Как учить глоссарии

Как учить глоссарииЗанимаясь ранним английским, мы все сталкиваемся с тем, что нужно выучить новую лексику и фразы для проведения какой-либо игры. Как же это можно сделать наиболее эффективно?

Начнем с того, что нужно сразу понять, что универсального способа запоминания нет. Одним подходит одно, другим – совершенно другое. Это связано с несколькими факторами:

  • у нас разных языковой уровень и опыт общения. Кому-то нужно учить больше, кому-то – меньше;
  • у нас по-разному функционирует память. Кто-то хорошо запоминает визуально, кому-то легче дается восприятие на слух и т.п.

Итак, как же ввести в активную речь англородителя новые фразы?

Учить только нужное

А) Если у Вас невысокий уровень английского. Глоссарии пишут лингвисты, как правило, для себя. И обычно такие списки фраз перенасыщены лексикой и выражениями, без которых можно обойтись. Сокращайте глоссарии. Вы не экзамен сдаете. Ваша цель – провести интересную игру с ребенком.

Практически для любой активити достаточно 10-15 фраз для активного комментирования (которые можно повторять). Да, Ваша речь не будет очень естественна или богата. Но с чего-то же нужно начинать? Москва тоже не сразу строилась. Первое, что Вам нужно сделать – выбрать из глоссария самые простые и нужные фразы. А потом еще парочку вычеркнуть, чтобы учить было еще легче. Смелее давайте щелбан по носу своему перфекционизму и желанию учить от корки до корки. Это неэффективно.

Б) Вы лингвист или Ваш уровень английского выше среднего. С одной стороны, Вам и «учить-то нечего». С другой стороны, если активно не работать над своей речью, то и развиваться она будет очень медленно. Работа над глоссариями или полезными фразами из книг, мультиков, кино, помогает форсировать обогащение активной речи.

Ваша задача – наоборот, выбрать только те фразы, которые являются для Вас либо совершенно новыми, либо теми, что Вы знаете, но в жизни не применяете, а хотелось бы начать их активно применять. Таких фраз тоже должно быть немного. Составьте список из 10-15. И еще парочку вычеркните. Вам некуда спешить, все еще успеете.

Определить свой доминирующий способ запоминания

Нужно исследовать себя и понять, какой способ запоминания Вам больше всего подходит. Вернее, сочетание способов, так как использование нескольких опор в запоминании всегда эффективнее.

Существует несколько типов памяти. Как правило, у человека доминирует один или два вида памяти и в зависимости от этого, ему дается легче запоминания того или иного вида информации. Опытным путем и самонаблюдением постарайтесь выяснить, какой тип памяти доминирует у вас.

Самое простое, что вы можете сделать сейчас – это представить кошку и подобрать несколько прилагательных, чтобы ее описать. Какая она?

Сделали? Тогда давайте посмотрим, как работают разные типы памяти.

Визуальная память

Ваш мозг сразу четко представил кошку во всех деталях. Это не размытый силуэт, который, конечно, представит каждый человек, но очень яркий образ – с зелеными светящимися глазами, усами, когтями и другими деталями. Прилагательные также будут описывать внешний вид животного: черная, худая, хвост трубой и т.п.

Если вы типичный визуал – то Вам для запоминания понадобится как можно больше картинок, видео, презентаций, фотографий. Этот тип памяти доминирует у большинства людей или является вторым по доминированию. У очень немногих людей визуальная память уступает место другим типам по своей значимости.

Слуховая память

Если Ваш мозг при представлении кошки начал воспроизводить «мяу» и другие мурлыкающие звуки, а в описании Вы бы назвали ее урчащей, сладко зевающей или скребущей мебель, то Вы явно настроены на аудиальную информацию. Для Вас очень важна озвучка глоссариев, прослушивание которых поможет запомнить фразы как можно лучше.  Также Вам важно читать глоссарии вслух, чтобы вы могли слышать свою речь.

Можно сделать начитку на диктофон и прослушивать во время глажки, мытья посуды, в транспорте и т.п. Обычно эта память доминирует у меломанов, не представляющих свою жизнь без музыки. Очень часто она также бывает второй по доминированию.

