Дыхательная гимнастика для детей

дыхательная гимнастика для детейПришла зима. А значит, увы, опять возрастает риск простудных заболеваний. За другие страны не скажу, а в нашей стране, особенно в городах, в холодное время года уровень заболеваемости детей болезнями органов дыхания, стабильно остается на высоком уровне. В очередной раз озаботясь вопросом профилактики простудных заболеваний (младший сын начал посещать детский сад), на прошлой неделе в библиотеке я случайно наткнулась на книгу Е.А. Бойко «Энциклопедия дыхательной гимнастики». Зная, что дыхательная гимнастика является одним из способов поднятия иммунитета и профилактики самых различных заболеваний, я решила взять книгу домой и изучить тему дыхательной гимнастики более подробно. Одной этой книгой дело, конечно, не ограничилось. С вами делюсь собранной информацией и несколькими готовыми комплексами дыхательной гимнастики для детей разного возраста, почерпнутыми из книг и просторов Интернета.

Зачем это нужно

Конечно, дыхательная гимнастика — это не панацея от всех бед. Но по своему опыту могу сказать, что польза от нее действительно есть. Мой прадедушка, пройдя войну, дожил до глубокой старости, будучи практически здоровым. Много лет ежедневно 2 раза в день он занимался дыхательной гимнастикой. Когда у старшего сына, тогда еще детсадовца, несколько раз в год были бронхиты и проблемы с аденоидами, нас спасла… флейта. Сын занимался игрой на флейте два года. По музыкальной стезе он не пошел, но уже через год занятий я вздохнула с облегчением: от периодически повторяющихся бронхитов мы избавились, исчезли и проблемы с аденоидами.

Хотя Булат Окуджава и пел, что «каждый слышит, как он дышит», в повседневной жизни, когда мы здоровы, свое дыхание мы не замечаем. А зря. От дыхания во многом зависят наше с вами здоровье, физическая и умственная работоспособность, даже выносливость. Это о нас – взрослых, а что же говорить о детях.

Как написано в медицинской энциклопедии, дыхательная система малышей несовершенна. Они растут, их мозг развивается, а емкость легких недостаточна для обеспечения кислородом всех потребностей организма. Более того, слизистая дыхательных путей малышей очень нежная, она легко воспаляется. Добавим сюда загрязненный воздух городов, и станет понятно, почему так часто банальные ОРЗ или ОРВИ переходят в трахеиты, бронхиты и даже пневмонии.

Дыхательная гимнастика может применяться с профилактической целью для укрепления дыхательной системы, общего оздоровления организма, повышения иммунитета. Но особенно она полезна при

  • бронхолегочных заболеваниях;
  • гайморитах и ринитах;
  • нарушениях мозгового кровообращения, гипоксии и головных болях;
  • при тревожных состояниях.

Если дыхательная гимнастика так полезна взрослым, детям она будет полезна вдвойне: дыхательная гимнастика не только раскроет легкие, но и насытит головной мозг кислородом, так необходимым для умственного развития малыша.

 Но прежде чем начинать заниматься дыхательной гимнастикой, нужно научиться дышать правильно.

Дышим правильно

Формула правильного дыхания такова: выдох — вдох — выдох — задержка дыхания — вдох. Дышать нужно через нос, так слизистая оболочка носа согревает, фильтрует и увлажняет воздух, который вы вдыхаете. Этого не происходит, если вы дышите через рот.  Вдох по продолжительности должен совпадать с выдохом. В стрессовых ситуациях для того, чтобы успокоить нервную систему, сделайте фазу выдоха длиннее фазы вдоха: например, вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4 или вдох на 1-2-3-4, а выдох 1-2-3-4-5-6-7-8. Такое успокаивающее дыхание реально работает. Удлинение фазы выдоха не только поможет вам успокоиться, но и поможет заснуть. Если малыш еще маленький, вместо традиционного укачивания, попробуйте посидеть с ним на руках или походить по комнате, делая свой выдох длиннее вдоха. Постепенно малыш подстроится под ваше дыхание и заснет. Я укладывала спать обоих детей именно этим способом, главное при этом — не заснуть самой.

