Чистоговорки для развития речи

Скороговорки для развития речиК трем годам у малышей обычно накапливается достаточно большой словарный запас, и появляется фразовая речь, но говорят большинство из них еще не совсем четко и внятно. Обращаться к логопеду пока еще рано, но помочь своему малышу начать говорить более четко и внятно вполне по силам и самим родителям. Большое подспорье в этом деле – чистоговорки. Обычно чистоговорки бывают в стихотворной форме, поэтому они не только помогут вашему малышу закрепить произношение звуков, но и будут способствовать развитию его памяти.

Глазами мамы и глазами ребенка

Глазами мамы чистоговорки – это стихотворные упражнения, которые при регулярном повторении способствуют развитию органов артикуляционного аппарата и помогают отработать произношение какого – либо звука.

Глазами ребенка, чистоговорки – это веселые стихи, порой не имеющие никакого смысла.

Чистоговорки, действительно, бывают двух видов:

  • чистоговорки – строки, в которых в начале повторяются слоги с отрабатываемым звуком, а потом произносится фраза в рифму, не особо заботясь о смысле;
  • чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук.

Начать лучше с чистоговорок–строк. Их можно начинать рассказывать малышу, когда он начинает гулить (с 3 – 4 месяцев), старайтесь, чтобы при этом малыш видел движение ваших губ. Повторить за вами он не сможет еще долго, но, сосредоточив внимание на вашем лице на несколько секунд, он постепенно будет усваивать правильную артикуляцию. Как только в лепете малыша появляется новый звук (гласный или согласный), добавьте в ваши ежедневные игры с ребенком чистоговорки на этот звук.

Как правило, чистоговорки есть в любой книге по развитию речи малыша, но обычно только на проблемные звуки.

Си–си–си – Сима съела Кашу всю.

Зи–зи–зи – поросята все в грязи.

Ко–ко–ко – дели любят молоко.

Гу–гу–гу – петь я больше не могу.

Ох–ох–ох – мы посеяли горох.

Ёт–ёт–ёт – котик песенки поет.

Чи–чи–чи – испекли мы калачи.

(И. Светлова «Домашний логопед»)

Но придумать чистоговорки на остальные звуки вы легко сможете и сами:

Ба–ба–ба – на крыше есть труба.

Ву–ву–ву – утром косим мы траву.

Ди–ди–ди – нужно ехать впереди.

Но–но–но – нам пора идти в кино.

Обычно, чем абсурднее фраза, тем больше нравится она малышам.

Повторять можно не только один и тот же слог, но и разные слоги с повторяющимся звуком:

Ду–де–до – есть на дереве гнездо.

Ир–ер–ар – мне купили шар.

Чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук, также можно найти в логопедических книгах для домашних занятий. Многие авторы пишут азбуки в стихах именно по этому принципу. Например, «Букварик» Е. Благининой:

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

* * *
Дождик, дождик!
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

* * *
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели клочья
От зимы.

В качестве чистоговорок можно использовать и стихотворения Герасимовой Дарьи из ее «Азбуки превращений» (книга в Лабиринте). Помимо замечательных стихов в книге просто изумительные иллюстрации и два хвостика на обложке.

* * *
И – изумительный
Синий
Индюк.
Он не летит
С гусаками на юг.
Бродит в тени он
Заснеженных ив.
Хвост индюка,
Словно веер,
Красив.

* * *

П – печатный
Пряник
Пестрый.
Печь его,
Наверно,
Просто.
Но приятнее всего
Украшать
Потом его.

Подойдет и другая книга этого автора – «Жили 33 кота. Веселые буквы» (книга в Лабиринте):

* * *
Кот небесный,
Нежен, мал.
В незабудках
Ночевал.

* * *
И качался
В гамаке
Черный кот
На чердаке.

Как заниматься, или где взять время для занятий

Сначала медленно. Осваивая с малышом новую чистоговорку, сначала произносите ее медленно, четко проговаривая каждый звук. Потом рассказывать чистоговорку можно быстрее, но не забывайте про произношение. Чистоговорки предназначены именно для отработки произношения, поэтому даже если малыш не видит вашего лица, не забывайте про произношение. Для разнообразия можно проговаривать чистоговорки шепотом, но, опять же, активно, артикулируя.

