Как выбирать материалы для творчества с детьми

Как выбирать материалы для творчества с детьмиКогда только начинаешь заниматься с ребенком творчеством, появляется много вопросов о том, как выбирать материалы для творчества с детьми, что важно, а что нет при покупке красок, бумаги, клея, ножниц, как не ошибиться с выбором и приобрести такие материалы, работать с которыми ребенку будет интересно и удобно.

Сегодня я записала небольшой аудиокаст, в котором отвечаю на эти вопросы. В аудио я рассказываю о «классическом» наборе материалов для организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией с детьми, говорю об общих критериях выбора материалов для творчества, а также рекомендую некоторые конкретные марки и производителей, продукцию которых мы используем в наших творческих занятиях.

Материалы, которые я упоминаю в аудио:

Как приготовить домашний пластилин и не только (рецепт приготовления цветной манки для аппликаций, пальчиковых красок, пластичной массы для лепки и соленого теста).

Самоотверждающаяся масса для лепки своими руками

Ниже представлена текстовая расшифровка аудиокаста:

Сегодня я хочу поговорить о том, как выбрать материалы для творчества с детьми. Сразу оговорюсь, мы не будем затрагивать нетрадиционные виды творчества и какие-то необычные материалы. А поговорим именно о классическом наборе материалов, которые понадобятся для организации занятий аппликацией, лепкой и рисованием с детьми.И начать хочу с общих критериев, которые справедливы для выбора материалов для рисования, выбора материалов для любого другого вида творчества, в общем-то для выбора игрушек в целом для ребенка.

Критерии выбора материалов для творчества

  • Естественно первый критерий по которому вы должны оценивать любой материал, любой карандаш, ластик, ножницы, которые попадут в скором времени в руки вашего ребенка – это безопасность.
  • Второй критерий – это качество.
  • Третий критерий – это удобство использования.

И, в общем-то, можно ограничиться этими тремя критериями, потому что каждый из них можно разложить на массу составляющих и оценить по нескольким параметрам. В частности если говорить о безопасности и качестве, то как вы можете оценить эти критерии, когда приходите в магазин за покупкой?

Прежде всего, можно обратить внимание на известный, проверенный бренд. Например, если вы уже покупали пластилин этого производителя, то можете с уверенностью 80-90% брать другие материалы для творчества с ребенком этого же производителя. И скорее всего ваши ожидания оправдаются. Также, можно доверять рекомендациям ваших знакомых или моим рекомендациям, которые я  чуть позже, вам дам, по некоторым производителям материалов для творчества.

На что еще можно обратить внимание? Если у вас нет возможности пощупать, попробовать те или иные материалы перед покупкой. Это, конечно же, внешний вид и качество упаковки. Она должна быть удобной, не поврежденной (целостной), красивой, в том смысле, что притягивать ваш взгляд, и она в обязательном порядке должна содержать всю необходимую информацию, которая может вам потребоваться, как покупателю:

  • состав (из чего изготовлен данный материал),
  • в какой стране они изготовлены,
  • информация о производителе,
  • какие-то рекомендации по использованию (в частности, рекомендации по возрасту) и т.д.

Вся эта информация отображается на русском языке на упаковке.

На что еще можно обратить внимание? На цвета и запахи.  С одной стороны, наверное, многие отдают предпочтение естественным цветовым решениям материалов для творчества с детьми, но в последнее время, многие проверенные производители, тоже выпускают линейки кислотных цветов, ароматизированный пластилин и прочие интересные линейки, чтобы разнообразить занятия с детьми.

Что здесь можно сказать? Если вы действительно доверяете производителю, если ваш ребенок не имеет выраженных аллергических реакций ни на что, то конечно можете разнообразить ваши занятия с помощью вот таких необычных материалов для творчества. Но это абсолютно не обязательно, и надо сказать, что в рамках нашей арт-мастерской для больших и маленьких, мы с вами будем учиться вносить разнообразие в творческие занятия с ребенком совершенно иными и абсолютно безопасными методами.

Так что, в целом, если говорить об общих критериях выбора материалов для творчества с ребенком, я бы не рекомендовала гнаться за таким вот чересчур большим разнообразием в цветовой гамме, запахах и других  дополнительных характеристика материалов, с которыми вы будете работать.

Материалы для творчества. Рисование

Теперь, когда мы обсудили с вами общие критерии, давайте поговорим подробнее о тех материалах для творчества, которые должны присутствовать в уголке для творчества каждого ребенка в возрасте от года и старше. И для начала давайте разберем с вами материалы для рисования. Опять же повторюсь, мы говорим именно о традиционных методах рисования, поэтому сейчас не будем затрагивать материалы, которые нужны для каких-то необычных его разновидностей.

