Крышки и математика

Крышки и математикаОбычные крышки от пластиковых бутылок, тетрапаков и тюбиков – одни из самых популярных развивающих материалов для детей. Каких только игр участники Клуба Увлеченных Мам с ними не придумывали! Но потенциал крышек поистине безграничен, и у нас появились новые игры. О них вам и расскажу.

Как и конструктор из сушек и баранок, коробка с крышками «обитает» у нас на кухне, чтобы было чем заняться младшему сыну, пока мама занята приготовлением еды или заготовками (время-то как раз такое), или он поел, как всегда, раньше всех и теперь скучает. К крышкам удивительно подходят контейнеры из под яиц. У нас пластиковые (2*5 и 3*5), так как их легко вымыть. Картонными, контейнерами, хотя они и более крепкие, мы не играем по санитарным соображениям. Вместо контейнеров из-под яиц можно использовать формы для конфет в коробках.

Сделай так же или, наоборот, не так же

Самое простое задание, которое можно дать малышу уже в 1,5 года, — это разложить крышечки так же как у вас. Мама раскладывает крышечки в одном ряду контейнера из-под яиц. С самыми маленькими лучше использовать два цвета: например, 2 крышки красного цвета и 3 крышки зеленого, или 2 крышки желтого цвета и 3 синего (ученые считают, что именно эти сочетания цветов благоприятно влияют на малышей) и выкладывать их не в разброс, а по порядку: 2 красные крышки, потом 3 зеленые.

Когда мы с младшим активно играли в эту игру, то придумывали разные легенды:

  • то нужно было сцепить вагончики поезда так же как в образце, потому что начальник железной дороги хочет, чтобы все поезда были одинаковыми;
  • то сделать друга — близнеца для гусенички;
  • то подготовить удивительную коробку конфет на кондитерской фабрике и т.д.

Когда малыш освоится с дорожками из двух цветов, можно взять 3 цвета, потом 4 и 5.

Крышки и математика - Сделай так же

Конечно, в эту игру можно играть и без контейнеров, выкладывая дорожки на полу, но с ячейками интереснее.

Конечно, сразу у малыша не получится, и ему понадобится активная помощь мамы или другого взрослого, но постепенно он научится все делать сам.

А когда это задание не будет представлять сложностей, и у вас найдется два контейнера из-под яиц, поручите ему собрать всю коробку конфет точно так же, как у вас.

Малышу предшкольного возраста и даже школьного можете дать вот такую головоломку: собрать второй ряд в коробке конфет так, чтобы по сравнению с вашим образцом ни одна конфета не была на том же месте или собрать целиком вторую коробку конфет так, чтобы по сравнению с вашим образцом ни одна конфета не была на том же месте. Если вы используете несколько крышечек одного цвета, заранее убедитесь, что для вашего узора собрать такую же коробку конфет возможно:

kryshki-i-matematika-sdelaj-ne-tak-zhe-korobka

Или соберите одну или две таких коробки конфет сами, но одну конфету (или две — в зависимости от количества ячеек) оставьте все-таки на том же месте. Пусть малыш ее отыщет. Попробуйте поменяться с малышом ролями: малыш собирает коробку конфет с ошибками, а вы их ищете:

Крышки и математика - Найди ошибку

Если второго контейнера у вас нет, нарисуйте схему расположения конфет на листке бумаги или на внутренней стороне крышки от коробки конфет. У сына (3,5 года) игры по таким картам-заданиям сейчас одни из самых любимых.

Крышки и математика - По схеме

Осевая симметрия

Контейнеры из под яиц – отличная вещь, чтобы познакомить малыша с симметрией.

Для начала лучше взять контейнер 2*5 и крышки трех цветов. В контейнере из-под яиц 2*5 крышками одного цвета выложите поперек ось симметрии. Заполните одну сторону и предложите малышу заполнить вторую так, чтобы с двух сторон от оси симметрии крышки был расположены одинаково:

Крышки и математика - СимметрияКрышки и математика - Симметрия в коробке

В контейнере 3*5 можно выложить ось симметрии не только поперек, но и вдоль:

Крышки и математика - Симметрия вертикально

Как мы обыгрываем такие задачки:

  • чиним сломанное зеркало;
  • помогаем ученому восстановить разрушенный код
  • или просто наводим порядок.

