочинить сказки, где главный герой будет сначала отказываться чистить зубы / мыть руки, а потом поймет, как здорово это все-таки делать. Но этот способ лучше  работает для возраста после 1,5-2-х лет. Доброжелательный настрой, спокойствие и последовательность — Ваши главные помощники. Удачи!

При проведении пальчиковой гимнастики дочка отказывается продолжать — ей не приятно, не нравится, щекотно, и я совсем не делаю ей эти упражнения, хотя понимаю насколько они важны, посоветуете что-нибудь?

Если ребенку не нравятся Ваши прикосновения во время пальчиковой гимнастики, то Вы просто делайте это сами на своих руках — рано или поздно дочка начнет Вам подражать. Можно смотреть пальчиковую гимнастику на видео — такие записи можно найти на Youtube или в нашей группе Вконтакте — это тоже хорошо стимулирует подражание. Но самое главное — не зацикливаться на пальчиковой гимнастике — есть масса не менее полезных и гораздо более увлекательных способов развития мелкой моторики и речи — например, пальчиковый театр. Это не означает, что я рекомендую отказаться от пальчиковой гимнастики навсегда — предлагайте разные варианты дочке время от времени, но не настаивайте. Лучше направьте эту энергию на организацию других развивающих занятий, которые будут нравится дочке и доставлять удовольствие вам обеим.

Моему малышу сейчас 12-ый месяц. Зубки нас беспокоят — всё в рот тянет. Карточки, книжки , одним словом, всё , что на пути встречается — оказывается во рту.. Когда лучше начинать тематические недельки? И для нашего возраста что вы можете порекомендовать? Ещё показываю ему карточки с фотографиями животных и растений, читаем книги с толстыми картонными страницами. Занятия творчеством ещё не пробовали, но думаю, что пока не получатся…  

Я уже рассказывала в рассылке, как мы начали заниматься с сыном тематическими недельками. Сначала это были отдельные тематические дни, потому что удерживать внимание крохи в течение целой недели на одном предмете невозможно, да и не нужно. Где-то с года стали пробовать проводить тематические недели. Вот по этой ссылке можно посмотреть, как это у нас происходило в самом раннем возрасте http://yadi.sk/d/BMvPHltx4WizS Вообще, хочу подчеркнуть, что тематические недели — всего лишь один из вариантов организации занятий, в возрасте Вашего сына (и моего, кстати, тоже) — это больше палочка-выручалочка для мамы, удобный способ систематизировать занятия, оптимизировать подготовку к ним и т.д. И если Вы чувствуете, что до проведения ТН Вы еще «не созрели», — это совсем не повод не заниматься с ребенком. Особенно это касается творчества. Так называемые «творческие» занятия в этом возрасте в основном призваны познакомить малыша с разными материалами и фактурами, с разными способами выражения себя в окружающем мире. По большому счету, все, что делает сейчас ребенок — это творчество: построил башню из кубиков, скомкал листок бумаги (а Вы помогли ему в этом скомканном листке увидеть силуэт барашка или тучки), нарисовал «каляки-маляки» и т.д. Если же говорить об общепринятых творческих занятиях с ребенком, то в Вашем возрасте уже можно рисовать пальчиками и красками, рисовать отпечатками — из губки, овощей, любых подручных предметов, лепить (картинки-пластилинки — прижимаем пальчиком пластилиновые шарики, учимся размазывать пластилин, катать колбаску, расплющивать, отщипывать и т.д.), делать простейшие аппликации — бумажные, обрывные, насыпные и т.д. Примеры Вы тоже найдете по той ссылке, которую я Вам дала. Что касается проблемы «все во рту» — этот период просто надо пережить. Используйте безопасные материалы для творчества, заламинируйте книжки (например, разные пособия вроде «Школы семи гномов» я разбирала на странички и упаковывала в папку с файлами — если Ваш малыш очень настойчивый, можно для верности еще заклеить файлики сверху скотчем) и не уставайте повторять ребенку, что пластилин не для еды, а для того, чтобы делать шарики или червячка (например), если ребенок настойчиво тянет пластилин в рот — смените вид деятельности и вернитесь к лепке позже или через пару дней. Буду рада узнать о Ваших успехах. Например, Вы можете поделиться фотографиями первых творческих работ Вашего малыша в нашей группе ВКонтакте http://vk.com/album-48382232_171033877

Я бабушка очаровательного малыша. Он еще мал (ему будет 4 месяца) и пока с ним занимается в основном мама, но время идет быстро и мне бы тоже хотелось помочь им в развитии малыша. А что можно уже сейчас попробовать делать с таким маленьким ?  

