Интервью с Татьяной Толкачевой об эмоциональном развитии ребенка

Татьяна ТолкачеваДобрый день, дорогие участницы Клуба Увлеченных Мам! Сегодня у нас в гостях Татьяна Толкачева, автор бесплатной электронной книги «Учимся читать в игровой форме», тренингов «Как научиться читать», «Как давать научные знания», «Как устранить ошибки при обучении чтению и начать заниматься за 3 дня» и других тренингов и курсов для мам, главный редактор журнала «Учим Сами», автор статей в журналах для родителей, и, конечно, мама двоих сыновей — Матвея (5 лет) и Тимофея (1,5 лет).

Однажды Татьяна уже давала интервью Клубу Увлеченных Мам — тогда она поделилась с нами своими рекомендациями об обучении чтению. Сегодня же речь пошла о «высоких материях», а именно — о развитии эмоциональной сферы ребенка. Читайте, задавайте вопросы и делитесь своим мнением в комментариях!

Важность эмоционального развития ребенка

Марина: Почему так важно развивать у ребенка эмоциональную сферу?

Татьяна: Вообще, детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности.

Сейчас дети стали:

  • менее отзывчивыми к чувствам других,
  • дети не способны просто понять эмоции и переживания других людей,
  • дети просто не могут выразить правильно свои эмоции.

Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

В наш компьютерный век, я считаю, что дети мало интересуются чем-то новым,  их трудно увлечь обычными играми, некоторые дети вообще не знают как и во что поиграть. А вот с компьютерными играми дети как раз знают, что делать и как играть, но при во всех компьютерных играх дети не проявляют те эмоции, которые должны проявлять
Недавно я встретила мальчика, который вовсе не умел улыбаться! Представляешь, как ему сложно в обществе находить общий язык?!  Ведь дети воспринимают мир очень эмоционально. Поэтому, я считаю, что очень важно развивать эмоциональное состояние у детей начиная с младенчества.

Марина: Как понять, что норма в развитии эмоций ребенка, а что нет?

Татьяна: Для меня норма в развитии, это когда ребенок может проявлять эмоции, не скрывая свои чувств и переживаний. Ведь если ребенок замкнут или расстроен, и не может выразить свое состояние эмоциями, то очень трудно понять родителям, что творится у ребенка на душе, отсюда, возникают конфликты детей и родителей.

Результаты грамотного эмоционального развития ребенка

Марина:  Что получает ребенок в результате грамотного развития эмоций (эмоционального интеллекта)?

Татьяна: Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. В результате развития эмоций у ребенка развиваются познавательные интересы, самооценка, самоконтроль за эмоциям, а главное это эмоциональный комфорт в общении с родителями и другими людьми.

Марина: Как помочь ребенку, если его эмоции выражаются слишком сильно (истерики, драки и пр.)?

Татьяна: Я считаю, что истерика просто так появиться не может, для нее обязательно должны быть причины:

  1. ребенку очень не хватает внимания родителя, и он стремится завоевать его;
  2. ребенок может устраивать истерику, если он устал, голоден или хочет спать;
  3. ребенок может устроить истерику, если его то-то тревожит или он кого-то боится.

Чтобы устранить истерику, я стараюсь выяснить причину. Внимательно слушаю ребенка, киваю головой или удивляюсь, задаю вопросы, пробуем вместе с ребенком решить ситуацию приводя подобную ситуацию, но с другим ребенком (это срабатывает с моим старшим сыном – с Матвеем). А вот с Тимофеем (в силу его возраста) при его случайных истериках чаще всего срабатывает способ переключения его внимания на что-то другое, либо, говорю с ребенком потише так, чтобы он начал прислушиваться к тому, что говорит ему мама.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Марина: Надо ли учить ребенка сдерживать свои эмоции?

Татьяна: Ребенку нужно воспитание:

  • в общественных местах не принято вести себя вульгарно,
  • громко выражаться,
  • закатывать истерики.

Поэтому, я  считаю, что ребенка нужно учить сдерживать эмоции особенно если эмоции проявляются в обществе. Вы же не говорите, что вы думаете о людях? Или вы захотели вот эту машину, а денег нет, Вы же не станете мужу страивать истерику, чтобы он здесь и сейчас купил Вам немедленно машину и без денег?! И я считаю, что ребенку надо давать понятие о такте и нормах поведения в обществе и с людьми.

Марина: Если ребенок послушный, общительный и, можно сказать, «беспроблемный», стоит ли целенаправленно заниматься развитием эмоционального интеллекта, ведь и так все хорошо?

Татьяна: Заниматься развитием никогда не поздно и не вредно. Что плохого будет в том, если ребенок будет эмоционально развитым и будет уметь правильно проявлять свои чувства и эмоции?!  Суть же опережающего, развивающего обучения в том, что оно стимулирует развитие, совершенствует врожденные данные ребенка.

Таким образом, если мы не будем целенаправленно заниматься развитием ребенка, то все чему он сможет научится, это элементарные умения и навыки, подражая взрослым. Но даже подражание должно происходить, под контролем взрослого. Как только взрослый заметил в поведении ребенка свои эмоции, то конечно же взрослому нужно самому учиться контролировать свои эмоции, тем самым показывая пример ребенку.

Мне очень нравится фраза Л.С. Выготского: «Обучать ребёнка возможно только тому, чему он способен обучаться… Обучать ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Первые шаги эмоционального развития ребенка

Марина: С чего ты рекомендуешь начать родителям, которые хотят развивать эмоциональную сферу своего ребенка?

Татьяна: Только с игры. Ведь через игру ребенок получает ту информацию и те навыки и качества, которые мы хотим видеть в нем, которые мы закладываем в него при развитии и обучении. Можно родителям сделать книжку эмоций:

  • найти в интернете или из журналов картинки с изображением людей, лица которых выражают какую-то эмоцию (радость, удивление, смех, злость, страх),
  • картинки приклеить на небольшую (формата А5) картонную книжку,
  • эмоции лучше всего подписать под картинкой,
  • на другой стороне листа написать, например, «Девочка радуется подаркам» и т.п.

Хорошо, если и мама во время показа книги, будет сама наглядно показывать ребенку эти эмоции.

Также можно учиться проявлять и выражать эмоции в игре «Обезьянка»: Вы изображаете эмоцию, например улыбку, ребенок должен за Вами повторить.

Хорошо также, ребенку смотреть на себя и свои эмоции в зеркало, так ребенку будет еще нагляднее и интереснее, как он сам проявляет эмоции.

Марина: Татьяна, спасибо большое за интервью и конкретные примеры игр. 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей внизу.

А как вы занимаетесь эмоциональным развитием ребенка? Расскажите в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Игрушки для эмоционального развития ребенка своими руками

В этом посте хочу рассказать о самодельных пособиях для эмоционального развития, которые появились у нас совсем недавно. Раньше мы использовали...

Закрыть