Как воспитывать самостоятельность

Как воспитывать самостоятельностьКак воспитать самостоятельность у ребенка — один из самых важных и самых непростых для родителей вопрос в воспитании ребенка. Основная трудность заключается в том, как помогая своему малышу расти и развиваться, воспитывая его в рамках правил и норм поведения, сохранить и не дать угаснуть стремлению к активному познанию мира, инициативе, любознательности, которые и создают основу для развития самостоятельности, как важного качества личности.

Что влияет на формирование самостоятельности? Когда начинать формировать самостоятельность у ребенка? Что нужно делать, а от чего стоит воздержаться родителям, чтобы ребенок вырос самостоятельной личностью? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Что такое самостоятельность?

Наиболее частые ответы на этот вопрос звучат следующим образом:

  • это умение действовать без посторонней помощи, без подсказки;
  • это способность самому принимать решение и нести ответственность за последствия своих решений
  • это свобода выражения своих мыслей, чувств, независимость от мнения окружающих;
  • это умение распоряжаться своей жизнью так, как тебе хочется.

И это действительно так. Однако, важно еще помнить, что все мы живем в обществе, и проявление самостоятельности возможно лишь в рамках принятых общественных правил и норм поведения. Согласно многим определениям, можно выделить основные компоненты, составляющие сущность самостоятельности:

  • инициатива – внутреннее побуждение к деятельности;
  • целеустремленность – в процессе деятельности важно получить не любой, а определенный результат;
  • планирование – составление последовательной цепочки действий, приводящих к конечному результату;
  • ответственность – готовность отвечать за последствия своих действий и решений.
  • осмысленность и социальная приемлемость —  умение осознанно действовать в заданных условиях, не нарушая принятые в обществе правила и нормы;
  • самоконтроль и самооценка – осознанный контроль и оценка результатов своей деятельности;
  • творческий подход – умение переносит освоенные навыки и умения в новые условия.

Когда начинать развитие самостоятельности?

Развитие самостоятельности происходит постепенно с самых первых дней малыша. В педагогике М. Монтессори  самостоятельность рассматривается как биологическое качество человека. Каждое достижение малыша в процессе его развития – от умения держать голову, переворачиваться до формируемых социально-коммуникативных умений и навыков – это своего рода ступенька в развитии самостоятельности ребенка. В разные периоды жизни каждый из перечисленных выше компонентов самостоятельности выражен в деятельности ребенка в разной степени. Например, в возрасте 1-1,5 лет самостоятельность ребенка проявляется в безудержных желаниях делать как мама (подметать пол), как папа (стучать молотком). В этот период важно, что называется, не загубить на корню инициативу, которая является важным звеном в развивающейся детской самостоятельности. Далее по мере освоения бытовых действий, ребенок уже будет действовать и подбирать способы действия, не просто имитируя действия мамы и папы, а с определенной целью (подмести или помыть полы, чтобы они были чистые; стучать молотком, чтобы забить гвоздь). Так происходит формирование еще одного компонента самостоятельности — целеустремленность. По мере усвоения новых знаний и навыков и усложнения деятельности ребенка формируются и остальные компоненты самостоятельности.

Основные принципы воспитания самостоятельности.

Родителям при воспитании самостоятельности у ребенка важно помнить следующее:

Не торопитесь, подождите, позвольте ребенку сделать самому то, что он может. Ребенок может делать сам намного больше, чем думают взрослые. Если ребенок уже умеет делать что-то сам, то запаситесь терпением и позвольте ему это сделать. Конечно, проще сделать все самим, так и время экономиться и грязи меньше. Но как тогда малыш научиться сделать все сам. Помогать стоит лишь тогда, когда ребенок попросит, иначе вы просто окажете ему «медвежью услугу». И опять-таки во всем должна быть мера, если ваш малыш будет делать что-то опасное для жизни или окружающих, то в этом случае вмешательство в его деятельность просто необходима.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Инициатива должна поощряться. С раннего возраста дети хотят все сделать сами. Важно не препятствовать им в этом, а дать возможность попробовать свои силы. Например, малыш хочет помыть пол или одеть сам штаны. Предоставьте ему эту возможность, поддержите его и похвалите за то, что он сделал. Пусть это будет лужа на полу или штаны, надетые задом наперед, потом можно все это убрать и исправить. Можно объяснить малышу доброжелательным тоном, как в следующий раз сделать лучше. Самое главное, чтобы у малыша осталось в памяти, что проявление самостоятельности приветствуется. Конечно, все должно быть в пределах разумного, чтобы при самостоятельной деятельности не пострадал малыш и окружающие.

