Игрушки своими руками: Живое дерево

Живое деревоЕсть у нас такая игрушка, сделанная своими руками, – «Живое дерево». Делала я ее, когда Максиму был 1 год, для того, чтобы наглядно показать ему, что происходит с природой и деревом, в частности, в разное время года. Подойдет она детям от года до 4–5 лет. У малышей 2 – 3 лет память еще очень неустойчива, преобладает непроизвольная память, то есть в этот период малыш с легкостью запоминает то, что повторяется изо дня в день, а то, что было несколько дней назад, вспомнить уже не может. Более того, память малышей является эмоциональной, то есть малыш лучше запоминает то, что вызывает у него радостные эмоции. Поэтому мы играем с «живым деревом» круглый год с разными сюжетами, и Максим (2 года 2 месяца) не только видит глазами, но и чувствует руками и осмысливает в игре, как меняется природа в разное время года.

Изготовление игрушки «Живое дерево»

Что мне понадобилось:

  1. по 0,5 м ткани зеленого, оранжевого, коричневого, белого цветов (оранжевая и коричневая ткань у меня флис, остальные из домашних закромов);
  2. 0,25 м ткани черного цвета для куска земли и дупла;
  3. небольшие кусочки ткани зеленого, желтого, красного, бордового, коричневого, белого цветов для зеленых и осенних листьев, травы, фруктов, осенних листьев, почек;
  4. 1,5 м флизелина;
  5. лента Велькро, или липучка, зеленого, оранжевого, коричневого, черного цветов;
  6. термоаппликации – цветы, ворона, бабочка, сова, заяц и так далее по желанию.

Порядок изготовления игрушки «Живое дерево»:

  1. нарисовала на куске ненужных обоев крону дерева, ствол.
  2. выкроила из зеленой и оранжевой ткани кроны дерева, из коричневой – ствол в двух экземплярах. Проклеила детали флизелином;
  3. пристрочила ветки дерева (верхняя часть ствола) к деталям кроны;
  4. на деталях кроны дерева настрочила кусочки липучки 2*2 см в тон, на детали ствола – кусочки липучки для крепления дупла и земли;
  5. сострочила вместе детали кроны и ствола дерева, края обработала швом «через край» (можно прострочить на швейной машине зигзагом или оверлоком);
  6. внизу дерева, в корнях, пришила две липучки, за которые будет крепиться деталь «земля»; отрезок черной ткани сложила пополам – корни дерева будут как бы вставляться в деталь земли, с  внутренней стороны детали «земля» нашила липучки для крепления к стволу дерева, на внешних сторонах – липучки для крепления травы, ягод, упавших фруктов.

Так как наше дерево — «живое», для него понадобилось сделать дополнения (на всех дополнениях сзади есть липучки для прочного крепления на дерево):

  1. зеленые листья: из двух частей зеленой ткани, проклеенных флизелином, на верхней стороне настрочила прожилки, на задней стороне – липучка для крепления на дерево;
  2. почки: из двух частей коричневой ткани — две маленькие почки и одна большая набиты холлофайбером, одна большая почка – пустая, с одного края оставлено отверстие, чтобы туда можно было вставлять зеленый листочек;
  3. цветы: я использовала термоаппликации, на заднюю сторону пришила липучку; можно сшить цветы из разноцветной ткани;
  4. фрукты, которые растут на деревьях: по несколько штук яблок, груш, апельсинов, слив. Фрукты делала из набора разноцветного флиса, купленного в канцелярском магазине. Фрукты сделаны из двух половинок, объемные – внутри холлофайбер. Внутрь слив вставлены настоящие сливовые косточки для прощупывания. К яблокам и грушам пришиты веточки с листочком. Яблоки одного размера, но разного цвета: красные, желтые, зеленые по несколько штук. На некоторых яблоках и грушах с одной стороны пришито пятнышко (для чего – чуть позже). Апельсины двух размеров: большие и маленькие;
  5. осенние листья: по паре каждого цвета (зеленые, желтые, оранжевые, красные, бордовые), части зеленых листочков сшивала швом через край желтыми нитками, чтобы получился эффект пожелтения краев листочков, как у березы;
  6. снежинки: из двух частей махровой ткани, сзади пришила липучку;
  7. траву: из двух частей зеленой ткани нескольких оттенков, оранжевой, коричневой ткани. Для каждого цвета по два кустика травы. На обратной стороне кустов травы пристрочила липучку;
  8. дупло: из двух частей черной ткани, сзади пришила две полосы липучки для крепления на дерево, переднюю часть сделала разрезной, для того чтобы в дупло можно было что-то складывать;
  9. животные, части снеговика, насекомые: термонаклейки и детали развивающей книжки, сшитой своими руками; также насекомые взяты из набора «Мир животных».