Я очень рада, что в нашем Клубе Увлеченных Мам появилась еще одна Бабушка. Что можно делать с Вашим маленьким внучком для его гармоничного развития? Я бы рекомендовала Вам сосредоточиться на сенсорном и физическом развитии. Сенсорное развитие — постарайтесь обеспечить малышу обогащенную среду для развития всех органов восприятия (ну, разве что на вкус не стоит предлагать ничего, кроме маминого молочка) — а вот смотреть, нюхать, слушать и, особенно, трогать малышу можно и нужно как можно более разнообразные материалы. Давайте ему в ручки подержать предметы разной формы и из разного материала, берите его ручку и ей прикасайтесь, поглаживайте мех, махровое полотенце, шуршащий пакет, гладкое стекло и т.д. и обязательно проговаривайте все ощущения, которые в это время испытывает кроха. Физическое развитие — почаще устраивайте малышу воздушные ванны, выкладывайте на животик, стимулируйте ползание, делайте массаж и пассивную гимнастику, ежедневно занимайтесь на фитболе (если вдруг не знаете, это такой большой гимнастический мяч, его можно купить в детском или спортивном магазине), можно учить малыша плавать в большой ванне. Желаю Вашему внучку расти здоровым и умненьким, радовать родителей и, конечно, бабушку.

У Вас много интересного про развитие ребенка, но оно рассчитанное как с раннего детства развивать, а что делать когда уже 4, есть идеи. У меня дочка 4,4 она развитой ребенок, но разговаривает плохо, и все что Вы пишете, цвета, фигуры, цифры, это мы знаем, а дальше как развивать, то у меня не что каша, у голове бутерброд, от что Вы бы посоветовали?

Как Вы верно заметили, на сайте, в основном, представлены идеи для занятий с малышами до 3-4-х лет, хотя многие идеи будут интересны и детям постарше. Что касается самого подхода к организации занятий, не думаю, что он принципиально отличается. Это должно быть гармоничное развитие, охватывающее все возможные направления — речь и мелкая моторика, мышление, творчество, музыкальное, эстетическое, эмоционально-личностное, физическое развитие. В 4 года можно больше внимания уделить знакомству с буквами, элементарными математическими понятиями, обучению чтению. В этом возрасте оптимально начинать изучение иностранных языков, большинство спортивных секций (гимнастика, фигурное катание и т.п.) принимают малышей с этого возраста… Т.е. пространство возможностей развития существенно шире, чем у двухлетки. К сожалению, Вы не написали, в чем именно и насколько выражены проблемы с речью. В любом случае, рекомендую начать с посещения специалистов — невролога, логопеда, и строить дальнейший план действий, исходя из их экспертных заключений. Что касается общих рекомендаций, то опять же надо смотреть на суть проблемы. Маленький пассивный словарь — много читаем, рассказываем, разговариваем, играем в ролевые игры, загадывает загадки, поем песни и т.д. Страдает активная речь — стимулируем ребенка говорить, используя прием договаривания, рифмованные загадки и стихи, другие приёмы. Речь недостаточно чистая — делаем артикуляционную гимнастику, используем чистоговорки и скороговорки. Слабо развита связная речь — снова читаем, пересказываем, стимулируем сюжетно-ролевые игры, устраиваем домашние спектакли, в которых ребёнку отводится роль с достаточно сложным текстом и т.п. В целом, при трудностях с развитием речи, на ежедневной основе необходимы занятия на мелкую моторику, чтение, артикуляционные упражнения, упражнения на стимуляцию активной речи, и это не зависит от возраста, хотя, конечно, само содержание этих упражнений будет разным.

Сколько времени может удерживать внимание ребенок 1,5 года? Какое по времени занятие можно организовывать? Чем можно заниматься с детьми в таком возрасте? Рисование, конструктор, мячик. А лепка? 