Создайте безопасную развивающую среду. Именно дома начинается развитие самостоятельности, поэтому важно создать по мере возможности безопасные и удобные для ребенка условия. Желательно убрать все бьющиеся, колющиеся и другие опасные для ребенка предметы, чтобы не нужно было постоянно следить за ним и одергивать его. У малыша в комнате должно быть доступное для него место, куда он будет складывать свои вещи, убирать игрушки. В ванной, туалете и на кухне также необходимые вещи должны быть в зоне доступа для ребенка, чтобы он без помощи родителей мог ими воспользоваться в любое время.

Предоставьте возможность выбора. Во многих ежедневно повторяющихся ситуациях можно позволить ребенку самому делать выбор. Например, что надеть на улицу, что почитать, во что поиграть, что будет кушать. Важно при этом на выбор предоставить те варианты, которые будут приемлемы (поесть макароны или рис, надеть футболку с цветочком или бабочками). В любой ситуации ребенок должен чувствовать, что его мнение важно для родителей. Если же решение ребенка совершенно не соответствует ситуации, то можно спокойно объяснить, почему это не подходит и предложить другой вариант.

Ребенок имеет право на ошибку. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Эту прописную истину почему-то многие родители забывают. Во-первых, ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он старается, но у него не получается. Дети часто проливают, падают, сорят, когда что-либо делают. Только прилагая усилия и повторяя много раз действие, можно чему-то научиться. Во-вторых, нельзя делать что-то за ребенка, чтобы оградить его от ошибок. Когда ребенок маленький и у него что-то не получается, то родители всячески стремятся сделать это за него, помочь ему, когда это не нужно. Избегание ошибок приводит к тому, что ребенок долго не может научиться новому, а впоследствии при первой неудаче бросает дело и не доводит его до конца.

Не ограждайте ребенка от негативных последствий его самостоятельных действий. Ребенок всегда должен знать, что у всего, что он делает, будут свои последствия. Если он сделал, что-то хорошее, то его обязательно похвалят. Но когда возникает неприятная ситуация, то родители стремятся скорее сгладить результат: либо оправдывают тем, что он ещё маленький, либо сами заглаживают вину. Например, ребенок озоровал и пролил ведро с водой. Уже раннего возраста можно привлекать ребенка к процессу уборки за собой, например, дать тряпочку для пола. Родители могут предложить свою помощь, но важно, что ребенок будет участвовать в процессе уборки. Другой пример, ребенок грубо разговаривает со взрослым или обидел кого-то на площадке. Родители не должны извиняться за ребенка или оправдывать его тем, что он маленький. Важно объяснить ребенку, что он сделал не так, и предложить исправить ситуацию, извинившись перед обиженным.

Следите за тем, что говорите, и верьте в своего ребенка. Часто родители не дают ребенку самому что-то сделать, потому что они считают, что он маленький или просто не справиться. Подкрепляя все это фразами: «Слезай, а то упадешь», «не бегай» «ты не сможешь, давай я сделаю», «тебе ничего нельзя доверить, смотри как надо». После подобных фраз у ребенка отпадает желание что-либо делать. Попробуйте использовать другие фразы: «Держись крепче», «Будь осторожен» «Попробуй, у тебя все получится», «Попробуй, я буду рядом, если понадобиться помощь».

Поддерживайте авторитет родителя. Родители являются главным источником необходимого жизненного опыта, который предстоит усвоить ребенку. Накопление жизненного опыта и мудрое применение его в жизни – одно из основ развития самостоятельной личности. Родители должны создать условия, в которых дети будут перенимать у них опыт, учиться на примере родителей чему-то. Поддерживая свой авторитет, родители не должны впадать в крайность – авторитарный стиль воспитания, когда преобладают указания, которые беспрекословно должны выполняться. Такое отношение к ребенку приведет скорее к развитию беспомощности. К беспомощности также приводит и чрезмерная забота о ребенка, так называемая гиперопека. Попустительский же стиль воспитания приводит к вседозволенности, когда человек  действует так, как ему хочет, но при этом не несет за это ответственности, что может быть опасно для окружающих.

Таким образом, в вопросе воспитания самостоятельности главное уязвимое звено – это родители. Главное это не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Поощряйте самостоятельность и вдохновляйте ребенка на самостоятельные поступки.  А вы поощряете самостоятельность у своего ребенка?

Автор: Регина Явкина

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Возрастные особенности эмоционального развития ребенка

Эмоциональное развитие ребенка происходит с рождения. Сначала кроха учится испытывать и выражать свои эмоции, а позже контролировать их и управлять...

Закрыть