Лучшая игрушка для ребенка — конструктор

По словам известного отечественного педагога К.Д.Ушинского, «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Пожалуй, никакая другая игрушка не представляет такого огромного пространства для изменений руками ребенка, как конструктор. Редкий ребенок остается равнодушен к конструированию, а при нынешнем разнообразии конструкторов, это и вовсе кажется невозможным. Когда пора знакомить ребенка с конструктором? Как организовать занятия конструированием, чтобы они были интересными для ребенка и полезными для его развития? Как увлечь кроху игрой с конструктором и научить его творить без инструкций? Польза конструирования не вызывает сомнений, ведь игры с конструктором способствуют развитию пространственного и образного мышления (сначала ребенок «строит» машинку в образном плане, «в голове», а затем – в физическом плане), умения сравнивать и обобщать. В процессе конструирования закрепляются представления о цветах, формах и размерах, развивается мелкая моторика. Кроме того, игра с конструктором требует от ребенка немалой усидчивости, целеустремленности, настойчивости, в процессе занятий укрепляется самооценка (получилось, смог сконструировать то, что задумал, или даже собрал по инструкции, но сам!), развивается самостоятельность и инициатива. Существуют возрастные особенности, которые стоит учитывать родителям, когда они собираются порадовать ребенка новым конструктором. Для первого знакомства и до 1-1,5 лет подойдут варианты с небольшим количеством крупных деталей, которые легко соединяются и разъединяются между собой. Основная задача игр с конструктором в этом возрасте заключается в том, чтобы показать ребенку, что из частей получается что-то целое и знакомое ему. Например, из трех кубиков, поставленных друг на друга, выходит башенка, из тех же трех кубиков, выстроенных в ряд, - поезд, а если поставить два кубика рядом, а третий установить на один из них, - конструкция примет вид стульчика, на который можно посадить игрушку. В возрасте 1,5-2 лет постепенно увеличивается количество элементов конструктора, с которыми ребенок может играть, малыш начинает конструировать по простейшему предварительному замыслу. В этом возрасте задача родителей – научить маленького конструктора подбирать средства для реализации этого замысла и помочь довести дело до результата, чтобы вместе ему порадоваться. Основной темой построек ребенка 2-3-х лет являются дома и строения, животные и люди, техника (машины, роботы, самолеты и т.п.). К 3-м годам ребенок уже уверенно конструирует по образцу, его творческие работы также становятся довольно разнообразными – чаще не по теме, а по использованию изобразительных средств (так, ребенок может многократно строить робота, но разными способами и из разных конструкторов). После 3-х лет конструктор становится средством обогащения сюжетно-ролевых игр. Среди детей этого возраста очень популярны тематические наборы с особыми персонажами, элементами и атрибутами. Задача взрослого – не в том, чтобы приобрести все эти наборы, а в том, чтобы научить ребенка собирать все, что угодно, из одних и тех же деталей конструктора (развитие способности к комбинированию). При знакомстве с новым видом конструктора уберите схемы, инструкции и изображения готовых конструкций и дайте ребенку время для самостоятельного практического экспериментирования. Затем можно рассмотреть готовые работы в инструкциях или на упаковке конструктора. Сформулируйте игровую задачу, например, «построй гараж для этой машины», «давай построим столик, за которым смогут пить чай все эти куклы». Спросите ребенка, какие детали он выберет – по цвету, форме, размеру, как он будет их соединять. Когда постройка будет готова, предложите ребенку построить что-нибудь еще («у нас еще достаточно деталей, ты можешь построить автомойку / ты можешь построить шкаф для кукольной одежды» или «водитель завел машину и отправился в магазин за покупками, давай построим магазин» / «куклы попили чай и решили потанцевать, эта кукла будет играть на пианино, ой, а где же оно?»). Для того чтобы сформировать и поддержать интерес ребенка к играм с конструктором, попробуйте следовать этим рекомендациям:  Демонстрируйте искренний интерес. Выбирайте такие варианты конструкторов, которые интересны именно вам. Найдите в интернете модели, сконструированные из вашего конструктора, которые вас вдохновят, и попробуйте повторить что-то подобное самостоятельно.  Включайте постройки в сюжет игры (вы играете, затем возникает необходимость ввести в игру нового героя или какой-то предмет – сконструируйте его; или наоборот, сначала сделайте предмет или героя из конструктора, а затем разверните некий сюжет с его участием).  Обыгрывайте сказки, стихотворения, песенки, конструируя «по тексту». Попробуйте, например, построить лубяную и ледяную избушку для Лисы и Зайца, летучий корабль или ступу бабы Яги.  Поддерживайте эффект новизны (за счет использования новых материалов, новых художественных задач и сюжетов).  