Чем занять ребенка осенью (моя статья в журнале «Лиза. Мой ребенок»)

Чем занять ребенка осеньюВ октябрьском номере журнала «Лиза. Мой ребенок» вышла моя статья «Перехитрим непогоду» о том, как нескучно гулять и играть с детьми на холодных осенних прогулках. По согласованию с редакцией публикую текст статьи. Ну а любителей печатного слова приглашаю на стр.90 журнала.

Наступает осень, а значит, прогулки с детьми становятся непродолжительными. Сырость и грязь, дождь и холодный ветер, раннее наступление темноты все чаще заставляют нас остаться дома, но дома ведь тоже нужно придумывать что-то интересное! Как использовать короткое время осенних прогулок для пользы и развития ребенка и чем заняться дома в особенно непогожие дни?

 

Для начала разберемся, как перехитрить осеннюю промозглую погоду.

Осенняя экипировка. После жаркого лета нам, взрослым, не хочется кутаться в кофты, шапки и шарфы, и ребенка тоже можно понять. Сегодня есть возможность подобрать и себе, и крохе легкую, не сковывающую движений, практичную одежду для осенних прогулок из современных материалов. Одно замечание – если покупка такой одежды будет серьезным испытанием для вашего бюджета, эффект для прогулки может быть обратным, ведь вы вряд ли сможете спокойно наблюдать, как ребенок проверяет новый костюм на влагостойкость в самой глубокой луже. Чтобы не лишать малыша радостей осенней прогулки, остановитесь на приемлемых по цене вариантах или рассмотрите возможность покупки б/у одежды.

Согреваемся. Планируя прогулку, продумайте возможность чередования подвижных игр с менее подвижными. Если планируете длительную прогулку, запаситесь термосом с ароматным чаем. Если погода совсем не располагает к прогулкам, можно гулять и играть «короткими перебежками», например, по пути в гости или в магазин.

К прогулке — готовы. Конечно, гулять можно практически в любую погоду, но приятнее ловить редкие лучи осеннего солнышка или хотя бы выбирать для прогулки сухие безветренные деньки. Как их выбирать, когда прогнозы погоды редко совпадают с реальностью? Следите за погодой за окном и будьте готовы выйти «по первому требованию». Будьте легкими на подъем, держите собранным ваш прогулочный рюкзачок и гибко изменяйте режим прогулок в зависимости от капризов погоды. Не лишним также будет всегда иметь про запас несколько вариантов на случай внезапной смены погоды (поездка в музей, приглашение гостей, интересные занятия дома).

Осенний полумрак. На первый взгляд, раннее наступление темноты – препятствие для прогулок, но задумайтесь — даже самая обычная прогулка на площадке, если она проходит в полумраке или даже темноте, подарит ребенку новые ощущения и впечатления. Можно организовать интересные игры: что-нибудь угадывать на ощупь, придумывать, на что похожи очертания теней деревьев, устраивать теневой театр, гулять с фонариком и т.д.

Осенний прогулочный рюкзачок. Сделать осеннюю прогулку интересной и необычной поможет мамина фантазия и … прогулочный рюкзачок. Вот, что можно в него положить:

— блокнот и фломастеры для того, чтобы можно было отмечать что-то интересное, зарисовывать то, что привлекло внимание ребенка, записывать его вопросы, на которые вы пообещали найти ответ дома и т.д.;

— что-то, что можно приклеивать (к ребенку, к скамейке, к стене): наклейки, ценники и т.д.

— нитки;

— полиэтиленовые пакеты;

— фотоаппарат;

— термос с чаем и перекус, если есть такая необходимость;

— влажные салфетки.

Вы можете составить свой список того, что вам интересно было бы взять с собой на прогулку. Ведь часто бывает, что вы идете по улице, видите, например, шишки под елкой и думаете: «Эх, можно было бы прямо сейчас сделать гирлянду, если бы с собой были нитки». Вспомните такие моменты и положите необходимый реквизит в ваш прогулочный рюкзачок. Только не стоит заполнять рюкзачок до отказа всем тем, что вы используете для игр дома, — любой реквизит из него должен использоваться многофункционально, в разных играх.

Обойти стереотипы. Если вы хотите превратить обычную прогулку в необычную, если вы чувствуете, что ребенку стало скучно гулять, да и вам самой скучно, попробуйте иногда отходить от своих шаблонов — пойти гулять в необычное время, найти непривычный маршрут, взять игрушки, которые вы никогда не выносили за порог дома. Попробуйте перенести на улицу те занятия, которые вы всегда проводите дома, — танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование красками… Понятно, что первая мысль «Ну уж нет, как же мы будем осенью рисовать красками на улице, там же лужи, ребенок весь перемажется и т.д.». Но допустите эту мысль и подумайте, как это можно организовать. Налейте красочную воду в бутылку и рисуйте из нее на асфальте или раскрашивайте только что построенный вами песочный городок. Пытайтесь обойти стереотипы, которые есть в вашей голове.