Выкладывая  симметричные узоры, допустите ошибку. Пусть малыш ее найдет.  Позже малыш сам научится специально делать ошибки, тогда искать придется вам:

Крышки и математика - симметрия с ошибкой

Если контейнер из-под яиц разделить на 4 части, получится задание на развитие навыков ориентирования в пространстве. Например, левый верхний угол нужно заполнить зелеными крышками, правый верхний — красными, левый нижний — розовыми, правый нижний — белыми.  Можно немного усложнить задачу: левый верхний угол нужно заполнить зелеными крышками, правый верхней — не розовыми и не белыми, левый нижний — крышками такого цвета, название которого начинается на звук «Р», а правый нижний — тем, что останется:

Крышки и математика - Ориентирование в пространстве

Что лишнее

Если вы давно собираете крышки, то в вашей коллекции, наверняка, есть крышки разных цветов, форм, размеров. Все это можно интересно обыграть.

Возьмите несколько крышек так, чтобы одна из них отличалась от всех остальных. Если малышу трудно самому найти отличающуюся от других крышечку, подскажите ему, по какому признаку искать. А иногда малыш будет вас удивлять: его отличающаяся крышечка будет совсем не такой как у вас, и он будет прав, так как обратит внимание на тот признак, о котором вы и не подумали.
Крышки и математика - Что лишнее

Если среди вашего набора крышек отличающуюся от других крышку можно найти разными способами, обращайте внимание малыша на это. Так вы учите малыша нестандартно подходить к решению задач.

В случае 1 лишней крышкой может быть большая красная крышка  (она отличается формой и размером) или голубая крышка (она отличается цветом). В случае 2 лишняя крышка — оранжевая: он гладкая, а две другие крышки — с ребрышками.  В случае 2 лишняя крышка — синяя: на ней нет надписи, а в случае 4 лишняя крышка — розовая: на ней, в отличие от других крышек, надпись есть.  В случае 5 лишней может быть темно-синяя крышка, так она отличается по цвету, или обыкновенная синяя крышка так как она обыкновенная и ниже по высоте. чем две другие крышки. В случае 6 лишней является высокая синяя крышка, так как она отличается от остальных крышек по высоте.

Подберите крышечки так, чтобы их можно было разделить на две группы. На первых порах можно давать малышу подсказку: по какому признаку нужно разделить крышечки на две группы. Потом пусть ищет этот признак сам.

Крышки и математика - Делим на группы

В случае 1 крышки можно разделить:

  • по цвету: оранжевые и не оранжевые;
  • по наличию или отсутствию отверстий.

В случае 2 крышки можно разделить:

  • по цвету: синие и не синие;
  • по высоте: высокие (в этой группе будет всего одна крышка) и обыкновенные.

Обыгрываем размер

Подберите несколько крышек разного размера. Если нарисовать на крышечках глазки и ротик, крышечки оживут, и играть ими будет интереснее. Пусть самая большая крышка будет папой, поменьше мамой, еще поменьше — детками. У нас это обычно цыплята или утята. Располагаем крышечки по размеру от самой большой к самой маленькой — семья идет гулять. Прячем крышечки друг под другом — цыплята прячутся от коршуна под крылом у мамы курицы, а мама-курица — под крылом от папы-петуха.

Крышки и математика - Друг в другаОднажды в деревне мы видели, как коршун охотился на цыплят. Теперь прятать птенцов под крыло мамы-курицы — одна из любимых игр сына. Можно подбирать крышки не только по размеру, но и по цвету.

Крышки и математика - Размер

Двусторонние крышки

Еще одно занятие, которое может увлечь малыша надолго – подобрать две крышечки так, чтобы одна так плотно входила в другую, чтобы получившейся конструкцией можно было играть как мячиком – катать, бросать, пинать.

