Арт-мастерская: предварительное задание №1

Арт-мастерскаяКак вы уже знаете, в сентябре откроет свои виртуальные двери арт-мастерская для маленьких и больших любителей творчества. Для того чтобы занятия в нашей арт-мастерской проходили радостно и легко и ничто не мешало вам и вашим малышам полностью погрузиться в творческий процесс, предлагаю заранее и неспешно провести небольшую подготовительную работу.

Я подготовила для вас несколько предварительных заданий, выполняя которые, вы прекрасно подготовитесь к занятиям в нашей арт-мастерской.

Сегодня первое задание, и оно будет касаться организации места и времени для занятий.

Место для творческих занятий

Начнем с места. Каким должно быть место для творческих занятий с малышом? Я выделяю 3 важных критерия:

  • Удобство
  • Функциональность
  • Красота

А теперь подробнее о каждом из критериев.

Удобство рабочего места означает, что имеется подходящая для занятий рабочая поверхность – стол, столешница, мольберт, пол и т.д. Организована определенная система для хранения материалов для творчества, и все это удобно и быстро может быть подготовлено для занятий ребенком — самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.

Функциональность означает, что пространство легко модифицируется в зависимости от вида творчества, количества участников процесса, а главное – последствия творчества легко и быстро убираются.

Красота означает, что вам и ребенку нравится находиться в этом пространстве, вы испытываете энергетический подъем, вдохновение, вам нравится то, что вы видите вокруг себя.

Прямо сейчас проверьте свое пространство на предмет соблюдения указанных критериев. А может быть, вы дополните этот список другими критериями, которые важны именно для вас? Это только приветствуется.

Список шагов по подготовке места для творческих занятий

Затем составьте список конкретных действий-шагов, которые вам следует предпринять для того, чтобы приблизить ваш творческий уголок к идеальной картинке. Например, это могут быть такие действия:

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

  • передвинуть детский столик ближе к окну, чтобы источник освещения находился спереди или слева;
  • купить или сшить и повесить рядом со столиком органайзер для творческих принадлежностей;
  • закрепить на столе или полочке рядом со столиком настольный органайзер для карандашей и фломастеров (возможно, сделать карандашницы своими руками и привлечь ребенка к их декорированию);
  • покрасить часть стены рядом с рабочим столом грифельной краской (для рисования мелками);
  • разместить на стене в творческом уголке репродукции картин и т.д.

Теперь определите сроки выполнения описанных действий и приступайте, не откладывая в долгий ящик.

Время для творческих занятий

Перейдем ко времени занятий. Здесь могут быть разные варианты. Кто-то считает, что невозможно творить по расписанию. Но я уверена, муза чаще приходит туда, где ее прихода ожидают. Также и творческие занятия с детьми наверняка станут более частыми и разнообразными, если вы выделите для них специальное время. Это совсем не означает, что занятия творчеством нужно превращать в «обязаловку», усаживая ребенка за рисование или лепку, потому что «пора».

Если вы грамотно организовали пространство творческого уголка, то любой творческий порыв крохи не застанет вас врасплох. В то же время специально выделенное время для занятий помогает сделать занятия регулярными, ожидаемыми и любимыми. Не забывайте, дети любят предсказуемость. Пусть время занятий будет таким предсказуемым элементом, а вот что именно и как именно вы будете творить – этим вы легко сможете каждый раз удивлять своего кроху, присоединившись к нашей Арт-мастерской.

Выбор оптимального времени для творческих занятий

Как же выбрать оптимальное время для занятий творчеством? Здесь все очень индивидуально. Пожалуй, самых общих рекомендаций, которые я могу дать, всего две:

1. Предпочтительно проводить творческие занятия в светлое время суток, лучше в первой половине дня. Если это невозможно (например, если ребенок посещает детский сад), позаботьтесь о дополнительном источнике света на время ваших занятий.

