Что делать, если ребенок не говорит

что делать если ребенок не говоритЧто делать родителям, если их ребенок не говорит? Во-первых, не беспокоиться и не переживать раньше времени.

Чтобы правильно оценить речевые возможности ребенка, рассмотрим развитие активного словаря, то есть словаря, который ребенок использует сам при общении, в зависимости от возраста. К году ребенок произносит от 3-х слов, к двум годам – от 50 до 300 слов, к трем – от 600 до 1200 слов, к четырем – до 1600 слов, к пяти – до 2400 слов.

Конечно, все дети уникальны и развиваются в своем темпе, но отечественная педагогика накопила достаточный опыт, чтобы указанным границам можно было доверять.

Есть много случаев, которые вам расскажут и сами логопеды, и мамы с бабушками о том, что ребенок до 3-х лет почти не говорил, а в три года произошел резкий скачок, и он стал выдавать целые фразы. Подробнее с нормами развития речи вы можете ознакомиться здесь.

Да, и так бывает, но это не значит, что нужно ждать трехлетнего возраста и лишь потом поднимать тревогу, ведь речь – не единственный показатель развития ребенка. Не зря же неврологов и логопедов интересуют вопросы, как протекала беременность и проходили роды, когда малыш сказал первое слово, когда начал переворачиваться, ползать, сидеть. Все это мама может рассказать о своем ребенке уже к году, а значит, уже в год можно оценить, нормально ли развивается ребенок.

Почему ребенок не говорит

Есть несколько причин, почему ребенок может не говорить:

  1. особенность развития;
  2. педагогическая запущенность;
  3. проблемы с физическим слухом;
  4. речевые нарушения;
  5. интеллектуальные нарушения;
  6. аутизм.

Рассмотрим подробнее каждую из причин.

Особенность развития

Это именно тот случай, который был описан выше, когда ребенок в 3 года резко начинает говорить. Но при этом общее и умственное развитие ребенка должно быть в норме, то есть ребенок:

  1. в полгода начинает понимать обращенную речь;
  2. в год может выполнять такие инструкции, как «пойди в коридор и принеси мне свои ботинки»;
  3. переворачиваться, ползать, сидеть, ходить начал без отставания;
  4. по возрасту выполняет задания на различения цветов, показ предметов, собирает рамки-вкладыши и доступные сортеры.

Если у невролога, который должен проводить осмотр хотя бы раз в год, нет претензий к ребенку, значит, если вы, конечно, доверяете этому неврологу, это особенность развития вашего ребенка, и надо просто подождать.

Подробнее о развитии ребенка по разным направлениям вы можете прочитать в рубриках  «0 – 1 год»«1 – 3 года»«3 – 5 лет».

Педагогическая запущенность

Этот случай из категории «А зачем говорить, каша ведь до сих пор вкусная была?», то есть родители заботились только об удовлетворении физических потребностей ребенка, забывая с ним общаться.

Мамам надо помнить, что:

  1. нужно эмоционально реагировать на действия ребенка;
  2. необходимо поощрять его гуление, а потом и лепет, то есть в ответ на всевозможные агуканья и бесконечные «ма-ма-ма-ма», «па-па-па-па» улыбаться и говорить, например: «Да, это мама пришла, сейчас пойдем кушать вкусное яблочное пюре». Без положительной ответной реакции ребенку становится неинтересно пытаться говорить;
  3. необходимо проговаривать свои действия: «Сейчас мы пойдем гулять, сначала наденем кофточку. Где наши ручки? Вот одна ручка, вот другая. А теперь наденем ползунки. Где же наши ножки…»;
  4. нужно поощрять ребенка говорить, то есть, если ребенку полтора года, он хочет яблоко и тычет в него пальцем, не надо ему это яблоко сразу давать. Лучше спросить: «Что ты хочешь?» и добиться произнесения слова «яблоко» в том варианте, который на данный момент доступен ребенку. Если ребенок сразу затрудняется вспомнить или сказать слово, то можно спросить: «Ты хочешь хлеб или яблоко?», таким образом, дав ему пример для подражания.

Подробнее о способах развития речи ребенка в раннем возрасте вы можете прочитать здесь.

Если в присутствии ребенка мало говорят, попытки ребенка начать что-то говорить не находят эмоциональной поддержки, мама понимает ребенка с полуслова или полужеста и спешит все сделать, не требуя нормального речевого оформления своих желаний, то малышу становится неинтересно говорить, и он это не делает.

