Дидактическое пособие «Паровозик»

Дидактическое пособие ПаровозикСегодня у нас необычная публикация. Это не интервью, не статья, а подарок от увлеченной мамы пятерых детей Надежды Земелькиной — дидактическое пособие своими руками для занятий с детками!

Вот что она пишет:

Милые мамочки. Хочу вашему вниманию представить свою разработку — дидактическое пособие «Паровозик».

Но сначала немного о себе. Меня зовут Надежда. Я мама пятерых замечательных детей. 20 лет я проработала в детском саду воспитателем. В данный момент я нахожусь в декретном отпуске с младшеньким сынишкой Максимкой, которому исполнилось целых шесть месяцев!

Сейчас все детские сады работают по единым ФГТ (Федеральным государственным требованиям). Если объяснять простым языком, то на практике это выглядит так. Допустим, выбрали тему «Транспорт», значит, весь детский сад работает по этой теме. Вся непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, режимные моменты и т.д. проводятся по этой теме. Для облегчения работы я и разработала дидактическое пособие «Паровозик».

Это наглядное пособие находится у меня в детском саду на самом видном месте на стене. Доступ детям к нему свободен. Они могут легко подойти к нему, потрогать, рассмотреть, поиграть с ним, поменять местами «пассажиров» «Паровозика». Каждую неделю в зависимости от изучаемой темы меняются

картинки в вагончиках. Таким образом, дети знают чему или Автор дидактического пособиякому посвящена текущая неделя.

Дидактическое пособие «Паровозик» разработано для детей второй младшей группы, т.е. для деток с 3 до 4 лет. Темы соответствуют тематическому планированию в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Дидактическое пособие своими руками, позволит Вам:

  • закреплять с детками пройденный материал;
  • развивать любознательность малыша;
  • обогащать словарный запас ребенка;
  • тренировать память и логику, развивать мышление;
  • разнообразить ваши развивающие игры.

Как играть с дидактическим пособием «Паровозик»

Давайте рассмотрим некоторые варианты игр, в которые можно играть, используя данное пособие, на примере темы «Фрукты».

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

  1. «Назови одним словом». Как одним словом можно назвать яблоко, грушу, лимон, апельсин и абрикос. Или наоборот, «Какие фрукты знаешь»?
  2.  «Игра на исключение». Сажаем в паровозик яблоко, грушу, абрикос, апельсин и спрашиваем какой фрукт лишний? — Апельсин, т.к. это тропический фрукт.
  3. «Что пропало?» Игра на развитие внимания. Ребенок отворачивается, а мы убираем одну карточку. Малыш должен отгадать какого фрукта не хватает.
  4. «Игры на ориентацию в пространстве» Спрашиваем у малыша, какой фрукт едет за яблоком, какой фрукт едет перед апельсином, посади абрикос между яблоком и грушей.
  5. «Математические игры». Сколько всего фруктов едет в поезде? Какой фрукт едет в первом, втором, последнем вагончике? Посади грушу в третий вагончик.
  6. «Загадки». Вы загадываете фрукт и описываете его всевозможными прилагательными, а малыш должен отгадать. Меняетесь, и теперь малыш загадывает фрукт и описывает его. Чем больше прилагательных придумает, тем лучше.
  7. «Какой сок?» Учимся образовывать прилагательные от названия фруктов. Просим напоить нас соком из яблока и спрашиваем, какой это сок? Похожие игры: Какое варенье? Какая конфета?
  8. «Цвета» Посади в вагончики только желтые фрукты.
  9. «Тактильные ощущения» Потрогай настоящие фрукты и посади в вагончики только гладкие.

Дальше занятие можно дополнить игрой с настоящими фруктами: угадывать их по запаху, по вкусу, на ощупь.

В плане работы с дидактическим пособием, который Вы можете скачать ниже, отображён тот минимум знаний, которым должен владеть ребёнок трёх лет. Я разработала пособие только на учебный год, т.е. с сентября по май  включительно. В будущем, если Бог позволит, хочу разработать ещё на лето.

Я надеюсь, что и Вам, дорогие мамочки, это дидактическое пособие своими руками пригодится. Его можно ведь не только на стену вешать, но и оформить в виде книжки-раскладушки, поместить на уровне глаз ребёнка и пользоваться. Для более старших детей можно придумать усложнения. Например, при изучении домашних животных, изучать  породы собак или кошек и т.д. Главное теперь Вам не надо ломать голову, какую тему выбрать. Вот оно всё – у Вас перед глазами!

Надежда Земелькина, г. Новокузнецк.

 План работы на год с дидактическим пособием «Паровозик» можно скачать здесь.

Спасибо за подарок!

Вы можете задать вопросы Надежде или поделиться своими мыслями о статье в комментариях.

Если Вы тоже хотите стать героиней рубрики «Обмен опытом», напишите мне на marina@razvivash-ka.ru

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Ольга

    Надежда, спасибо за такой чудесный подарок!!!! Большая работа проделана, с любовью и вниманием к деткам ))))
    Только я не совсем поняла, как пользоваться «Паровозиком». Вставили мы картинки, а дальше? Рассказываем малышу о том, что изображено, читаем стихи, что Вы предоставили, или как? Извините за глупые вопросы.

