Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: Путь 5. Помощь

ЧепменПриветствую участниц совместного чтения книги Г.Чепмена и Р.Кэмпбелла «5 путей к сердцу ребенка». Наконец, мы подобрались к пятому пути, — языку помощи.
Пока дети маленькие, помогать им — естественно и приятно. Но чем старше становится ребенок, тем больше тревоги появляется у родителей по поводу необходимости помощи ребенку и ее объема. Стоит ли помогать ребенку одеваться, приводить в порядок свои игрушки, кушать? И до какого возраста это допустимо и полезно? Всегда ли следует удовлетворять просьбу ребенка о помощи? Стоит ли помогать ребенку рисовать, лепить, мастерить что-то? В каких ситуациях помощь во благо, а когда она вредит естественному развитию самостоятельности? Когда помощь — выражение любви, и когда она — просто дань спешке или неверию в способности ребенка справиться с чем-либо самостоятельно?
С такими вопросами я читала эту главу, и на большую их часть я нашла ответы.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Основная мысль, которую я для себя отметила после знакомства с пятым языком любви, — это то, что помощь должна быть бескорыстной. С этой же мыслью мы встречались в предыдущей главе, когда обсуждали язык любви — подарки. В целом, идея бескорыстного проявления любви к ребенку любым из пяти языков выражает концепцию безусловной любви, любви просто так, а не за что-то. Не за хорошее поведение, не за добрые поступки, не за успехи и достижения мы любим детей, поэтому и выражения любви к ребенку должны быть такими же безусловными, естественными и бескорыстными.
«Бескорыстию учат ребенка родители, они же могут укрепить в нем эгоизм. Когда мы помогаем, мы должны быть внимательными, мы не ставим условий, мы просто любим. Если родители помогают детям, только когда они довольны их поведением, это – помощь, но она не говорит о любви. Глядя на таких родителей, дети понимают: человек помогает другому человеку, только когда ему это выгодно».
В главе авторы рассказывают о том, в каких ситуациях помощь может быть во благо, а в каких препятствует развитию самостоятельности ребенка. Поясняют, насколько болезненным для ребенка может быть отказ в помощи, если помощь — его родной язык любви.
В следующей главе (ее мы будем обсуждать через неделю) Чепмен и Кэмпбелл дают рекомендации по определению ведущего (родного) языка любви ребенка, но, конечно, по ходу чтения первых пяти глав вы наверняка примеряли эти языки к своим детям. Раньше, когда я была лишь поверхностно знакома с концепцией пяти языков любви, мне казалось, что ведущий язык любви моего ребенка — помощь (особенно папина). Но сейчас я больше склоняюсь к мысли, что за его просьбами о помощи чаще всего стоит желание провести время со мной или папой или услышать слова одобрения (ты справишься; ты можешь; я знаю, что ты лучший в мире «заправлятель постелей»; кто быстрее всех в группе надевает носки? Конечно, Егорка!). В общем, не думаю, что помощь — родной язык моего сына. Надеюсь окончательно определиться после прочтения следующей главы.
Дальше предлагаю двигаться в чуть более быстром темпе, в следующую пятницу обсудим 2 главы — седьмую и восьмую. 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Валерия

    Пятый язык любви — помощь. Было странно читать о помощи как выражении любви, потому что для меня это само собой разумеющееся. Я давно в одной статье прочитала: «Если ваш ребенок просит вас сделать что-либо из того, что он умеет, значит, ему не хватает вашего внимания». Поэтому стараюсь ей помогать и давать заботу по максимуму, чтобы дочка «перенасытилась».

    Хотя иногда стараюсь что-то сделать за нее, потому что так быстрее. Но авторы пишут:
    «Намного быстрее и проще самому пожарить картошку, чем научить этому ребенка. Многие так и поступают. Однако если вас интересует не только обед, если вы любите ребенка и заботитесь о его будущем, вы научите его готовить. Малыш, видя вашу любовь и заботу, последует вашему примеру».

    Согласна, надо чаще находить время, чтобы учить. А если помогать — главное — бескорыстно, как и вы, Марина, написали. «Тот, кто помогает ближнему, не раб, а преданный любящий слуга. Помощь — это подарок, а не обязанность.»

    И мне понравилось, что авторы уделяют особое внимание тому, что не нужно требовать благодарность у ребенка, его можно осторожно направить на благодарность своим примером. По-детски эгоистичный малыш со временем сам поймет, что это такое.

    1. Марина Суздалева

      Может быть, ваш язык любви — помощь, поэтому выражать на нем любовь легко и естественно. Для кого-то это может быть не так.

  2. Анна

    У моего старшего сына однозначно одним из ведущих языков является помощь. От него постоянно слышишь — помоги, причём даже в вещах, которые он давным давно умеет делать сам. И если не получает этой помощи, сразу выглядит глубоко несчастным. Близкие из любви конечно очень часто помогают ему и он порой начинает перегибать палку и гонять всех, особенно младших братьев по своим поручениям, а сам лентяйничать очень любит. Так что важно не перестараться в проявлении своей заботы ?

    1. Марина Суздалева

      Анна, я бы присмотрелась повнимательнее к этим запросам сына. Например, у моего сына за просьбами о помощи я вижу просьбу побыть вместе (язык любви «Время»). Может быть, и в вашем случае речь идет не только о помощи. В том, что важно не перестараться, — согласна.

  3. Лилия

    Для меня Помощь тоже само собой разумеющееся проявление заботы и любви. Это частично и мой ЯЛ. Замечаю за детьми просьбы помочь в том, что сами умеют. И больше связываю это с просьбой о внимании и большем времени вместе. Дочка любит помогать, особенно там, где её не просят (предлагает развернуть фантик от конфеты, например, а сама конфеты пока не ест)). Дети любят помогать с выпечкой, сын готов развлечь младшую сестрёнку на пару минут, причём просить его об этом не надо. Только в уборке помогать не хотят)) хотя в младшем возрасте пылесос и швабра были одними из любимых игрушек. Присмотрюсь к способам определения ЯЛ, может, помощь  все-таки один из наших. Поэтому для себя сделала в голове отметку не ворчать, помогая в простых делах, и не напоминать, что дети уже большие и сами могут это сделать (по ситуации, конечно).

    1. Марина Суздалева

      Вот бы еще все эти пометки всплывали в голове в нужный момент :) Практика — наше всё

  4. Ирина

    «Помощь» по всей видимости мой язык любви, только в моем случае мне хочется назвать «Забота» это будет более верное слово в моем случае)))

    1. Ирина

      Масло масленное)))»…это будет более верное слово для меня» хотела так написать, а написала не понятно что)))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Г.Чепмен, Р.Кэмпбелл «5 путей к сердцу ребенка»: Путь 4. Подарки

Приветствую всех участниц совместного чтения! Мы с вами продолжаем читать книгу Г.Чепмена и Р.Кэмпбелла "5 путей к сердцу ребенка". Главы...

Закрыть