Кинестетическая память

Это память мышц и тактильных ощущений. Если первые описательные слова, которые вы выбираете для кошки – пушистая, мягкая, лощенная, а в Ваших образах всплывают ощущения прикосновений к кошкам (возможно, даже вместе со звуками и картинками, но эти образы более яркие и имеют для вас большую значимость), то у Вас доминирует кинестетическая память.

Для запоминания вам нужно подключать как можно больше движений (в том число письмо через моторику руки) и тактильные ощущения. Например, вам не удается запомнить, что pinch – это ущипнуть. Ущипните себя и проговорите pinch. Несмотря на «нелепость» действия, память сработает намертво.

Помогайте себе с помощью опор

Если мы представим весь наш активный лексикон в виде круга, то фразы из пассива, чтобы войти в нашу речь, должны сначала прилипнуть или присоединиться, прицепиться к этому кругу. Как допустим маленькие капельки сливаются с большой лужицей воды. Такое сцепление происходит через опоры.

Бесплатный аудиокурс «Языковая среда за 5 дней»

Организуйте эффективную среду для регулярных занятий английским с ребенком дома!

Визуальные опоры

Конечно, идеально, если к глоссарию есть озвученная видеопрезентация. Книги и мультики в этом смысле также помогают, если мы учим фразы из них.  Но если мы работаем со списком фраз, то здесь нам могут помочь маленькие пиктограммы.

Пиктограммы (иногда их еще называют мемами) – это схематичные, простые рисунки, поясняющие смысл слов. Допустим, к слову pinch – это может быть рисунок пинцета. Или к слову realize голова человечка с восклицательным знаком над ней и т.п.Пиктограммы

Если вы готовы на героические поступки – то составьте презентацию к фразам глоссария. Пока ее завершите – практически все будете знать на зубок. Обязательно при прочтении текста старайтесь максимально визуализировать в голове то, о чем вы читаете.

Слуховые опоры

Слушайте озвучку глоссариев или самостоятельно записывайте ее. Используйте разные звуки для слов, которые все время вылетают у вас из головы. Для Pinch – скажите вслух ouch! Для realize – a-ha! И т.п. Для вас также актуальна игра голосом. Во время чтения произносите фразы то громко, то тихо, то радостно, то грустно и т.п. Такое разнообразие не дает мозгу утомиться, а вы получаете такую нужную слуховую информацию для вас в разнообразной форме.

Кинестетические опоры

Жестикулируйте во время чтения глоссариев. Максимально задействуйте движения и мимику. Прописывайте фразы от руки. Вам также помогут пиктограммы, так как вы их прорисовываете рукой.

Кроме этого, существуют еще дополнительные типы опор:

  • логические опоры. Часто фраза запоминается проще, если придумать для нее логическую связь с хорошо уже знакомым материалом. Например, для слова pinch — представить краба, который собирается Вас ущипнуть.
  • ассоциативные опоры. В отличие от логических, логики в них мало, но действуют они за счет своей оригинальности, как правило, эффективнее.  Например, к слову pinch – ассоциацией может быть Grinch – герой сказки доктора Сьюза. А к слову realize – слово реализация. «Когда осознаю, тогда и реализую» — может быть отличной опорой для коварного слова.
  • ситуативные опоры. Представьте себе ситуацию из своей жизни, в которой вы эту фразу можете применить. Это особенно актуально для хороших фраз из книг и мультиков. Заметили хорошую фразу – подумайте, а в какой ситуации ее можно сказать. Вероятность того, что вы ее введете в активный лексикон возрастет.
  • эмоциональные опоры. Запоминается лучше то, что окрашено какой-либо эмоцией. Эмоции – это один из самых лучших фундаментов нашей памяти. Если Вам удастся связать с фразой какое-то эмоциональное переживание (например, вспомнить, как Вас больно ущипнул краб на пляже: that crab pinched me so hard), то вероятность, что это фраза быстрее запомнится, вырастает в геометрической прогрессии.

Правильно организуйте пространство

Чем чаще вы «натыкаетесь» на фразы из глоссариев, тем лучше и быстрее вы их запоминаете. Распечатайте глоссарии и повести их на кухне над мойкой, или на шкафу в детской, или в туалете на стену (а еще в туалете можно положить несколько глоссариев — почитать) и т.п.

