Много игрушек не бывает?

Много игрушек не бываетОх, как же непросто порой удержаться от покупки ребенку очередной игрушки – развивающей или развлекающей, дешевой или не очень, по поводу и без. Не будем здесь анализировать причины нашей неумеренности в этом вопросе – тут и чувство вины (особенно у работающих мам и пап), и гиперкомпенсация дефицита игрушек в нашем собственном детстве, и проявление «комплекса супермамы», которая просто обязана дать ребенку самое лучшее, и многое другое.

А поговорим сегодня о том, как вредит ребенку большое количество игрушек, как снизить это негативное влияние и взять под контроль поток игрушек в ваш дом.

 

Много игрушек и чем это опасно 

 

  1. Ребенок не учится ценить игрушки. Если каждый день/неделю вы приносите малышу новую машинку или куклу, у него нет причин бережно относиться к игрушкам, да и любым вещам, в принципе. Забыл машинку в песочнице? Не беда, папа купит новую. Рассыпал мозаику и растерял половину деталей? Не страшно, мама подарит другую. Схватил куклу грязными руками и испачкал? Ну и ладно, в субботу приедет бабушка, а она никогда не приезжает без подарков.
  2. Ребенок быстро привыкает к регулярным подаркам и ждет их при каждой встрече с родственниками, каждом возвращении мамы с работы и т.д., а это не только накладно с финансовой точки зрения, но и подменяет естественную радость от встречи и общения с близкими людьми радостью от новой игрушки. Ребенок воспринимает подарок как обязательную часть программы, расстраивается, если эта «традиция» нарушается и уже не так рад видеть бабушку или дядю, если они ничего ему не принесли.
  3. Затрудняется развитие креативности. После 2,5-3-х лет, когда на первое место выходят сюжетно-ролевые игры, естественное развитие творческого мышления ребенка достигается за счет возможностей множественного применения игрушек и других предметов в разных игровых сюжетах. Только что кубик использовался для строительства города, и вот это уже – кусок пирога в кукольном чаепитии, а-то и сама кукла! Если в арсенале ребенка и кубики, и наборы для строительства, и игрушечные пироги, и множество больших и маленьких кукол, ему просто незачем «напрягать» фантазию. Ребенок, который привык к игрушкам с ограниченными возможностями игры, с большим трудом включается в игровые ситуации, требующие работы воображения.
  4.  Как это ни парадоксально, в комнате, переполненной игрушками, ребенок чаще всего скучает и не может заняться самостоятельной игрой. Он либо играет одной-двумя игрушками, либо хватается за все подряд, не останавливаясь на чем-то одном более нескольких минут. А ведь сложная сюжетная игра, в которую малыш может играть не один день, является важным условием развития мышления.
  5.  У ребенка нет любимой игрушки, он не успевает и не может привязаться ни к одной из них, что обедняет его эмоциональный мир и не позволяет узнать всех возможностей игры, раскрыть дидактический потенциал игрушки.
  6.  Маме трудно поддерживать порядок в детской комнате и, тем более, не получается приучить к этому ребенка — просто невозможно поддерживать в порядке слишком большое количество игрушек.
  7.  Теперь, когда вы знаете о вреде большого количества игрушек для детской психики, пора переходить к решительным действиям. Для начала давайте разберемся с теми игрушками, которые уже попали в ваш дом.

 

Много игрушек: «Ну не выбрасывать же их теперь?!»

 

А почему бы и не выбросить? Вернее, отдать тем, кому они пригодятся и пойдут на пользу. От сломанных игрушек и игрушек плохого  качества (не будем сейчас вспоминать, как они к вам попали) нужно без сожаления избавиться.

Остальные игрушки следует перебрать и частично отдать – их с удовольствием примут малообеспеченные семьи, детские сады и развивающие центры, и даже ваши знакомые мамы по площадке. Может быть, у вашего ребенка есть 4 железных дороги, а у них – ни одной? Не хотите отдавать, продайте или обменяйте лишние игрушки, разместив соответствующие объявления в интернете.

Оставьте только те игрушки, которые соответствуют возрасту ребенка (то, что ему пока «на вырост» — уберите с глаз долой), допускают возможность разных вариантов игры или просто очень любимы и часто используются ребенком в самостоятельных или ваших совместных играх.

Затем распределите оставшиеся игрушки на 2-3 комплекта – проследите, чтобы в каждый комплект вошли:

  • игрушки для сюжетно-ролевых игр,
  • строительный материал,
  • игрушки для подвижных игр и т.д.

То есть, чтобы комплекты получились примерно равноценными. Один комплект оставьте в детской комнате, а другие уберите на балкон, на шкаф, туда, где ребенок не увидит и не достанет эти игрушки. В зависимости от возраста ребенка, вы можете сделать это незаметно от него или сделать его активным участником – скажите, например, что игрушки собрались в отпуск отдохнуть, а по возвращении пообещали поиграть в новые интересные игры с малышом.