Итак, что нам нужно с вами для рисования с детьми? Это, конечно же:

  • краски,
  • бумага,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • кисти для красок.

Краски для творчества

Краски для детского творчества (вы можете встретить разные рекомендации), но я думаю можно начать с гуаши и акварели. И дополнительно, где-то после 3 лет можно использовать также акриловые краски. Можете использовать их и раньше, если вы достаточно проворны и у вас всего один ребенок, которого вы можете успеть быстро отмыть.

Особенности акриловых красок в том, что они при засыхании становятся устойчивыми к воде и даже к некоторым растворителям. Поэтому удаление их с ребенка, мебели, одежды и т.д. может быть достаточно затруднительным. Тем не менее,  эти краски очень интересные и удобные в том смысле, что они хорошо ложатся на практически любую поверхность, за исключением некоторых отдельных разновидностей, на которые может быть вам и не придет в голову краску накладывать. Поэтому, совсем неплохо, иметь такую краску в своем арсенале.

Вернемся к гуаши и акварели, которые наиболее распространенные. Что здесь можно сказать? Во-первых, производители, которых я могу порекомендовать – это Гамма и Луч. Если говорить, о разнообразии цветов, то совсем не обязательно, чтобы их было слишком много. Вполне достаточно 6 – 9 цветов, если мы говорим о гуаши, акварели обычно 8 – 10 цветов. Этого вполне достаточно.

Гуашь можно брать в тюбиках, это достаточно удобно, потому что она не высыхает, и вы можете сами регулировать количество краски, которое вы выдавите для того или иного урока рисования. Но это тоже не обязательно. Если вам доступна по каким-то причинам, только обыкновенная детская гуашь в баночках, это совершенно не принципиально, вы можете пользоваться ей и получать массу удовольствия от занятий творчеством с ребенком.

Что касается пальчиковых красок. В целом я не рекомендую их приобретать, если вы только не нашли какого-нибудь производителя, продукция которого вас полностью устраивает по всем параметрам. Лично я много покупала разных пальчиковых красок и ни разу не была удовлетворена их качеством:

  • либо цвета были какие-то удивительные,
  • либо консистенция была неприятная и совершенно не располагающая к совместному творчеству с ребенком,
  • либо эти краски плохо ложились,
  • либо как-то необычно пахли (не естественным образом).

Так или иначе, я считаю, что пальчиковые краски как таковые, интересны ребенку достаточно ограниченное количество времени. Если вы начинаете рисовать кистью, то ребенок довольно редко будет проявлять интерес к рисованию пальчиками. И для этого небольшого периода времени, вполне можно приготовить пальчиковые краски самостоятельно. Это будет безопасно, недорого, просто и лишено каких-либо разочарований по поводу консистенции, цвета и других характеристик приготовленных вами красок.

Кисти для рисования

Теперь давайте поговорим про кисти. По кистям для рисования, никаких производителей я вам конечно не порекомендую. Потому что все они, в общем-то, одинаковы. И для целей рисования с ребенком, наверно не стоит говорить о каких-то особых производителях, но можно поговорить о форме и материале из которого изготовлены кисти.

Что здесь можно сказать? Для рисования с детьми лучше всего подойдут кисти с плоским или закругленным кончиком, т.е. форма самой щетины должна быть такой.

Диаметр для рисования с ребенком. Совсем тонкие кисти вам не понадобятся, т.е где-то от 4 мм (на кисти будет указан № 4) и с шагом в 2 — 3 мм можно взять несколько кистей. Самые тонкие, из которых вы возьмете – будете использовать для обычного рисования, толстые кисти (более широкие) удобно использовать для покрытия больших поверхностей: нарисовать небо, море и т.д. Также, широкие кисти удобны для смачивания листа перед тем как «рисовать по мокрому». Об этой технике мы еще подробно поговорим в Арт-мастерской и я думаю вы со своими детьми сможете сотворить немало интересных шедевров в этой технике.

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Что касается материала: сейчас в продаже можно встретить синтетические кисточки и натуральные.

  • Современные синтетические кисточки, в принципе, вполне имеют право на жизнь  и если вы рисуете акриловыми красками, то это, наверное, наилучший выбор.
  • Если вы рисуете гуашью, а также темперными красками (тяжелыми, пастообразными), то для них лучше всего использовать кисть щетинистую (ни беличью, ни пони, а более жесткие кисти из щетины).
  • Ну и соответственно для акварели, наилучший выбор – это пони, белка – кисточки которые вы наверняка найдете в ближайшем магазине.