Создайте условия для самостоятельного экспериментирования ребенка с конструктором (разместите конструктор в свободном доступе, уберите инструкции). ================ВРЕЗ========================================================== Виды конструкторов Мягкие конструкторы – детали таких конструкторов сделаны из объемной вспененной резины. Подходят для первого знакомства малыша с конструированием при условии, что мама исключит попадание деталей в рот. С таким конструктором можно играть даже в ванной во время купания – его детали отлично плавают и быстро высыхают. Кстати, если у вас есть ненужный туристический коврик, острый макетный нож и достаточно терпения, вы сами можете сделать такой конструктор для ребенка. Деревянные конструкторы – наиболее экологичный и безопасный вид конструктора. Для самых маленьких можно выбрать обычные деревянные кубики, а для подросших конструкторов – наборы с разнообразными элементами, позволяющие собрать настоящие шедевры деревянного зодчества. Пластмассовые конструкторы представляют собой самую разнообразную группу - от конструкторов для самых маленьких (цветные цилиндрики с выемкой, вставляющиеся друг в друга) до более сложных вариантов с мелкими деталями, соединяющимися друг с другом по типу паззлов. LEGO и аналоги – конструкторы из пластиковых блоков разного размера и формы и фигурок людей и животных. Продаются как в виде тематических наборов с пошаговыми инструкциями по сборке, так и в виде наборов блоков для свободного конструирования. Металлические конструкторы позволяют малышам от 5 лет почувствовать себя совсем взрослыми, ведь чтобы собрать модель, им приходится управляться с настоящими шурупами, гайками и отверткой. Магнитные конструкторы состоят из металлических палочек и магнитных шариков, соединение которых позволяет собирать интересные модели в формате 3d. Производители детских игрушек придумывают все новые и новые варианты конструкторов, так что у вас всегда будет, чем удивить своего ребенка, если вдруг его интерес к любимому конструктору угас. Например, можно попробовать конструктор из цветных кукурузных палочек, которые соединяются между собой, стоит только их намочить, или конструктор из настоящих кирпичиков – глиняных блоков, для соединения которых используется раствор из песка и кукурузного крахмала. =================================ВРЕЗ============================================= А вот какие конструкторы вы можете сделать самостоятельно и надолго увлечь малыша: Съедобный конструктор Возьмите маршмеллоу (зефирные конфеты), печенье «соленые палочки» или зубочистки. Застелите стол пищевой пленкой и приготовьте влажные салфетки. Предложите малышу сделать с помощью маршмеллоу и соленых палочек различные фигуры: человечка, домик, куб, призму и т.д. Вместо маршмеллоу можно использовать и кусочки обычного зефира, но он будет сильнее пачкать руки. После того, как игры закончены, все поделки можно съесть. Маршмеллоу – это очень вкусное лакомство. Конструктор из зубочисток и пластилина Скатайте шарики из пластилина и используйте их для соединения зубочисток. Попробуйте с помощью пластилина и зубочисток сделать различные объемные фигуры: куб, домик, башню и т.д. Конструктор из ленты велкро Из ленты велкро (липучки, продаются в магазинах для шитья и рукоделия, бывают разных цветов) нарежьте полоски разной длины (удобно пользоваться полосками длиной 10 см, но несколько полосок можно сделать короче и длиннее). Углы у полосок надо немного срезать, чтобы ребенок не поцарапался о жесткие углы. Покажите малышу, как скреплять липучки и как их откреплять. Сначала положите перед ребенком всего несколько разъединенных полосок, чтобы ребенок мог их соединить. Когда ребенок поймет основной принцип, предложите ему делать с помощью полосок различные фигуры – плоские или объемные. Конструктор из губок С помощью двустороннего скотча закрепите лист фетра на куске плотного картона (подойдет крышка от обувной коробки). Разноцветные жесткие хозяйственные губки нарежьте на геометрические фигуры разного размера. На глазах у ребенка сложите что-нибудь интересное из мягкого геометрического конструктора. Теперь пусть малыш попробует сам. Вы можете вырезать другие элементы, дополнив ваш геометрический конструктор силуэтами животных и людей, буквами и цифрами. Если использовать для деталей конструктора целлюлозные губки, таким конструктором можно будет играть во время купания, его детали прекрасно держатся на мокрых стенках ванной и кафеле. Возможности конструкторов – покупных или самодельных – поистине безграничны. Немного фантазии и времени, уделенного совместной игре, и очень скоро вы будете удивлены тем, какие интересные конструкции ваш ребенок сможет делать из обычного набора стандартных деталей. Конструктор – ваш лучший помощник в развитии ребенка через игру!По словам известного отечественного педагога К.Д.Ушинского, «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Пожалуй, никакая другая игрушка не представляет такого огромного пространства для изменений руками ребенка, как конструктор. Редкий ребенок остается равнодушен к конструированию, а при нынешнем разнообразии конструкторов, это и вовсе кажется невозможным.

