Как привязать развивающие занятия к режимным моментам

как привязать занятия с ребенком к режиму дняВ наших группах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook в течение всего августа вы можете задать свои вопросы по организации развивающих занятий с детьми и получить персональные книжные подарки от меня. Сегодня я отвечаю на вопрос  Ольги, который она задала на странице «Клуба Увлеченных Мам» на Facebook:

«Часто советуют развивающие занятия привязывать к режимным моментам. А вот как этот режим выстраивать и, самое главное, выдерживать? Я перепробовала массу вариантов, но всё равно то, что у нас происходит сложно назвать режимом. Даже если мы ложимся в одно и то же время вечером, утром встаём с полшестого до полседьмого. Соответственно, последующие сны тоже начинают сдвигаться. И иногда этот сдвиг (если, например, рано проснулся и мало спал днем) влияют в свою очередь на время ночного укладывания. И так по кругу. 
Я так много читала и слышала про важность режима и ритуалов, но никто не рассказывает как их правильно выстраивать. Я уже просто не знаю что делать».

Аудиокурс «Весеннее обновление в детской»

Вдохните новую жизнь в развивающую среду за 5 дней!

Прежде всего, стоит сказать, что в рекомендации привязывать развивающие занятия к режимным моментам имеется ввиду не конкретное время дня, а именно последовательность чередования определенных «опорных точек» в режиме дня малыша. В этой связи сдвиг по времени в одну или другую сторону в пределах часа не имеет принципиального значения. Как завтрак и обед не поменяются местами оттого, что вы проснетесь утром на полчаса раньше или позже, так и «привязанные» к режимным моментам развивающие занятия пройдут по вашему плану, если эти режимные моменты сдвинутся по времени, но будут следовать один за другим в привычном порядке.
Когда я говорю «привязать» занятие к режимному моменту, я имею ввиду, что это занятие логически, по времени или месту проведения или еще как-то связывается с режимным моментом и вводится в привычку — у мамы и у ребенка. Например, после завтрака вы, не вытаскивая ребенка из стульчика для кормления, сразу же можете организовать какие-то занятия на развитие мелкой моторики (например, рисование на манке или фруктовом пюре, игры с соленым тестом) — потому что это удобно с практической точки зрения. На прогулке вы — независимо от того, в какие часы она проходит, — можете организовать блок подвижных игр и т.д.
Какие режимные моменты удобно выделить в распорядке дня малыша, чтобы использовать их для «привязки» развивающих занятий?
Я рекомендую в течение 2-3-х дней понаблюдать за вашим режимом и выписать режимные моменты (безотносительно конкретного времени дня, а понаблюдать именно за последовательностью их чередования). У вас может получиться примерно такая картинка:
  • Утреннее пробуждение, гигиенические процедуры
  • Кормление
  • Бодрствование (здесь хорошо бы указать продолжительность бодрствования вашего малыша)
  • Кормление
  • Прогулка и сон (кстати, примерно к возрасту 10-12 месяцев я очень рекомендую постепенно переходить от сна во время прогулки ко сну дома и активным прогулкам, но это уже предмет отдельного разговора)
  • Кормление и т.д.
Отдельно выпишите различные виды развивающих занятий и игр, которые вы проводите или хотите проводить с вашим ребенком, напротив укажите примерное время, которое они могут занять, а также возможный эффект, который они, по вашему опыту или предположениям, могут оказывать на ребенка. Например, это может выглядеть так:
  • Гимнастика (10 минут, ребенок может взбодриться)
  • Массаж (30 минут, успокаивается, может задремать)
  • Игры на мелкую моторику (2-5 минут, может перевозбудиться + нужно 5-7 минут на уборку последствий игры) и т.п.
Далее вы смотрите на 2 ваших списка, обращая внимание на продолжительность бодрствования малыша, которую вы указали в первом списке, и предполагаемую длительность отдельных занятий, а также оценивая удобство организации тех или иных занятий в конкретное время дня и в конкретном месте (вы можете сразу во втором списке подписывать, где и когда вам удобнее проводить занятие — например, гимнастику — в комнате, перед купанием; прослушивание музыки — на кухне, пока вы заканчиваете приготовление обеда, и т.д.).
Вам остается распределить занятия и «привязать» их к выбранным режимным моментам. Делать это целесообразно постепенно, начиная с одного-двух типов занятий и, соответственно, одного-двух режимных моментов. Например, если предположить, что сейчас вы вообще не проводите никаких развивающих занятий или занимаетесь бессистемно, то с завтрашнего дня вы можете попробовать проводить гимнастику перед купанием, а игры на мелкую моторику после завтрака.
Придерживайтесь этого «графика» в течение нескольких дней и делайте выводы, насколько привязка занятий именно к этим режимным моментам удобна для вас. При необходимости вносите изменения. Например, попробуйте делать гимнастику после утренней прогулки или перед одним из дневных кормлений. Только не торопитесь, дайте себе и малышу хотя бы несколько дней, чтобы привыкнуть к новому режиму.
После того, как первые несколько занятий прижились в вашем распорядке, начните «привязывать» следующие — причем теперь вы сможете привязывать их не только к режимным моментам (прогулка, купание, кормление, сон), но и к другим занятиям, которые уже вошли у вас в привычку (например, во время гимнастики включаем музыку, после гимнастики выкладываем на сенсорный коврик, после сенсорного коврика делаем игровой массаж, после игрового массажа играем в «Ку-ку» и т.д. — каждое новое занятие идет «прицепом» к предыдущим, которые уже прочно укрепились в вашем распорядке дня.
В заключение отмечу, что привязка различных развивающих занятий к режимным моментам не является единственно возможным вариантом систематизации занятий с ребенком. И если, по той или иной причине, вам этот способ покажется неудобным — это не повод ставить крест на гармоничном развитии ребенка. Просто вам потребуется потратить чуть больше времени и фантазии, чтобы найти свой способ организации развивающих занятий, но вы его обязательно найдете.

Аудиокурс «Весеннее обновление в детской»

Вдохните новую жизнь в развивающую среду за 5 дней!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Влияние компьютера на детей: польза или вред

Ещё в конце 90-х годов, будучи в гостях у своей подруги, я с удивлением наблюдала, как её трёхлетний малыш лихо...

Закрыть