2. Имейте определенное «буферное» время, планируя творческие «уроки». Понятно, что внимание малыша очень неустойчивое, и, вполне вероятно, что ваши занятия поначалу будут ограничиваться буквально несколькими минутами. Тем не менее, будет ошибкой, если вам придется сворачивать занятие и прерывать увлекшегося творчеством кроху лишь потому, что уже пришло время обедать, идти на прогулку или в садик за старшим ребенком.

Более подробно об организации творческих занятий с детьми мы поговорим в рамках Арт-мастерской, а пока в течение пары недель понаблюдайте:

  • как реагирует ваш малыш на творческие занятия – возбуждается или, наоборот, успокаивается.
  • в какое время дня и после каких игр и занятий ребенок с большим интересом откликается на предложения заняться творчеством.

Затем обобщите свои наблюдения и выберите наиболее подходящее время для занятий. Отметьте его в своем недельном плане занятий или ежедневнике. Попробуйте придерживаться этого плана в оставшееся до начала наших занятий время, чтобы убедиться, что это время, действительно, удобно и для вас, и для крохи.

Подытожу первое предварительное задание:

  1. Определитесь с критериями организации творческого уголка для вашего ребенка и оцените по этим критериям имеющееся пространство. Наметьте необходимые действия по преобразованию творческого пространства и начните их выполнять.
  2. В комментариях укажите, какие действия вы уже предприняли или собираетесь предпринять в направлении организации места для творческих занятий.
  3. Определите оптимальное время для занятий творчеством в течение дня, ориентируясь на описанные рекомендации и ваши собственные наблюдения за ребенком.
  4. В комментариях напишите, какое время для занятий вы выбрали и почему.

Занимайте места в Арт- мастерской, чтобы первыми узнать о начале продаж и присоединиться к группе по минимальной цене!

Хочу-присоединиться к Арт-мастерской

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Надежда З.

    Надо сшить органайзер для творческих принадлежностей. Срок — до 1 сентября.Будет он висеть в спальне, где ребенок спит, но занимаемся мы с ним в основном на кухне, поэтому органайзер должен быть «переносным». Заниматься мне удается с сыном после сна, т.к. в первую половину дня я занимаюсь домашними делами. Хотя с учебного года, надо начинать заниматься в первую половину дня, т.к. во вторую — надо будет проверять уроки у старших детей.

  2. Светлана

    1. Место для творчества у нас давно определено. Когда дочке было 2 года купили детские пластмассовые стол и стульчик. Обычно они стоят в комнате у окна, но при необходимости можно легко перенести в любое место. Если нам нужно больше места, то тогда располагаемся за кухонным столом.

    2. Весной, в ходе «операции» по расхламлению детской освободила в тумбочке одну полку и там теперь хранятся карандаши, краски, пластилин, детские ножницы и т.д. Оказалось очень удобно. Теперь мне не нужно искать где карандаши, или краски. Всё в одном месте. И дочка, если захочет «потворить», сама может взять, что ей нужно.

    У нас длинный и узкий коридор, одна стена которого 3,5 метра. На этой стене мы разместили выставку работ. На два гвоздика натянули верёвку и при помощи детских прищепок вешаем свои работы.

    Хочется дополнить каким-нибудь органайзером, чтоб сложить в него материалы, которые нужны нам в данный момент. Пока не определилась. Возможно, какая-нибудь коробочка.
    Ещё надо выделить место для поделок. Их на верёвочку не повесишь.

    3. Дочка ходит в садик, поэтому обычно занимаемся творчеством по выходным, во второй половине дня. Но иногда можем и после садика «потворить».

  3. Наталья

    Здравствуйте, Марина.
    По всем критериям мы готовы к занятиям. Детский уголок для творчества у нас хорошо освещен, есть место для хранения материалов и поделок.
    По времени нам подходит вечер, потому, что я работаю, а ребенок ходит в детский сад. В выходные можно и с утра попробовать.