Когда пора знакомить ребенка с конструктором? Как организовать занятия конструированием, чтобы они были интересными для ребенка и полезными для его развития? Как увлечь кроху игрой с конструктором и научить его творить без инструкций?

Польза конструирования не вызывает сомнений, ведь игры с конструктором способствуют развитию пространственного и образного мышления (сначала ребенок «строит» машинку в образном плане, «в голове», а затем – в физическом плане), умения сравнивать и обобщать. В процессе конструирования закрепляются представления о цветах, формах и размерах, развивается мелкая моторика. Кроме того, игра с конструктором требует от ребенка немалой усидчивости, целеустремленности, настойчивости, в процессе занятий укрепляется самооценка (получилось, смог сконструировать то, что задумал, или даже собрал по инструкции, но сам!), развивается самостоятельность и инициатива.

Возрастные особенности игр с конструктором

Существуют возрастные особенности, которые стоит учитывать родителям, когда они собираются порадовать ребенка новым конструктором.

Для первого знакомства и до 1-1,5 лет подойдут варианты с небольшим количеством крупных деталей, которые легко соединяются и разъединяются между собой. Основная задача игр с конструктором в этом возрасте заключается в том, чтобы показать ребенку, что из частей получается что-то целое и знакомое ему. Например, из трех кубиков, поставленных друг на друга, выходит башенка, из тех же трех кубиков, выстроенных в ряд, — поезд, а если поставить два кубика рядом, а третий установить на один из них, — конструкция примет вид стульчика, на который можно посадить игрушку.

В возрасте 1,5-2 лет постепенно увеличивается количество элементов конструктора, с которыми ребенок может играть, малыш начинает конструировать по простейшему предварительному замыслу. В этом возрасте задача родителей – научить маленького конструктора подбирать средства для реализации этого замысла и помочь довести дело до результата, чтобы вместе ему порадоваться.

Основной темой построек ребенка 2-3-х лет являются дома и строения, животные и люди, техника (машины, роботы, самолеты и т.п.). К 3-м годам ребенок уже уверенно конструирует по образцу, его творческие работы также становятся довольно разнообразными – чаще не по теме, а по использованию изобразительных средств (так, ребенок может многократно строить робота, но разными способами и из разных конструкторов).

После 3-х лет конструктор становится средством обогащения сюжетно-ролевых игр. Среди детей этого возраста очень популярны тематические наборы с особыми персонажами, элементами и атрибутами. Задача взрослого – не в том, чтобы приобрести все эти наборы, а в том, чтобы научить ребенка собирать все, что угодно, из одних и тех же деталей конструктора (развитие способности к комбинированию).

При знакомстве с новым видом конструктора уберите схемы, инструкции и изображения готовых конструкций и дайте ребенку время для самостоятельного практического экспериментирования. Затем можно рассмотреть готовые работы в инструкциях или на упаковке конструктора. Сформулируйте игровую задачу, например, «построй гараж для этой машины», «давай построим столик, за которым смогут пить чай все эти куклы». Спросите ребенка, какие детали он выберет – по цвету, форме, размеру, как он будет их соединять. Когда постройка будет готова, предложите ребенку построить что-нибудь еще («у нас еще достаточно деталей, ты можешь построить автомойку / ты можешь построить шкаф для кукольной одежды» или «водитель завел машину и отправился в магазин за покупками, давай построим магазин» / «куклы попили чай и решили потанцевать, эта кукла будет играть на пианино, ой, а где же оно?»).

Для того чтобы сформировать и поддержать интерес ребенка к играм с конструктором, попробуйте следовать этим рекомендациям:

  • Демонстрируйте искренний интерес. Выбирайте такие варианты конструкторов, которые интересны именно вам. Найдите в интернете модели, сконструированные из вашего конструктора, которые вас вдохновят, и попробуйте повторить что-то подобное самостоятельно.
  • Включайте постройки в сюжет игры (вы играете, затем возникает необходимость ввести в игру нового героя или какой-то предмет – сконструируйте его; или наоборот, сначала сделайте предмет или героя из конструктора, а затем разверните некий сюжет с его участием).
  • Обыгрывайте сказки, стихотворения, песенки, конструируя «по тексту». Попробуйте, например, построить лубяную и ледяную избушку для Лисы и Зайца, летучий корабль или ступу бабы Яги.
  • Поддерживайте эффект новизны (за счет использования новых материалов, новых художественных задач и сюжетов).
  • Создайте условия для самостоятельного экспериментирования ребенка с конструктором (разместите конструктор в свободном доступе, уберите инструкции).