К сожалению, такие уж очень подходящие друг к другу крышки попадаются очень редко, но сделать двойные крышки легко с помощью клеевого пистолета. Берем такие две крышки, чтобы одна была чуть больше другой, наносим клей из клеевого пистолета на край крышки поменьше и быстро вставляем ее внутрь крышки побольше, прижимаем – готово!

Крышки и математика - Двусторонние крышки

С такими двойными крышками можно придумать много интересных занятий и игр. Например, такая игра.

Мини-реверси с крышками

Знаете такую настольную игру – «Реверси»? Это одна из самых любимых наших игр со старшим сыном (11 лет). А для младшего я придумала свой мини-вариант с двусторонними крышками.

Для игры вам понадобится: шахматное поле (мы использовали поле меньшего размера – 4*4 клетки), двусторонние крышки и игральный кубик. Количество крышек может быть разным: вы можете поставить крышки на все клетки шахматного поля, или только на белые (черные) или произвольно. Главное условие – крышек разных по цвету должно быть одинаковое количество.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Игральный кубик можно взять обычный – с точками от 1 до 6 или сделать кубик полегче самим – с точками от 1 до 3 (точки на гранях кубика могут повторяться дважды или можно сделать грань «Пропусти ход», «Ходи еще раз», «Повтори ход»). Сын любит «большие» числа. Поэтому мы играем обычным игральным кубиком из настольной игры-ходилки.

Играют двое: каждый выбирает себе цвет . В нашем случае белый или синий. В свой ход игрок бросает кубик и переворачивает так, чтобы сверху оказался его цвет, столько крышечек соперника, сколько выпало на кубике (или меньше, если крышек соперника на поле меньше).   Игра заканчивается, когда на поле останутся крышки, повернутые стороной только одного цвета. Чей это цвет — тот игрок выигрывает.

Крышки и математика - Реверси

Игра непредсказуемая и длиться может долго, поэтому мы останавливаемся в любой момент или после определенного числа ходов, например, 10, а победителя считаем по количеству крышек: если больше крышек, повернутые белой стороной, значит, белые выиграли.

Однажды, путешествуя по Северной Америке в рамках игры-путешествия «Кругосветка», мы обнаружили, что индейцы Северной Америки тоже играли с такими двусторонними крышками. Конечно, в 16 — 19 веках пластмассовых крышек у них не было. Вместо них были бобы, деревянные плашки,  камешки, окрашенные с двух сторон в разные цвета. И игр у индейцев с этими предметами было великое множество. Несколько из них мы взяли к себе в копилочку в том виде, как они были, а некоторые переработали. Вот, что у нас получилось.

Игры с крышками индейцев Северной Америки

Игра  «Бросаем крышки»

Вам понадобится: 5 крышек, перманентный маркер или 3 картинки (одинаковые или разные), контейнер или миска

На 3 крышки из 5 нанесите какой-то рисунок или наклейте картинки. Вы можете сделать комплект для каждого игрока. Так игра будет идти быстрее.

Заранее определитесь, сколько раундов будет в вашей игре. Можно играть до определенного количества очков. С трехлетними малышами – до 3-х очков, с пятилетками уже можно играть до 6-7 очков.

В каждом раунде игроки (от двух человек и более) бросают крышки одновременно (если у каждого есть свой комплект) или по очереди. Игрок, у кого крышек с рисунками выпало больше, выигрывает этот раунд и получает очко. Если наибольшее количество рисунков выпало сразу у нескольких игроков, каждый получает очко.

Очки можно подсчитывать по-разному: ставить «плюсики» на листе бумаги, собирать крышки, пуговицы или палочки, строить башню из кубиков или блоков Лего.

Крышки и математика - Бросаем крышкиПо истечении всех раундов определите победителя: им станет игрок, у которого ряд «плюсиков» окажется длиннее, крышечек соберется больше или будет выше башня из кубиков.