Кладите во время игры рядом с собой шпаргалку-глоссарий. Лучше всего будет, конечно, выписать наиболее сложные для вас фразы оттуда. Но также подойдет, если вы эти фразы просто выделите маркером.

Установите на телефон бесплатные приложения или пользуйтесь сайтами https://quizlet.com/ и http://www.memrise.com/.сайт для запоминания английских слов

В них можно внести фразы и перевод, которые вам тяжело даются, и программы помогут вам выучить их быстрее. Опять же – спечатывайте не все, а только то, что актуально для вас сейчас. Тогда смартфон и компьютер также помогут вам в продвижении английского вперед.

сайт для тренировки английского

сайт для изучения английского

Учите только то, что не знаете

Взяли вы 10 фраз на разучивание. 8 фраз знаете, 2 никак не даются. Вычеркните эти 8 фраз, их уже учить не надо. Перепишите шпаргалку, еще раз представьте какие-то опоры к ним. И со второго раза, и эти фразы вам сдадутся. Главное – не работайте все 10 фраз заново. Не теряйте на это время.

Играйте по глоссариям без подготовки

Играйте по глоссариям даже если вы их плохо знаете. Да, игра не пройдет, как по маслу. Но и вы не экзамен сдаете. Зато ваш мозг, столкнувшись на практике с потребностью в выражении себя и нехватке слов по какой-то тематике на практике, будет потом гораздо более восприимчив к обучению. Потом подучили себя – и попробовали поиграть в то же самое еще раз. Разница будет, как между землей и небом. Наглядно демонстрируйте своему мозгу потребность в этих фразах. А то он часто не понимает, зачем это все запоминать.

Пишите глоссарии самостоятельно

Наконец, расскажу, про самый эффективный способ выучить глоссарий. Это написать его самому. Когда у меня спрашивают: «Даша, как ты это все запоминаешь?» Я понимаю, что я это учу, пока разрабатываю. Именно по той же причине так много англородителей предпочитают писать глоссарии на основе своих исследований видеоматериала, книг, ютуба и блогозаписей, общения с носителями и т.п. Конечно, это путь лингвистов. Но и он по своей сути тоже является своеобразной мнемотехникой.

И все равно, самым главным мнемотехническим приемом была и остается практика говорения. Можно много учить. Можно даже выучить наизусть. Но все равно все перейдет в пассив, если Вы не станете активно применять выученные фразы в жизни, играх и других затеях со своими детьми.

Напоследок, от слов – к делу! Расскажите в комментариях, какой доминирующий у вас тип памяти, а также, какие мнемотехнические приемы из данной статьи вы попробуйте применить на практике?

Бесплатный аудиокурс «Языковая среда за 5 дней»

Организуйте эффективную среду для регулярных занятий английским с ребенком дома!

Автор: Дарья Попова

Все статьи автора

Увлеченная английским с пеленок мама дочери Радмилки, по образованию психолог-педагог и преподаватель английского языка, 10 лет ведет развивающие занятия для детей от 1 до 8 лет, в том числе на английском языке.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Наталья

    Постоянно задаю себе вопрос об эффективности запоминания глоссариев. На своем опыте узнала, что чтобы быстрее запоминать слова, мне надо подвигаться, пощупать, сказать в разговоре несколько раз, прописать. Значит у меня кинестетическая память. Для запоминания применяю еще ситуативные опоры и пытаюсь или мысленно или реально их проиграть с ребенком. Попробую применить пиктограммы

    1. Дарья

      У меня тоже кинестетическая память, и пиктограммы мне хорошо помогают, попробуй! Спасибо, что поделилась!

  2. Галина

    Нам очень помогает разучивание песенок, так как целые фразы легко запоминаются)

  3. Татьяна

    Дарья, Ваша рубрика для меня как противоядие от лени и стимул для работы над собой.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Праздники на английском

Скоро нас ждет череда праздников: 14 февраля – день Святого Валентина; 23 февраля – День защитника Отчества; 8 марта –...

Закрыть