Кисточки с беличьей шерсткой распространены и подойдут для других красок также, но для акварели — это самый – самый подходящий выбор.

Карандаши и фломастеры для творчества

Теперь перейдем к карандашам и фломастерам. Иногда можно встретить такое мнение, что детям до 3 и даже 5 лет, фломастеры вообще не нужно давать, потому что они слишком просто рисуют и ребенок не учится прилагать усилий. Я считаю, что эти рекомендации лишены какого-либо основания если вы не сужаете пространство творчества ребенка только рисованием фломастерами, то никаких негативных последствий от знакомства ребенка с фломастерами в более раннем возрасте быть не может. Поэтому, желательно дома иметь несколько видов карандашей:

  • восковые карандаши,
  • обычные деревянные карандаши,
  • фломастеры,
  • масляные карандаши,
  • пастельные мелки.

Почему именно такой набор я рекомендую? Да потому что, все эти виды карандашей и фломастеры пишут совершенно по – разному. Если ребенок проведет линии на листе, то он заметит совершенно разный характер линий. И сама постановка руки и то, как ребенок держит в руках каждый из этих инструментов, тоже отличается. Мы обо всем этом подробно поговорим в Арт-мастерской.

А сейчас я дам лишь несколько рекомендаций по выбору этих материалов. Опять же повторюсь, что не нужно гнаться за слишком большим количеством цветов и за их слишком большим разнообразием. Т.е. наборы по 6 – 8 цветов, вполне подойдут для тех целей, которые мы с вами преследуем, организуя занятия творчеством с детьми.

Форма тоже имеет достаточно большое значение, особенно для самых начинающих творцов. Желательно избегать круглых в сечении карандашей и фломастеров и отдавать предпочтение треугольным, шестигранным и с другой ребристой поверхностью, что упрощает ребенку работу с этими инструментами.

Также, вы можете отдать предпочтение утолщенным и укороченным вариантам. Т.е. когда карандаши у нас не длинные, что между прочим не безопасно для маленьких творцов, а укороченные и более толстые, чем обычные карандаши к которым мы привыкли. Карандаши как раз тот вариант материала для творчества, который можно обычно попробовать перед покупкой, т.е. продавцы могут вам разрешить достать карандашик и попробовать им почиркать.

Обратите внимание:

  • чтобы стержень был достаточно твердым, т.е. не крошился и не ломался при достаточно сильном нажатии на бумагу,
  • чтобы он был при этом достаточно мягким, т.е. линия появлялась даже при небольшом нажатии.

Нужно найти такую золотую середину. Про фломастеры еще несколько слов. Как я уже сказала, фломастеры могут быть довольно кислотных оттенков. Соответственно для маленьких детей этого следует избегать. Лучше всего если это будут чистые, естественные, натуральные оттенки и, желательно, чтобы фломастеры, которые вы приобретали для первого знакомства с этим инструментом для рисования были водорастворимыми. Это и вам облегчит работу по удалению нежелательных последствий творчества с ребенком и позволит их немножко реанимировать, когда они засохнут и т. д.

Но тем не менее даже такие фломастеры нужно учить ребенка закрывать после рисования и с первых дней творчества приучать к бережному и аккуратному обращению с инструментами и материалами для творчества.

Бумага для творчества

Несколько слов о бумаге. Не нужно ограничивать пространство рисования ребенка листами А4, т.е. если есть возможность, и  вы должны приложить усилия, чтобы эту возможность изыскать, старайтесь организовывать рисование ребенка:

  • на листе А4,
  • на листе А3,
  • на не квадратном листе,
  • на рулоне обоев,
  • на большом пространстве, размером в простынь или целую комнату.

Это только приветствуется и дает определенный толчок фантазии ребенка и раскрепощает его в занятиях рисованием. Но для повседневного использования, конечно, нужно иметь альбомы обыкновенные с плотной бумагой, которые подходят для рисования любыми красками.

Можно иметь пачку или несколько пачек бумаги офисной, которая подходит для рисования карандашами и некоторыми видами фломастеров. Для рисования красками такая бумага не подходит, потому что при намокании она теряет свой товарный вид, скукоживается и ребенку будет не очень удобно и приятно на такой бумаге творить. Для красок еще подходят:

  • специальная бумага для акварели,
  • чертежная бумага, которая продается большими листами.

Такую бумагу хорошо бы иметь и использовать для ваших творческих занятий.

Материалы для творчества. Лепка

Теперь давайте поговорим немножко о лепке и аппликациях. Поскольку мы говорим о традиционных материалах для лепки, то теоретически ваши материалы могут быть представлены только пластилином и этого будет достаточно на первоначальных этапах. Тем более, как вы наверное уже знаете, можно много разных материалов для лепки и моделирования приготовить в домашних условиях из обычных продуктов и материалов. Поэтому можно ограничиться покупкой только пластилина.