    1. Asya Shvets

      Ольга, там под картинкой ссылка на пособиие, как заниматься с паровозиком.

    2. Надежда

      Ольга, очень рада,что Вас заинтересовало моё пособие.
      Главная моя задача при составлении этого пособия была познакомить Вас с ТЕМАМИ, предусмотренными в Программе под редакцией Васильевой. Конечно, Вы можете добавить свои темы. Но тут представлен ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ минимум, который должен знать ребёнок 3-4 лет. По этим темам Вы и можете проводить игры, занятия, наблюдения, прогулки. Просто, если мне всё это расписывать, то это уже будет не статья, а целая книга. Пособие изначально было предназначено для воспитателей, которые из цели уже бы поняли, как заниматься с детками. Например:
      Тема «Овощи с огорода»
      Цель: учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, лук, капуста), расширять представление о выращивании овощных культур.
      Картинки: огурец, помидор, морковь, лук, капуста.
      Из цели видно, что мы знакомим ребёнка с внешним видом овощей. Мы показываем ребенку, как картинки, так и натуральные овощи. Даём ребёнку пробовать овощи. Проводим игры «Угадай на вкус», «Угадай овощ по запаху», «Найди на овощ ощупь» («Чудесный мешочек») и т.д. Так же даём представление ребёнку, как выращивают овощные культуры. Можно устроить дома огород на подоконнике. Показать семена того или иного растения. Наблюдать за прорастанием растений, зарисовывать их… Мы с детками в детском саду проводили такой эксперимент. Брали 3 маленьких баночки, наполняли их водой, «сажали» в баночки репчатый лук. Помещали первую баночку на подоконник к свету и теплу, вторую в темноту, третью на холод. Наблюдали и зарисовывали изменения, делали выводы, где растения лучше.
      Непосредственно с пособием можно играть так:
      1. На классификацию предметов. («Назови одним словом» (огурец, помидор, морковь, лук, капуста-это …овощи) или наоборот, назови овощи, какие ты знаешь, мебель, посуду…)
      2. На ориентировку в пространстве. («Какой овощ едет в паровозике за огурцом, какой между помидором и капустой, какой за луком и т.д.», «Посади лук в такой вагон, чтобы он ехал между морковью и капустой»)
      3. На формирование элементарных математических знаний («Сколько всего овощей едет в паровозике, каким по счёту едет огурец…»).
      4. На закрепление цвета («Посади по вагончикам только зелёные овощи…»)
      5. На практическое применение знаний («Посади в вагоны только те овощи, из которых мы с тобой готовили салат…»)
      6. На развитие тактильных ощущений («Потрогай натуральные овощи, и помести в вагончики только шершавые…»).

      Каждая мама, я уверена, если постарается, сможет придумать свои игры, ориентируясь на это пособие и интересы своего ребёнка. Буду рада, если вы поделитесь ими со мной.

      1. Ольга

        Надежда, спасибо за такой подробный ответ!!!! Я приблизительно так себе и представляла работу с пособием, сейчас в интернете много примеров тематических неделек, Ваше пособие прекрасное дополнение к ним.
        Я далека от педагогики, но каждая мама — в душе педагог. Моему сыночку только 1,5 годика, и я еще только начинаю осваивать эту профессию, но кое что уже знаю и умею.
        Спасибо Вам огромное еще раз от меня и от моего сыночка Николаши!!!!!

  2. Милана

    Надежда, спасибо большое! Замечательная разработка, много игр можно придумать!

  3. Надежда

    Те, кто не смог скачать пособие может сразу распечатывать. Нажимаете на слово «здесь», пособие откроется в новом окне. В левом верхнем углу нарисован принтер, нажимаете на него и печатаете!

  4. Надежда П

    Замечательное пособие. Мы как раз в сентябре собираемся в сад, но дома тоже сами занимаемся. А если все же хочется скачать, как это сделать?
    Заранее спасибо.

    1. Марина Суздалева

      Надежда, чтобы скачать пособие, нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите пункт ‘сохранить как’

  5. Ирина

    Спасибо Вам огромное! Это не просто подарок — это чудо какое-то. Мне всегда так сложно составлять большие планы на год, не знаю, что включить и как организовать. А это пособие будет как каркас, на который я смогу положить имеющиеся материалы.

  6. Мария

    Добрый день. Спасибо вам за паровозик. Он у нас прижился! Очень удобно и наглядно, причем пользуемся все и ребенок, и я, и даже папа!!! Могу ли просить вас отправить по почте или где-то выложить в формате doc с возможностью редактировать. Я напечатала его, а теперь склеиваю скотчем стихи, т.к разрезаю на отдельные стихи и картинки для удобства использовать и на это тратится оч много времени. В руководстве часто стих начинается на одной странице, а заканчивается на другой.
    Еще раз спасибо!!!

  7. Александра

    Очень интересное пособие! Спасибо за такую отличную подборку материала! Можно попросить материал в формате для редактирования?

      1. Александра

        спасибо большое! а я вчера мучилась сохраняла по странично все))) и только потом прочитала, что есть материал в doc-формате)))))))))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Как играть с игрушечными продуктами

Фрукты и овощи – это одна из первых тем, с которыми знакомятся малыши. Уже на первом году жизни ребенок пробует...

Закрыть