Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: определяем язык любви ребенка и воспитываем любя

ЧепменПродолжаем совместное чтение книги Г.Чепмена и Р.Кэмпбелла «5 путей к сердцу ребенка». К этому моменту мы уже должны определить ведущий (родной) язык любви нашего ребенка. Или начать многонедельный эксперимент по его определению.
Седьмая глава посвящена тому, как именно можно узнать, какой язык любви — для нашего ребенка родной. Прежде всего, авторы рекомендуют внимательно присмотреться к ребенку и вспомнить, какими способами (на каком языке любви) он обычно выражает любовь к родителям и окружающим людям, на что он жалуется и чего просит. Если это не помогает, предлагается установить ведущий язык любви с помощью серии «выборов», когда ребенка просят выбрать между проявлениями любви на разных языках — что выберет ребенок — чтобы папа остался дома и поиграл с ним или чтобы папа поехал в магазин и выбрал ему подарок. Хотя в книге приводится список таких выборов для детей разного возраста, не думаю, что буду практиковать этот прием. Мой сын обычно выбирает то, что дает ему возможность находиться рядом, или придумывает такую опцию (в приведенном примере — поехать в магазин за подарком вместе).

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

В особо трудных случаях, когда определить язык любви ребенка никак не удается, авторы предлагают провести эксперимент продолжительностью 15 недель, поочередно практикуя разные языки любви и отслеживая изменения в поведении ребенка. Интересно, кто-нибудь из читающих с нами собирается попробовать это сделать? Лично мне кажется, что это трудно осуществимо в реальной жизни. Сколько всего может произойти за 15 недель, трудно представить, что в какие-то дни нужно будет себя ограничивать в прикосновениях или во времени, проводимом с ребенком, в пользу практики каких-то других языков любви.
Интересной мне показалась следующая глава — о воспитании. Параллельно я перечитывала брошюру Ольги Писарик «Привязанность — жизненно-важная связь» и нашла много общего. В книге Чепмена и Кэмпбелла описание процесса воспитания, основанного на привязанности, даже более простое и убедительное.
Авторы говорят о том, что в основе дисциплины лежит признание ребенком родительского авторитета, уверенность в том, что родители действуют ему во благо и уверенность в их любви к нему.
Причиной непослушания ребенка чаще всего бывает сомнение ребенка в том, что его любят и принимают, а акты плохого поведения — это всего лишь его попытки получить подтверждение этой любви.
«Он спрашивает: «Ты любишь меня?» Ваш ответ на этот вопрос определяет, как он будет вести себя. Сформулируем самую главную причину непослушания: ребенок лишен вашего внимания, он не чувствует своей нужности, не ощущает вашей любви.
Некоторые родители считают, что ребенок примерным поведением должен завоевывать любовь, но это просто невозможно. Своим поведением ребенок привык испытывать нашу любовь. Он спрашивает: «Ты любишь меня?» Если мы отвечаем: «Да, люблю» и наполняем его уверенностью в этом, он успокоится и ему не нужно будет постоянно проверять нас. Кроме того, нам легче станет контролировать его поведение. Если же мы ошибочно полагаем, что сперва ребенок должен постараться хорошо себя вести и только потом мы можем проявить любовь, он постоянно будет разочаровывать нас. Мы будем считать его плохим, неуважительным, дерзким и бессердечным, а он просто хочет, чтобы ему ответили: «Да, я люблю тебя и таким»».
Чепмен и Кэмпбелл призывают всегда искать причину плохого поведения ребенка, выяснять, какие неудовлетворенные потребности приводят к проявлениям агрессии, печали, страхам и т.д.
Интересно авторы пишут о наказаниях. Наказания снимают чувство вины, и потому они вредны с точки зрения развития совести у ребенка. «Итак, если вы наказываете ребенка, когда он уже сожалеет о сделанном и чувствует свою вину, вы не даете совести развиться в нем. В такой ситуации наказание обычно вызывает не угрызения совести, а гнев и обиду». Отмечу, что здесь говорится о наказаниях вообще, а не только о физических.
В практическом приложении к этой главе я отметила для себя полезное упражнение — вспомнить ситуации плохого поведения ребенка и подумать, каким бы мог быть диалог с ребенком, если бы мы использовали его язык любви. Это важный навык — уметь говорить на языке любви ребенка, даже когда ситуация вот-вот выйдет из-под контроля.
Получилось ли у вас определить язык любви ребенка? С какими мыслями и чувствами вы читали главу о воспитании? Поделитесь в комментариях своими открытиями и осознаниями!
 Через неделю обсуждаем 9 и 10 главы — об обучении и гневе.
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Ирина

    Я пока не определила какой язык у моего старшего (4года), но в книге и написано, что раньше 5-ти лет можно и не пытаться…зато точно определила свой и мужа, и языки у нас разные…будем учиться))) Да, я согласна с Вами, 15-недельный эксперимент трудно осуществим, не думаю что кто-то на него решиться))) Про воспитание и наказания, в первую очередь мне нужно над собой работать в плане сдержанности, я человек импульсивный, и в момент ссоры с ребёнком, я забываю все советы и какие слова нужно говорить(((

    1. Марина Суздалева

      Ирина, я вас понимаю, сама вспыхиваю как спичка. Мне помогает закреплять правильные модели поведения их тренировка в спокойном состоянии. Чем больше тренируюсь, тем с большей вероятностью нужные слова и действия «всплывают» в сознании в критический момент.

  2. Валерия

    Седьмая глава — как узнать язык любви вашего ребенка. Мне понравилась методика, предложенная авторами, где они предлагают малышу на выбор различные выражения любви.

    Если ваш сын всегда выбирает то, что рядом, наверное, у него язык любви — это внимание, нет?))

    15-недельный эксперимент — для самых стойких и организованных, мне точно не подойдет :) И мне кажется, это издевательство над ребенком — когда его родитель будет себя вести постоянно по-разному.

    Восьмая глава — Воспитывать, любя. Про плохое поведение и про то, что причина непослушания — недостаток любви. В принципе, ничего особо нового для себя не узнала.
    Не кричите на ребенка, старайтесь чаще просить, наказание — самый исключительный способ добиться от ребенка послушания. Вполне возможно, но иногда сложно сдержаться :)
    Понравилось рассуждение про негативизм — иногда моей дочери, хотя ей уже 5, важно сказать НЕТ, непонятно зачем, а потом будет делать так, как я прошу. После прочтения книги я начала это принимать, а не спорить с ней просто так.

    1. Марина Суздалева

      Интересные мысли, Валерия. Спасибо, что поделились с нами.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: Путь 5. Помощь

Приветствую участниц совместного чтения книги Г.Чепмена и Р.Кэмпбелла "5 путей к сердцу ребенка". Наконец, мы подобрались к пятому пути, -...

Закрыть