О пластилине что можно сказать? Конечно желательно потрогать его хотя бы  через упаковку, чтобы оценить его консистенцию и мягкость. Пластилин для занятий с ребенком должен быть:

  • не пачкающимся,
  • не прилипающим к рукам,
  • не оставляющим следов на руках.

Если он оставляет следы на руках, то они должны отмываться водой с мылом. Естественно, если вы купили слишком твердый пластилин – это не повод его выбросить или не заниматься с ребенком лепкой. Достаточно его нагреть: в теплую воду положить в пакете, нагреть его на солнышке, размять в теплых руках. От теплых рук пластилин тоже размягчается. Я могу порекомендовать пластилин, который мы используем. Консистенция твердости и другие характеристики в этом пластилине меня полностью устраивают. Это пластилин Джамли, Луч, Гамма.

Материалы для творчества. Аппликация

По аппликации таких сильно значимых критериев в выборе материалов я бы не выделяла. Повторю тоже, что здесь количество цветов и разнообразия материалов не является первостепенной задачей. Не нужно ставить себе цель. Во чтобы то ни стало купить:

  • самоклеющуюся вспененную резину,
  • купить самоклеющийся фетр,
  • гофрированный картон и т.д.

Сейчас очень большое разнообразие материалов для аппликаций и конечно все это хочется использовать. И кажется, что здесь ключ к разнообразным и увлекательным занятиям творчеством с ребенком. Но я вас уверяю, это совершенно не так, и есть более интересные и более доступные методы разнообразить занятия с ребенком.

Мы с вами этим обязательно займемся. А пока достаточно купить цветную бумагу и картон. Обыкновенные наборы, которые вы найдете в любом детском или канцелярском магазине. Напомню, что там не должно быть слишком много цветов, достаточно 8 – 10 цветов стандартного набора. Если говорить о цветной бумаге, то если ребенок совсем маленький, до 3 лет, лучше выбрать цветную бумагу двустороннюю, окрашенную с двух сторон, причем окрашенную по всей массе.

Что это значит? Это означает, что когда вы будете такую бумагу сминать или разрывать, то на местах сгиба или разрыва, она будет тоже цветная и там не будут появляться белые полосы. Такая бумага удобна:

  • для первых аппликаций с малышами,
  • для обрывных аппликаций,
  • для аппликаций из бумажных шариков и т.д.

Она будет иметь более эстетичный вид и сами творческие работы ребенка будут более симпатичными. Что нам еще понадобится для стандартной (обыкновенной) аппликации?

  • клей карандаш,
  • клей ПВА,
  • клейстер,
  • ножницы.

Если ножницами будет резать ребенок, то это соответственно, обычные, детские, безопасные ножницы с округленными кончиками, лишенные каких-то ненужных деталей. И конечно при покупке детских ножниц, лучше всего делать это вместе с ребенком. Он сможет сразу же попробовать, удобно ли ему их держать. Потому что размер ладошки ребенка может существенно отличаться и соответственно ножницы могут быть удобными или неудобными для вашего ребенка. Поэтому лучше всего попробовать перед покупкой. А если с ножницами ваш ребенок еще не знаком, и вырезать будете вы, то соответственно вы покупаете себе обыкновенные взрослые ножницы.

Это все что я хотела сегодня рассказать вам о том как выбирать материалы для творчества с детьми. Естественно, если вы все это при носите домой, то у вас возникает еще вопрос как это все удобно, красиво, аккуратно хранить и удобно использовать в занятиях с ребенком. Обо всем этом мы поговорим впереди, в самое ближайшее время, поэтому обязательно подписывайтесь на специальную рассылку, чтобы быть в курсе наших публикаций по организации творческих занятий с ребенком.

 

Получите чек-лист организации творческих занятий с детьми здесь! 

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Еатерина

    не пойму, это только у меня или все молчат… Марина, у меня с аудио какая-то беда, будто бы 2 файла накладываются друг на друга, и запись обрывается на словах какой марки пластилин Вы используете…

    1. Марина Суздалева

      Екатерина, попробуйте скачать запись на свой компьютер и прослушать. Для этого нажмите на значок «дискетки» рядом с со стрелочкой (кнопкой Play)

  2. Людмила

    Спасибо огромное за замечательные находки, психологические советы!!!Восхищена сайтом!!!

    1. Марина Суздалева

      Людмила, спасибо вам! Будем стараться и дальше вас радовать нашими материалами!

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...