Игры с геометрическими фигурами

Игры с геометрическими фигурамиЗнакомство с геометрическими фигурами ребенок начинает с возрасте 1 года – 1,5 лет. Сначала он осваивает самые простые фигуры – круг, квадрат, треугольник. Потом можно познакомить ребенка с фигурами посложнее: овалом, полукругом, прямоугольником, ромбом, трапецией и так далее. Но знакомство с геометрическими фигурами не должно заканчиваться только на том, что ребенок выучил их названия и мог по просьбе взрослого назвать показываемую ему фигуру. Игры с геометрическими фигурами помогут ребенку научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой.

Но давайте сначала разберемся, для чего нужно знакомить ребенка с геометрическими фигурами.

Для чего это нужно?

Многие развивающие игры основываются на различении геометрических фигур: доски Сегена, сортер, рамки–вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, математический планшет «Геометрик», мозаика, конструктор и так далее. Чем раньше малыш познакомится с геометрическими фигурами и формами, тем шире будет тот арсенал развивающих игр, в которые вы сможете с ним играть.

Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в рядом положенных простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а ряд треугольников – на  волну, развивает воображение.

Более того, ребенку, который прочувствовал геометрические фигуры и формы в детстве во время игры всеми органами чувств, намного проще в школе будет даваться геометрия.

Как ребенок осваивает геометрические фигуры

Давайте посмотрим, как ребенок осваивает геометрические фигуры. Это позволит вам подобрать для малыша игры в зависимости от его возраста и навыков.

Знакомить ребенка с геометрическими фигурами можно начать, когда ребенок начнет ходить, то есть в возрасте около года. Лучше начинать с круга, а когда малыш хорошо его запомнит, перейти к другой фигуре. Хорошо, если в гости к малышу придет большая фигура,  – ее можно будет обвести пальчиком, пошлепать ладошкой, наклеить ей глазки и ротик той же формы или еще как-то обыграть.

Игры с геометрическими фигурами Знакомство

Можно начать знакомство ребенка с различными формами предметов с объемных фигур. Во–первых, малышу удобнее брать их в руки. Во–вторых, он может сделать с ними множество других действий: бросить, толкнуть, положить в коробку, поставить друг на друга и так далее – это очень полезно, так как в этом возрасте у малышей преобладает наглядно–действенное мышление.

О том, как выучить с малышом геометрические фигуры, вы можете прочитать в  статье «Геометрия для малышей: как выучить фигуры».

Знакомя малыша с новой фигурой, включайте в игры и фигуры, изученные раньше, чтобы малыш их не забывал.

В возрасте от 1 года до 2 лет малыш сличает фигуры зрительно. Он учится сортировать фигуры, вкладывать предметы нужной формы в соответствующие прорези.

Также для начала желательно, чтобы фигуры были одинакового цвета и размера, тогда ребенок будет ориентироваться только на форму, а цвет и величина не будут ни отвлекать его, ни подсказывать ему. Выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков: цвета и величины – малыш научится чуть позже.

Начиная с года, вы можете играть с малышом вот в такие игры:

  • «волшебный мешочек»;
  • геометрическое лото;
  • сортировка геометрических фигур;
  • сортер;
  • доски Сегена и рамки–вкладыши Монтессори.

В 2 года ребенок уже может выбрать фигуру по названию из кучки геометрических фигур. Ближе к 3 годам ребенок может сам назвать некоторые геометрические фигуры. Конечно, не стоит без конца экзаменовать ребенка и спрашивать у него: «Что это за фигура?». Такое тестирование не нравится как взрослым, так и детям. Называйте геометрические фигуры во время ваших бесед и игр с ребенком, ищите геометрические фигуры в окружающих предметах дома и во время прогулок, включайте игры с разными геометрическими фигурами и формами в ваши занятия, и вы увидите, что уже освоил ваш ребенок, а над чем еще нужно поработать.

Дальше ребенок учится:

  • сопоставлять формы плоских и объемных предметов с геометрическими образцами;
  • находить объемную фигуру по плоскому образцу;
  • воспроизводить геометрические фигуры (рисовать, лепить, вырезать и так далее);
  • анализировать изображение предмета сложной формы и воспроизводить его из частей.

Вариантов игр с геометрическими фигурами очень много. Для игр на сортировку и конструирования из геометрических фигур вам понадобится набор геометрических фигур. Его можно купить или изготовить самостоятельно из картона, мягкого пластика, плотного фетра. Можно воспользоваться блоками Дьенеша.

