Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: Путь 3. Время

ЧепменПриветствую всех участниц совместного чтения книги Гэри Чепмена и Росса Кэмпбелла «5 путей к сердцу ребенка». Мы с вами познакомились уже с двумя путями — это прикосновения и слова поощрения. Надеюсь, вы не забываете практиковать оба этих языка любви, ведь как подчеркивают авторы, независимо от того, какой язык любви является «родным» для вашего ребенка, вам все равно необходимо показывать ему свою любовь всеми пятью способами. Надо сказать, что этот момент всегда мне был непонятен во всей концепции 5 языков любви. Если  нужно и можно говорить о любви на всех 5 языках, то в чем смысл определять один ведущий (тем более, что если он для нас не родной, то говорить на нем нам трудно и неловко). Интересно узнать ваши мысли по этому поводу, особенно, если вы уже применяете концепцию 5 языков любви по отношению к вашим мужьям.
Ну а мы сегодня познакомимся ближе с третьим языком любви — временем.
Думаю, вы согласитесь со мной в том, что в этой главе авторы не открывают Америку. Каждая из нас знает и осознает, как важно наше внимание для ребенка, как требуют и получают любыми способами мамино время наши малыши. Вот и в этой книге глава начинается с до боли знакомой каждой маме сцены, в которой дочка пытается получить свою порцию маминого времени, отвлекая ее от важного (с точки зрения мамы) дела. Удивительно, что детям наше внимание нужно в самый неподходящий момент! А может быть, в этом нет ничего удивительного? Давайте обсудим в комментариях, как вы думаете, почему происходит именно так и как этого можно избежать. Делитесь своими идеями!
Авторы предлагают такой вариант — уделить время ребенку до того, как он начнет слишком настойчиво его требовать:
«Если бы Джинни поиграла с дочерью до того, как принялась готовить обед, возможно, девочка не дергала бы ее каждые пять минут. Если уверенность ребенка в том, что его любят, иссякла, а внимание – единственное, что может утвердить эту уверенность, ребенок пойдет на все, чтобы привлечь ваше внимание.»
Казалось бы, что может быть проще — отложить все дела и уделить время ребенку. Но очень часто мы ставим ребенка едва ли не на последнее место в списке дел, ведь нужно приготовить, убрать, позвонить, быстренько отправить одно письмо и т.д. Парадокс, но я заметила, что мамам, которые проводят с ребенком целый день, гораздо сложнее уделить время ребенку, чем работающим мамам или мамам, чьи детки посещают детский сад. Кажется, что в течение дня кроха практически неотрывно находится с мамой, но по факту мама занята своими делами, а ребенок находится где-то на краю ее поля внимания. И зачастую приходится вытаскивать себя из этой рутины и специально организовывать время с ребенком и для ребенка. Полезно напоминать себе о том, что время — лучший подарок ребенку, особенно если язык любви «время» — его родной:
«Помните, время – это ваш подарок ребенку. Вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой». Тогда ребенок ощутит, что он нужен, необходим. Он почувствует вашу любовь, так как вы целиком принадлежите ему.»
Как поклонница планирования во всех видах я была рада встретить в этой главе предложение планировать время с ребенком. Авторы подчеркивают, что «если вы вообще не станете строить планов, вы обнаружите, что времени на семью у вас не остается.» Здесь же говорится о важности выделять время для каждого ребенка, если в семье несколько детей. Эту мысль мы с вами уже подробно обсуждали в рамках совместного чтения книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных семей». Если вы читали эту книгу с нами, поделитесь своими успехами. Удалось ли вам найти возможность бывать с каждым из детей наедине? Что вам помогло в этом?
Что ж, думаю, практическое задание на следующую неделю понятно — уделять время ребенку и попробовать заполнять его включенным общением, душевными разговорами, играми и совместной деятельностью. О результатах пишите через неделю, когда мы с вами будем обсуждать четвертый путь к сердцу ребенка — подарки.
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Лилия