Время удержания внимания нельзя однозначно указать — это зависит от темперамента ребенка, от типа предложенного занятия, от общего состояния ребенка (устал, хочет есть, спать, только что проснулся, только что покушал и т.п.), от того, какие занятия предшествовали ему и т.д. В среднем, можно ориентироваться на 3-5 минут. Важно другое — Вы должны быть готовы к тому, что ребенок не захочет выполнять занятие «до конца» и переориентироваться на процесс. Даже если вы полепите или порисуете 2 минуты вместо запланированных 5 — это уже хорошо. В следующий раз будет больше. И, в конце концов, дело совсем не в количестве.  В то же время, хорошо, если Вы будете иметь прозапас вариант развития событий на случай, если ребенок заинтересуется занятием. Например, Вы начали рисовать цветочки, видите, что интерес угасает — подсовываете пластилин и лепите серединки цветочкам или предлагаете слепить бабочку, гусеничку и дальше уже обыгрываете какой-то сюжет, стимулируете звукоподражания (как пчелка жужжит, как комар пищит) или переходите к подвижным играм (порхаете как бабочка по комнате, садитесь на цветочки — приседания, ползаете как гусеничка и т.д.). Занятия, которые Вы перечислили, можно дополнить стихами или песенками с движениями — примеры можно найти в моих сборниках готовых занятий (только не ждите, что ребенок сразу начнет за Вами повторять, понадобится достаточно много повторений), хорошо в этом возрасте идут Железновы — можно найти в видео и аудиоальбомах в нашей группе Вконтакте http://vk.com/club4mum Для развития мелкой моторики — пальчиковая гимнастика (сначала Вы показываете на своих руках, потом своими руками на руках ребенка, постепенно он начнет пробовать сам), различные игры с крупами и водой, сортеры, рамки-вкладыши, матрешка, нанизывание бус (макарон) на шнурок и т.п. Лепка — очень хорошее занятие для развития мелкой моторики, тактильной чувствительности и, конечно, творческого воображения. Учитесь катать и расплющивать шарики, катать колбаски, размазывать пластилин, делать на пластилине аппликации крупами, пуговицами, бусинками. Включайте музыку разных стилей и направлений, играйте на муз.инструментах (барабан, ложки, маракасы, можно попробовать ксилофон). Учитесь дуть — Вам в помощь дудочки, мыльные пузыри, губная гармошка. Это очень полезно для развития артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Множество других примеров занятий Вы найдете в наших отчетах о тематических неделях и в сборниках готовых занятий. Все это можно попробовать предложить малышу, если что-то пока не пойдет — всегда можно отложить и вернуться к занятию позже.

Не могу замотивировать дочку на занятия с внуком. Учусь сама,но сами понимаете- у меня ребенок бывает не регулярно,мне тяжеловато выстроить систему.Может,что подскажете? 

Мне очень приятно, что в нашем Клубе есть такие замечательные, увлеченные и неравнодушные бабушки, как Вы.  Ваши переживания по поводу того, что дочка не занимается с внуком, вполне понятны, особенно с учетом того, что Вы в свое время занимались с ребенком, видели результат и получали от этого удовольствие. К сожалению, замотивировать дочь на занятия с ребенком напрямую вряд ли возможно. Это тоже самое, что замотивировать другого человека похудеть, бросить курить и т.п. Для начала попробуйте разобраться, в чем причина — понаблюдайте за дочкой, аккуратно расспросите. Может быть, она не видит смысла в проведении занятий? Может быть, считает, что это удел педагогов и воспитателей, а не обычных мам? Может быть, ей кажется утомительной подготовка к занятиям? Может быть, она просто не знает, с чего начать? Может, не видит возможности выделить время на занятия с ребенком? Это только краткий перечень возможных причин.
После того, как Вы будете примерно представлять, каковы причины нежелания дочери заниматься развитием ребенка, Вы сможете продумать тактику дальнейших действий. Например, если дочери нужна помощь в подготовке к занятиям — Вы можете частично или полностью взять эту задачу на себя, составив план занятий и подобрав подходящие материалы (или воспользовавшись моими сборниками занятий :)). Если она не понимает, для чего нужны такие занятия и может ли их проводить каждая мама — дайте ей почитать интервью с обычными мамами из рубрики «обмен опытом» на моем сайте или подберите аналогичные мотивирующие и вдохновляющие материалы из журналов или с других сайтов. И, конечно, все это время не упускайте возможность позаниматься с ребенком, но никогда не упрекайте и не вините дочь в том, что она не делает того, что делаете Вы. Этим Вы можете только усилить ее нежелание заниматься с ребенком. Лучше постарайтесь мягко привлечь дочку к совместным занятиям с внуком — организуйте какие-то игры и занятия, в которых будет необходим третий участник и пригласите дочь. Кто знает, может быть довольное и счастливое лицо ребенка, с которым занимается мама, станет для нее самым лучшим мотиватором? Я очень на это надеюсь. Искренне желаю Вам удачи, а Вашей дочери — познать и эту грань счастливого материнства!

