Насекомые для детей в сказке «Как муравьишка домой спешил»

Насекомые для детей

Сегодня у нас в гостях Ольга Астраханцева, педагог, магистр биологических наук, автор блога «Магия биологии». Её блог посвящен креативной биологии и нестандартному подходу к экологическому воспитанию детей. Сегодня Ольга подготовила 5 идей, как познакомить ребенка с удивительным миром насекомых, опираясь на сказку и используя любимые многими малышами пальчиковые игрушки и другие разнообразные игры, а также наблюдения за живой природой. Итак, слово Ольге.

Знаете ли вы, кто на самом деле властелин нашей планеты? Возможно, ответ Вас удивит. Но это маленькие шестиногие существа – насекомые.

Если взять всех животных на нашей Земле, отделить от них насекомых, а потом поместить на одной чаше весов шестиногих, а на другой всех остальных, то насекомые перевесят!

Насекомые повсюду.  Они очень важны для нашей планеты. Если будем вручать медали за первое место, то насекомые соберут в свои лапки огромное количество наград.  Первые среди опылителей растений. Первые среди вредителей. Первые по видовому разнообразию: одних только жучков долгоносиков 250 тысяч видов! У насекомых была бы одна из самых больших стен славы с наградами.

Важно познакомить детей с насекомыми, и правилами поведения при обращении с ними. Не стоит хватать насекомых руками, большинство из них обладают защитными приспособлениями. Ведь как выжить в мире, где каждый второй норовит отведать тебя на обед! Яркая окраска, с точками и полосками – предупреждает о том, что насекомое ядовито или может укусить. Но насекомые – отличные объекты для наблюдения. Они не слишком бояться человека, их много, они повсюду.

Один из самых простых способов знакомства с насекомыми – через сказку.  Дети любят сказки и путешествия, поэтому сказка В. Бианки «Как муравьишка  домой спешил», очень подходит для первичного вхождения в тему.

Топ 5 идей по изучению темы насекомых

Идея 1. Сыграем сказку В. Бианки про муравьишку пальчиковым театром

Отличным решением является пальчиковый театр. Объединяет в себе и развитие мелкой моторики и речи, еще и тему раскрывает во всем разнообразии. И в такой театр с удовольствием поиграют и старшие дошкольники.

Необходимо изготовить 8 ездовых персонажей, листочек и Муравьишку. Ребенку нужно освоить посадку на один пальчик и муравья, и транспортного насекомого. Здесь выручат сквозные отверстия на ездовых насекомых. Упражнение усаживания муравья, на шестиногого коня – хорошая пальчиковая гимнастика.

Астраханцева Пальчиковый театр насекомые

Разыграйте сказку по ролям. Пример театрализации можно посмотреть в блоге «Магия биологии» здесь.

Идея 2. Классифицируем, считаем, логически мыслим

Навык классификации важен для развития аналитического мышления. Будем группировать персонажей по различным признакам. Буду удивлять вас биологическим набором классификаций.

Кто лишний?

Игра «Кто лишний» может быть переименована в игру «Кто уникальный». Помогает выделить объект, который отличается от остальных.  Но выделяя такой объект, необходимо аргументировать, объяснять почему. Основания для классификации могут быть различными: цвет, размер, особенности строения и т.д.

С точки зрения биологии, здесь есть один персонаж, который не является насекомым. Кто это? Конечно, паук! Основание для классификации доступно для тех детей, кто умеет считать до 10. У всех насекомых  — 6 ног, а у паука 8.

Как муравьишка домой спешил

Обратите внимание на строение насекомых. Их тело состоит трёх отделов – головы, груди и брюшка. На голове располагаются усики, глаза, челюсти. К груди прикрепляются все ножки и крылья. Брюшко же свободно от ног, в нем находятся дыхательные отверстия и кишечник, часто оно несет яйцеклад и жало.   У пауков два отдела – головогрудь и брюшко. У сенокосца отделы тела визуально сливаются, так как они соединяются не стебельком, а широкой перетяжкой. Опять паук оказался лишним!

А кто у нас чемпион по количеству ног?  Паук? Оказывается, среди сказочных персонажей Бианки наибольшим количеством ног обладают гусеницы. У них настоящих ног, которые расположены близко к голове, тоже шесть. И есть еще 5 пар ложных ног на брюшке, которые исчезнут, когда гусеница превратится в бабочку. А сколько всего? Шестнадцать.

Развитие во времени

Гусеницы дают нам еще одно основание для классификации – фазы развития. Гусеницы – это фаза личинки. Все остальные персонажи – взрослая фаза развития. Хороший повод обсудить развитие насекомого.

Копнем глубже. У бабочек идет развитие с полным  превращением. Яйцо — личинка – куколка – взрослое насекомое (бабочка).  Такое же полное развитие среди персонажей мы видим у майского жука, у жучка-блошачка, жужелицы, муравьишки.

А вот у кузнечика и клопа-водомерки развитие идет с неполным превращением. У них нет стадии куколки. А личинки часто похожи на взрослых насекомых и называются нимфами. Яйцо – личинка (нимфа)- взрослое насекомое.