Как оказалось, насчет задержки дыхания и необходимости глубокого дыхания у специалистов нет единого мнения. Вдох  и выдох с задержкой дыхания используется специалистами при лечении бронхолегочных заболеваний. Нужно ли практиковать задержку дыхания в повседневной жизни, и особенно с детьми, — вопрос спорный.

Наше дыхание может быть поверхностным, грудным (реберным) и брюшным (диафрагмальным). Брюшное дыхание считается полным, так как в нем участвуют все органы дыхания: сначала наполняется воздухом нижняя часть легких (живот выдвигается вперед, диафрагма опускается вниз), затем средняя (вверх поднимаются ребра и грудь) и, наконец, верхняя — поднимаются ключицы, живот подтягивается к позвоночнику. При выдохе сначала втягивается живот, поднимается диафрагма, затем опускаются грудь и плечи. В грудном дыхании диафрагма практически не участвует. При поверхностном дыхании движения ребер нет, движение груди заметно едва-едва. В разных ситуациях (в повседневной жизни, при выполнении физических упражнения, в оздоровительных или лечебных целях, для расслабления) используются разные виды дыхания.

Существует достаточно много разновидностей дыхательной гимнастики, некоторые виды дыхательной гимнастики адаптированы для детей и, судя по отзывам, дают прекрасные результаты как при лечении, так и при оздоровлении детей. Несколько методик дыхательной гимнастики вы можете освоить дома, для освоения некоторых других вам понадобится помощь специалиста. Но обо всем по порядку.

Дыхательная гимнастика Б. С. Толкачева

Б.С. Толкачев — педагог, много лет он проводил занятия физкультурой с детьми и взрослыми, страдающими респираторными заболеваниями.  Его дыхательная гимнастика, вместе с другими физическими методами, предназначена для реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями. Гимнастика заключается в выполнении простых физических упражнений с озвученным выдохом. Вот несколько упражнений:

Сам автор методики рекомендовал выполнять упражнения систематически на свежем воздухе, особенно в зимнее время. Выполняя эти упражнения, дышать нужно через рот. Именно в этом случае обеспечивается полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от патологической микробной флоры, и таким образом предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические. Вот несколько упражнений. Скорее все вы их знаете, главное в этой гимнастике — правильно дышать и делать упражнения с максимальной силой. Обратите внимание на то, что все упражнения заканчиваются диафрагмальным вдохом с выпячиванием живота. Буквенные обозначения авторские, а названия (за исключением «пляски«) — мои, так упражнения быстрее запоминаются.

А. Обнимаем себя стоя. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, кисти с повернутыми вперед ладонями по возможности до предела отведены назад, пальцы разведены. На счет 1 — движением вперед руки молниеносно скрестить перед грудью, так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно (до боли!) хлестнули по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2 — плавно, медленно вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпятить живот).

Б. Обнимаем себя, наклонясь. И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх. На счет 1 — опускаясь на стопы, наклон вперед, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох), на счет 2—3 — руки плавно развести в стороны и снова скрестить перед грудью, 2—3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжая выдох, на счет 4 — вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

В. Топор. И. п. — стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх-назад, пальцы сплетены (как бы держат топор). На счет 1 — опускаясь на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, резкое движение руками вперед-вниз-назад, как рубка топором (громкий мощный выдох), на счет 2 — плавно вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Г. На лыжне. И. п. — стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине «лыжни», правая рука впереди (кисть «сжимает лыжную палку»), левая далеко сзади (кисть раскрыта — «лыжная палка на ремне»). На счет 1 — плавно присесть, правую руку вниз-назад к бедру (мощный выдох, завершаемый в момент, когда руках находится выше бедра); затем выпрямиться до и. п., левую руку вперед (кисть «сжимает лыжную палку»), правую далеко назад (кисть раскрыта), диафрагмальным вдохом выпятить живот, на счет 2 — то же, но другой рукой.