С какого возраста эффективней начать заниматься… у меня ребенок 9 мес. очень активный и хорошо физически развит, но что-то смотреть и делать он не хочет… Вот подскажите, стоит ждать когда он подрастет и ему маленько надоест самому изучать или стоит все таки начинать занятия и ему со временем понравится??

Ответ на вопрос, когда эффективней начать заниматься с ребенком, зависит от того, что именно Вы вкладываете в понятие «заниматься». В 9 месяцев внимание малыша еще очень неустойчиво, одним занятием его можно увлечь буквально на пару минут, и это при том, что занятия будут подобраны по возрасту и понятны ребенку. С моим сыном мы начали именно систематически «заниматься» примерно с этого возраста. В 9,5 месяцев мы начали ходить в центр развития и, в какой-то мере, на почве того, что мне было довольно лень туда ходить :), я начала придумывать и проводить подобные занятия дома. Вы пишите, что ребенок хорошо физически развит и активен — попробуйте вплетать разные элементы занятий в подвижные игры. Чем обычно занят ребенок в течение дня? Проанализируйте эти занятия на предмет охвата разных областей развития (физическое, творческое, музыкальное и эстетическое развитие, речь, мышление, мелкая моторика и т.д.) и попробуйте добавить то, чего не хватает, но ненавязчиво, в игровой форме и по несколько минут в день. Самое главное — будьте внимательны к ребенку и не настаивайте на занятиях, которые ему не по душе.

Купили сыну (11 мес.) пальчиковые краски, ему очень они нравятся, дошло до истерики, когда я стала их отбирать у него, т.к. он запускал все свои пальчики в баночки с краской. Ему больше понравилось в баночках копаться, а не рисовать… Может ему еще рано давать краски?

Ребенку нужно изучить, что это за субстанция такая, помять ее в руках, понюхать, попробовать на вкус. В любом возрасте ребенок этот этап все равно будет проходить. Просто дайте ему время на это, а потом постепенно привлекайте его внимание к отпечаткам и следам, которые остаются на бумаге. Показывайте, какие разные следы оставляет пальчик, ладошка и кулачок. Показывайте, что будет, если смешать разные цвета и т.д. Кстати, для первого знакомства достаточно 2-х цветов. Когда с ними освоится, можно добавлять постепенно новые баночки. А вот отбирать краски нежелательно. Попробуйте порисовать в ванной, чтобы масштабы бедствия были не такими серьезными. Можно сделать краски из пены для бритья. Возьмите баночки от йогуртов/творожков, или формочку силиконовую для маленьких кексов, наполните это все пеной для бритья и добавьте чуть-чуть гуаши или любого другого красителя. Все! Можно на стенах рисовать пальчиками, можно кисточку выдать — смывается все обычной водой.

Моей малышке почти 7 месяцев. Мы уже неплохо самостоятельно сидим, хорошо держим игрушки. Какими развивающими играми можно уже заниматься?