Если вы играете не до какого-то количества очков, а просто 10 раундов, вручайте игроку кубики или крышки из заранее отложенной кучки или башки в 10 кубиков. Малыш наглядно будет видеть, сколько раундов (кубиков) еще осталось. Специально обращайте внимание малыша на это: до начала игры у вас в ряду 10 крышек (в башне 10 кубиков), потом их больше половины (удобно показать малышу это, если 5 крышек будут одного цвета, а 5 – другого), потом больше половины, потом половина, потом меньше половины.

В конце интересно посмотреть, как распределятся 10 выигрышей в раунде: сумма выигрышных крышечек у всех игроков будет как раз равна исходному количеству — 10.

Распределите места между игроками: чем больше крышечек собрал игрок, тем выше место.

Можно поступить нестандартно и подсчитывать очки не складывая, а отнимая от 10. Нарисуйте для каждого игрока полоску длиной из 10 клеточек, и после каждого раунда у выигравшего зачеркивайте одну клетку, или дайте каждому игроку в начале игры 10 крышечек или 10 кубиков, из которых он построит башню, и за каждый выигранный раунд убирайте одну крышку (один кубик). Выигрывает в этом случае тот, у кого крышечек останется меньше. Если вы играете не до какого-то количества очков, а просто 10 (или другое количество) раундов, за всю игру вы заберете у игроков как раз 10 крышечек (10 кубиков) или зачеркнете у двух игроков 20 клеточек. Проверьте это с малышом по окончании игры!

Индейская игра «Тарелочка»

Вам понадобится: 6 крышек, перманентный маркер или 6 картинок (желательно простых, чтобы малыш мог запомнить соответствие между ними и количеством очков), 48 счетных палочек, большая пластмассовая тарелка.

Играют 2 человека и более. Нанесите на поверхность крышек узоры или наклейте картинки. Можно сделать один комплект или комплект для каждого игрока. Так игра будет идти быстрее. Счетные палочки сложите кучкой в таком месте, до которого смогут дотянуться все игроки.

Сложите крышки в тарелку (мы использовали фрисби) и подбросьте их так, чтобы они упали опять в тарелку. В каждом раунде игроки бросают крышки по очереди. В зависимости от того, как лягут крышки, подсчитайте количество очков, которые заработал игрок за этот ход:

  • 2 очка за крышку с узором в тарелке;
  • 1 очков за крышку, лежащую в тарелке внутренней стороной вверх;
  • 0 очков, за крышку упавшую на пол.

В играх с очками индейцы Северной Америки обычно вели счет на палочках. Перед началом игры отбирали определенное количество палочек (например, 50), а после каждого раунда постепенно распределяли их между игроками. В этой игре за каждое очко игрок берет одну палочку из кучки. После того, как все палочки будут разобраны, подсчитайте количество палочек у каждого игрока. Выиграет тот игрок, у которого палочек окажется больше.

Крышки и математика - Тарелочка

С малышом постарше вы можете усложнить систему подсчета очков — учесть комбинации узоров.  Пусть малыш сам придумает, за какое сочетание крышек (обычно 2-3 )можно получить 2 очка а за какое — 3.

У младшего сына пока не очень получается ловить крышки в тарелку, поэтому с большим удовольствием сын играет в другую индейскую игру — «Шум и гам». В ней мы бросаем крышки из тарелки на пол и изучаем буквы.

Игра индейцев Северной Америки «Шум и гам»

На 33 крышки наклеила буквы, вырезанные из  журналов, еще на двух крышках нарисовала крестики. Для игры мы используем 5 крышек (можно использовать больше), иногда только с буквами (буквы меняю каждый раунд или через один, чтобы не надоедали), иногда добавляем еще крестики.

За каждую крышку, которая упала буквой вверх, можно получить 2 очка, но только если правильно ее назвать. За каждую крышку, упавшую крестиком вверх, полагается 1 очко. За крышку упавшую внутренней стороной вверх — 0 очков.

Крышки и математика - Тарелочка с буквами

А можно подсчет в этой игре вести как индейцы (вместо букв можно нарисовать на 3 крышках один и тот же узор):

  • 1 крышка с узором или крестиком, остальные — пустые (упали внутренней стороной вверх) — 0 очков;
  • 2 крышки с крестиком, остальные — пустые — 2 очка;
  • 3 крышки со узором, 2 пустые крышки- 3 очка;
  • 2 крышки со узором, 3 пустые крышки- 3 очка;
  • 4 крышки с узором или крестиком — 1 очко;
  • 5 пустых крышек — 1 очко;
  • 5 крышек с узором или крестиком   — 8 очков.