Виды конструкторов

Мягкие конструкторы – детали таких конструкторов сделаны из объемной вспененной резины. Подходят для первого знакомства малыша с конструированием при условии, что мама исключит попадание деталей в рот. С таким конструктором можно играть даже в ванной во время купания – его детали отлично плавают и быстро высыхают. Кстати, если у вас есть ненужный туристический коврик, острый макетный нож и достаточно терпения, вы сами можете сделать такой конструктор для ребенка.

Деревянные конструкторы – наиболее экологичный и безопасный вид конструктора. Для самых маленьких можно выбрать обычные деревянные кубики, а для подросших конструкторов – наборы с разнообразными элементами, позволяющие собрать настоящие шедевры деревянного зодчества.

Пластмассовые конструкторы представляют собой самую разнообразную группу — от конструкторов для самых маленьких (цветные цилиндрики с выемкой, вставляющиеся друг в друга) до более сложных вариантов с мелкими деталями, соединяющимися друг с другом по типу паззлов.

LEGO и аналоги – конструкторы из пластиковых блоков разного размера и формы и фигурок людей и животных. Продаются как в виде тематических наборов с пошаговыми инструкциями по сборке, так и в виде наборов блоков для свободного конструирования.

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Металлические конструкторы позволяют малышам от 5 лет почувствовать себя совсем взрослыми, ведь чтобы собрать модель, им приходится управляться с настоящими шурупами, гайками и отверткой.

Магнитные конструкторы состоят из металлических палочек и магнитных шариков, соединение которых позволяет собирать интересные модели в формате 3d.

Производители детских игрушек придумывают все новые и новые варианты конструкторов, так что у вас всегда будет, чем удивить своего ребенка, если вдруг его интерес к любимому конструктору угас. Например, можно попробовать конструктор из цветных кукурузных палочек, которые соединяются между собой, стоит только их намочить, или конструктор из настоящих кирпичиков – глиняных блоков, для соединения которых используется раствор из песка и кукурузного крахмала.

Конструкторы своими руками

А вот какие конструкторы вы можете сделать самостоятельно и надолго увлечь малыша:

Съедобный конструктор

Возьмите маршмеллоу (зефирные конфеты), печенье «соленые палочки» или зубочистки. Застелите стол пищевой пленкой и приготовьте влажные салфетки. Предложите малышу сделать с помощью маршмеллоу и соленых палочек различные фигуры: человечка, домик, куб, призму и т.д. Вместо маршмеллоу можно использовать и кусочки обычного зефира, но он будет сильнее пачкать руки. После того, как игры закончены, все поделки можно съесть. Маршмеллоу – это очень вкусное лакомство.

Конструктор из зубочисток и пластилина

Скатайте шарики из пластилина и используйте их для соединения зубочисток. Попробуйте с помощью пластилина и зубочисток сделать различные объемные фигуры: куб, домик, башню и т.д.

Конструктор из ленты велкро

Из ленты велкро (липучки, продаются в магазинах для шитья и рукоделия, бывают разных цветов) нарежьте полоски разной длины (удобно пользоваться полосками длиной 10 см, но несколько полосок можно сделать короче и длиннее). Углы у полосок надо немного срезать, чтобы ребенок не поцарапался о жесткие углы. Покажите малышу, как скреплять липучки и как их откреплять. Сначала положите перед ребенком всего несколько разъединенных полосок, чтобы ребенок мог их соединить. Когда ребенок поймет основной принцип, предложите ему делать с помощью полосок различные фигуры – плоские или объемные.

Конструктор из губок

С помощью двустороннего скотча закрепите лист фетра на куске плотного картона (подойдет крышка от обувной коробки). Разноцветные жесткие хозяйственные губки нарежьте на геометрические фигуры разного размера. На глазах у ребенка сложите что-нибудь интересное из мягкого геометрического конструктора. Теперь пусть малыш попробует сам. Вы можете вырезать другие элементы, дополнив ваш геометрический конструктор силуэтами животных и людей, буквами и цифрами. Если использовать для деталей конструктора целлюлозные губки, таким конструктором можно будет играть во время купания, его детали прекрасно держатся на мокрых стенках ванной и кафеле.

Возможности конструкторов – покупных или самодельных – поистине безграничны. Немного фантазии и времени, уделенного совместной игре, и очень скоро вы будете удивлены тем, какие интересные конструкции ваш ребенок сможет делать из обычного набора стандартных деталей. Конструктор – ваш лучший помощник в развитии ребенка через игру!

Понравилась статья? Не забудьте поделиться со своими знакомыми мамами!

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Тематическая прогулка «Осенний лес»

Не за горами конец осени, а где-то уже выпал снег. Но впереди еще один осенний месяц, поэтому предлагаю вам немного...

Закрыть