Что делать, если ребенок не хочет заниматься

Что делать если ребенок не хочет заниматьсяВы приобрели море увлекательных красочных пособий для развития ребенка, купили дорогостоящие комплекты карточек, вооружились сборниками готовых занятий для проведения тематических недель, составили собственный план занятий для малыша, но ребенок не хочет заниматься, встречает все ваши предложения без энтузиазма, а ваш план в который раз остается только на бумаге. Что делать?

Что делать если ребенок не хочет заниматься

Планируйте с учетом особенностей детской психики

«Вот было бы здорово провести с утра все занятия:

  • почитать,
  • порисовать,
  • повторить цифры,
  • выполнить задания по подготовке руки к письму…».

И не мечтайте! Кроха еще не способен к слишком длительной концентрации внимания на выполнении однотипных заданий и не может часами сидеть за столом или заниматься одним видом деятельности. Выход есть – попробуйте чередовать разнохарактерные занятия – с утра ограничьтесь небольшим 10-15-минутным блоком усердных занятий, а потом уделите время подвижным играм дома или на прогулке. После перекуса вернитесь к спокойным играм или займитесь с ребенком творчеством и т.д.

Во время занятия внимательно наблюдайте за ребенком, и если заметили, что он стал отвлекаться, начал капризничать или баловаться, прекращайте занятие.

Качество имеет значение

К сожалению, сегодня покупка дидактических материалов и игрушек в магазине еще не является гарантией их качества. В тоже время игрушки и пособия, сделанные с учетом особенностей развития ребенка в раннем возрасте, скорее вызовут интерес крохи, чем сделанные на скорую руку тетрадки с заданиями или игрушки из некачественных материалов.

Не знаете, как выбирать качественные материалы для занятий с ребенком? Загляните сюда или задайте вопрос в комментариях. Попробуйте делать «развивашки» самостоятельно – это не сложно, но, будьте уверены, самодельные паззлы и разрезные картинки, лото, лабиринты, шнуровки, игрушки с застежками, трафареты не останутся без внимания вашего малыша.

«Мы маленькие дети, нам хочется гулять!»

Откажитесь от идеи школьного «урока». Ребенка раннего возраста и дошколенка можно научить чему-либо только в игре. Помните об этом, когда подбираете материалы и задания для ваших игр. Используйте игровой контекст, позовите на помощь любимую игрушку малыша или придумайте сказку с игровыми заданиями.

Дело привычки

Наличие определенного места и времени для развивающих игр пойдет только на пользу регулярности ваших занятий. Если малыш:

Аудиокурс «Весеннее обновление в детской»

Вдохните новую жизнь в развивающую среду за 5 дней!

  • может самостоятельно брать с полок игрушки и пособия,
  • у него есть удобный стол и стульчик для занятий творчеством,
  • есть, где развернуться во время игр с конструктором и кубиками,

он чаще будет сам инициировать такие занятия. А привычный режим дня, в котором есть время и для артикуляционной гимнастики, и для знакомства с цифрами, и для танцев, и для катания машинок, сделает естественным переход от одного вида игр к другому.

Похвалы много не бывает

Возможно, вы и сами не заметили, как когда-то слишком резко или критично высказались о работе своего малыша, одернули или, наоборот, поторопили его. Лучшее лекарство от «нелюбви к занятиям» по этой неприятной причине – похвала. Применять часто и в любых количествах, но только по поводу!

Не хвалите ребенка просто так — «молодец», «умница», малыш очень скоро почувствует, что за этими словами ничего не стоит. Постарайтесь найти какие-то конкретные вещи в процессе его работы или ее результате и упомяните о них. Например, вы можете выразить восхищение усидчивостью малыша, его настойчивостью, ровностью линий на его рисунке.

Маленький повторюшка

Самый простой, но от этого не менее действенный способ заинтересовать ребенка занятиями – начать делать его самой. Чуть преувеличенно заинтересованный вид, и через пару минут кроха захочет узнать, чем же вы так увлеклись, и постарается к вам присоединиться.

Если «ничего не помогает» и ребенок не хочет заниматься…

Бывает, что несмотря на всю вашу фантазию и старания, ребенка никак не удается заинтересовать той или иной игрой. Может быть, это занятие малышу не по возрасту, или он просто сейчас увлечен чем-то другим, или ему вообще не нравится такой тип заданий. Отложите это занятие, придумайте что-то соответствующее интересам и предпочтениям крохи и занимайтесь с удовольствием.