Д. Толкаемся палками. И. п. — стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине «лыжни», руки вперед, кисти «сжимают лыжные палки». На счет 1 — опускаясь на стопы, присесть и наклониться вперед до касания животом бедер, руки вниз-назад до отказа, кисти полураскрыть (мощный громкий выдох) (рис. 24), на счет 2—3 — оставаясь в наклоне, пружинить ногами (натуживаясь, завершить длительный выдох), на счет 4 — вернуться в и. п., диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

Е. Кроль. И. п. — стоя, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, правая рука вперед-вверх, кисть сжата, как для «гребка», левая рука симметрично сзади, кисть расслаблена. На счет 1—2 — четыре-пять быстрых круговых движений руками, как при плавании кролем на груди (мощный выдох с натуживанием), на счет 3—4 — два медленных круговых движения руками, совершая полный диафрагмальный вдох, выпячивая живот.

Ж. Кроль на спине. И. п. — ноги на ширине плеч, правая рука вверху, ладонь повернута вправо и сжата, как для «гребка», левая рука внизу, расслаблена и повернута ладонью назад. На счет 1—3 — три круговых движения руками, как при плавании кролем на спине, выполняя повороты туловищем вслед за «гребущей» рукой (один мощный выдох с натуживанием), на счет 4 — медленно одно круговое движение руками, диафрагмальным вдохом предельно выпячивая живот.

З. Баттерфляй. И. п. — стоя на носках, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет — «гребок», как при плавании баттерфляем, затем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, немного согнув ноги и увеличив наклон ( мощный выдох); руки через стороны вверх-вперед, кисти расслаблены, вернуться в и. п., раздувая живот диафрагмальным вдохом.

И. Гребем двумя руками. И. п. — стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх ладонями наружу, кисти сжаты, как для «гребка». На каждый счет, опускаясь на стопы, руки назад-в стороны-вниз к бедрам (мощный выдох); поднимаясь на носки, руки вперед-вверх, кисти расслабить, вернуться в и. п., раздувая живот диафрагмальным вдохом.

К. Лягушка. И. п. — упор лежа, опираясь прямыми руками о пол. На счет 1 — упор присев (одновременно мощный выдох), на » счет 2— вернуться в и. п. толчком (диафрагмальный вдох). Оба движения выполнить за 1 с.

Л. Пляска. И. п. — стоя, слегка присев на левой ноге, носок повернут влево, правая нога впереди на пятке, носок повернут вправо, голова поднята, руки согнуты в локтях, отведены в стороны. На счет 1 — подпрыгнуть и присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох), на счет 2 — подпрыгнуть, меняя положение ног — левая впереди на пятке, затем вернуться в и. п., раздувая вдохом живот. Все движения выполнить за 1 с.

М. Махи ногами. И. п. — стоя правым боком к опоре на левой ноге, правая нога согнута назад в колене, стопа свободна, правой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счет, поднимаясь на носок опорной ноги, предельно возможный мах правой ногой вперед-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох) и сразу же предельно возможный мах той же ногой вниз-назад до касания стопой ягодицы, опускаясь на стопу левой ноги, выпячивая живот диафрагмальным вдохом. Все движения выполнить за 1 с. То же правой ногой.

Хотя описание упражнений достаточно громоздкое, делаются они просто и быстро. Есть также у Б.С. Толкачева упражнения и на тренировку диафрагмального дыхания. Описание этих упражнений и других физических способов оздоровления вы можете найти в книге Б.С. Толкачева «Физкультурный заслон ОРЗ» (саму книгу найти в сети Интернет и, скорее всего, на полке вашей библиотеки).

