Как научить читать? Интервью с Татьяной Толкачевой.

Татьяна ТолкачеваСегодня у нас в гостях эксперт по обучению чтению в игровой форме, автор проекта «Учим Сами» и мама двоих сыновей Татьяна Толкачева. В интервью Клубу Увлеченных Мам Татьяна рассказала, когда пора учить ребенка читать, как лучше это делать, какой методики следует придерживаться и каких ошибок при обучении чтению можно избежать.

 

Марина Суздалева (М.С.): Здравствуй, Татьяна! Расскажи немного о себе и своем проекте.

 

Татьяна Толкачева (Т.Т.): Здравствуй, Марина! Немного представлюсь. Меня зовут Татьяна Толкачева, я автор проекта «Учим Сами»,  автор бесплатной рассылки «Учимся читать в игровой форме», а также  главный редактор бесплатного журнала для мам с одноименным названием «Учим  Сами». Также я мама двоих сыновей — Матвея (4 года) и Тимофея (1 годик).

Мой проект существует уже два года! Эти два года я развивала блог, писала статьи на тему раннего развития детей, а также проводила и провожу онлайн-тренинги для мам по обучению ребенка в игровой форме. Главным моим «козырем» в обучении является направленность занятий именно на игровую форму, т.е. ребенок незаметно для себя обучается и одновременно развивается :)

 

М.С.: В каком возрасте научился читать твой старший сынок?

 

Т.Т.: Старшего сына я учила читать в 2 года по методике Домана. Скажу честно, особо не верила в успех этой методики, но очень захотелось опробовать этот метод — «авось получится». И получилось! Конечно, требовалось очень много внимания, кропотливой работы (приготовить карточки, вести дневник) и систематических занятий (режимные моменты, 2 дня выходных, а остальные дни обучение в игре чтению). Первых результатов в чтении добились через 6 месяцев, и сын в 2,6 года прочитал первое незнакомое слово  «выход».

На сегодняшний день сын читает предложения и очень быстро учит стихи. Причем помнит абсолютно все стихи! Не последние 2-3 стихотворения, а именно начиная с А.  Барто и заканчивая С. Есениным «Белая береза». Я думаю, это связано с тем, что по методике Домана больше все-таки развивается фотографическая память (визуальная), и очень хорошо, что этот навык остается до сих пор :)

 

М.С.: Когда пора начинать обучение чтению?

 

Т.Т.: Начинать обучение чтению стоит тогда, когда мама видит, что ребенок готов и хочет обучаться. Какие же признаки готовности могут быть?

-ребенок спрашивает, какое слово написано;

-ребенок ищет знакомые буквы в тексте;

— ребенок переписывает буквы и/или слова из книги;

-ребенок пробует прочитать слово;

— или ребенок сам, интересуясь чтением, просит маму научить читать.

Это самые основные и главные показатели того, что ребенок готов к чтению.

 

Конечно, следует учитывать, что в каждом возрасте для ребенка свои игры для обучения чтению. Нужно помнить то, что дети все разные, и то, что подходит одному ребенку, может не подойти другому ребенку (например, игры, в которые может легко поиграть 4-хлетний ребенок (например, кроссворды или ребусы), их принцип не сможет понять 2-х летний ребенок).

 

М.С.: На какие занятия ты рекомендуешь делать акцент с детьми до 1 года, от 1 года до 3-х лет, после 3-х лет?

 

Т.Т.: С детьми до 1 года лучше всего упор сделать на развитие моторики рук, массаж и физическое развитие. Можно выбрать методику Домана в этом возрасте, думаю, будет интересно, т.к. красный цвет привлекает внимание, а если все слова сопроводить картинками, то это будет намного лучше.

От года до 3-х лет упор лучше всего делать на творческую деятельность, ну и не забывать про развитие моторики рук и движения пальцев. В возрасте до 3-х лет можно выбрать обучение чтению по методике Зайцева, т.к. звенящие кубики разные по звучанию и размеру, а это привлекает внимание

После 3-х лучше делать упор на общее познавательно-научное  развитие. Ну и методику по обучению чтению уже определять по интересу ребенка.

Все рекомендации, которые написала по методике чтения, при желании можно использовать именно в тот возраст малыша, как только решаете его обучить.

Ни в коем случае не надо делать так — до года по Доману учите, после года по Зайцеву, а после трех лет еще по какому-нибудь методу. Нет! Старайтесь придерживаться одной методики, и ее «разбавлять» разными играми.

 

М.С.: Некоторые мамы переживают, что научат детей читать неправильно, и в школе им придется переучиваться. Что ты об этом думаешь?