Все эти рекомендации напоминают Вам рецепты из глянцевых кулинарных журналов? Вроде бы, выглядит все просто, но вот когда начинаешь готовить…

А знаете ли Вы, что на тренинге «Система развития ребенка дома от А до Я» я буквально за руку веду каждую участницу к результату? Вы просто не сможете не создать свою систему занятий с ребенком, которые будут не только увлекательными для ребенка и для вас, но и ориентированными на актуальные задачи его развития. Подробности здесь

Аудиокурс «Весеннее обновление в детской»

Вдохните новую жизнь в развивающую среду за 5 дней!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Марина

    Добрый день. Вышеприведенные рекомендации хороши для малышей. А что делать, если учиться не хочет первоклассник? Программа в школе просто ошеломляет- через 2 месяца после начала учебы дети должны писать прописными буквами целые предложения и решать примеры с переходом через десяток…. Поистине «нынче в школе первый класс вроде института…» Оценок не ставят, учительница говорит детям- домашнее задание кто хочет- делайте. кто не хочет- можете не делать. Угадайте, сколько желающих среди детей делать задание? В общем, родители в шоке, дети дома писать не хотят, в школе не успевают, учительница заставлять не разрешает. а уговорами не выходит. И что делать??? Ждать, пока ребенок останется на второй год? Хотя в 1 классе на второй год не оставляют, но тем не менее, за год накопится столько несделанного и непонятого, что ребенок второй класс может просто элементарно не потянуть. Что посоветуете?

    1. Марина Суздалева

      Марина, здравствуйте. В Вашем комментарии очень много эмоций — предположу, что ситуация уже довольно критичная. Поэтому мой первый вопрос — что Вы уже делаете или пытались делать, чтобы заинтересовать ребенка школьными предметами и процессом обучения в школе? Готовили ли Вы ребенка к 1му классу — психологически, физически и теоретически (т.е. давая необходимые знания)? Интересно ли Вам самой заниматься с ребенком и делать с ним вместе домашние задания? Ведь первокласснику Ваше участие необходимо.
      Я, конечно, не мама первоклассника, но мой опыт и знания подсказывают мне, что многие из рекомендаций, приведенных в этой статье, подойдут и для Вашего ребенка. Какие из них Вы пробовали использовать?

  2. Марина

    Спасибо за ответ. Но ситуация действительно меня очень беспокоит- у внучки вся тетрадь исписана красными пометками, последняя из которых»Безобразие!». Оценок им не ставят, но такая пометка равноценна двойке. Занималась я с ней с полутора лет. У меня огромное количество развивающих материалов. Заниматься со мной ей раньше очень нравилось. Мы играли и в школу (высаживая всех ее кукол на кровать и «вызывая» их к доске)и в «поиски клада», и в «восстановление волшебной книги заклинаний»- прописи…Были занятия и с карточками, разрезным материалом на память, внимание, логику, счет и др. Мы делали поделки из бумаги, пластилина, природного материала. Для того, чтобы она привыкала работать в группе детей, а не только со мной, три года водила ее в центр «Семья» дважды в неделю. Занятия там проходили без родителей, группа детей человек 7-10. Было по два занятия- музыка и лепка-конструирование. Потом они просто играли , там куча игрушек, большая комната, специально оборудованная для игр. Там ей тоже очень нравилось и вела она себя нормально. Хотя преподаватель большую часть работы делала за детей сама- давала уже вырезанные части , приклеивала, раскрашивала. Короче говоря, самостоятельности было мало, но моя цель была приучить работать в коллективе и с другой учительницей, т.к. в сад Оля не ходила никогда. Я сама по образованию учительница, 5 лет вела в школе химию, потом 5 лет работала воспитателем в садике, няней в семьях и , когда Оля родилась,мы решили не отдавать ее в сад. И ребенок практически не болел и в развитии она получила намного больше любого садовского ребенка. Она в 5 лет уже отлично читала, на уровне взрослого человека, предложениями, быстро , с интонациями, знала состав числа до 10, в уме решала примеры на сложение и вычитание в пределах 10. У нее хорошо работает память , внимание (когда она этого хочет и не отвлекается), она рисует целыми сюжетами, короче говоря, чужие люди сразу отмечают, что ребенок хорошо развит.Но прописным буквам я ее не учила, т.к. дочка воспротивилась, мол, не рекомендуют учить до школы. Моторика у нее хорошая. мышцы руки крепкие, рисовать она может часами и не уставать. Но рисует то, что ей интересно. Раскрашивает, правда, неаккуратно, старается быстрее-скорее, как я говорю- «метет веником». И бороться с этим бесполезно. Она очень подвижная, энергия просто бьет через край, поэтому долго сидеть на одном месте, особенно если ей неинтересно, она не может. В школе за ответы дают вырезанные из бумаги листики, 10 листиков меняют на маленькую наклейку со словом «молодец». Она говорит- «А мне не нужны ни листики, ни наклейки», У меня лучше есть. И действительно, я покупала наклейки с пятерками, пятерками с плюсом и мы после выполнения заданий клеили их внизу, обсуждая с ней, на что она сегодня наработала. В школе она часто просто не слушает учительницу, хотя сидит на первой парте. Темпы занятий, как я уже писала, просто поражают- дети через два месяца после начала занятий в прописях уже пишут предложения, тетрадь разлинована вообще без наклонных линий, тренировки в написании отдельных букв и цифр до этого практически не было- сразу пошли слоги- соединения, через неделю- целые слова и предложения. В букваре тоже отдельных букв не учили, уже на 40 странице пошли тексты. Ей-то читать нет проблем, но другие родители просто стонут, что дети не успевают. И с такой линией поведения учительницы и школьного психолога- «не заставлять, хочешь- делай, хочешь- нет» — дети просто категорически отказываются заниматься дома- «нам не задавали». А школьной тренировки просто элементарно не хватает, чтобы за 35 минут урока все понять и успеть. Это же дети, а не роботы.
    Так что, из приведенных Вами в статье рекомендаций я использовала практически все, но это было до школы. Да, это нам помогало, работало. Но что делать теперь- я просто не представляю. С Олей стала заниматься мама со времени начала учебы в школе. Но мама сидит на диване за спиной Оли, уткнувшись в компьютер и считает, что Оля должна все делать сама. А Оля, видимо, считает, что тяп-ляп- сойдет и так. Мама не требует качества выполнения работы, для ускорения процесса она просто сама пишет карандашом и Оля быстрее- скорее обводит буквы и цифры. В школе ей карандашом никто не пишет, буквы и цифры «пляшут», как хотят, половина пропущено того, что нужно было списать с доски… А потом появляются вот такие «оценки», что еще больше отбивает у нее желание писать. Вот такая ситуация и как ее исправить- я не знаю. Я три года веду занятия в интернете, высылаю готовые уроки и мамы просто в восторге от них. Дети их занимаются с удовольствием и с хорошими результатами. А с собственным ребенком справиться теперь не могу….
    Короче говоря