В этом видео вы можете посмотреть, как выполняется комплекс упражнений дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева:

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко

В отличие от дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева, метод К.П. Бутейко направлен на освоение неглубокого дыхания и задержку дыхания. Применяется он для лечения заболеваний органов дыхания, в том числе бронхиальной астмы и аллергических заболеваний. Иногда по этой методике занимаются даже в кабинетах лечебной физкультуры обычных поликлиник.

Дыхательные упражнения йогов

Йога содержит большое количество пранаям – дыхательных практик, главное назначение которых – накопление энергии. Полное дыхание йогов позволяет задействовать весь объем легких, в результате укрепляются все органы дыхания, улучшается работа сердца, приходит в равновесие нервная система, из организма выводятся токсины, повышается сопротивляемость организма и улучшается настроение. Йоги также практикуют попеременно-ноздревое дыхание: дышат то одной ноздрей, то другой (важно вдыхать и выдыхать через одну и ту же ноздрю). В детской йоге также есть дыхательные упражнения, адаптированные именно для детей и оказывающие оздоровительный эффект.

А. Липень в своей книге «Детская оздоровительная йога» рекомендует выполнять с детьми от 3 до 6 лет следующие упражнения:

Лодочка на волнах. Лягте на спину на коврике. Положите на живот в области пупка маленькую игрушку, мешочек, либо бумажную лодочку. Вдох: наполните живот воздухом так, чтобы игрушка поднялась. Выдох: втяните живот так, чтобы игрушка опустилась. Ваш живот двигается как волны в океане. Повторите упражнение 6 — 8 раз.

Зернышко. Примите позу «ребенок» и представьте себя маленьким зернышком в земле. Вдох: представьте, что в начали расти. Встаньте на колени и поднимите руки над головой. Потянитесь вверх, насколько возможно, задержав на 1 с дыхание. Выдох: опустите руки и склонитесь на коврике в позе маленького семечка. Повторите упражнение 3 — 6 раз. (Поза «ребенок». Встаньте на колени на пол. Соедините большие пальцы ног вместе и сядьте на пятки. С выдохом наклонитесь вперед, между бедер, положите лоб на пол. Расширяя область крестца, расположите живот и бедра на внутренней стороне ног. Удлиняйте копчик к полу, в то время как позвоночник вытягивается к основанию головы. Вытяните руки вдоль туловища ладонями вверх и уроните передние части плеч к полу. Почувствуйте, как расширяется область лопаток.)

Обними мишку. Лягте на спину на коврике. Вдох: поднимите руки над головой. Выдохните со звуком «ха» и прижмите колени к груди, не поднимая головы. Вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 3 — 6 раз.

Сбрось усталость. Встаньте, широко расставив ноги, наклонитесь вниз. Тело расслаблено. Глаза закрыты. На вдохе руки скользят по ногам. Медленно поднимаемся, «собираем» с себя усталость. С резким выдохом и звуком «ха» бросаем тело вниз, руки свободно свисают. Вот мы и сбросили усталость.

Жужжащая пчела. Сядьте на коврик, скрестив ноги. Вдохните через обе ноздри и, выдыхая, произносите долгие звуки «з-з-з», «ж-ж-ж» или «м-м-м». При этом можно четырьмя пальцами закрыть глаза, а большими пальцами заткнуть уши и при жужжании вибрировать большим пальчиком в ушах, приоткрывая и закрывая слуховое отверстие.

Дышим на вертушку. Глубоко вдохните и медленно выдыхайте, заставляя вертушку крутиться как можно дольше. Повторите несколько раз.

Корова. Сядьте на коврике на пятки. Глубокий вдох через нос. На выдохе произносите носовой звук «м» с закрытым ртом, при этом похлопывая пальцами по крыльям носа. Повторите 3-4 раза.