 

Чем заняться с детьми на осенней прогулке

 

Развитие мышления и речи

— Наблюдайте за всем происходящим, за природой. Осенью это особенно актуально, так как природа меняется постоянно. Можно предложить ребенку вести дневник наблюдений — фотографировать, зарисовывать, делать заметки и просто обсуждать. Например, если вы каждый день проходите мимо одного и того же дерева, можно наблюдать, как оно меняет свой цвет, сбрасывает листья, готовится к зиме. Можно наблюдать за погодой и за людьми, обращая внимание ребенка на то, как меняется одежда людей, как они начинают быстрее передвигаться (и становятся все более хмурыми), потому что на улице становится холоднее. Стимулируйте ребенка к самостоятельным рассуждениям о том, почему так происходит.

— Организуйте фотоохоту. Дайте ребенку фотоаппарат или фотографируйте вместе. Придумайте, на что именно вы будете сегодня «охотиться». Можно давать задания прямо по ходу прогулки, а можно заранее все обозначить, например, найти картинки или нарисовать то, что можно будет сфотографировать на прогулке — шишку в руках, скамейку, на которую прилип листочек, и т.д.

— «Находилки». Сейчас в магазинах продаются замечательные книжечки с «находилками». Но вы можете распечатать или нарисовать их самостоятельно, зная, что вам может попасться во время прогулки — камень необычной формы, листок необычного цвета, человек в зеленой шапке… Ребенок должен найти и отметить все это на листе «находилки».

— Математические игры с использованием осенних природных материалов. Это могут быть «крестики-нолики» с шишками и камушками в роли крестиков и ноликов. Можно написать цифры в квадратиках мелом, и попросить ребенка положить в каждый квадратик соответствующее количество листочков или каштанов. Сравнивайте природные материалы по размеру, по форме, по оттенку, составляйте их них последовательности.

— Истории. На прогулке можно сочинять разные истории, например, о том, куда улетают птицы, когда они вернутся, почему они от нас улетают, почему листочки опадают, почему до сих пор не выпал снег. Отталкивайтесь от интересов ребенка и от тех вопросов, которые он вам задает. Не спешите дать ему готовый ответ или отмахнуться дежурным «спроси у папы». Вы можете сами сочинять истории, пополняя пассивный словарный запас ребенка, а можете вместе с ним, например, одно предложение сочиняете вы, продолжает ребенок и т.д.

— Стихи и загадки. Можно учить разные осенние стихи и разгадывать осенние загадки. Если ребенок мал, на прогулке очень удобно это делать, например, встали возле елки и загадываете загадку про нее, увидели белку, и загадываете загадку про белку, т.е. даете ребенку подсказки в режиме реального времени.

 

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Очень богатый материал для этих сфер развития представляет нам осень, особенно если осенняя прогулка проходит где-нибудь за городом или хотя бы в парке, а не просто на площадке возле дома.

— Плетение венков из листьев. Совсем маленькие дети могут просто собирать и подавать листочки, а ребенок постарше может принять активное участие в плетении.

— Обводки. Можно обводить листья мелом или даже просто пальцем на песке или фломастерами в вашем прогулочном блокноте.

— Собирать материалы для поделок. Трогать увядающую траву, выбирать шишки и мох и т.д. – все это большой вклад в обогащение тактильных ощущений.

— Делать бусы из природных материалов, нанизывая на нитки, травинки или палочки то, что вам удастся найти.

Творческое развитие

— Ленд-арт. Это создание разнообразных композиций из природного материала прямо на улице. Только представьте, как приятно будет какой-нибудь бабулечке, когда она сядет на лавочку в парке, а перед ней — бабочка из осенних листьев, которую вы создали с ребенком.

— «Оживление» природы. Попробуйте оживить природный объект – приделайте ему глазки или другие элементы, которые помогут ребенку увидеть в нем какой-то образ. Это очень полезно для развития воображения ребенка.

— Любые виды творчества с природными материалами — сделать большую картину из листьев, сделать корону из шапки (приклеить листочки и травинки на двусторонний скотч) и т.п.

 

Физическое развитие

— Сами по себе длительные пешие прогулки полезны для развития выносливости, для общего укрепления организма ребенка.

