Интервью с Верой Яшиной

Вера ЯшинаСегодня у меня в гостях – Вера Яшина, автор проекта «Клуб интеллектуального досуга». Что такое интеллектуальный досуг? Предоставлю слово Вере…

 

Марина Суздалева (М.С.): Здравствуй, Вера! Расскажи немного о себе и своем проекте.

 

Вера Яшина (В.Я.): Меня зовут Вера Яшина, я — мама двух дочек (старшей дочке 7,5 лет, а младшей — 3,5 года), по специальности я математик и системный программист, работаю старшим научным сотрудником в области теоретической информатики, а по совместительству — руководитель «Клуба интеллектуального досуга», где я провожу тренинги для мам, делюсь с ними секретами гармоничного развития детей, приятного и легкого общения с ними, счастливого материнства, личной эффективности и тайм-менеджмента.

Я стремлюсь создать грамотную атмосферу и поддержку для родителей в области домашнего образования, чтобы развитие детей проходило легко и непринужденно, но при этом в соответствии с возрастными нормами и особенностями развития каждого конкретного ребенка.

 Раннее развитие

М.С.: Сегодня очень модно ранее развитие. Расскажи, как ты относишься к раннему развитию вообще и занималась ли ты ранним развитием своих дочек?

 

В.Я.: Я за раннее развитие и за то, чтобы родители уделяли своим детям внимание. Но по собственному опыту и по рекомендациям специалистов могу сказать, что очень важно не переборщить.

С рождением моей старшей дочки я окунулась с головой в мир раннего развития: в первый же год у нас появились все игры Никитиных, кубики Зайцева, миллион книжек. Санюше нравилось проводить время с мамой, поэтому, в общем-то, ей было все равно, что мама читает, главное, чтоб читала.

Я пыталась с ней уже чуть ли не с года «учиться читать», именно тогда я впервые услышала мнение психолога, что для символьной информации мозг ребенка еще не дозрел, необходимо, чтобы у него сначала развились другие пласты мозга, а уже потом начинать усваивать буквы и обозначения. Я перестала настаивать, если ребенок не хотел играть в предложенные мной игры c буквами.

Мы посещали развивающие кружки, но нервная система ребенка регулировала мои желания успеть везде и всюду: в 5 лет начались головные боли от нервного напряжения, мы сократили количество кружков, стали стараться больше времени проводить дома или на прогулке – головные боли прошли.

Когда родилась Катя, у меня уже сложилось четкое представление о том, что действительно необходимо ребенку для его развития и в каком количестве. Мы посещаем гораздо меньше кружков, ранним развитием я с ней занимаюсь сама дома, основной акцент мы делаем:

  • на творчество,
  • спорт,
  • развитие моторики,
  • развитие речи,
  • работаем с эмоциями,
  • делаем упражнения на развитие внимания и памяти.

Но вот что интересно, ребенок практически ни в чем не уступает по развитию своей старшей сестренке в ее возрасте.

 Направления развития детей разного возраста

М.С.: На какие занятия ты рекомендуешь делать акцент с детьми до 1 года, от 1 года до 3-х лет, после 3-х лет?

 

В.Я.: В период до года:

  1. физическая активность (массаж и пассивная гимнастика, занятия на фитболе, плавание в ванне);
  2. совершенствование восприятия — слежение взглядом за двигающейся игрушкой, поощрение попыток находить взглядом, поворотом головы источник звука, развитие эмоционального отклика на различные интонации речи знакомого взрослого; привлечение внимания ребенка к предметам различного звучания, цвета, формы, из разного материала, развитие координации рук; обогащение сенсорного опыта;
  3. развитие речи  — формирование эмоционального общения взрослого с ребенком, вызывание голосовых реакций в процессе общения, побуждение повторного произнесения слогов вслед за взрослым; формирование умения узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом, формирование умения понимать смысл слов – «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо»;
  4. развитие мелкой моторики рук;
  5. музыкальное воспитание: очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или других мелодичных протяжных песен. К сожалению, современные мамы склонны заменять свое пение CD-записями не только классической, но и популярной музыки, что совершенно  не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка, оглушает его.
  6. использование песенок и потешек, коротких стишков, чтение первых сказок ближе к году.

В период от года до 3 лет:

  1. понимание чувств другого и себя («радуется», «сердится», «испугался», «жалеет») – формирование эмоционального интеллекта;
  2. формирование внимания и памяти, появление наглядно-образного мышления;
  3. развитие понимания речи, активного словаря и интонационной выразительности речи; формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и связной речи;
  4. физическая активность (ходьба, ползание, лазанье, бег, прыжки, катание, бросание, игры с каталками, тележками);
  5. развитие сенсорного опыта детей (игры с пирамидками, стаканчиками, кубиками, шнуровками, вкладышами; изучение цвета, формы, величины и других свойств предметов, игры с природными материалами, развитие мелкой моторики);
  6. чтение художественной литературы (фольклор, сказки, стихи – Барто, Берестов, Лагздынь, Маршак, Мошковская, Пикулева, Саконская, Пушкин, Лермонтов, Плещеев, Сапгир, Чуковский, Капутикян, Воронько, короткая проза — Александрова, Пантелеев, Сутеев, Чарушин, Чуковский, Толстой, Бианки, Балл, Павлова, Янчарский, Биссет)
  7. музыкальное воспитание (создание у детей радостного настроения при пении, движениях и игровых действиях под музыку, вызывание эмооционального отклика, слушание, произвольные движения, пение и подпевание, игры на слуховое восприятие;
  8. развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, тетрализованные игры);
  9. элементарные математические представления (один-много, величина, форма, ориентировка в пространстве, дифференциация левых и правых частей тела ребенка);
  10. расширение кругозора (предметы ближайшего окружения, явления природы, сезонные наблюдения;
  11. рисование, лепка, аппликация.