Учимся различать фигуры

«Волшебный мешочек». В небольшой мешочек положите несколько геометрических фигур. Покажите ребенку фигурку одного вида и попросите найти в мешочке такую же. Когда малыш научится соотносить объемную фигуру и ее плоское изображение (круг и шар, квадрат и кубик, тетраэдр и треугольник и так далее), вы можете показывать ему не объемную фигуру, а плоское изображение. Когда малыш сможет узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, в мешочек можно будет складывать не геометрические фигуры, а предметы.

Лото. Лото — универсальная игра, с ее помощью можно изучить все, что угодно, в том числе и геометрические фигуры. Геометрическое лото легко сделать самостоятельно: делаем карточки с фигурами (для малышей достаточно 3-4 фигур) в двух экземплярах, второй экземпляр разрезаем на отдельные карточки.

Сначала сделайте фигуры одного цвета и размера. Когда ребенок хорошо усвоит форму, можно сделать фигуры разноцветными и разной величины.

Детям очень нравится накладывать на карточки объемные фигуры: блоки Дьенеша, рамки–вкладыши, фигурки от сортера, детали конструктора.

Ближе к 3 годам можно сделать большие карточки с предметами разной формы (например, круг – мяч, яблоко, воздушный шар; квадрат – коврик, платок, оконная рама). Играя, ребенку нужно будет найти предмет соответствующий геометрической фигуре, которую показывает ведущий.

Сортируем геометрические фигуры

Делим печенье. Предложите малышу поделить печенье (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглое печенье, другой – квадратное.

Аппликация. Сортируя фигуры, можно сделать аппликации. На лист круглой формы клеить круги, на лист треугольной формы – треугольники. Для самых маленьких достаточно 2-3 фигуры каждого вида. Пусть малыш сам выбирает фигуру из кучки и определяет, на какой лист ее клеить. Можно вырезать фигуры из цветной бумаги разной фактуры, картона, мягкого пластика, фетра. Добавьте к игре сюжет: вы делаете коврики для зверюшек.

Игры с геометрическими фигурами Простые аппликации

Сортируем по признакам. Покажите малышу, что некоторые фигуры могут катиться, а некоторые – нет, некоторые фигуры можно поставить друг на друга, а некоторые – нет, и так далее. Ближе к 5 годам можно предложить ребенку рассортировать фигуры по двум признакам: не катится, не катится и ставится друг на друга, катится и не ставится друг на друга (кубики, цилиндры, шары).

Сортер. Доски Сегена и рамки–вкладыши Монтессори

Простейшим сортером для ребенка может стать коробка с круглым и квадратным отверстием. Научите малыша проталкивать мячики в круглую прорезь, а кубики – в квадратную.

Если ребенок плохо различает геометрические фигуры, купите сортер с вертикальными перегородками. Когда малыш бросает фигурки в такое ведерко, они не смешиваются, а попадают каждый в свой отсек. И в результате в одном отсеке будут только треугольники, в другом – кубики и так далее. Если у такого сортера будет несколько фигурок одной формы, но разных цветов или размеров, ребенок научится различать форму предметов вне зависимости от других признаков.

С рамками–вкладышами ребенку будет удобнее играть, если у вкладышей будут небольшие ручки, за которые их можно будет брать.

А если ребенок не любит сортеры и рамки–вкладыши?

Не все дети любят игры с сортером или рамками–вкладышами. Попробуйте превратить сортер в домик, в котором фигурки будут прятаться от дождя, или в мышку, которая будет кушать сыр.

Из граней сортера–кубика можно сделать многоэтажный дом, или деревню с отдельно стоящими домиками, или поезд.

Если рамки–вкладыши у вас не сплошные, в отверстиях можно разместить наклейки животных, смайлики. Тогда вкладыши могут стать крышами домиков.

Попробуйте использовать рамки и вкладыши не совсем обычным способом – обводить. Обводить можно изображение фигуры вокруг рамки, если отверстия в рамке у вас сквозные, или сами вкладыши. Получившиеся фигуры можно закрашивать, штриховать разными способами, ставить внутри них отпечатки пальчиками или можно во что-то и их превратить: круг – в яблоко или солнышко, овал – в огурец или жука и так далее.

Аппликации из геометрических фигур

Если у ребенка уже хорошо получается приклеивать детали на заданные места, вы можете делать сюжетные аппликации или узоры и орнаменты из геометрических фигур. Для первых аппликаций достаточно 3–4 фигур, постепенно их количество можно увеличивать. Можно воспользоваться готовыми альбомами для аппликаций, например «Геометрическая аппликация» из серии «Это может ваш малыш» (от 1 года до 3 лет).

Игры с геометрическими фигурами Аппликации

Можно играть с ребенком и в обратную игру: вы показываете малышу предмет, составленный из геометрических фигур, и просите его назвать фигуры, из которых он состоит.

