Как научить ребенка пересказывать текст

Как научить ребенка пересказывать текстЧасто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и связной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

  1. внимательно прослушать текст;
  2. понять его смысл;
  3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
  4. запомнить авторские или народные обороты речи;
  5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. Кроме того, в статье «Игры со словами» описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

  1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
  2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
  3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
  4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
  5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
  6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).

Учимся пересказывать в возрасте 3-4 лет

В этом возрасте ребенок способен на пересказ только с опорой на картинки, схему или подробные вопросы взрослого. Поэтому лучшими помощниками вам будут фланелеграф, геометрический конструктор или последовательные картинки по произведению (их могут заменить ваши схематичные рисунки).

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Когда вы прочтете сказку и подробно ее обсудите, попросите ребенка показывать сказку на фланелеграфе параллельно с вашим чтением. Читайте медленно, чтобы малыш успел разыграть все события.  Если нет подходящих картинок – замените их фигурами из конструктора (каждой фигуре присвойте определенное значение, например, большой круг — медведь, маленький круг – Маша, маленький прямоугольник — короб и т.д.). Этот способ также развивает память и воображение.

Также вы можете рисовать схематичные изображения по рассказу, а потом малыш будет рассказывать по этой схеме весь текст. Или же пользоваться иллюстрациями из книг. Последний способ имеет ряд недостатков. Часто изображения в книгах перегружены деталями и отвлекают ребенка от основной линии сюжета.

Пересказ в 4-5 лет

В этом возрасте самым главным этапом является обсуждение произведения. Задавая ребенку множество вопросов по сюжету, вы тем самым помогаете ему лучше понять смысл произведения и порядок событий в нем. Начинайте с простых вопросов. Например, по сказке «Кот и Петух»: куда ушел кот? что наказывал петушку? что говорила лиса? И постепенно переходите к более расширенным: как петух и кот попали в лес? что происходило, когда кот уходил за дровами? Потом вы можете просто просить ребенка рассказать начало сказки, что было в середине и конец сказки.

Таким образом, взрослый помогает ребенку и за него выстраивает «схему» сказки. Для ребенка 4 лет не очевидно, что сказку следует рассказывать сначала. Он будет пытаться рассказать ее с самого интересного, по его мнению, места, несмотря на то что сюжет из-за пропущенного начала может быть не ясен.

Ребенку важно уметь пересказывать как все произведение целиком, так и его отдельную часть. Кроме того, малыш может упускать важные детали из-за уверенности, что вы же знаете сказку, и вам эти подробности ни к чему. Если вы столкнулись с такой проблемой, то попробуйте попросить ребенка рассказать сказку только что пришедшей игрушке.

Это также подходящий возраст для начала творческого пересказа. Например, демонстрируя сказку на фланелеграфе, самостоятельно введите нового героя и вплетите его в сюжет. Когда ребенок будет пересказывать, то он уже по вашему образцу может ввести другого нового героя или заменить главного на свое усмотрение.

Заключительной частью занятия может быть драматизация прочитанного произведения, то есть не спектакль с игрушками или на фланелеграфе, а постановка с распределением ролей между участниками. Хорошо привлекать к этому домашних и других детей. В такой ситуации ребенок примеряет на себя роль конкретного героя, учится выражать его эмоции голосом, позой и жестами, внимательно следит за сюжетом, чтобы не пропустить свой выход.

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Пример занятий с группой детей по пересказу смотрите в этом видео:

Расскажите в комментариях, какие произведения вы используете для пересказа с детьми?

Какие игровые приемы вы используете, чтобы привлечь ребенка к пересказыванию текста?

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки 5 лет. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Лариса

    Спасибо за статью, очень емкая статья!!!Постараюсь применить на практике.

  2. Наталья

    Виктория, спасибо! Сын (4 года) очень любит слушать книги, с удовольствием возвращаясь к особо полюбившимся не раз. Нередко сам вызывался пересказать любимые истории бабушке, папе, игрушкам. Пробовали работать с вопросами-картинками по прочитанному (такие встречаются в детских журналах)- не слишком результативно. Если произведение не заинтересовало, то обсуждать его категорически отказывается. В то же время любимые истории может досказать без наводящих вопросов. Иногда, рассматривая иллюстрации в книге, пересказывает отдельные фрагменты произведений достаточно подробно и близко к тексту. К сожалению, совсем не использовали приемы творческого пересказа. Виктория, можно ли прерывать чтение на обсуждение прочитанного? Иногда кажется, что так сбиваю его настрой и погружение в сюжет.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Игры с бумажными рулончиками

В рамках проекта «Экологическая экспедиция» в теме «Растения» мы обсуждали, как делают бумагу, без которой сейчас ну просто не обойтись....

Закрыть