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

После трех лет необходимо добавлять новые понятия и совершенствовать навыки ребенка.

У детей постепенно улучшаются графические способности, развивается мелкая моторика. Продолжает совершенствоваться звуковая культура речи, пополняется словарный запас, ближе к школе необходимо уделить внимание подготовке к обучению грамоте.

К школе совершенствуются навыки счета, решаются простые арифметические задачи, закрепляются понятия длины, ширины, высоты предметов, изучаются понятия части и целого, формируются представления о многоугольнике, прямой линии, отрезке прямой, навыки классификации и группировки предметов по цвету, форме, размеру, закрепление умения моделировать геометрические фигуры, продолжение совершенствования ориентировки во времени и в пространстве.

 С чего начать занятия с ребенком

М.С.: Часто на «мамских» форумах можно встретить такие «крики о помощи»: «Ребенку 1,5 / 2 / 2,5 года, хочу начать с ним заниматься. С чего начать?». Что ты можешь посоветовать в таких случаях?

 

В.Я.: Когда речь идет именно о раннем развитии, я бы посоветовала начать с добавления в жизнь ребенка физической активности. Это не обязательно должны быть занятия на развитие определенных навыков, достаточно начать весело делать с детьми зарядку, двигаться под музыку, танцевать, бегать, прыгать, развивать крупную моторику.

Следующим этапом я бы ввела творчество: даже если взрослый совсем не умеет рисовать, ребенку это неважно. Важно попробовать с ребенком:

  • различные техники,
  • изучить разные свойства материалов (от пластилина до глины, от бумаги до ткани, от восковых мелков до красок…),
  • подключить к занятиям подручные материалы: крупу, природные элементы, стружку от заточенных карандашей, бусы, нитки, пуговицы,

Вот и материал для развития мелкой моторики и развития сенсорных навыков.

И, конечно, надо больше говорить с ребенком и развивать его речь. Здесь пригодятся какие-то специальные пособия, но начинать можно с обыкновенной жизни. Можно провести следующий эксперимент: выйти на улицу и представить, что Вы-взрослый – инопланетянин, и первый раз попали на нашу планету. Представляете, как все Вас удивляет? Вот и ребенку интересно все: от номеров машин до вывесок. Ваша задача будет выполнена, если придя домой с прогулки, Вы вдруг обнаружите, что Вы устали говорить и объяснять…

Уже даже с полугодовалыми детишками можно развивать внимание. Начинать можно с разыгрывания театральных спектаклей перед ребенком. Отлично развивают внимание игры в прятки или поиск разбросанных на полу карточек, игрушек и др., игры в «ладушки» (можно менять количество хлопков, расположение рук, в ладушки можно играть ладошками и кулачками).

Для развития восприятия с ребенком начинайте исследовать все предметы в доме по основным признакам: для восприятия величины «большой»-«поменьше»-«маленький», «длинный»-«короткий», «высокий»-«низкий!», для восприятия формы «кубик»-«шарик», «цилиндр»-«кирпичик», «круг»-«квадрат»-«треугольник»-«овал»-«звездочка», для восприятия цвета – «красный»-«желтый», «зеленый»-«оранжевый»…

Для развития памяти ребенка можно запоминать картинки и потом вспоминать, что было изображено, можно запоминать игрушки на столе, а потом одну прятать и спрашивать ребенка, что спрятано, учить небольшие стихи  и потешки.

М.С.: По твоему опыту, какие ошибки чаще всего совершают родители, которые увлекаются ранним развитием ребенка?

 

В.Я.:

  1. пытаются охватить все и сразу: в итоге разбрасываются и не получают быстрых результатов, что приводит к тому, что они охладевают к раннему развитию
  2. не понимают разницы между ранним развитием и ранним обучением, и не задумываются о состоянии нервной системы ребенка (развивают по сути ребенка не ради ребенка, а ради самой себя)
  3. забывают, что ребенок – это прежде всего ребенок, и с ним надо играть, а не заниматься
  4. забывают о том, что самое главное для ребенка – это гармоничное общение с родителями: лучше смех, веселье, доброжелательность и отсутствие занятий, чем слезы, упрямство, наседание родителей и 100 направлений развития.

 

М.С.: Твои рекомендации тем, кто только собирается начать заниматься развитием своего ребенка.

 

В.Я.: Рекомендация одна: начинайте играть со своим ребенком – это так увлекально и интересно! И всегда помните о том, что Вы развиваете ребенка для него самого, а не для удовлетворения собственных амбиций.

Вам есть, чем поделиться в другими увлеченными мамами? Хотите стать героиней рубрики «Обмен опытом»? Присылайте короткий рассказ о себе на marina@razvivash-ka.ru!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Обмен опытом

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Оксана

    спасибо, очень интересно и позновательно. действительно важно не перейти черту в занятиях с ребенком, не перенапрягать его. тогда и ребенку весело и интересно и мама довольна)

  2. Марина

    Огромное спасибо! Очень много полезного, кратко и понятно!

  3. Елена Довгаль

    Спасибо за интервью, тема интересная!
    С наступающими праздниками, любви и здоровья Вам и Вашим деткам!

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Развивающие игрушки своими руками. Интервью с Оксаной Борд.

Знакомьтесь - Оксана Борд, мама двоих мальчишек-непосед: Даниила (5 лет) и Максима (2 года), ведущая бесплатной рассылки «Мы с мамой...

Закрыть