Рисуем и выкладываем геометрические фигуры

Рисование и выкладывание геометрических фигур позволит ребенку лучше прочувствовать их форму и отличия друг от друга.

Рисовать фигуры можно карандашами, красками, фломастерами. Сначала вы можете рисовать фигуры с ребенком вместе, мягко обхватив его руку и направляя ее движение. Потом ребенок начнет рисовать сам. В большинстве случаев сначала ребенок осваивает рисование круга. Если ребенок не возражает, нарисованную им фигуру потом можно во что-то превратить: желтый круг – в солнышко, коричневый квадрат – в стол, голубой овал – в озеро и так далее. Такие превращения будут способствовать развитию у ребенка умения видеть геометрические фигуры в окружающих его предметах.

Вы можете подготовить какую-то сюжетную картинку или воспользоваться готовой (например, из книги «Рисуем красками» из серии «Это может ваш малыш») и попросить малыша дополнить ее: нарисовать круглый мячик, прямоугольный кузов для грузовика, треугольную крышу для дома и  так далее.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Геометрические фигуры можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, выкладывать из веревки, счетных палочек, зубочисток (в углах их можно скреплять пластилином), карандашей, мозаики и так далее. На улице вы можете рисовать геометрические фигуры мелками, выкладывать их из палочек и камушков. Будет интереснее, если вы добавите к этому какой-то сюжет: построите домик для мишки или гараж для машины, или грузовик, чтобы привезти песок в песочницу.

А еще геометрические фигуры можно рисовать в воздухе пальцем, рукой или ногой.

Подвижные игры с геометрическими фигурами

Подвижные игры с траекторией движения в виде геометрической фигуры также позволят ребенку лучше ее усвоить, особенно это относится к детям–кинестетикам.

Обойди фигуру (от 1 года)

В эту игру можно начинать играть с ребенком, как только он научится уверенно ходить. Конечно, сначала ему понадобится ваша помощь. Обозначьте на асфальте мелом или дома на полу веревкой, малярным скотчем или изолентой геометрическую фигуру, старт и финиш (они будут совпадать). Можно включить веселую музыку. Предложите малышу обойти фигуру разными способами: пройти шагом, обежать, пропрыгать, проползти, на носочках, на пяточках, высоко поднимая колени и так далее. Более старшим детям можно предложить пройти фигуру, ведя мяч или подкидывая его.

Геометрическая эстафета (от 1,5 лет)

Для игры на улице понадобятся мелки, для игры дома – несколько кусков веревки. Нарисуйте на асфальте друг за другом несколько геометрических фигур, обозначьте старт и финиш. Внутри каждой фигуры схематично изобразите действие, которое нужно выполнить ребенку, и количество раз. Например, в круге ребенку нужно повернуться вокруг себя 2 раза, в квадрате – присесть 3 раза, в треугольнике – простоять на одной ноге, считая до 4 и так далее. Предложите ребенку пройти эстафету от старта до финиша. Если позволяет расстояние, фигуры можно нарисовать на некотором расстоянии друг от друга. Самые маленькие могут проходить эстафету вместе с мамой. Детям постарше задание можно усложнить: проходить эстафету на время, начинать все сначала, если ошибся.

Догонялки с геометрическими домиками (от 3 лет)

Вы, наверняка, знаете, как играть в догонялки с домиками. Домик – это каким-то образом обозначенное на земле или полу место, запрыгнув на которое, игрок не может быть осален водящим. Попробуйте сделать геометрические домики: выложите круги, квадраты или треугольники веревкой, нарисуйте мелками или вырежьте геометрические фигуры из листа бумаги или куска ткани. И добавьте условие: малыш может забежать в домик, только если назовет его форму.

Подвижная игра  «Ходилка» (от 1,5 лет)

Это одна из любимых игр моего младшего сына (2 года 3 мес). Вам понадобятся 6 геометрических фигур большого размера (я использовала листы формата A4) и большой кубик. Цвет у геометрических фигур должен быть различным. Оклейте грани кубика в цвет ваших геометрических фигур. Фигуры нужно разложить в комнате или в квартире. Играем, пока не надоест, так: вы бросаете кубик, в зависимости от цвета на кубике малыш переходит, перебегает, перепрыгивает или как-то еще передвигается на фигуру нужного цвета, заодно говоря ее название (или называете фигуру вы, если малыш еще не говорит).

Игры с геометрическими фигурами Подвижные игры

Геометрические фигуры и развитие речи

Договорки

Найдите или придумайте сами стихи про геометрические фигуры и поощряйте ребенка вставлять названия фигур, когда вы читаете стихотворение.

Геометрические сказки

Можно придумать сказку, героями которой были бы геометрические фигуры. Записать ее, вставив вместо названий геометрических фигур их изображения. Читая сказку ребенку, просите малыша называть геометрические фигуры вместо вас.