    Время — это и мой ЯЛ. Поэтому прекрасно понимаю, насколько важно на нем говорить с детьми. И я как раз отношусь к неработающим мамам, которые целый день с детьми дома. Кажется, весь день впереди, дел много, совместные дела с детьми есть, общение есть, а чувство вины не исчезает. Ведь можно было бы и больше внимания деткам уделить… С одной стороны, если заранее напитать ребёнка вниманием, он может какое-то время играть сам. Но я замечала, что «аппетит приходит во время еды». И чем больше играешь, общаешься без отвлечений с детьми, тем больше внимания они просят и меньше самостоятельности. Словно есть какая-то узкая граница, за пределами которой недостаток внимания и его избыток приводят к похожим результатам (недавно где-то прочла, что детям полезно иногда давать поскучать). 
    Почему детки отвлекают в самый неподходящий момент, может, потому что мама концентрируется на чем-то кроме детей, и им это не нравится, боятся стать «пустым местом». Так, при прочтении главы зацепила фраза: «Быть наказаным лучше, чем быть заброшенным». 
    Планировать время с детьми важно, но нужно ещё и готовиться к совместному времени с детьми: очистить голову от посторонних мыслей, отключить гаджеты, при необходимости подготовить реквизит (а не просто скачать идеи — это я про себя).
    По поводу вопроса, зачем определять ЯЛ, если нужно говорить на всех пяти… Как я поняла, ведущий ЯЛ мы используем, чтобы донести свою любовь, дабы не возникало сомнений в наших чувствах. А используем остальные, чтобы дети стали «полиглотами» в понимании и проявлении чувств к другим людям в будущем, ощутили всю многогранность любви и способов её выражения. Не все же их отношения будут с людьми, говорящим на одном языке. 

    1. Марина Суздалева

      Лилия, интересная мысль. Интересная мысль по поводу границы недостатка / избытка внимания. Я все-таки считаю, что «перекормить» своим вниманием деток невозможно, и они не возьмут больше, чем им необходимо. Самостоятельность в играх может уменьшаться, если взрослый берет всю инициативу на себя. Но это не вопрос времени совместной игры, а вопрос ее организации, качества, распределения ролей в ней. Я так это вижу.

  2. Прочитала третью главу очень быстро, т.к. написано очень легким и доступным языком. После прочтения главы поняла, что все это я читала раньше у других авторов.
    Отложив книгу, стала думать про отзыв и не знала, что написать. И через несколько дней поймала себя на мысли, что постоянно прокручиваю у себя в голове основные мысли из главы, думаю про время для детей. Для меня самое сложное уделить время, каждому ребенку по отдельности, т.е. для каждого найти свое время.
    Я сама не работающая мама, а время на все не хватает. С детьми занимаешься «набегами» сложно выделить время, хочется все успеть, сделать, как уже писала Лилия, и у меня так много идей в компьютере, а по факту только чувство вины, что мало уделяю внимание детям. Но вот работающие мамы. У меня такие примеры, что дети в садик родители на работу, вечером пришли, погуляли и все спать. А выходные дом. Но не скажу, что они намного больше уделяют внимание детям, возможно, они больше терпимы к детям, т.к. не включены в их дела весь день. Я для себя пришла к выводу, что не зависимо работающая ты мама или нет, все зависит от твоих приоритетов, что важнее и маминых ресурсов (душевных сил, здоровья).
    Себе на неделю поставила задачу нарисовать круг приоритетов, может поможет.

    1. Марина Суздалева

      Анна, конечно, все зависит от приоритетов. Скорее, даже не от приоритетов, а от умения декларируемые приоритеты поставить на соответствующее место, отодвинув рутину, неважные и несрочные дела. Мы об этом читали и обсуждали уже у Кови, помните? Как люди ставят на первое место семью, но по факту уделяют семье меньше всего времени и сил. Что за круг приоритетов? Колесо баланса или это какая-то другая методика? Поделитесь, пожалуйста, нам все интересно, что касается обсуждаемой темы :)

  3. Валерия

    Третий язык любви — время.
    Для меня это что-то сложное, честно говоря, потому что с планированием у меня беда. Хотя я понимаю, что для некоторых детей время, КАЧЕСТВЕННО проведенное с ними, очень важно. Они именно так воспринимают любовь отца и матери.

    У моей дочери это не главный язык, как мне кажется, но тоже достаточно важный для нее. Ласково смотреть на нее, как советует автор, я, конечно, стараюсь почаще. Но взгляд «глаза в глаза» часто использую только когда сержусь, надо от этого отходить :(

    Слова Чепмена о том, что «детям надо уделять больше времени. Надо потрудиться, чтобы правильно составить расписание. Не жалейте сил и времени, вы вкладываете их в будущее.» меня зацепили и вдохновили. Сразу захотелось начать действовать и планировать :)

    Я замечаю, что если мы куда-то едем, и я, вместо того, чтобы залипать в телефоне, разговариваю с ребенком, то открываю для себя много нового, узнаю ее с другой стороны. Обсуждаем ее чувства, какие-то события. Не зря в книге написано:
    «Беседы с вами в будущем сослужат им хорошую службу, если вы научите их правильно вести разговор. Им будет легче строить отношения . Вы должны помочь им выражать собственные мысли, научить их высказывать свое мнение мягко, уважая чувства собеседника.»

