Начальное положение фигур на шахматной доске

Начальное положение фигур на шахматной доскеНазвания фигур Антон запомнил очень быстро, Артем каждый день просит продолжения игр. Ждет, когда же фигуры начнут ходить по полю, когда же Федот покажет настоящую игру. Но котик не спешит, и на этот раз приносит с собой фигуры и шахматную доску, чтобы просто расставить каждую фигуру в свой «домик», каждую на свою клеточку.

Кот Федот:  Перед началом шахматной партии каждая фигура занимает на доске свое место. Такая расстановка фигур называется начальное положение фигур.

Как только кот сказал, что фигуры должны занять начальную позицию, Артем принялся расставлять свои черные фигуры, называя адрес клетки, на которую ставит фигуру: «Ладья живет на а8, конь на b8, слон на с8, ферзь на d8» и т.д.

Когда сын выставил фигуры, кот продолжил свой рассказ.

Кот Федот:  Ладьи в начальном положении занимают углы доски. Белые ладьи располагаются на первой горизонтали, ближайшей к партнеру, который играет белыми. Черные ладьи – на последнем горизонтальном поле, ближайшем к партнёру, который играет за черных.

Вместе с Антошкой мы нашли крайние поля, назвали их адреса: а1 и h1 – это будут домики для белых ладей. Посмотрели, как стоят ладьи у Артема, нашли симметрию и поставили фигуры на свои места.

Кот Федот:  Рядом с ладьями на первой и последней горизонталях поставим коней. А возле коней будут стоять слоны.

Осталось две клеточки, где будут стоять король и ферзь. Но как определить где, кого поставить?

Артёмка пришел на выручку брату и подсказал правило, которое давно усвоил: «Ферзь любит свой цвет».

Кот Федот:  Если ферзь белый – ставим его на белую клеточку, если черный – на черную. Король становится на свободное место.

Основные фигуры были расставлены, остались только пешки. Тут Антон, не раздумывая, выставил их перед своими белыми фигурами, подсмотрев, как выстроены пешки Артёма.

Котик пояснил, что пешки – это солдаты, которые выстроились, чтобы защитить свои армии. Белые выставили перед белыми фигурами по горизонтали 2, черные – перед черными по горизонтали 7.

Потом мы устроили небольшое землетрясение, чтобы по новой расставить фигуры.

И зарисовали начальное положение фигур на шахматных досках, которые я распечатала.

Сюжетные игры для запоминания начального положения фигур на шахматной доске

Следующие несколько дней мы играли  в игры на запоминание начальной позиции.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Игры с динозавром

Самые любимые – это «Чего не хватает» и «Путаница».

На шахматном поле появился вредный динозавр, который, то утаскивал фигуры, то менял их местами. В первом случае мальчишкам нужно было, глядя на доску угадать, какие фигуры динозаврик поменял местами. Во втором – какую фигуру динозавр съел или спрятал.Вредный динозавр

Ученик и учитель

Артем был учителем, рассказывал Антону, как называются фигуры. На магнитной доске он ставил фигуру, а Тоше нужно было также  поставить на обычной доске. Потом мальчишки вместе учили меня.

Волшебный мешочек

Фигурки сложены в мешочек. Я называла, какую фигуру нужно найти. Дети по очереди искали и выставляли на доску.

Игры с кубиками

  1. По очереди бросали кубик с изображением фигур, как они обозначаются в учебниках и выставляли ту, которая выпадет на кубике на начальное положение.
  2. Играли двумя кубиками. На одном изображение фигур, как они обозначаются в учебниках, на втором – первые буквы названия фигур. Бросали одновременно два кубика, смотрели, что выпало. Тот, кто кидал кубики, должен определить стоят ли рядом в начальном положении эти фигуры.

Например: выпали король и ферзь – да, они стоят рядом. Или выпали ладья и слон – нет, они не стоят рядом.Игры с кубиками

Вопросы от кота Федота

Затем кот Федот задавал детям вопросы:

  1. Какая фигура стоит между ладьей и слоном, между королем и конем, между пешкой и пешкой и т.д.
  2. Сколько на шахматной доске в начальном положении  пешек, королей, слонов и т.д.
  3. На каком поле стоит черный ферзь, белый ферзь?
  4. На каких горизонталях стоят белые фигуры, черные фигуры?
  5. Как называются фигуры, которые стоят в углах?
  6. Каких фигур больше всего, каких меньше?

Творческие задания

Творчество всегда присутствует в наших играх. На этот раз делали аппликацию «начальное положение». Заранее подготовила шаблон шахматной доски, на которой перепутаны местами цвета полей, и вместе с Темой мы нарисовали бумажные фигурки шахмат, которые нужно приклеить на поля.

Дети очень легко справились с этим заданием и попросили поиграть с пластилиновыми шахматами. С ними у нас получился целый пластилиновый город шахмат, в котором жители знакомятся, рассказывают, где живут, приглашают в гости на чай.Творчество с шахматами

Не обошлось и без веселых подвижных игр.

Подвижные шахматные игры

Опять на полу выложили на полу из листов бумаги доску. Заранее подготовила детям ободки на голову с изображением фигур. Мальчики выбирали себе фигуру. Под музыку мы бегали, прыгали через поля, когда музыка затихала, моим «фигуркам» нужно было занять свою начальную позицию на доске.Ободки шахматных фигур

Еще мы устраивали веселые прыгалки по фигурам, наподобие классиков. Выкладывали 2 ряда с изображением шахматных фигур в начальном положении. Прыгая на фигуру, ребенок должен назвать ее.Подвижные игры с шахматами

Вот так весело и интересно мы запомнили название всех фигур и научились выставлять их перед началом шахматной партии.

Если вы решили познакомить ребенка с шахматами, то вам будут интересны следующие статьи:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей внизу, чтобы и другие мамы могли интересно и увлекательно познакомить ребенка с шахматами! 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Вера Старухина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Артема (6 лет) и Антона (4 года). Считаю, что лучшее правило воспитания ребенка - это собственный пример. Поэтому я познаю этот мир вместе с мальчишками. У нас нет занятий и четких правил, я просто наблюдаю за своими детьми и стараюсь дать знания, поиграть в игры, которые будут интересны здесь и сейчас.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Знакомство с шахматными фигурами

Вдоволь наигравшись за 2 недели разными игрушками на шахматной доске, Артем предложил играть уже с шахматами. Пора познакомить и Антошку...

Закрыть