Посмотреть, как тренировать полное дыхание йогов с детьми разного возраста, вы можете в этом видео:

Звуковое дыхание М.Л. Лазарева

Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева является частью его большой оздоровительно–развивающей программы «Здравствуй!». М.Л. Лазарев считает, что разные звуки порождают разные вибрации в нашем организме, которые стимулируют обменные процессы в клетках. Это приводит к тому, что улучшается микроциркуляция в легочных альвеолах, стимулируется деятельность диафрагмы, улучшается дренаж мокроты, расслабляется мускулатура бронхов, происходит оздоровление других органов и систем организма. Некоторые звуковые вибрации способны повысить эмоциональный тонус, другие — наоборот, обладают расслабляющим эффектом:

Звук «в» (вибрация на уровне лица, эффективно при ринитах, синуситах, гайморитах). И. П. – стоя. Ноги стоят устойчиво. Глаза закрыты. Губы мягко сопротивляются. После глубокого вдоха произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы необходимо расслабить до появления в них ощущения «щекотки». Повторить 4 раза.

Звук «ж» (вибрация в области грудной клетки, эффективно для выведения мокроты из бронхов и легких). И. П. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на груди спереди. Делается вдох. На выдохе произносится долго и негромко звук «ж». Повторить 4 раза.

Описание других упражнений вы сможете найти здесь и здесь.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Эта методика основана на активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит самопроизвольно, внимание на нем не фиксируется. Изначально предназначенная для восстановления голоса у певцов, сейчас эта гимнастика считается национальной гимнастикой России, используется очень многими людьми и с лечебной, и с профилактической целью. Адаптирована она и для детей. Начинать заниматься дыхательной гимнастикой по А.Н. Стрельниковой можно с детьми в возрасте 5-6 лет.

Условия полезной гимнастики

Какую бы дыхательную гимнастику вы ни выбрали, для того чтобы она как и любая другая гимнастика, приносила пользу, нужно соблюдать несколько правил:

  • гимнастику нужно проводить систематически, лучше каждый день;
  • дыхательную гимнастику можно проводить у любое удобное время дня, но не позже чем за 30 минут до еды и не раньше чем через 1 час после приема пищи;
  • обычная длительность дыхательной гимнастики – от 10 до 20 минут в зависимости от возраста и самочувствия ребенка;
  • в теплое время года (при температуре выше 12 градусов и без резких порывов ветра) дыхательную гимнастику лучше проводить на свежем воздухе ;
  • если вы проводите дыхательную гимнастику в помещении, предварительно хорошо проветрите его;
  • если у малыша заложен нос, предварительно очистите его.

Если у вас нет возможности провести весь комплекс дыхательной гимнастики сразу, делайте дыхательные упражнения в течение дня: во время утренней гимнастики, на прогулке, если позволяет погода, во время перерывов между играми и занятиями. Лучше маленькая польза, чем совсем никакой.

Заниматься дыхательной гимнастикой, как и любой другой гимнастикой, нужно систематически. Подберите режимный момент, к которому вы будете привязывать выполнение дыхательной гимнастики. Это позволит вам не забыть о ней, занимаясь различными делами в течение дня.

Конечно, просто так выполнять упражнения малышу будет скучно. Попробуйте делать дыхательную гимнастику в игре:

  • к малышу может прийти в гости игрушка, чтобы поиграть;
  • вы можете тренировать солдата или летчика
  • или устроить техосмотр для машин малыша, с которыми он не расстается ни на минуту;
  • можно отправиться на необитаемую планету, где дышать нужно совсем по-особому и т.д.

Используйте то, что сейчас особенно интересно вашему малышу.

Лучше если вы, перед тем как начать делать упражнения с ребенком, сами их освоите. И, конечно, малышу  понравится, если вы будете делать упражнения вместе с ним, хотя бы частично.

Будьте здоровы!

А вы занимаетесь с ребенком дыхательной гимнастикой? Какие у вас результаты? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Нажав на кнопочки социальных сетей внизу статьи, вы расскажете о ней другим родителям. Возможно, им тоже окажется полезно.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Физическое развитие ребёнка с первых дней жизни

Около шести лет назад появился на свет наш долгожданный сынишка Глеб. И мы с мужем сразу же единогласно и без...

Закрыть