Домашнее воспитание четверых детей

Я часто получаю письма от мам с просьбами помочь организовать занятия с двумя детьми. Конечно же, я могу дать теоретические рекомендации с точки зрения психолога и специалиста по развитию ребенка, но ничто не заменит практического опыта мамы, которой удается развивать детей дома. А уж советы мамы четверых ребят-дошколят, я считаю, будут просто бесценными для всех увлеченных мам. Сегодня в рубрике «Обмен опытом» интервью с такой мамой – Натальей Кушнарёвой.

Марина Суздалева (М.А.): Здравствуйте, Наталья! Для начала давайте немного познакомимся, расскажите коротко о Вашей семье, Ваших  малышах и малышках. Есть ли у детей какие-то любимые занятия, предпочтения в играх?

Наталья Кушнарёва (Н.К.): Меня зовут Наталья Кушнарёва, мне 36 лет. Сама я из Петербурга, но после знакомства со своим мужем, я переехала в Латвию, и вот уже, почти 9 лет, живу со своей семьёй в загородном доме недалеко от Риги. Семья у нас большая. Мой сын всегда говорит, что у нас не 7-я, а 10-я, но так оно и есть. В наше время это редкость, но нам удается под одной крышей уживаться вдесятером!!! По-мимо нас с мужем и наших четверых детей с нами живут (или мы с ними) ещё родители моего мужа и его брат с женой.

Дети у нас все дошкольники. Старшая дочь, Машутка, в этом году пойдет в школу, ей только исполнилось 7 лет. Коле 5 лет, Любашке 3 годика, а маленькой Анюте всего 9 месяцев. Все детки находятся, как сейчас принято говорить, на домашнем воспитании, в садик никто не ходит, всему учим сами и, к счастью, хорошо получается. Детки, все разные, интересы у них тоже разные, но я стараюсь, чтобы процесс воспитания и образования был у нас по-максимуму совместный. Я уважаю интересы каждого из них, и в течении дня даю каждому возможность позаниматься любимым делом (пораскрашивать, пособирать пазл или конструктор, поиграть с куклами, а младшей доченьке просто поползать и заглянуть во все ящики и коробочки).

М.А.: Как изменились Ваши взгляды на воспитание и развитие детей с тех пор, как Вы стали мамой в первый и в четвертый раз?

Н.К.: За 7 лет мои взгляды на воспитание поменялись значительно. Теперь я уже довольно четко представляю, как и чем мне заниматься с каждым из детей. Во многом я стала мягче, не так категорична. Я уже не загоняю детей, как поначалу, в какие-то свои рамки, даю им больше свободы, не требую слишком высоких результатов и стараюсь обучать их в естественных условиях, без создания искусственной среды (что свойственно, как мне кажется, в Монтессори-методике или в методике Домана). Я много прочитала про раннее развитие, взяла оттуда лучшее, на мой взгляд, и теперь благополучно применяю это в жизни.

М.А.: Ваши дети не посещают детский сад. Это было Ваше сознательное решение? Если да, расскажите, как Вы к нему пришли. Посещаете ли Вы какие-то развивающие занятия, студии?

Н.К.: Решение сознательное, но и обстоятельства сыграли немаловажную роль. Перечислю некоторые причины почему мы не ходим в садик:

1. Мне очень нравится заниматься с детками, узнавать с ними что-то новое.
2. Мне очень помогает моя свекровь (она проработала в детских садиках более 40 лет).
3. Не вижу смысла отдавать их в садик, если все равно сижу дома, а еще и бабушка с дедушкой не работают, т.к. они уже на пенсии.
4. Не доверяю воспитание и образование детей «чужим тетям» в таком возрасте, когда закладывается «фундамент» на всю жизнь.
5. Мне кажется важнее научить детей не общению со сверстниками, а с близкими людьми, людьми разных поколений.
6. Дома мы учимся всему (труду, взаимоотношениям, послушанию, уважению к старшим, заботе о близких). При этом детки очень развиты интеллектуально.
7. Для меня главное, чтобы для детей на первом месте была любовь к своему дому, своей семье. Я считаю, что лучшие друзья для них  должны стать их собственные сестренки и брат.

Большую роль в нашей жизни, играет музыка. Старшая дочь, когда ей было чуть больше двух лет, стала меня уговаривать (упрашивать, закатывать истерики), чтобы я научила её играть на скрипке. Сама я к музыке не имею никакого отношения, но прочитав книгу С. Судзуки «Взращённые с любовью», я поняла, что в таком раннем возрасте можно заниматься скрипкой и даже нужно. И тут судьба нас свела с замечательным педагогом, руководителем русской скрипичной студии «Щелкунчик» — Савченко Еленой Ивановной. Она занимается скрипкой и общим музыкальным развитием с детками лет с двух, а то раньше. Мы преданны нашей учительнице и ее методике.

