Географические прогулки: Анды и Пампасы

Прогулка в Анды и ПампасыКаких только прогулок не было в Клубе Увлеченных Мам! И летние прогулки по сказкам, и зимние, тематические летние прогулки и прогулки с Феей Азбукой. Недавно вместе с «Кругосветкой» мы отправились в путешествие по двум Америкам — сначала по Южной, потом по Северной. И конечно же, не могли обойти стороной и прогулки. Периодически они у нас бывают географическими. О двух таких прогулках в южноамериканские Анды и в Пампасы вам и расскажу.

Случились эти прогулки в самом конце августа. Так вышло, что город, в котором мы живем, расположен недалеко от юго-восточных предгорий Уральских гор. Сорок минут на машине, и мы уже там. Прогулки в горы или у их подошв – частое развлечение для нашей семьи в период отпуска. В этот раз покорить небольшую вершину (665 м над уровнем моря) мы взяли и младшего сына. Идея превратить обычную прогулку в горы – восхождение и спуск — в прогулку по перуанским Андам (Южная Америка) пришла ко мне совершенно случайно: я взглянула на окружающий нас пейзаж и вдруг поняла, что эта пожелтевшая высохшая трава, разбросанные там и тут камни, тропинка, поднимающаяся в гору, и горный массив на небольшом расстоянии — это именно то, что видели инки, когда строили свою империю. Благодаря «Кругосветке», нужные теоретические знания у меня были, поэтому мы без промедления отправились в путь.

Немножко из истории и географии

Империя инков до покорения их испанцами занимала всю территорию Перу, Боливии и Эквадора, частично Чили, Аргентины и Колумбии. Немало, правда?  Столица империи инков — город Куско и затерянный в горах таинственный город инков — Мачу-Пикчу находились как раз на территории Перу.

Анды, или по-другому Андийские Кордильеры, окаймляют с севера и запада всю Южную Америку. Они занимают почти половину территории Перу. Именно там, в Андах, на территории Перу, зародилась цивилизация инков. Легенды гласят, что первый Инка Манко Капак и его жена Мама Ойлья вышел из озера Титикака и отправился на север искать место, где его золотой посох легко войдет в землю. Там, куда он воткнул посох, и появился город Куско – столица империи Инков. От него во все четыре стороны (в самом прямом смысле  слова) расходились дороги. Одна из них, так называемая Тропа Инков, вела в затерянный в горах таинственный город инков — Мачу-Пикчу. По ней мы и отправились. Время и ветер засыпали каменную кладку землей, но кое-где нам даже удалось увидеть каменные ступени.

progulka-v-andy-tropa-inkov

Как подниматься в гору с малышом. Несколько полезных советов

Мы очень любим такие подъемы в горы. Со старшим покоряем более высокие вершины, для младшего этот поход стал первым самостоятельным. Хотя мы поднимались по более пологой стороне горы, идти вверх малышу было не очень просто. Что мы сделали, чтобы облегчить подъем:

• подъехали на машине почти к самому подножию горы, чтобы младший не устал раньше времени;
  • глядя вверх, договаривались, что дойдем вот до того камня, а потом отдохнем;
  • когда уставал, держали вдвоем младшего за руки, а если младший совсем уставал, его брал на руки папа, но это было всего 2 раза и совсем недолго.

progulka-v-andy-prival

Самое главное, что облегчило младшему подъем, — это длинная-длинная мамина сказка о том, как в Андах когда-то жили индейцы Инка, которые основали могучую империю, строили на склонах гор каменные города, прокладывали дороги. Колеса инки не знали, перемещались пешком. Свои дороги инки мостили камнями. Империя инков исчезла с приходом в Южную Америку испанцев, внесли свой вклад и землетрясения, столь частые в Андах.  Многое из того, что создали инки, было разрушено. Но кое-какие следы империи инков сохранились в Перу до сих пор. Во время подъема и спуска мы искали в лежащих на земле и торчащих из Земли камнях очертания каких-то построек или предметов.

progulka-v-andy-razvaliny-imperii-inkov

Как мы превращали привычный для нас мир в мир индейцев инки

Сейчас там, где когда-то проходили тропы инков, проложены современные дороги, по которым мчатся не гонцы инков, а современные автомобили. Очень интересно оказалось понаблюдать с высоты за едущими по дороге машинами.

progulka-v-andy-doroga-vnizu

Поднимаясь, мы обратили внимание на сложенные аккуратной кучкой камни. Это апа­чета — перуанцы соору­жают их на скло­нах гор во время подъ­ема вверх в бла­го­дар­ность духам за доз­во­ле­ние добраться до нуж­ного места. Мы тоже сложили свою апачету и желание загадали.