Живое дерево Из чего состоит

Где играем с деревом

Так как все дополнения крепятся на дерево на липучках, играть с ним можно как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. У нас дерево висит на двух петлях на спорткомплексе. Когда играем, чаще всего располагаем его на ковре. Липучками на нижней стороне дерево цепляется за ковер и не скользит.

Как мы играем с деревом. Знакомство с окружающим миром: дерево в разное время года

Сразу оговорюсь, что дерево у нас не какое-то конкретное (береза, дуб, клен или что-то еще), а просто лиственное дерево. В играх оно становится у нас березой, яблоней, дубом и так далее.

На улице или через окно периодически обращаю внимание Максима на то, что происходит в природе:

  • весной на деревьях появляются почки, почки набухают, потом из них появляются листочки; из земли появляется молодая травка;
  • весной деревья цветут;
  • весной и летом вокруг дерева много несекомых: жучки и кузнечики – в траве, бабочки, пчелы, стрекозы летают в кроне дерева; муравей ползет по стволу дерева;
  • летом созревают фрукты, созревшие фрукты падают на землю;
  • осенью желтеют, краснеют листья на деревьях, потом листья опадают; трава становится желтой, коричневой; в землю на зимовку зарываются жучки;
  • зимой на деревьях появляется иней, на ветки и землю ложится снег.

Потом изображаем это на нашем дереве.

Дерево зимой:

  • когда выпадает первый снег, прикрепляем на дерево и землю снежинки;
  • когда снег уже ложится на землю, накрываем дерево и землю белым материалом.

Дерево весной:

  • прикрепляем почки, смотрим, как набухают почки, как из них появляются зеленые листочки – сначала кончик листочка показывается, потом весь листик выходит (две почки у нас маленькие, одна большая набухшая и еще одна большая с прорезью, через которую можно засунуть в нее зеленый листочек, чтобы кончик торчал);
  • потом прикрепляем на дерево много зеленых листочков;
  • на землю прикрепляем траву;
  • просыпаются насекомые: бабочки, пчелы, жуки, кузнечики;
  • прикрепляем цветы, приглашаем бабочек и пчел лакомиться нектаром.

Живое дерево Зима Весна

Дерево летом:

  • насекомых вокруг дерева становится все больше;
  • прикрепляем на дерево фрукты, собираем наш урожай в корзинку, иногда фрукты падают на землю (на земле также есть куски липкой ленты для крепления);
  • яблоки на дереве у нас сначала зеленые, потом желтеют или краснеют (у нас все яблоки одинакового размера, но можно было сделать зеленые яблоки меньшего размера, чтобы наглядно показать, как яблоки растут и краснеют).

Дерево осенью:

  • прикрепляем на дерево осенние листочки — иногда все сразу, иногда в зависимости от вида дерева: у березы сначала желтеют только края листочков, потом все листочки целиком; у черемухи листья осенью становятся красными, у карагача и дуба, позже всех остальных деревьев, уже зимой, листья становятся коричневыми (у нас все листья одной формы, можно было сделать листья разной формы, чтобы познакомить ребенка с видами деревьев, но мы для этой цели используем осенние листья, принесенные с улицы);
  • на землю прикрепляем траву желтого, оранжевого, коричневого цветов;
  • прячем жуков, червяков в землю (земля сделана в виде кармашка);
  • сравниваем пожелтевшую березу и зеленую ель (ель у нас тоже сделана из ткани со всякими липучками, крючочками, петельками для украшения на Новый год); ищем, с какого дерева упали яблоки, а с какого – шишки.

Живое дерево Лето Осень

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Как мы играем с деревом. Сюжетные игры

Когда я делала дерево, думала, что оно будет только демонстрацией того, что происходит в природе. Но сейчас мы его используем и для сюжетных игр, и для инсценировки стихотворений и сказок. Из него получилась отличная декорация. Вот несколько наших сюжетных игр:

Ухаживаем за деревом. Поливаем понарошку из леечки, рыхлим землю игрушечными грабельками, поворачиваем его на спорткомплексе так, чтобы на него через окно попадало солнышко.

