Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста

Лепка с детьмиМногие мамы опасаются заниматься лепкой с малышами – вдруг малыш потащит тесто или пластилин в рот? Да и нужны ли такие занятия самым маленьким?

Давайте обсудим, когда и как заниматься лепкой с малышами, какие материалы можно использовать для занятий, и как организовать эти занятия, чтобы они доставили и маме, и крохе только приятные эмоции.

Первый наш вопрос: «Когда начинать заниматься лепкой?». Наверняка, вы слышали, что начинать нужно как можно раньше. Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему становится интересно манипулировать руками — что-то в руках крутить, вертеть, интересно наблюдать за тем, какой эффект происходит в результате действий его рук. И этот период самое оптимальное время, когда вы можете начать знакомить его с рисованием, лепкой, аппликацией.

Обеспечение безопасности занятий лепкой с малышом

Едва ли не самый главный вопрос, который беспокоит мам перед началом занятий лепкой – это вопрос безопасности. Я регулярно получаю письма от мам, которые попробовали лепить с малышами до года или чуть старше, но вынуждены были немедленно сворачивать занятия по той причине, что ребёнок потащил всё в рот, съел весь пластилин, попытался его обкусать и т.д. Вот какие рекомендации я могу дать по обеспечению безопасности первых занятий лепкой с самым маленьким:

  1. Самое важное правило – никогда не оставлять ребёнка без присмотра во время занятий с творческими материалами. Прежде всего, это материалы, которые он может съесть или куда-то ещё себе засунуть, подавиться, вдохнуть и т.д. То есть если они реально представляют какую-то опасность, вы обязательно должны быть рядом (не далее, чем на расстоянии вытянутой руки), не отвлекаться, не пытаться делать десять дел одновременно, особенно в первое время, когда кроха только-только знакомится с лепкой. Потому что в любом случае он будет это тянуть в рот и пробовать.
  2. Использовать безопасные материалы для занятий. «Безопасные» они в кавычках, потому что если вы уйдете в другую комнату, то может случиться всё что угодно. Ну а относительно они безопасны, потому что не страшно облизать солёное тесто, не страшно проглотить картофельное пюре, не страшно пожевать самодельный пластилин, который вы только что сделали с использованием пищевых красителей, муки, воды и соли. То есть безопасные материалы для творчества – это те материалы для занятий, которые вы делаете самостоятельно из пищевых продуктов.
  1. Проявлять настойчивость и последовательность в повторении «правил игры». Если вы сегодня разрешили пожевать соленое тесто, завтра не разрешили, отругали. Послезавтра убрали и спрятали на неделю. И каждый раз ваша реакция совершенно непредсказуема, то ребёнку очень тяжело выработать правильную стратегию поведения. И он раз за разом будет пробовать ещё и ещё: «А как мама отреагирует сегодня? А вдруг сегодня опять можно?». Самое лучшее, что вы можете сделать, – это сразу выработать какую-то реакцию, которую вы будете демонстрировать всегда, каждый раз, когда ребёнок использует материалы для творчества не по назначению (разбрасывает их, ест их, стучит ими, бросает, ломает). Каждый раз у вас должна быть одинаковая реакция. Если вы раз и навсегда решили, что в этот момент вы сворачиваете занятие и всё убираете, значит, вы так делаете всегда. И чем постояннее вы будете в своих реакциях, тем быстрее ребёнок поймёт, чего вы от него хотите, и начнёт эти правила игры принимать.
  2. Использовать ритуал начала занятия. Многие проводят занятия лепкой с малышами в стульчиках для кормления, потому что это удобно. Но если ребёнок привык, что он ест за этим стулом, то конечно ему сложно не попробовать на зубок эти яркие брусочки. Поэтому нужно помочь крохе переключится с процесса приёма пищи на процесс занятий. Можно использовать какие-то слова (банально: «Малыш, сейчас мы поиграем», «Мы поели, и сейчас мы будем лепить»). Можно какую-то музыку включать, можно какое-то действие совершать, можно использовать какие-то предметы, которые будут служить символами начала занятий. Например, вы можете постелить на столик яркую клеенку, надеть малышу фартук для занятий и т.п.
  3. Выбирать подходящий момент для занятий лепкой, когда малыш сыт, когда его не беспокоят зубки, когда вы максимально сосредоточены, внимательны и спокойны.

Как заинтересовать ребенка лепкой

Что может помочь заинтересовать ребёнка занятиями лепкой?

Во-первых, ваш искренний интерес к тому, чем вы будете заниматься. Хорошо, если этот интерес будет направлен именно на процесс деятельности, а не на её результат. То есть когда вы не будете пытаться учить ребенка слепить какую-то красивую фигурку, какое-то значимое изображение чего-то. То есть важно не требовать от ребёнка: лепи сюда, лепи вот так, протыкай тут, прижимай здесь… Но можно показывать ему, что можно делать именно с этим материалом, как с ним можно взаимодействовать. И если вы сосредоточитесь на процессе, а не на том, что должно в итоге получиться, то ребёнок тоже это почувствует.

Второй момент – это эмоционально яркое сопровождение процесса ваших занятий. Здесь можно использовать разные приёмы. Например, это может быть какая-то песенка, которую вы сочинили и спели специально для такого рода занятий. Это может быть просто ваша позитивно окрашенная речь, улыбка, выражение лица и т.д. Это может быть создание таких ситуаций, когда ребёнок, например, будет лепить вместе с папой или лепить что-то для папы («Когда папа придёт с работы, мы ему покажем», «Давай мы с тобой слепим и подарим папе»).