В результате этой встречи, моя старшая дочь уже 4,5 года учится играть на скрипке, заканчивает 1-й класс музыкальной школы. Сын тоже пытался заниматься скрипкой, но все же мы решили поменять инструмент и теперь он учится играть на фортепиано. Сейчас он усиленно готовится выступить дуэтом со старшей сестрой на юбилейном концерте нашей студии. И Любашка не осталась в стороне и уже несколько месяцев занимается на фортепиано, что благоприятно влияет и на её общее развитие.

М.А.: Как организованы Ваши домашние развивающие занятия? Придерживаетесь ли Вы какой-либо методики, проводите ли тематические недельки? Есть ли регулярность в занятиях?

Н.К.: Занимаемся мы ежедневно, только в выходные даем себе «слабинку». Основные занятия проводим утром, а так, в течения дня тоже чему-то учимся, но уже по-ходу дела (на прогулке, вечером в кругу семьи, перед сном любим задачки порешать или почитать интересную книжку).

Из всех методик раннего развития, нам больше всего подошла – методика Н.А. Зайцева (русский, математика); английский учим с Евгенией Карловой, но иногда ставлю видео «Английский с Хрюшей» и т.п., слушаем английские песенки; очень нравятся диски Е.Железновой (зарядка, пальчиковая гимнастика, занятия для самых маленьких, сказки-шумелки); источники для остальных занятий разные (постоянно ищу что-то новенькое, интересное).

Тематические недельки не проводим, так как для меня сложно удерживать внимание детей в течение недели на одной теме. Хотя, когда готовимся к большим праздникам (таким как Пасха или Рождество), то получается что-то вроде тематических неделек – рассказываю про историю праздника, учим стихи по-теме, делаем украшения, разные поделки и т.д. Нам интереснее возвращаться к какой-нибудь теме время от времени или устраивать какие-то однодневные праздники, такие как: День одуванчика, День космоса, Праздник осени или отмечаем День рождения какого-нибудь композитора (Чайковского или Моцарта) или любимого писателя. Такие праздники не частые, но очень яркие, познавательные, творческие и запоминающиеся.

М.А.: Организация развивающих занятий для четырех детей разного возраста требует большой фантазии и родительской «сноровки». Удается ли Вам проводить занятия со всеми детками одновременно или у каждого ребенка свое время для занятий?

Н.К.: С тремя старшими детьми проводим занятия одновременно. Сначала что-то общее (занятие по развитию речи, английский или латышский), потом каждому даю разные задания (один пишет прописи, другой читает мне или бабушке или решает примеры, задачки). С трехлетней дочкой, конечно надо заниматься под контролем, а старшие вполне самостоятельно справляются со своими заданиями. Малышка в это время спит на улице в коляске и нам не мешает.

А в течение дня, то одного отзову в сторонку или задам пару примеров или задания на логику, сообразительность; то с другим ребенком сядем за пианино и поучим, что нам задала учительница и т.д. Пока гуляем, тоже много успеваем: это и активные игры, и игры в слова или логопедические упражнения, считаем что-нибудь, наблюдаем за изменениями в природе, учим считалочки, отгадываем загадки, играем с мячиком в игру на обобщающие понятия (называем садовые цветы, перелетных птиц, предметы мебели, марки машин и т.п.), вспоминаем английские стишки.

В те дни, когда старшая дочь в музыкальной школе, мы с сыном дополнительно занимаемся немецким и шахматами (по книжке Суханова «Шахматы для малышей»), а младшие девочки просто играют рядом.

С самой младшей доченькой играю и занимаюсь при каждой возможности (проснулись –массажик, небольшая гимнастика; гуляем – разговариваем, знакомимся с окружающим миром; переодеваемся или купаемся – все проговариваем –«где наши ручки? где наши глазки?», перед сном поиграем в прятки, «покатаемся» на фитболе, попою колыбельные и бай-бай). Часто пою ей всякие песенки, говорю стихи-потешки. Да и не только я, но и бабушка, старшие детки.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

М.А.: Как Вы изменяете одно и то же задание для каждого ребенка в зависимости от его возраста и умений?