progulka-v-andy-apacheta

Поднимаясь, мы были заинтригованы торчащим на вершине остовом дерева (еще в прошлому году его не было). Достигнув вершины, мы был приятно удивлены: в расщелину между камней была воткнута художественно обработанная ветка, к которой была прикреплена памятная табличка.

progulka-v-andy-na-vershine

Стоя на вершине горы, мы не только увидели озеро Титикака (на самом деле оно у нас Банное называется), но и насчитали еще 6 озер (если подняться на другую гору, повыше, можно будет увидеть уже 9 озер). А парящие в небе 4 крупных вОрона превратились на время нашей прогулки в кондоров — украшение ущелий Анд. Что-то они между собой не поделили и своими громкими криками и хлопаньем крыльев напугали нас.

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Примите участие в бесплатной тематической неделе «Путешествие в Таиланд»!

progulka-v-andy-ozero-titikaka-i-kondory

Частых в Андах землетрясений нам, к счастью, удалось избежать, зато пришлось побороться с внезапно поднявшимся ветром. К сожалению, так как утро было жарким и безветренным, популярную в Перу яркую шапочку чульо, закрывающую уши, мы с собой не захватили, поэтому для защиты ушек младшего сына от ветра пришлось соорудить ему из рубашки старшего брата что-то вроде арабской куфии (ее еще называют арафаткой).

Ветры в Андах не редкость. Определить преобладающее направление ветра нам удалось по деревьям: ветки деревьев оказались направлены как раз в ту сторону, куда дует ветер. С  той стороны, откуда ветер дует, ветки у деревьев оказались короче. Обратили мы внимание и на то, что на деревьях на ветру листьев осталось совсем немного, а деревья, растущие с подветренной стороны камней, еще стоят одетые.

progulka-v-andy-veter-v-gorah

Обратный путь и заключение

Обратный путь у нас прошел намного быстрее и легче. Младший сын все пытался облегчить себе задачу: несколько раз садился на попу и пытался съехать с горы как зимой. Не очень получалось, но он отчаянно пытался извлечь из покоренной горы еще какую-то пользу.

progulka-v-andy-s-gory

Хотя любой подъем в гору для нетренированного человека (а мы как раз такие туристы-любители) и особенно ребенка требует достаточно много усилий, поверьте, оно того стоит: это и время, проведенное с семьей вдали от телевизора и интернета, и отличный способ показать малышу, как нужно ставить цели и их достигать. А если вам удастся придумать для вашего мини-путешествия какой-то сказочный / географический / исторический сюжет, оно пройдет на одном дыхании и надолго запомнится вам и вашему малышу.

Прогулка в Пампасы

Несколько дней спустя прогулка по невысоким холмам превратилась у нас в прогулку по Пампасам. Пампасами называют степи на юго-востоке Южной Америки. Они затрагивают территорию Аргентины, Уругвая и Бразилии. В этот раз нам повезло: ветра не было (холодный пронизывающий ветер — Памперо, который дует в Пампасах, обычно господствует здесь с октября по январь).

progulka-v-pampasy

Сейчас Пампасы — это сельскохозяйственные поля и пастбища для домашних животных, на которых иногда можно встретить и дикие южноамериканские злаковые растения. Узнать их легко по колоскам с зернышками. Поискали и мы злаковые растения.

progulka-v-pampasy-zlakovye

Тех зверей, которые нам как будто встречались во время прогулки, дети по описанию угадывали (мы о них раньше читали): пампасный олень, пампасская кошка, страус нанду, нутрия, вискаша — грызун из семейства шиншилловых, броненосец. С вискашей интересная история вышла. Очень ценный у нее мех. А нам на одном из камней попался невысокий, густой и очень мягкий черный мох. Потрогали  — как вискашу погладили (вискаша, правда, обычно не черного цвета, а русого).

progulka-v-pampasy-moh-viskasha

Аргентинский ковбоев гаучо, которые пасут скот в Пампасах вот уже на протяжении нескольких столетий, нам встретить не удалось. Но на лошади нас покатали.

progulka-v-pampasy-na-loshadi-gaucho

Неожиданный плюс

Кстати, географические прогулки на дальние расстояния оказались удобны для нас еще вот в чем: во время длительных переходов, держа малыша за руку, очень удобно ему что-то рассказывать, и слушает он намного лучше, чем дома.

Хотите также интересно играть в географию? Присоединяйтесь к «Кругосветке»! И пусть ваши прогулки станут такими же интересными! Ждем вас! Присоединиться никогда не поздно!

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Примите участие в бесплатной тематической неделе «Путешествие в Таиланд»!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".