    1. svetlana

      Марина , Здравствуйте.
      Для того чтобы ребенок начал учить себя писать , нужна мотивация, так же как и для выполнения других заданий.(не знаю кругозор вашего ребенка) можно показать как красиво писала бабушка, или вы сами, какие -нибудь старинные открытки, можно рассказать, что даже мальчики писали девочкам стихи, а кто не умел скорее учился, чтобы понравиться девочке, а девочка должна уметь ответить, т.е. надо придумать мотив для учебы. В классе ей просто скучно и неинтересно, тем более, что вся наша педагогика вывернута с ног на голову, посмотрите хоть знаменитые ЗУНы — ведь все как раз наоборот. Время, когда было интересно писать, вы упустили, но не упустили время, когда надо читать, поэтому ей сейчас вдвойне скучно, у вас рос свободный ребенок, а вы вдруг втиснули его с систему, которая все еще изобретает велосипед, ведь ни задания ,ни оценки ей действительно не нужны, сейчас многие переходят на домашнее обучение есть разные варианты., В 9 лет изменится в очередной раз взаимоотношения с окружающим миром, потом в 12, можно попробовать влиться в урочную систему. Только надо ли? Спросите у ребенка , в какой школе она стала бы учиться со старанием, это важно, и возможно подскажет вам мотив. То чему ее пытаются научить, она либо умеет, либо не видит в этом смысла, особенно много проблем я вижу в обучении математике, а письмо и чтение, просто идут с большим опозданием — центр чтения активируется в 4 года, ребенок может и хочет читать, а писать он пробует еще раньше, осваивая буквы. Что же вы хотите, чтобы она вместо необходимых мозгу и душе занятий и развития , начала заниматься тем, что давно заложено и переработано, да еще и проявлять усердие. Это проблема многих талантливых детей. а педагоги не знают , что им делать, хотя единственное решение — индивидуальные задания ПО УРОВНЮ ЕЕ развития. А в классе 20 детей и педагог просто не справляется.Поэтому многие пытаются или школы какие-то открывать или на самостоятельное обучение переходить, сразу освободится куча времени для жизни и развития по интересам (ведь дома можно не просто диктанты писать, а сочинять сказки, например. ), можно успеть научиться музыке и танцам, плаванию и фехтованию, да вообще спросите у ребенка, что ей интересно, идите туда и работайте вместе с теми педагогами, которые ей нравятся, а те кого она не воспринимает, ничему ее не научат (дети ведь чувствуют и иногда наотрез отказываются даже идти к таким учителям). Поверьте, у них есть для этого основания. Они сейчас намного круче своих родителей…