Н.К.: Я всегда наблюдаю за ребенком, смотрю как он развивается. Если какое-то задание для него слишком легкое, то усложняю его. К примеру, старшие дети уже хорошо читают, так зачем им читать простые тексты из букваря с разбивкой по слогам. Ищу им книжки интересные, познавательные. Прочитают страничку, пересказывают, что прочитали. Тоже и с математикой: примеры в пределах десяти считаем без труда – пошли дальше, задачки добавляем, да не простые, а чтобы подумать, да и таблицу умножения уже учим вовсю, что в этом такого, детям интересно. Я не торможу их развитие, а наоборот стимулирую узнать побольше. Хотя «ходячих энциклопедий» из них делать не хочу, не вижу в этом смысла.

М.А.: Вы живете в собственном доме. Как Вы совмещаете домашние дела с уходом и развитием детей? Помогают ли малыши по дому, есть ли у них определенные домашние обязанности?  Дети могут помочь друг другу, например: одеться, покушать, почитать, поиграть друг с другом?

Н.К.: Есть определенное время для уборки или приготовления пищи. Дети очень помогают, многое умеют. У  каждого есть свои определенные обязанности, которые они уже сами выполняют без особых просьб. Они знают, что мы одна команда. Быстрее все сделаешь – быстрее пойдешь играть или заниматься другими делами. Это пришло не сразу, со временем – привычку к труду надо вырабатывать. Конечно, помогают друг другу, иногда охотно, иногда не очень, но помогают.

М.А.: Как Вам удается поддерживать порядок в детской (детских)? Есть ли система хранения игрушек?

Н.К.: Детская комната поделена на зоны. У каждого свой уголок и уж там-то ребенок сам должен следить за порядком и никакие отговорки не помогут. Маленькая конечно ползает везде, но за ней убираемся общими усилиями. Лишнее убираем на веранду или в диван, а когда соскучимся, достаем снова и играем пока не надоест.

М.А.: Ваш день построен на режимных моментах или все спонтанно?

Н.К.: Да, режим у нас на первом месте, но, конечно, бывают разные обстоятельства, но, к счастью, не часто.

М.А.: Есть ли у Вас какие-то домашние традиции, например, касающиеся праздников, проведения выходных дней и т.д.?

Н.К.: Без традиций семья не семья. У нас есть семейные традиции, которые мы стараемся не нарушать. К примеру, каждый год на 9 мая ходим к памятнику Победы, поздравляем ветеранов; на Рождество готовим праздничное выступление, делаем елочные игрушки, печем пряничный домик; каждое воскресенье всей семьёй ходим в православный храм, старшие детки поют там в хоре; на дни рождения членов семьи делаем открытки своими руками, готовим какое-нибудь небольшое театральное выступление и т.д.

М.А.: Ваши 3 главных рекомендации мамам 2-х и более детей (и всем мамам, которым трудно организовать развивающие занятия для своих малышей дома):

Н.К.: Мне всегда трудно давать советы и я стараюсь этого никогда не делать, но для поддержки таких мам дам несколько подсказок, которые, надеюсь, хоть немножко вам помогут.

Сейчас лето на пороге. Обычно в это время мы не так интенсивно занимаемся с детьми. Но мамам надо за это время не сильно расслабляться и составить на новый учебный год «сетку» занятий или, как говорят в школе, расписание уроков. К примеру, по-понедельникам вы планируете проводить занятия английским, математикой и по развитию речи, по-вторникам развиваем мелкую моторику, знакомимся с окружающим миром и проводим небольшое музыкальное занятие и т.д. Потом продумайте по 10-20 уроков по каждому предмету, запишите в отдельную тетрадь по каждому предмету. Когда придет время регулярных занятий, вам будет намного легче все организовать, дети будут знать в какой день чем вы будете заниматься, у них будет уже определенный настрой.

Привлекайте родственников и знакомых к проведению некоторых занятий. Предложите мужу в один из дней отправляться с детьми в страну математики, или пусть ваша сестра, мама или свекровь приходит раз в неделю и проводит с детками уроки занимательной географии или учит их готовить какое-нибудь несложное блюдо. Детки будут ждать этих встреч и вы немножко разгрузите себя.

Не превращайте дом в школу, с оценками, контрольными заданиями. Ведь вы не перед кем не отчитываетесь за свой труд, а просто помогаете деткам чему-то научиться, узнать что-то новое.

Спасибо за интервью!

Вы можете задать вопросы Наталье или поделиться своими мыслями по поводу интервью в комментариях.

Если Вы тоже хотите стать героиней рубрики «Обмен опытом», напишите мне на marina@razvivash-ka.ru

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Обмен опытом

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Интервью с Ульяной Ашимовой

Сегодня у нас в гостях – автор проекта «Клуб счастливых родителей»,  телеведущая, «родитель-садовник», как  она сама себя называет, Ульяна  Ашимова....

Закрыть