  4. Олеся

    А у нас творчество в пролете пока(( очень очень жаль, но нет места для творчества( никак не приткнемся с лепкой, рисованием(( перестановки все верчу кручу, но никак не устроимся( все неудобно, либо сидеть, либо раскладывать, доставать- убирать. Есть столик со стульчиком детские, но ставить посередине комнаты и заниматься творчеством не вариант, так как это все таки будет занимать продолжительное время, а то и с перерывами, если столик не убирать — негде пройти(( голова болит, где нам место организовать( самый первый и главный аргумент НЕучастия в этом проекте( эх

    1. Марина Суздалева

      Олеся, как говорится, у желания найдется 1000 возможностей, у нежелания — 1000 причин. Не буду уговаривать участвовать в проекте, хотя в групповом «мозговом штурме» решение твоей проблемы найдется очень быстро, в этом я не сомневаюсь. Но хочу уговорить заниматься творчеством. Попробуй провести мозговой штурм сама с собой. Сначала прими как факт, что тебе во что бы то ни стало нужно как-то организовать творческие занятия, представь, что это просто не обсуждается и все. А потом бери лист бумаги и исходя из этого факта пиши варианты (сначала без критики) — чем больше, тем лучше. Около 100 будет достаточно. Через денек-другой садишься со своим списком и вычеркиваешь самые дурацкие идеи. Из остальных выбираешь 10 самых манящих и начинаешь пробовать. Будет просто отлично, если поделишься с нами результатами.

  5. Светлана Мельникова

    Доброго дня!
    Сразу поделюсь, что этим летом я многое преобразовала в комнате своего сынишки Глеба (ему сейчас 4,5 года) и начала с разграничения пространства для творчества и занятий по подготовке к школе. В его комнате теперь два стола и два высоких стеллажа:
    1. возле окна деревянный столик для занятий, за которым мы будем готовить руку к письму и выполнять различные книжные задания, и рядышком стеллаж для хранения соответствующих материалов для занятий, развивающих игр и канцелярских принадлежностей. Также на стене рядом со столом висит небольшая магнитная доска для каких-то важных записей, планов, шпаргалок и т.п.;
    2. вдоль стены поставили пластиковый широкий стол для творчества, к которому есть подход с трёх сторон, а если творить будем в большой компании, то его можно просто выдвинуть на середину комнаты и комфортно заниматься. Также рядом с ним вдоль стены установлен второй стеллаж для хранения материалов для творчества.
    Что касается критериев удобства, функциональности и красоты, то старалась учесть эти моменты, когда планировала организацию свободного пространства детской комнаты. Рабочая поверхность стола для творчества удобна в плане лёгкости в уборке, без проблем модифицируется, кроме того, у неё съёмная столешница, а внутри два глубоких отделения, которые также можно использовать для хранения как материалов, так и поделок. Именно над подготовкой системы хранения мне и осталось поработать, когда мы вернёмся в городской ритм жизни. Поставила себе сроки — до первой декады сентября. Одна из серьёзных задумок — укрепить на стене в зоне творческого уголка большую доску из металла, пробкового покрытия или просто магнитную доску для вывешивания наших творческих работ, планов, идей и т.д.
    Время для занятий у нас остаётся только вечернее после садика и прогулки, на выходных, конечно же, будем творить в светлое время суток.

  6. Мария

    Вот и нашлось применение всяким штукам из икеи, купленным про запас. Спасибо, Мария)))
    Критерии: функциональность!!!
    У нас есть место для творчества — стол и стул детские, но у малыша шило сами знаете где))) Сидя за своим столиком он отодвигает стол (специально) и не может усидеть на стуле. Часто занимаемся на кухне, в стульчике для кормления, но на кухне не удобно мне- там много приходиться убирать, может быть что-н. посоветуете?
    Время — после сна, до прогулки

    1. Марина Суздалева

      Я — Марина. Малыши на самом деле не настолько усидчивы, как нам бы этого хотелось. В свое время мне, наоборот, нравилось заниматься именно на кухне, потому что убрать крупу, пластилин, краски с пола и стен на кухне гораздо проще, чем сделать это в комнате, где белые обои и светлый ковер :) Но вполне возможно, что у вас все иначе организовано. Можно попробовать творить на полу, переставить стол в другое место, позволить малышу самому выбрать себе стул или какие-то еще приспособления для творчества, и, конечно, не пытаться его «усаживать» за это все.