Проблемы с физическим слухом

Бывает так, что проверка слуха в роддоме показывает нормальный слух, но в результате рано перенесенной инфекции ребенок получает осложнения в виде потери или снижения слуха.

Детки, которые не слышат, в возрасте 5-6 месяцев перестают говорить. Их гуление, которое есть у всех малышей, не переходит в лепет, для которого ребенок должен слышать окружающих и в первую очередь себя.

Если вы заметили, что в 6 месяцев ваш ребенок замолчал, не реагирует на внешние звуки, не поворачивается, когда вы его зовете, необходимо сделать проверку слуха и дальше действовать по обстоятельствам.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Речевые нарушения

Речевые нарушения, в результате которых ребенок не говорит, такие как общее недоразвитие речи I степени или алалия, могут возникнуть по различным причинам или в результате их комбинации. Наиболее тяжелые последствия наблюдаются при различных вредных воздействиях на организм будущего ребенка во время беременности, таких как интоксикация или инфекции матери в этот период, употребление алкоголя и никотина и т.п.

Также возникновению речевых нарушений могут предшествовать травмирование ребенка во время родов (асфиксия или родовая травма), различные заболевания или травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Помочь выявить наличие таких проблем могут педиатр и невролог.

Интеллектуальные нарушения

При наличии интеллектуальных нарушений, таких как разная степень умственной отсталости или задержка психического развития, ребенок начинает говорить намного позже. Но он не только позже говорит, он все делает с отставанием от нормы: позже начинает переворачиваться, ползать, сидеть, ходить; его игры с игрушками не меняют своего характера, они остаются на уровне «взял, положил в рот, погрыз, выбросил», ребенок не старается их изучить; ребенок плохо понимает просьбы окружающих; не выполняет доступные по возрасту задания.

Если такое отставание происходит по многим направлениям, необходимо как можно скорее обратиться к неврологу для своевременной коррекции нарушений.

Аутизм

Дети-аутисты могут и не отставать в умственном развитии от своих сверстников, но они не идут ни с кем на контакт, зацикливаются на чем-то одном. Малыши могут даже на руках матери принимать позу, которая была бы неудобна всем, что бы его поскорее отпустили.

Обычно внимательные родители замечают характерные особенности поведения у своих детей и обращаются за консультацией к неврологу.

С чего начать, если ребенок не говорит

Получается, что независимо от причины, почему ребенок не говорит, необходимо проконсультироваться с неврологом, предварительно проверив слух, что бы исключить проблемы с физическим слухом. А дальше следовать его рекомендациям и посетить других специалистов, если невролог посоветует.

Но к походу к неврологу лучше подготовится и вспомнить все параметры и особенности развития ребенка, о которых было сказано выше. Сейчас многие мамы ведут дневник развития ребенка. Некоторые для того, чтобы отслеживать ход развития, некоторые, чтобы не забыть и в будущем рассказать ребенку, когда он сказал первые слова и сделал первые шаги, некоторые просто заполняют красиво оформленные альбомы на память.

Независимо от причин, это очень полезная привычка, которая в будущем поможет точнее определить причины различных проблем, и если вы до сих пор не ведете подобного дневника, постарайтесь вспомнить вместе с родными и записать, как и когда проходили важные этапы развития и отмечать их в дальнейшем.

Таким образом, если ваш ребенок совсем не говорит или говорит плохо, необходимо:

  1. записать, как и в какие сроки проходило его развитие,
  2. проверить слух,
  3. проконсультироваться с неврологом.

И не нужно слушать страшилки или успокаивающие примеры близких и знакомых о каком-то мальчике или девочке, так как нет одинаковых детей, и у всех детей свои особенности развития.

Познакомиться с мнением эксперта о том, что и когда делать, если ребенок не говорит, вы можете в этом видео:

Автор: Надежда Минина

Если вас волнует развитие речи вашего ребенка, вам может быть полезно:

Публикация оказалась полезной? Поделитесь ей со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!

Была ли в вашего малыша задержка развития речи? Что помогло вам справиться с этой проблемой? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Развиваем речь ребенка в 2 года

"Мой ребенок в 2 года все понимает, но не говорит! Мой ребенок в 2 года говорит всего 10 – 20 слов, а...

Закрыть