Методика Марии Монтессори

Методика Марии МонтессориНачинаю цикл публикаций с обзорами методик развития с рассказа об одной из самых, на мой взгляд, интересных из них – методики Марии Монтессори.

Мария Монтессори – это итальянский педагог и доктор медицины, которая работала с детьми с задержкой психического развития и достигала замечательных результатов еще в XIX веке. Позднее, система обучения, созданная Марией Монтессори, была перенесена на занятия со здоровыми детьми, и на сегодняшний день разнообразные центры детского развития и детские сады, работающие по этой методике, пользуются большой популярностью у родителей.

Основные принципы методики Марии Монтессори

  1. «Помоги мне это сделать самому». Центральным звеном системы обучения по Монтессори является Ребенок. Именно он является инициатором того или иного вида занятий, он выбирает, с каким материалом и как долго он будет работать, нужна ли ему помощь взрослого и в каком объеме. Считается, что следование этому принципу способствует развитию самостоятельности у ребенка.
  2. Приоритет сенсомоторного развития. Можно без преувеличения сказать, что все материалы Монтессори направлены на формирование и развитие мелкой и крупной моторики, а также на обогащение сенсорного опыта ребенка. Через  развитие этих навыков происходит знакомство ребенка с окружающей средой и различными свойствами предметов.
  3. Сензитивные возрастные периоды. С точки зрения Марии Монтессори каждый ребенок в своем психическом развитии проходит через несколько сензитивных периодов, т.е. периодов особо выраженной чувствительности, восприимчивости к развитию тех или иных навыков. Так, возраст до 3-х лет считается наилучшим для восприятия ребенком порядка и развития мелкой моторики, от года до 4-х лет – благоприятный период для развития крупной моторики, с 2,5-3-х лет до 6 лет – сензитивный период для развития социальных навыков.
  4. Развивающая среда. Мария Монтессори подчеркивает важность окружения, предметной среды для развития ребенка. Специально организованная развивающая среда является, по сути, третьим действующим лицом в процессе обучения и развития наряду с самим ребенком и взрослым.

Какие недостатки я вижу у данной методики?

Во-первых, система занятий по Монтессори упускает из вида занятия, направленные на музыкальное и физическое развитие в чистом виде. Поэтому если вы хотите заниматься по Монтессори, но при этом иметь гарантию комплексного развития ребенка, стоит сделать акцент на дополнительных занятиях музыкой и добавить в расписание занятий вашего малыша различные занятия на развитие физической силы, гибкости, выносливости и т.д.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Во-вторых, методика Марии Монтессори не включает каких-либо специально организованных занятий на развитие творческих способностей, что является большим упущением с точки зрения современной педагогики.

В-третьих, если говорить о Монтессори-занятиях в группе, речь здесь не идет о совместной деятельности – каждый ребенок занимается индивидуально. Поэтому если вы отдаете ребенка в садик с целью его социализации, то Монтессори-сад эту задачу не решит.

Подведем итог. Если вы хотите, чтобы ваш кроха рос самостоятельным, внимательным, аккуратным и склонным к порядку, имел богатый сенсорный опыт и хорошо развитые навыки мелкой моторики, совсем несложно организовать в домашних условиях занятия по методике Марии Монтессори.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...