Интеллектуальные игры с геометрическими фигурами

Имея набор геометрических фигур, можно играть с ребенком и в игры, которые будут тренировать его память, развивать логику и мышление.

Повтори узор (от 2 лет). Вы выкладываете узор из нескольких фигур (для самых маленьких лучше начать с 2-3 фигур). Ребенку нужно повторить узор, глядя на ваш образец или по памяти.

Продолжи последовательность (от 4 лет). Вы выкладываете последовательность из нескольких фигур. Ребенку нужно продолжить ее. Сначала можно строить последовательность, меняя только один признак (например, из синих кругов: большой – маленький – большой — маленький), потом можно менять два признака (синий большой круг  – желтый маленький круг) или даже три (синий большой круг – желтый маленький треугольник).

Что изменилось (от 4 лет). Вы выкладываете какой-то узор или фигуру. Просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и что-то убираете из узора или изменяете. Ребенку нужно заметить, что изменилось.

Геометрические пазлы

Если ребенку нравятся разрезные картинки, вы можете сделать разрезные геометрические фигуры (с 1,5 лет). Сначала разрежьте фигуры на 2 части, если малыш легко справится с этим заданием, разрежьте каждую половинку еще пополам, и так далее. Можно разрезать фигуры вдоль или поперек на несколько частей. Вы можете дать ребенку кусочки фигуры, назвать ее и попросить собрать. Потом фигуру уже можно не называть, просто давать кусочки фигуры, пусть ребенок догадается сам, что за фигуру ему нужно собрать.

Трехлетнему ребенку вы можете показать, как геометрические фигуры получаются друг из друга. Например, квадрат можно превратить в 2 прямоугольника или 4 квадрата, в 2 или 4 треугольника; треугольник можно превратить в два треугольника или в треугольник и трапецию. Показывайте ребенку, что можно не только разделить фигуру на несколько других, но и из нескольких фигур можно собрать одну.

После 5 лет вы можете попросить ребенка собрать несколько геометрических фигур из кучи перемешанных деталей или предложить ему игру Никитиных «Сложи квадрат».

Также можно сделать разрезные картинки на любую тему в форме геометрических фигур или разрезать картинку только на квадраты, прямоугольники или треугольники.

Игры с геометрическими фигурами Разрезные картинки

Творчество с геометрическими фигурами

Строим свои геометрические фигуры. Предложите ребенку несколько геометрических фигур (например, прямоугольник, квадрат и треугольник) и попросите собрать из них свою. Если малыш затрудняется сам, подберите получившейся фигуре название вместе. Если к обратной стороне геометрических фигур прикрепить магнитную ленту, малыш сможет играть в эту игру на холодильнике, пока вы заняты приготовлением обеда.

Игры с геометрическими фигурами Набор геометрический фигур на холодильнике

Можно выкладывать не только необычные фигуры, но и любые предметы: домик, машину, елочку, цветок, зайку — все, на что хватит фантазии.

Из геометрических фигур можно выкладывать узоры, орнаменты, мандалы. Широкий простор для такого творчества дает учебное пособие «Орнамент» Н. Зайцева. Используя это учебное пособие, узоры можно не только строить или выкладывать, но и рисовать на бумаге, обводя рамки или вкладыши. Эта игра развивает не только пространственное мышление, но и воображение и просто необходима будущим дизайнерам.

Игры с геометрическими фигурами Орнамент

Необычная геометрия

Закрепить знания ребенка о геометрических фигурах и научить их применять на практике можно с помощью настольных игр, посвященных геометрическим фигурам. В продаже их великое множество: домино, лото, «memory», «что к чему», игры–ходилки для разного возраста и другие.

В настольную игру, которая показана на этом фото, мы с младшим сыном играем не по правилам, а составляем пары предмет – геометрическая фигура.

Игры с геометрическими фигурами Настольные игры

Познакомить ребенка старше 6 лет со свойствами геометрических фигур, показать ему, что одни геометрические фигуры являются разновидностями других фигур, что одна и та же геометрическая фигура может называться по–разному, тоже можно в игре: «Геометрика» от «Банды умников» – одна из любимых карточных игр в нашей семье.

В заключение, хочется еще раз обратить внимание на то, изучать геометрические фигуры можно не только за столом и по развивающим книжкам. Игры с геометрическими фигурами могут задействовать все органы чувств ребенка и приносить ему не только пользу, но и радость от общения с  вами.

Еще несколько идей для игр с геометрическими фигурами вы можете найти в этом видео:

Знакомите малыша с геометрией? Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

Понравилась публикация — поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Какие «геометрические» игры есть у вас? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...