Малыши в этом возрасте еще неспособны к длительной концентрации внимания, поэтому пробуйте всего понемногу. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики давайте возможность ощупывать предметы из различных материалов. Можете попробовать познакомиться с крупами (под Вашим пристальным наблюдением) — например, насыпьте на поднос детского стульчика манку и покажите, как можно на ней рисовать. Или наклейте предварительно на столик яркие картинки, а малыш пусть пальчиками разгребает крупу, ищет (с Вашей помощью, конечно).  Включайте музыку — детские песенки, классические композиции. В этом возрасте детки обычно очень живо реагируют на игру «Ку-Ку!», прячьтесь сами, прячьте и находите игрушки. Познакомьте ребеночка с пальчиковыми красками и домашним пластилином. Рецепты их приготовления есть на сайте. С красками, если ребенок не протестует, когда вы берете его руки в свои, берите и его пальчик макайте в краску и ставьте отпечатки на листе бумаги, можете сказать, что это зайка прыгает прыг-скок и т.д. А потом уже пусть самостоятельно пробует рисовать, как захочет. От пластилина учите отщипывать кусочки и расплющивать шарики (которые вы предварительно скатываете) — на это множество простейших заданий можно дать — точки на мухоморе, точки на божьей коровке, ягодки винограда, семечки подсолнуха и т.д. Выбирайте то, что понятно и знакомо Вашему ребенку. Сначала сажайте ребенка на колени к себе и его рукой делайте. И эмоционально это все комментируйте и хвалите. Регулярно делайте пальчиковую гимнастику, рассматривайте картинки в книжках или карточки, учите ребенка узнавать предметы на изображениях. Занимайтесь по чуть-чуть, но регулярно, и результат не заставит себя ждать!

Сыну 3,6 года, 2 месяца ходим в школу раннего развития, вначале нравилось, а последние 2 занятия прячется под стулья и ничего не делает, говорит, что стесняется преподавателя, и о школе ничего слушать не хочет….

Всякое поведение ребенка (а тем более такие значительные перемены в нем) имеет под собой определенные причины. И прежде, чем предпринимать какие-то действия, следует попытаться эти причины выяснить. Постарайтесь вспомнить занятия, которые предшествовали изменению поведения Вашего малыша. Может быть, его что-то напугало в поведении преподавателя? Может быть, ребенок что-то сказал или сделал не так, а преподаватель над этим подшутила, и ребенок почувствовал неловкость? Попробуйте договориться с воспитательницей о проведении индивидуального занятия с Вашим сыном – будет ли ребенок по-прежнему ее «стесняться»? Также рекомендую Вам проиграть ситуацию посещения школы раннего развития дома с игрушками. Понаблюдайте за своим ребенком во время таких игр. Что именно он говорит и делает? Возможно, Вам удастся определить проблемную зону и проработать ее в рамках игры. Меня в описании ситуации несколько удивил тот факт, что ребенок прячется под стульями, а не ищет защиты у Вас. Проанализируйте также и свое поведение – не ругаете, не осуждаете ли Вы сына за то, что он смущается или побаивается преподавателя? Делать этого ни в коем случае не следует. Наоборот, Ваша задача – быть рядом с сыном, чтобы он мог почувствовать Вашу поддержку и чувствовал себя в безопасности в окружении других детей и взрослых.

Мой внук (2 г 10 мес.) робеет при посещении музея и тетра, хочет уйти оттуда. Что можо предпринять?

Ваши волнения по поводу поведения Вашего внука в музее (театре) кажутся мне преждевременными. Это совершенно нормальная реакция для ребенка его возраста. Лично я придерживаюсь мнения, что начинать посещать с ребенком музеи, выставки и театры не следует раньше 3,5-4-х лет. Именно в этом возрасте ребенок способен не только рассматривать музейные экспонаты, но и понимать объяснения взрослого и выражать собственные ощущения от увиденного. В раннем возрасте мне кажется более логичным ограничить знакомство ребенка с прекрасным рассматриванием репродукций, просмотром презентаций, домашним кукольным театром и т.п. Если Вы все-таки видите необходимость раннего приобщения Вашего внука к искусству именно в формате посещения музеев и театров, уделите чуть больше внимание этапу подготовки. Выбирая музей или театральную постановку, присмотритесь к предпочтениям и склонностям Вашего малыша. Подумайте, какая экспозиция будет ему наиболее интересна. Перед походом в музей дома расскажите внуку о том, что такое музей, зачем вы туда пойдете и что будете там делать. Можно (и очень рекомендую) проиграть ситуацию посещения музея или театра в игре с куклами. Так Вы сможете ненавязчиво познакомить ребенка с правилами поведения в культурных заведениях и, возможно, проясните для себя, что именно пугает, смущает или отталкивает Вашего внука в этой ситуации. Во время посещения музея не затягивайте Ваш визит, для одного раза достаточно познакомиться с несколькими экспонатами музея или одним залом в картинной галерее. Выбирая спектакль, также ориентируйтесь на время, которое Ваш внук в состоянии высидеть на одном месте, сохраняя необходимый уровень внимания.