  7. Наталия

    Добрый день!Мы занимаемся рисованием у мамы на коленях за большим обеденным столом в гостинной (накидываю на стол клеенку). Лепкой — в стуле для кормления тоже в гостинной, я в это время сижу за столом рядом. Стоит ли покупать детский столик и стульчик (ребенку 10 месяцев)? Если ребенок сидит за столиком маленьким, то где сидит мама?

    Вообще, пространство для творчества не организовано совсем, и даже не знаю, с чего начать. Наверное, сначала нужно 1) улучшить освещение в комнатах (света мало и днем, и вечером), 2)найти коробку, папки, полку для хранения материалов 3) купить детский столик и стульчики.
    Время — между завтраком и первым дневным сном — приблизительно с 10 до 12 утра, или после сна с 14 до 15. Можно в парке на прогулке с 18 до 20.

  8. Ольга

    Здравствуйте, Марина!
    Критерии организации творческого уголка для ребенка у нас следующие: 1. Функциональность, запланировала себе сшить удобный органайзер для хранения материалов для творчества ( спасибо вам за идею) + освободить еще один ящик в письменном столе ( для взрослых) для доченьки, а еще нужно нам разложить удобно все книги, ( собрать нашу полочку, хранящуюся в кладовке) чтобы доченька доставала книги не из большой кучи, наваленной не понятно как, а удобно выбирала и доставала. Дел, конечно, много, но для меня это в радость.
    Следующий критерий — красота, давно уже хотела связать ребенку карандашницу, а вернее обвязать нашу, но все как то откладывала это дело, но так как сейчас настало время взяться за организацию творческого уголка- возьмусь за дело.
    Начать думаю с карандашницы и органайзера прямо с завтрешнего дня!
    Оптимальное время для наших занятий -до обеденного сна, хотя ребенок у нас заниматься очень и очень любит, и, зачастую, после сна говорит мне » Мама, давай позанимаемся», поэтому занимаемся мы всегда, и утром, и вечером (если откладывается прогулка).
    Прислушавшись к вашему совету по поводу планирования занятий заранее, мы с дочей стали очень много успевать сделать ( что не мешает мне заниматься и домашними делами), и при подготовке мне удается придумывать все новое и новое, что очень нравится моему маленькому творцу. Спасибо, вам, Марина!

  9. Марина Григорьева

    Добрый день! Место на кухне в детском стульчике, уголок в зале 2 стола + стульчик, рядом находится тумба, где хранятся все принадлежности. Любим рисовать на полу фломастерами лежа, сидя. Рядом стоит мольберт 2 стороны мел/маркер. С освещением проблем нет (верхний, либо лампа, если пасмурно). Время проведения до обеда, возможно после сна (взависимости во сколько уснула-проснулась), в вечернее время (если не идем гулять). Часто сама садится рисовать, а я уже предлагаю чем и все остальное. Работы складываю в тумбу. Есть в планах задумка вывешивать в детской комнате на всю стену, прикреплять к обям (все равно уже разрисованы). В планах купить массу для лепки или самой сделать по вашему рецепту

  10. Мария

    Очень хотелось бы увидеть фото, как мамочки организовали места для творчества! Марина, а вы ваше пространство не покажете? Так охота загореться идеей и сделать)))

    1. Марина Суздалева

      Коротенькое видео о нашем местечке для творчества есть на нашем канале на Youtube

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...