    Мне очень не хватало такого доверительного общения в детстве, мама не могла уделять мне много времени и просто разговаривать со мной. Из-за этого было поначалу сложно осваиваться в школе. И я помню, что мнения ровесников для меня были важнее, чем мамины. Не хотелось бы повторения этого с дочерью.

    Понравился совет, что во время чтения ребенку на ночь (что у нас стало уже традицией) необходимо останавливаться и спрашивать у дочки о ее эмоциях, об отношении к героям, к событиям. Возьму на заметку.

    «Остановитесь на минутку, подумайте, что для вас важнее». Да, и от этого дети страдают. Они считают, что для родителей важно все вокруг, но только не они. И строить планы для того, чтобы уделить дочери внимание, просто необходимо.

    И я полностью поддерживаю авторов: «Эти воспоминания помогут им в трудную минуту. Ваша задача — наполнить их сосуд любви. Тогда со временем дети превратятся в уравновешенных, доброжелательных, счастливых взрослых.»

    На данный момент у нас уже две традиции:
    — Играть перед сном в настольные игры
    — Читать перед сном в кровати

    Попробую еще ввести традицию «разговаривать в транспорте, когда мы куда-то едем» вместо того, чтобы переписываться в телефоне — в конце концов, все эти люди могут и подождать :)

    1. Марина Суздалева

      Валерия, здорово, что вы так вдумчиво читаете книгу. Прекрасно, что слова авторов мотивируют вам и вдохновляют на позитивные изменения. Именно такие книги и стоит читать :) Вы пишете, что у вас проблемы с планированием. Но насколько я могу судить по вашему комментарию, у вас есть возможность прямо сейчас сделать маленькие и не слишком сложные шаги, которые помогут найти это качественное время, которое нужно дочке (даже если язык любви время не ее родной). Вы сами поставили себе такую задачу — отказаться от использования телефона в транспорте. Пишите, получилось ли это сделать, и если да, то что вы чувствуете во время этих поездок, как меняется настроение, поведение дочки? Постарайтесь закрепить этот новый вариант ваших поездок, а спустя какое-то время попробовать найти другие дополнительные источники времени для дочки.

  4. Анна

    Время вместе с родителями, как и все дети, мои очень любят.
    Прочтение этой главы напомнило в очередной раз на сколько это важно.
    Мы любим вместе играть в настольные игры, когда едем в машине, предлагаю на выбор: включить музыку/аудиосказку, поехать в тишине или поговорить, чаще всего побеждает последнее)
    Обсуждаем все на свете, у мальчишек всегда куча вопросов.
    Перед сном у нас обязательная традиция — полчаса сказки, и большая часть времени тоже уходит на поболтать))
    Недавно взяла за правило ещё пошепташки перед сном с каждым.
    Порой им не хватает общения с папой, обсудили с мужем его возможность выделить в ежедневнике по часу на каждого. Планирование общения с детьми в нашей семье пока не было, понравилась эта идея, будем внедрять)

    По поводу практики всех языков любви как-то обсуждали с девочками на форуме и пришли к такому выводу, что в течение жизни у каждого человека основной ЯЛ может меняться. И на первый план выходит тот, которого больше всего не хватает. Чего надополучаешь, того больше всего и хочется.

    1. Марина Суздалева

      Анна, какой интересный вариант — изменение языка любви на тот, которого не хватает. Не думаю, что это входит в авторскую концепцию, но что-то в этом есть. Я вообще-то тоже сторонница того, что «говорить» (и с ребенком, и со взрослыми) имеет смысл на всех пяти языках любви. А знать о них всех полезно для того, чтобы этот «разговор» не был слишком однобоким. Чтобы удовлетворять потребность ребенка в любви всеми пятью способами.

  5. Ирина

    Эх, часто я засыпаю с чувством вины, что мало уделила времени детям((( сижу дома с детьми, и да правильно вы заметили почему-то не всегда получается уделить время детям, на бегу между делом, с планированием у меня очень плохо…наверно из всех языков этот для меня самый трудный.

    1. Марина Суздалева

      Осознание проблемы — уже часть решения. Мне распорядиться ограниченным временным ресурсом обычно помогает расстановка приоритетов.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: Путь 2. Слова поощрения

Приветствую участниц совместного чтения! Продолжаем читать и обсуждать книгу Г.Чепмена и Р.Кэмпбелла "5 путей к сердцу ребенка". Ну что, удалось...

Закрыть