Мой ребенок (1 г 10 мес.) ест карандаши. Что делать?

Возможно, в более раннем возрасте Вы запрещали ребенку тянуть в рот материалы для творчества, поэтому теперь он пользуется возможностью познакомиться с карандашами поближе. В любом случае, ребенку нужно пройти этот этап. Если он начал с рисования, то сейчас ему нужно попробовать на вкус. Другие дети, наоборот, начинают с пробы на вкус, а уже потом переходят к общепринятому способу использования карандашей и красок. Попробуйте воспользоваться рецептами безопасных пальчиковых красок и других самодельных материалов для творчества, близкое знакомство с которыми не пойдет во вред ребенку. Конечно, Вы можете просто убрать карандаши на время, но нет гарантии, что когда Вы их снова достанете, ребенок перестанет их грызть. Лучше дать ему возможность удовлетворить свое любопытство и самому убедиться в том, что есть карандаши невкусно и неинтересно, а гораздо интереснее ими рисовать.

Сколько разновидностей занятий в день можно проводить?

Сколько сможете. Когда Вы составляете план занятий на день, внесите в него занятия на все сферы развития ребенка: развитие речи и мелкой моторики, физическое развитие и развитие логики, творческое, музыкальное и эстетическое развитие и т.д. Если у Вас получится выполнить все запланированные занятия – значит, вы можете быть уверены, что Ваш ребенок развивается комплексно. Следите за тем, чтобы занятия, направленные на развитие разных сфер личности ребенка, чередовались, были интересны ребенку и не вызывали его утомления. Также обязательно оставляйте время для самостоятельных игр.

Во время наших занятий я почти все делаю сама. Как научить ребенка самому лепить, клеить и т.д.?

Вы можете попробовать брать руку ребенка в свою и его рукой выполнять задание – надевать колечки на пирамидку, катать колбаски из пластилина и т.д. Если ребенок вырывает руку, тогда возьмите 2 одинаковых шаблона для творчества или 2 пирамидки и выполняйте задание на глазах ребенка. Ни в коем случае не заставляйте малыша выполнять задание, если он отказывается, и не пытайтесь действовать его рукой, если он протестует, — этим Вы только усугубите ситуацию и можете сформировать у ребенка устойчивую неприязнь к каким бы то ни было занятиям.

В каком возрасте можно давать ребенку пластилин?

Если Вы сделаете пластилин самостоятельно, можете давать его даже 3-х-месячному ребенку, чтобы он просто его помял и получил новый сенсорный опыт. Непосредственно для лепки попробуйте использовать пластилин, когда ребенок будет самостоятельно сидеть.

Мой ребенок (11 месяцев) занимается с пластилином максимум 5 минут, а потом начинает его тянуть в рот. Что делать?

Для ребенка до года сосредоточение на одном занятии в течение 5 минут говорит о том, что занятие ему очень интересно. Если Вы видите, что интерес к занятию начал угасать, самое лучшее, что Вы можете сделать, – быстро переключить внимание ребенка на другой тип занятия. Хорошо, если после спокойных занятий будут подвижные игры, зарядка в стихах или прогулка.

Мы регулярно занимаемся с ребенком изучением букв, но он все равно их путает и не запоминает. Что делать?

Подберите другие занятия для изучения букв. Может быть, используемые Вами занятия неэффективны для Вашего ребенка, потому что не подходят ему по типу восприятия. Попробуйте также на время прекратить занятия буквами и подождите — возможно, знания должны просто улечься в голове, переработаться мозгом ребенка, и через некоторое время он Вас порадует своими знаниями.

В каком возрасте стоит начинать изучение иностранного языка? Как быть, если ребенок растет в двуязычной среде?

По моему мнению, вводить иностранный язык следует не раньше, чем  ребенок овладеет родным языком – то есть научится понимать сложные предложения и сам будет говорить фразами. Обычно это происходит в возрасте 2,5-3 года. Если же ребенок растет в двуязычной среде, самый лучший вариант – это использование разных языков в разных ситуациях или в разное время. Например, мама может говорить всегда на одном языке, а папа на другом, или дома всегда говорите на одном языке, а вне дома – на другом, или во время купания, завтрака и прогулки говорите на одном языке, в остальное время – на другом. Такое разделение позволит ребенку не путаться и быстрее и эффективнее усваивать оба языка.

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...