Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастикаМамы, всерьез занимающиеся развитием речевых навыков своих детей, знают, что формирование и становление речи во многом обусловлено уровнем развития мышц артикуляционного аппарата. В логопедической практике существуют специальные комплексы упражнений, направленные на тренировку мышц, входящих в артикуляционный аппарат, а именно губ, языка, щек, челюстей, неба и т.д. Такие комплексы упражнений получили название артикуляционная гимнастика.

Помимо тренировки и укрепления мышц артикуляционного аппарата, в ходе данной гимнастики отрабатываются необходимые компоненты составляющих артикуляции звука, тем самым происходит коррекция неправильного произношения.

Когда и как делать артикуляционную гимнастику

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с детками в возрасте примерно от 2-х лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения, а в более старшем возрасте для корректировки уже имеющихся нарушений.

Важное условие эффективности логопедической гимнастики – регулярность. Лучше всего проводить короткие упражнения для губ и язычка несколько раз в день буквально по несколько минут. Желательно делать это перед зеркалом, обращая особое внимание на соблюдение техники выполнения упражнений. Во время выполнения движений артикуляционной гимнастики не следует излишне напрягать мышцы артикуляционного аппарата и сопровождать упражнения лишними движениями. Важна плавность и четкая координация движений губ, языка и других органов артикуляции.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, Вы можете вместе:

  • надувать щеки как хомячки
  • вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки
  • фыркать как лошадка и т.д.

Игровые упражнения для артикуляционной гимнастики

Ниже приведены некоторые упражнения, рекомендованные для профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения:

• Варенье

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широким передним крем языка нужно облизать верхнюю губу (язык двигается сверху вниз), затем язык втянуть в рот, к центру неба.

Внимание! При втягивании боковые края языка скользят по зубам, кончик языка поднят. Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы.

• Качели

Рот открыт. Губы — в улыбке. Широким языком выполнять следующие движения:

— поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе;

— вставить между верхними зубами и губой, потом между нижними зубами и губой;

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны.

• Пирожок

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть широкий язык, подняв его боковые края вверх (при этом посередине языка образуется продольная впадина). Удерживать такое положение языка на счет от 1 до 5.

Внимание! Губы неподвижны.

• Снежинки

Губы растянуты в улыбке. Удерживая широкий кончик языка на нижней губе сдувать ватку или перышко.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Внимание! Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Щеки не надуваются, струя воздуха узкая, идет по средней линии языка.

• Чистим зубки

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке, зубы видны. «Чистим» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения из стороны в сторону, затем сверху вниз.

Внимание! Губы неподвижны. Язык движется у десен, а не скользит по верхнему краю зубов.

• Маляр

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. «Рисовать» на небе широким кончиком языка, делая движения назад — вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Внимание! Язык не сужается, доходит до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывается изо рта, губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

• Достань язычком до кончика носа

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широкий язык поднимать к носу, одновременно прижимая его к верхней губе.

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны.

• Фокусник

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. На кончик носа положить ватку. Сдувать ее, удерживая язык в положении — боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки языка прогибается вниз.

Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы, ватка летит вверх.

Выполняйте по 2-3 упражнения из предложенного комплекса артикуляционной гимнастики несколько раз в день.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в этом видео:

Вам также может быть интересно:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей.

А Вашему малышу нравится делать зарядку для язычка? Поделитесь в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Развитие речи

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Я Ольга.

    Мне 60 лет. Хочу открыть при нашем ТСЖ студию ритмики. Получается только на бесплатной основе. Я детский композитор. Могу ли чем-нибудь поделиться, быть полезной? Мне интересны игры для группы детей от 3-6 лет.

    1. Марина Суздалева

      Здравствуйте, Ольга! Наши занятия рассчитаны на игры дома с детьми и довольно далеки от ритмики. Здесь вы можете познакомиться с нашими материалами подробнее http://razvivash-ka.ru/wppage/katalog/
      Если вы хотите чем-то поделиться с нашими увлеченными мамами (и бабушками, которые тоже есть в нашем Клубе), вы можете написать мне на marina@razvivash-ka.ru, обсудим возможные варианты

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...