Систематически. Если заниматься время от времени, результат, конечно, будет, но очень незначительный и очень нескоро. Чтобы добиться заметного улучшения произношения, заниматься нужно систематически, желательно каждый день 2–3 раза по нескольку минут.

Привязать к режимному моменту. Чтобы не забывать о тренировках, привяжите их к какому–то режимному моменту. Например, во время утреннего или вечернего умывания, перед завтраком или перед сном, во время прогулки или перед ней. Можно придумать вот такое правило: идете домой после садика, придумайте 3 – 5 чистоговорок. Поднимаетесь или опускаетесь в лифте, не теряйте время зря: займитесь чистоговорками. Мы, пока поднимаемся в лифте на шестой этаж, успеваем проговорить 2, иногда даже 3, чистоговорки.

Добавьте волшебства. Выберите две чистоговорки. Пусть они станут волшебными. Одна из них будет открывать вашу входную дверь изнутри, а другая – снаружи. Еще одна скороговорка может открывать подъездную дверь, а еще одна – двери лифта, если у вас в доме есть лифт, и вы им пользуетесь. Через неделю, чтобы чистоговорки не надоедали малышу, их можно поменять.

Если по правилам. Конечно, самый идеальный вариант занятий по развитию дикции и постановке звуков – это сначала артикуляционная гимнастика, а потом, когда язык уже настроился на большую подвижность, уже все остальное (чистоговорки, скороговорки или какие–то другие логопедические упражнения). И лучше перед зеркалом. Это как в спортивных тренировках: сначала разогрев (артикуляционная гимнастика), а уже потом основная тренировка. Но если так организовать занятия не получается или для малыша это пока слишком долго, не расстраивайтесь. В развитии речи лучше немного, чем совсем ничего.

Как заинтересовать малыша

Игрушкой. Не всегда малышу будет хотеться сидеть с вами рядом и повторять то, что вы произносите. Попробуйте превратить занятие с чистоговорками в игру. Пусть сначала игрушка повторяет слоги, а малыш – остальной текст, потом наоборот. Вам в помощь видео:

Эмоциями. Можно играть эмоциями: одну чистоговорку прозносите весело, другую – грустно, третью – смеясь, четвертую – сердито.

Картинками. Сложите подходящие по смыслу картинки в коробочку. Попросите малыша доставать картинки по одной. Глядя на картинку, вспоминайте чистоговорку или придумывайте на ходу новую. Периодически картинки в коробочке нужно менять.

Необычными ситуациями. Чем хороши чистоговорки без смысла, придумывать их можно прямо на ходу: по дороге из детского сада домой или в очереди в поликлинике, во время умывания или обычных игр.  Взяли слог, а рифма, уж какая–нибудь, обязательно придет в голову:

Бы–бы–бы –  не растут сейчас грибы.

Можно, наоборот, взять слово, выделить последний слог (именно его вы и будете повторять) и добавить недостающие слова, даже, если это будет совсем невпопад. Малышам, обычно нравится такая абракадабра:

Ол–ол–ол – к нам пришел сегодня стол.

Буквами и словами. Обычно в чистоговорках повторяется один и тот же слог или даются несколько слогов с одной и той же согласной, поэтому если вы учите с малышом буквы или учите читать, визуализируйте слоги, которые вы повторяете. Их можно написать на кусочке бумаги, выложить из ватных палочек или зубочисток. Можно использовать буквы магнитной азбуки. Мы с младшим сыном используем гремяще–звенящие кубики Зайцева. Повторяя слоги, мы отбиваем громкими кубиками ритм, повернув кубики подходящей стороной.

Если не получается. Если малыш на все ваши манипуляции с игрушками, ладошками, ложками и другими предметами, совсем не обращает внимания, не расстраивайтесь. На самом деле, малыши, даже будучи заняты чем–то посторонним, прекрасно усваивают информацию. Продолжайте проговаривать чистоговорки как бы для себя. Через несколько дней регулярных повторений, вы удивитесь, когда малыш во время игры друг начнет рассказывать чистоговорки сам себе.

Используете ли вы чистоговорки для того, чтобы улучшить дикцию малыша? Поделитесь своим опытом и результатами в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Зимняя физкультминутка «Снеговик»

На прошлой неделе мы проводили игровое подвижное занятие на тему "Снег". Надеюсь, у вас получилось весело размяться со своими детками?...

Закрыть