Следующий момент: очень важно почувствовать ту минуту, когда ребёнок начинает скучать, и свернуть занятие до этого момента. В первое время, это будет нелегко, потому что внимание ребёнка будет очень быстро переключаться в силу его возраста. Но со временем вы сможете это улавливать и сворачивать занятие, либо давать ему какое-то новое направление, вводить туда новые составляющие, новых героев, творческие задачи, чтобы поддержать внимание ребёночка к этому занятию.

Важно также не диктовать и не указывать ребёнку, что именно нужно делать. Важно дать ему именно прочувствовать и самостоятельно изучить все возможности материалов, которые вы ему предоставляете. И особенно это важно именно на начальных этапах. В первое время ему будет интересен сам материал: его текстура, холодный он или теплый, вязкий или жидкий. Он будет это трогать, изучать, и поэтому, конечно, он потянет это в рот. Потому что рот – это один из его органов чувств, не менее важный, чем пальцы, глаза и т.д. Соответственно, мы с вами дадим ребенку эту возможность, и на какое-то время откажемся от попыток показать, что делать с материалом. Потом вы можете подключиться и показать то, что малыш не открыл сам в процессе своего исследования.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

лепка с малышами

И еще один способ заинтересовать ребенка —  это игровой контекст, когда мы процесс лепки облекаем в игровую форму. То есть мы не просто учимся лепить шарики, а мы лепим, например, печенье, пирожки для кого-нибудь. И если ребенок включился в игру, он обязательно попросит продолжения, и в следующий раз, увидев пластилин или соленое тесто, будет предвкушать интересное занятие с мамой.

Больше информации о том, как заниматься лепкой с малышами ищите в вебинаре «Рисование, лепка, аппликация: первые шаги», который доступен для подписчиков «Клуба Увлеченных Мам» в разделе «Материалы для занятий».

Кстати, поделюсь здесь новым рецептом соленого теста, который мы недавно опробовали с Егором и Василисой (1 год). Понадобится:

  • 1 чашка соли
  • 2 чашки муки
  • 2 ст.л. клея ПВА
  • По 1 ст.л. растительного масла (я брала подсолнечное без запаха), глицерина и крахмала (у меня картофельный).
  • Вода – примерно 2/3 чашки.

соленое тесто для лепки

Смешиваем все сухие ингредиенты, затем добавляем масло, клей, глицерин, воду и все тщательно перемешиваем и вымешиваем руками, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Затем убираем тесто в полиэтиленовый пакет или заворачиваем в пищевую пленку и убираем в холодильник на несколько часов. Тесто получается очень мягкое и пластичное, не липнет к рукам.

поделки из соленого теста

Внимание! Из-за содержания клея и глицерина пробовать такое тесто на вкус малышам лучше не стоит. Готовое тесто можно хранить в холодильнике до 3-5 дней, потом оно темнеет и теряет пластичность. В принципе, можно подлить воды и еще раз его вымесить, но такое тесто уже вряд ли стоит использовать для изготовления фигурок.

Сушить фигурки из соленого теста можно при комнатной температуре (долго, до нескольких недель в зависимости от толщины работ) или в духовке. Подробнее о том, как сушить поделки из соленого теста, а также варианты этих поделок вы найдете в статье Виктории Сахно «Поделки для детей из соленого теста»

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Анна

    Я бы добавила, что дети любят все яркое и красочное, поэтому в тесто можно добавить любой пищевой краситель. И оно станет ярким, также готовое тесто можно разделить на несколько кусочков и каждый покрасить свой цвет, ребенку будет очень интересно комбинировать цвета)

    1. Марина Суздалева

      Анна, отличное дополнение. В данном случае я специально не стала добавлять красители, поскольку это первый опыт знакомства с тестом у Василисы. А еще мой сынок любит раскрашивать готовые фигурки.

  2. ВИКТОРИЯ

    ДОБРЫЙ ДЕНЬ. СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ . МЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЛЕПИМ ИЗ ТЕСТА ПО ВАШЕМУ РЕЦЕПТУ . ПРЕКРАСНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ПЛАСТИЛИНУ. .

  3. Ольга

    Согласна с тем, что пишете, Марина! Все верно.

    К безопасности во время лепки немножечко добавлю из своего опыта. С дочкой начали лепить пластилином немного раньше года, соленое тесто до этого не пробовали, но играли с фасолью. Проблем с тем, чтобы захотелось ей потянуть в рот — нет. Плюс, я не готовлю для работы много пластилина. Ровно столько, чтобы хватило на минут 5 лепки. Думаю, если пластилина большое количество, то возникает некий свободный кусочек, который ребенок может ухватить и потянуть в рот. Чем меньше материала для работы, тем больше вероятность развития. Например, если у ребенка сохраняется интерес, то можно продемонстрировать, как из нескольких лепестков бывшего цветка появляется бесформенная масса, а из нее, к примеру, шар. Такая метаморфоза заинтересует ребенка, удивит. И, значит, произойдет вовлечение в познание, исследование. Ребенку непременно захочется самому проделать такой опыт. Конечно, для этого нужны практика и умение. У малыша до года и чуть больше года вполне возможно, что не получится с первого раза. Зато какое стремление и намерение! Можно похвалить именно это желание ребенка что-нибудь создать. И со временем у него обязательно получится. Главное: верить в его способности и давать возможность пробовать.

  4. Наталья

    немного из своего опыта: мой старший ребенок категорически не хотел лепить из теста что-то абстрактное,дальше минутного щипания кусочков и попыток катания колбасок дело не шло..а потом я придумала на каждое «занятие» приглашать в гости зверюшку и мы пытались лепить ее «копию»,попутно изучая цвета,части тела и прочее…ребенок был в восторге…

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Летний досуг на даче: идеи интересных занятий

Лето в самом разгаре. Наши детки много времени проводят на улице – играют, двигаются, общаются. И так хочется, чтобы они...

Закрыть