Листопад. Раскладываем на дереве собранные на улице осенние листья или листья разных деревьев, вырезанные из бумаги, чтобы познакомиться с разнообразием форм листьев у разных деревьев, делаем листопад – дуем, и ветер «срывает» листья деревьев. Из опавших листьев делаем букеты, или их собирает ежик (ежик у нас – это подставка-держатель для бумаг и канцелярских принадлежностей (вот такой, в него очень удобно что-то заталкивать).

Собираем урожай. Когда летом на дереве поспевает урожай, собираем яблоки, груши, сливы, апельсины в корзинку. Угощаем зверей. Опавшие фрукты собирает на свои «иголки» канцелярский ежик.

Ураган. Это одна из самых любимых игр Максима с деревом, так как позволяет пошалить. Ураган «Максим» раскачивает дерево, держа в руках. Очень сильный ураган срывает листья с дерева, уносит их далеко- далеко, может даже вырвать дерево с корнем из земли, повалить  дерево на машину или дом.

Берлога для медведя. Из снежинок строим под деревом берлогу для медведя и поем ему колыбельную.

Живое дерево Сюжетные игры

Еще мы играем с термоаппликациями или мягкими игрушками вот так:

  • заяц прячется от волка за деревом;
  • пчела собирает нектар с цветков дерева (в этот раз оно у нас липа) и делает мед в сотах в улье;
  • бабочка ищет, чем ей подкрепиться – нектаром с цветков дерева;
  • кошка, убегая от собаки, залезает на дерево;
  • кормим крошками птичек под деревом, птички, спасаясь от кота, взлетают с земли и садятся на ветки дерева;
  • весной птицы строят на дереве гнездо и высиживают там птенцов;
  • белочка делает в дупле запасы на зиму: орешки, ягоды, грибочки;
  • кабанчик ищет под деревом дубом – желуди;
  • в дупле живет сова, днем спит, ночью летает, прохожих пугает;
  • зимой строим под деревом снеговика;
  • в лес приходит дровосек и рубит дерево (сразу рассказываю Максиму о том, что теперь нигде не созреют яблоки, и птичкам негде будет построить гнездо. Смотрим, что получилось из нашего дерева: деревянная детская кроватка, деревянные ложки, кубики.).

Живое дерево Игры

Как мы играем с деревом. Инсценируем стихотворения и сказки

  • Одеваем осинку по стихотворению И. Токмаковой «Осинка».
  • Пытаемся заморозить холодным ветром дуб по стихотворению И. Токмаковой «Дуб».
  • «Наряжаем» дерево по стихотворению К. И. Чуковского  «Чудо–дерево».
  • Смотрим, как появляются первые листочки на деревьях по сказке – малютке Г. Цыферова «Язычок» (сюда сразу добавляем артикуляционную гимнастику для язычка).
  • Инсценируем сказки В. Сутеева «Яблоко» и «Палочка–выручалочка».
  • Читаем под деревом басню Крылова «Ворона и лисица».

Живое дерево Инсценируем

Как мы играем с деревом. Математические игры

  • Считаем почки, листья, цветы, фрукты, травку, снежинки (в пределах 10).
  • Сравниваем по размеру почки и апельсины.
  • Ищем одинаковые почки, цветы, фрукты, кусты травы, осенние листочки.
  • Делим по цвету листья, цветы, фрукты.
  • Ищем среди яблок и груш фрукты, например, с красным пятнышком или без пятнышек, с листиком или без листика.
  • Сравниваем один–много: один листочек или фрукт упал, на дереве осталось еще много.
  • Складываем и вычитаем в пределах 5. На дереве созрело 3 яблока, одно упало. Сколько еще висит яблок? и т.д. Если использовать одновременно фрукты всех видов, можно складывать и вычитать в пределах 10.

Вот такое чудо–дерево живет у нас дома.

Когда мы сейчас играем с деревом, периодически смотрим презентацию о весне от Клуба Увлеченных Мам:

А вы делаете для своего ребенка игрушки своими руками? Расскажите  в комментариях!

О том, как интересно провести тематические недельки «Весна» и «Времена года», вы можете прочитать в статьях Тематическая неделя «Весна» и Тематическая неделя«Времена года».

Новые идеи для игрушек своими руками вы найдете в этих статьях:

Понравилась публикация — поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Секреты «правильных игрушек» от увлечённой мамы Евгении Громовой

Сегодня в рубрике «Обмен опытом» у нас в гостях увлечённая мама дочки Ульянки (2,8 г.) Евгения Громова. У этой мамы...

Закрыть