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Т.Т.: Когда ребенок поступает в школу, как правило, дети уже умеют читать, и даже если их там учат читать, то дети очень быстро осваивают новую методику чтения. Ведь принцип чтения (метод сложения складов или слогов) они уже будут знать от мамы. Это я сужу по своему опыту. Просто в настоящее время Матвей проходит курсы по подготовке к школе (в 6 лет пойдет в школу), и там как раз учат совсем другим методом читать, а именно слоговым (разделение глухих и звонких слогов). Так вот, поначалу я думала, что будет у Матвея путаница в голове, но на деле оказалось совсем иначе. Матвей не только читает, но и может разделить слово по слогам и определить звучание. А читать по слогам (как учат в центре по подготовке к школе) он не стал! Он, как изначально научился читать целыми словами и, иногда, разделяя на склады очень длинные слова, так он и делает до сих пор. Просто слоговой метод обучения чтения для Матвея идет как отработка навыка слухового восприятия (Матвей больше визуал).

Если же  мама очень переживает по этому поводу, и присутствует риск переобучения чтению, то лучше всего узнать заранее, каким способом учат читать в школе, и уже самой обучать ребенка читать по этому способу.

 

М.С.: Какие пособия ты можешь порекомендовать для самостоятельного обучения чтению. Твое отношение к популярным методикам раннего обучения чтению?

 

Т.Т.: Я бы порекомендовала почитать про все популярные методики раннего развития книги, такие как обучение по Доману, по Зайцеву, по Монтессори…

Честно говоря, я столько литературы обучающей прочитала, что полный список сходу не могу написать, их действительно очень много. Кому интересен список книг, которые я прочитала, могу выслать по почте. Назову книги, которые у нас сейчас популярны — Аксельрод «Я учусь читать» и Царёва «Мама, научи меня читать».

 

М.С.: Как ты придумываешь игры для обучения чтению своих деток? Откуда черпаешь вдохновение?

 

Т.Т.: Черпаю вдохновение из самых обычных сказок :). Просто беру любую сказку, читаю сыну, и если сюжет ему интересен, то уже придумываю подходящие игры, где в главной роли бы участвовал Матвей.

 

М.С.: Недавно читала в Интернете о том, как младшим школьникам устроили экскурсию в библиотеку и буквально не могли их оттащить от полок с книгами. Твои детки записаны в детскую библиотеку? Как ты считаешь, в наш компьютерный век у книг еще есть шансы завоевать внимание юных читателей?

 

Т.Т.: Мои дети не записаны в библиотеку, очень далеко от библиотеки живем. Все книги заказываем через интернет. Мне сами книги нравятся, их можно подержать в руках, помять, полистать, подчеркнуть или что-то изобразить. В компьютерных книгах «напрягается зрение» от долгого чтения, поэтому собственного сына я к компьютеру не приучаю, и компьютерные книги он не читает, только смотрит компьютерные презентации.

Собственно, поэтому считаю, что у книг еще есть шансы завоевать внимание юных читателей.

М.С.: Как привить ребенку интерес к самостоятельному чтению?

 

Т.Т.: В принципе, ребенка до 4-х лет сложно чем-то особым увлечь. Увлечь его можно только через игру и интересы ребенка. Для этого нужно понаблюдать  за ребенком, узнать его интересы, и во время обычных игр что-нибудь почитать или найти. Можно написать название игры, в которую вы с ребенком будете играть, такой подход к чтению именно заинтересовывает ребенка и побуждает его не только к прочитыванию слов, но и к обучению.

 

М.С.: Из твоей практики, какие ошибки чаще всего совершают родители, когда учат ребенка читать?

 

Т.Т.: Чаще всего родители начинают учить с ребенком буквы, и вот тут множество ошибок и препятствий становится. Дети, как правило, называют букву «Бэ», а не звук «Б», либо говорят: «это бабина буква». То, какие ошибки и как совершают родители, обучая ребенка читать – отдельная тема разговора. Одно могу порекомендовать, чтобы избежать неправильного произношения букв, при обучении чтению называйте буквы звуком!

 

М.С.: Твои рекомендации тем, у кого обучение чтению еще впереди.

 

Т.Т.: Прежде чем начать обучение чтению, определитесь с методикой обучения, почитайте рекомендации и необходимую литературу.

Также советую, чтобы обучение проводилось весело и интересно, проводите занятия до 15-20 минут в день именно в игровой форме.

Я желаю успехов и творческих идей в обучении ребенка чтению!

 

Поделитесь своим опытом обучения чтению в комментариях к этой публикации.

Не забывайте нажимать на кнопочки в конце статьи, чтобы поделиться информацией со своими друзьями в социальных сетях.

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Обмен опытом

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Интервью с мамой-мастерицей Ольгой Бабчук

Здравствуйте, дорогие участницы и гости Клуба Увлеченных Мам! Сегодня я взяла интервью у мамы-Затейницы и Рукодельницы с большой буквы –...

Закрыть