Игра индейцев Северной Америки «Синие и красные» (в оригинале — «Кости из дерева»)

А для этой индейской игры понадобится уже 13 крышечек одного цвета. У нас крышки были белые.

Вам понадобится: 13 одинаковых крышек, акриловая краска двух цветов (не совпадают с цветом крышек) или клей-карандаш, ножницы и картон, контейнер или миска, валик из одеяла.

Покрасьте 3 крышки с другой стороны в красный цвет, а 10 — в синий или наклейте цветные круги из картона. Я раскрасила внутреннюю поверхность крышек перманентным маркером. Скатайте валик из одеяла.

Как играть: сложите крышки в контейнер, держа его двумя руками, с силой ударьте им о валик — крышки подпрыгнут и приземлятся опять в контейнер или на пол. Найдя нужную комбинацию, определите, сколько очков заработал каждый игрок. У индейцев Северной Америки было 9 комбинаций, но нам они показались не очень легко запоминающимися (хотя индейцы знали их наизусть), поэтому мы придумали свою систему подсчета очков для тренировки устного счета:

  1. за каждую крышку белого цвета —  1 очко, синего — 2 очка, красного — 3 очка;
  2. отсутствуют синие — 10 очков; отсутствуют красные — 5 очков; точно 3 крышки одинакового цвета — 10 очков;  точно 2 крышки одинакового цвета — 5 очков (очки суммируются).

Крышки и математика - Шум и гам

Детки, которые хорошо считают в пределах 50, уже могут подсчитывать очки сами. До этого для подсчета очков потребуется помощь взрослых.

Выигрывает тот, кто набрал больше очков. Можно провести несколько раундов.

Описания игр взяты из книги Лори Карлсон «Мастерим, как индейцы. Поделки для детей» (книга в Лабиринте).

Крышки и математика - Мастерим как индейцы

Очень ее рекомендуем! Море поделок от одежды индейцев до игрушек, рецепты, игры и много интересных сведений об индейцах!

А в какие игры с крышечками играет ваш малыш? Пожалуйста, поделитесь с нами в комментариях!

Чтобы игры всегда были под рукой, сохраните материал себе на стену социальной сети!

Ну а если вам хочется узнать еще больше об индейцах Северной Америки и не только о них, добро пожаловать игру-путешествие «Кругосветка» (в настоящий момент путешествовать можно по Европе, Азии, Северной и Южной Америкам). Присоединиться можно в любое время!

Игры-путешествия в рамках игры-путешествия «Кругосветка. Америка»:

А еще мы путешествовали по Европе и Азии! Посмотреть отчеты о путешествиях можно здесь.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Марина Суздалева

    Юля, просто невероятно! Такое количество разнообразных игр из такого бросового материала, который есть в каждом доме. Спасибо тебе!

  2. Оксана

    Сказать, что я удивлена, — это ничего не сказать. Мне бы даже во сне столько игр не приснилось. Игры такие интересные, причем на все возраста, даже взрослым будет интересно. Абсолютно нужная вещь. Конечно, часть игр можно сыграть и просто с кружочками бумаги. Но у крышек есть преимущества: удобно брать рукой, развитие сенсорики, они издают звук, когда падают, и они более долговечны. К ним как раз очень подходят контейнеры яиц и конфет и поле от шахмат\шашек. Пока читала, наклюнулась мысль еще лото с крашками сделать вместо старого лото с бочонками. На крышках написать или наклеить цифры. Мешочек или барабан для прокрутки. Итог, начинаю собирать крышки))))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Три поросенка в сенсорной коробке

В рамках конкурса "Осенняя сказка в сенсорной коробке" об условиях которого [urlspan]читайте здесь[/urlspan], Галина Теорина со своими детками Марфой и...

Закрыть