— Подвижные игры на улице. Берите с собой мячик, играйте в догонялки, бегайте наперегонки, полезным будет также вспомнить игры вашей молодости и привлечь к беготне гуляющих поблизости детишек.

— Делайте лабиринты из листьев или рисуйте их мелом в натуральную величину, чтобы дети могли по ним ходить или бегать – это развивает пространственную координацию.

— Субботник. Полезно для общества и полезно для ребенка, потому что он много времени проводит на улице и делает социально-значимое действие.

Как увести ребенка с прогулки

Если вы устроили для ребёнка такую интересную прогулку, нет ничего удивительного в том, что он хочет продолжения. Он просит еще и еще, а вы понимаете, что пора домой. Что же можно сделать?

Во-первых, сказать заранее. Необходимо 3-4 раза предупредить ребенка, что ваша прогулка завершается, и скоро вы отправитесь домой.

Во-вторых, рассказать ребенку о том, что интересного его ожидает дома, — папа, который вот-вот приедет с работы; аппетитная шарлотка, которая ждет вас в мультиварке; курьер, который привез вам новые книжки. Если вы заранее не подготовили ничего интересного, можно что-нибудь нафантазировать – например, «вспомнить», что у мишки сегодня День рождения, а вы еще не слепили для него пластилиновый праздничный пирог.

В-третьих, сделать возвращение домой частью сюжетной игры. Придумайте какой-то сюжет, объединяющий игру на прогулке и последующую игру дома, например, поиск сокровищ, которые потом нужно доставить на бал, проходящий непосредственно в детской комнате.

Что же делать дома с ребенком, когда вы вернулись с прогулки или не выходили на улицу из-за непогоды.

— Заполнять дневник наблюдений – зарисовывать, наклеивать наклейки, вести календарь погоды и т.д.

— Сделать тематический осенний альбом. Например, если вы ходили на фотоохоту, можно распечатать фотографии и собрать их в альбомчик. Или нарисовать какие-то картинки, заполнить альбом вырезками из журналов, тематическими наклейками, и у вас тоже получится отличный осенний альбом, который вы можете потом рассматривать, обсуждать, вспоминать, где и когда это было, где вы это видели, тренируя, таким образом, внимание, память и речь.

— Сделать осенний гербарий, куда вы можете собрать лисья и цветочки. Можете вместе с ребенком найти в энциклопедиях или в интернете интересную информацию об этих растениях.

— Сенсорные коробки. Отличный вариант для малышей! Возьмите большую коробку или контейнер и поместите туда все, что у вас есть тематического на тему «осень», — шишки, палочки, листья веточки, каштаны. Все это ребенок может ощупывать, сравнивать, искать по вашей просьбе колючее, гладкое, шершавое и т.д.

— Сделать угощение для птиц. Возьмите принесенную с прогулки шишку или палочку, обвяжите веревочкой так, чтобы потом можно было ее подвесить, сварите клейстер из воды и крахмала и обваляйте шишки сначала в клейстере, а потом в разных крупах (можно купить готовый корм для птиц в магазине, а можно использовать то, что есть дома). К следующей прогулке угощение для птиц подсохнет, и вы сможете повесить его на улице и наблюдать за пернатыми.

— Творчество с использованием природного материала дома. Можно ставить отпечатки листьями, рисовать на листьях, делать картины из листьев, рисовать разными природными материалами, например, каштанами. Возьмите крышку от коробки, закрепите в ней скотчем или кнопками лист бумаги, капните краску разных цветов, положите пару каштанов в краску и катайте их, наклоняя крышку. Если вы возьмёте за основу оранжевую, коричневую, красную и желтые краски, получится абстрактная картина, которую можно использовать для оформления вашего осеннего тематического альбома.

Осенние занятия с ребенком на прогулке и дома могут быть не менее увлекательными и развивающими, чем солнечным летом или снежной зимой. Не унывайте, глядя на моросящий за окном осенний дождик, играйте в предложенные игры и придумывайте свои, и вы сможете научить ребенка тому, что радость совместной игры не подвластна капризам погоды.

Еще больше интересных идей для осенних занятий с ребенком — в бесплатном сборнике материалов для проведения тематической недели «Осень», скачать который вы можете в разделе «Материалы для занятий«.

Понравилась статья? Пожалуйста, нажмите на кнопочки ваших любимых социальных сетей в конце этой публикации. Спасибо!

Надоели скучные прогулки?

Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Тематическая неделя «Зимующие и перелетные птицы»

Наконец-то начались после небольшого перерыва наши тематические недели, и первую нашу недельку мы посвятили птицам. Два года назад мы уже проводили...

Закрыть