Меняйте комплекты полностью или частично (например, убрали лото — достали паззл, убрали паззл –достали мозаику, убрали мозаику и шнуровку, достали лото и рамки-вкладыши) раз в неделю или две – и ваш кроха будет каждый раз заново открывать для себя привычные игрушки, радоваться их возвращению и играть с ними с удовольствием.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Больше о том, как систематизировать игрушки, вы можете узнать из бесплатного аудиокурса «Порядок в детской за 5 дней».

Еще один немаловажный момент – постарайтесь научить ребенка играть с оставшимися в поле его зрения игрушками по очереди. Это тоже способствует более разнообразной и творческой игре с каждой из них. Особенно, если вы иногда будете подключаться к процессу.

 

Много игрушек: Берем поток игрушек под контроль

 

Самое трудное позади, думаете вы? Но теперь нужно как-то донести до ваших родственников, что больше не нужно каждый раз привозить с собой игрушки, да и собственную привычку перебороть! С родственниками нужно говорить и еще раз говорить, заказывать что-то конкретное, чего, как вы выяснили в ходе инвентаризации игрушек, вашему крохе как раз не хватает, просить привезти книги или материалы для творчества – вот уж чего не может быть слишком много!

Если убедить «дарителей» не удается, можно попробовать под каким-то предлогом не вручать игрушку малышу сразу же, а сделать это тогда, когда вы сочтете нужным (или вообще не делать). Вы же отправляйтесь в магазин только с четким списком в руках и желательно после осмотра имеющихся игрушек – так вы избежите покупки ненужных, однообразных игрушек и игрушек-однодневок.

Пусть каждая игрушка в вашем доме будет подарена ребенку с любовью, обучает, развивает и забавляет его долгое время и вызывает у малыша только теплые положительные эмоции!

 

Вместе проще разобраться в любой проблеме. Расскажите о своем «игрушечном» опыте в комментариях!

 

Материал был полезным? Вы можете поделиться им с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки в конце статьи.

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Инна

    Полностью с вами согласна. По началу и я и все вокруг дарили дочке игрушки практически постоянно, я заметила, что она их не ценит, не играет ими, она не может мечтать о чем-то — ей сразу же все достается… я прекратила это … Я оставила кубики, куклы и посудку, разных зверей для зоопарка, еду и торты она готовит из теста для лепки, наряды себе «шьет» из многочисленных платков и кусочков фетра. Пазлы и настольные игры дочка любит все, мы их меняем каждый день. Гости часто замечают, что у дочи хорошо развита фантазия, она спокойно может играть кубиком как планшетом или телефоном, и стоить из него и как кусочки мороженного нам подавать, результатом я довольна, хотя многие мамы осуждают, то что мы не собираем всевозможные коллекции всех игрушек, особенно развивающих ковриков плакатиков и т.п. (я заметила, что они у нас максимум на неделю, доча ими никогда не интересуется, после того как нажмет на все кнопки)

  2. Елена

    Дааа, нашу бабушку, пожалуй, не переубедить… У нас уже целая полка игрушек на вырост, куча уже сломались и отправились в мусор, некоторые отдали в детскую поликлинику, какие-то оставили на площадке и все равно… Еле уговорила дарить хотя бы по одной игрушке за один приезд (раз в неделю).
    Я раньше сама постоянно покупала по машинке, как зайду в магазин, пока их не скопилась огромная коробища. Теперь сама сыну игрушки покупаю только обдуманно или заказываю у родственников что-то конкретное.
    Осталось навести инвентаризацию в уже имеющихся).С
    Спасибо за статью!) Как всегда, мотивирует и заставляет задуматься.

  3. Анна

    Говорят, взрослые покупают игрушки не детям, а себе. Это прям про нашего папу. Ну зачем ребёнку 2,5 лет 2 машины на пульте управления и комплект танков с джойстиками, звуковым и световым эффектом (и машины и танки для детишек лет 5-6)??? И машин целый автопарк. Причём не дешёвых!!! Вот недавно опять беседу проводила воспитательную. Говорит, что всё понял. А если захочет что-то купить-обсудит со мной.

    1. Марина Суздалева

      Анна, по своему опыту воспитательных бесед с мужем могу сказать, что машинки будут продолжать появляться :)

  4. Элина

    Марина, спасибо!!!))
    Уже давно хочу заняться инвентаризацией и все откладываю.
    После прочтения статьи поняла, что делать с теми, которые сломались/жуткого качества и т.д. А то как раз что делать с ними вопросом и задавалась.
    И очень согласна с тем, что фантазия развивается именно от небольшого количества игрушек — как ни странно, но это я вынесла из своего детства..)))у меня, как Вы говорите, один кубик был и кубиком, и домиком, и едой, и еще чем только можно))
    Спасибо)))

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Тематическая неделя «Подводный мир»

Наконец-то у меня дошли руки описать нашу тематическую неделю "Подводный мир", которую мы провели почти месяц назад. Предупреждаю - будет...

Закрыть