      1. Марина

        Светлана, спасибо за ответ. Домашнее обучение- это хороший вариант, но его используют очень немногие школы пока. А мы живем в поселке, на окраине Самары. Здесь домашнее обучение признается только по медицинским показаниям. В поселке четыре школы, наша считается почти лучшей. Мы к ней по прописке не относимся, выбрали именно потому. что она считается сильной. В классе не 20, а 32 человека, естественно, учительница просто не в состоянии уделить время каждому. Плюс она еще и завуч школы- там тоже нагрузка неслабая. Возить в школу куда-то в город у нас просто нет возможности. Она и так с трудом встает в 7 утра, в 8 уже уроки начинаются. Транспорт утром забит, так что, этот вариант отпадает. Насчет мотивации- где-то год назад я начинала заниматься с ней по прописям. Но это были прописи еще моего детства- в косую клеточку. Я купила ей книжку про злую волшебницу Злюню, как она заколдовала добрых феечек, это была ее любимая книга. На базе этой книги я придумала историю, что когда-то волшебная книга Злюни упала в лужу, все добрые заклинания смылись водой и нужно ей помочь снова написать эту книгу, чтобы она стала доброй. Месяца три это работало, она писала прописи. Но потом дочке кто-то сказал, что учителя не рекомендуют учить писать до школы, т.к. разное написание букв, приходится переучивать и т.д. И она стала запрещать нам писать эти прописи. Короче говоря, в последний год перед школой из-за отношения дочки наши с внучкой занятия практически прекратились. Хотя многому я ее успела научить раньше- читать, считать, логика, память и т.д. Дочка считает, что внучка должна быть «как все» и, мол, нечего делать из ребенка вундеркинда. Вундеркинда я и не стремилась делать, занимались тем, что ей нравилось. Но вот с письмом получилась такая ситуация. Да, ей неинтересно в школе, она не видит, ЗАЧЕМ нужно стремиться получать листики и наклейки, которые ей не нужны. Дочка считает, что не нужно акцентировать внимание на аккуратности написания букв- как смогла, так и написала. Но я знаю, что она может намного лучше, если постарается. А вот стараться-то как раз она и не хочет. Еще проблема- у них шестыми уроками идут кружки и классная сказала, что посещение желательно для всех детей. Кружок «Самоделкин» ведет женщина предпенсионного возраста, внучка ее просто терпеть не может, поэтому и не хочет ходить на ее уроки. А причина довольно глупая- учительница похожа на вахтершу, которая в начале сентября отругала Олю. Честно говоря, не по делу. Она не стала завтракать дома и я , проходя мимо школы, принесла ей ватрушку и сок. Вахтерша увидела и , когда я ушла, стала ругать ее, мол, нечего здесь кушать, крошки сорить, надо было дома кушать и т.д. Ну вот во что это вылилось- раз учительница похожа на вахтершу, то я ходить на уроки не буду. Как она выразилась :Я всем сердцем ненавижу этого Самоделкина». Я уговорила-таки один раз сходить на этот урок- может, тебе понравится. У нас была такая история с фитнесом- она категорически отказывалась на него оставаться, но раз пошла и понравилось. Ну вот, она пришла на урок и говорит- «А я не хочу делать этот цыеток»- делали что-то типа кувшинки. Я пришла за ней, смотрю, у других детей сделано, у нее ничего практически нет. Дома мы с ней сделали три разных варианта объемной кувшинки, ей очень понравилось, она даже сказала, «Я поняла, это- мой талант. Когда я вырасту- буду делать цветы». Одну из кувшинок она подарила классной руководительнице. Но пошла на следующего Самоделкина- и все началось сначала…. Я так понимаю, что учительница даже не пытается заинтересовать своим предметом, поделки скучные, детям неинтересно, а ей все равно- делают они или просто сидят. Но я же не могу сидеть у Оли под партой и заинтересовывать ее уроком. Вы правы- система образования не то что даже поставлена с ног на голову- это вообще просто тихий ужас, что сейчас творится с образованием. Вырастают абсолютно безграмотные люди, любой диплом покупается, многим специалистам — грош цена с такими дипломами. И о какой мотивации можно говорить, если дети, кто еле- еле переползал из класса в класс, но зато его родители имеют хорошие связи, получили хорошую работу и зарплату, а школьные отличники «без связей» торгуют в ларьках или выполняют какую-то подобную, совершенно неинтересную и неквалифицированную работу…У меня соседская девочка , которая, наверное, даже «жи-ши» с ошибками писала, в этом году поступила в московский институт . На платное отделение, конечно, но вот цена и сущность нашего образования. Так что, о какой мотивации к учебе можно говорить, когда вокруг такое творится?

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Предварительное задание №1 тренинга «Система развития ребенка дома от А до Я»

Совсем скоро в рамках 4-х-недельного онлайн-тренинга «Система развития ребенка дома от А до Я» мы будем создавать персональную систему развития...

Закрыть