А как же паук? А у паука развитие прямое. Из яйца появляется маленький паучок.

Идея 3. Главное – ноги!

Для насекомых ноги – настоящее богатство. Они с помощью ног и бегают, и прыгают, и копают, и плавают, слушают, чувствуют вибрации, ощущают вкус, поют.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

 Ноги меняют свою форму, в зависимости от того, где обитает насекомое. У персонажей сказки Бианки представлено два типа ног.

У жужелицы, майского жука, муравья – бегательные конечности, они помогают быстро передвигаться. У клопа водомера ноги тоже бегательные, но видоизменяются. На них находятся волоски. Эти волоски позволяют водомеру скользить по воде.

Муравьишка на кузнечике

У кузнечика и жучка-блошачка – прыгательные конечности.

Загадка про кузнечика:

Зеленая спинка,
А в ножках — пружинка,
На скрипке играет,
Народ удивляет.
А слышит он ногами —
Подколенными ушами.

(Астраханцева О.А.)

Больше о типах конечностей в загадках можно прочитать здесь.

Идея 4. Ищем насекомых в природе

С долей вероятности в 100% ребенок захочет поискать насекомых из сказки в природе. Здесь важно не промахнуться с периодом поиска. События сказки Бианки разворачиваются во второй половине мая, начале июня. То есть, когда майские жуки проявляют активность. В другой период, вам придется обойтись без майского жука, и гусеницы-листовертки, и гусеницы-землемера. Хорошо, если поиск будет проходить на даче или в деревне. Рядом должны находиться березы, прудик, большой муравейник красных лесных муравьев. На прогулку лучше отправится ближе к вечеру, после полдника.

Гусеница-землемер – это гусеница бабочки пяденицы. Передвигается характерным образом, живописно описанным Бианки. В случае опасности, встает на задние ложные ножки и вытягивается по струнке, подражая палочке. Гусеницы пядениц могут быть зелеными и коричневыми. Поищите гусениц на кустиках и цветущих растениях.

Гусеница пяденицы
Гусеница пяденицы

Паук-сенокосец. Овальное тельце на длинных ногах. Осмотрите стволы деревьев, трещинки деревянных заборов. Понаблюдайте за его движением. Для паука характерно явление автотомии – отбрасывания конечности, если схватить за нее.  Какое-то время нога будет сгибаться — разгибаться, чтобы отвлечь хищника. Нога похожа на косу, которой скашивают траву. Поэтому паука называют сенокосцем или косиножкой.

Паук-сенокосец
Паук-сенокосец

Но в отличие от хвоста ящерки, ноги у него не восстанавливаются. Поэтому в природе может встретиться паук с 7 или 6 ногами. Расскажите о такой особенности, но не стоит демонстрировать. Поскольку, с меньшим количеством ног, у паука будет меньше шансов выжить.

Жужелица – обитатель мест с влажной почвой. Весной и осенью они ведут чаще дневной образ жизни, а летом – вечерний и ночной. Жужелицы могут лететь на свет фонаря. В жару они отсиживаются в укрытиях, под  досками и камнями.

Жучок – блошачок – это крестоцветная блошка. Её отправляемся искать на грядках с капустой, редиской, редькой. Можно присмотреться к дикорастущим травам из семейства крестоцветных — пастушьей сумке, ярутке, сурепке, гулявнике, вечернице.

Кузнечик. Отправляемся на луг. Тут важно не перепутать его с саранчой. Саранча тоже бывает зеленых оттенков. Но у кузнечика очень длинные усы, длиннее тела. А у саранчи, усики короткие, не более половины тела. Кузнечик – хищник, а саранча – питается растениями.

Кузнечик
Кузнечик

Водомерка клоп – обитает в водоемах со стоячей водой, даже в больших лужах можно обнаружить этих насекомых. Подходить лучше к воде так, чтобы не отбрасывать свою тень. Если водомерка попадает в тень, он сбежит.

Майский жук (майский хрущ) – Крупный коричневый жук и пушистыми усиками, которые похожи на расческу. Встречается в мае-июне. Чаще на березах. Они активны под вечер. Иногда майскими жуками в народе называют зеленых бронзовок. Но это не верно.

Гусеница-листовертка — скорее всего, гусеница серпокрылки березовой, хотя могут быть и другие многоядные виды. Можно встретить в конце мая — июне на березе. Из листьев березы гусеница сворачивает открытые трубочки, пирует внутри. Трубочки с крышей сворачивает жук-трубковерт, поэтому важно не спутать. Гусеница сидит внутри трубочки и питается мякотью листа.

Гусеница-листовертка
Гусеница-листовертка

Идея 5. Сенсорная коробка

В продаже имеются наборы фигурок насекомых. Можно соорудить с их помощью коробку, наполненную песком, листьями, веточками.

  1. Интересно рассаживать насекомых в соответствии с их условиями обитания, их суточной активности. Устраивать смену дня и ночи, забираясь под одеяло, вместе с коробкой, когда наступает ночь. Кто выходит на охоту, когда наступает темнота?
  2. Можно отрабатывать технику безопасности обращения с насекомыми. Нельзя хватать насекомых руками, а можно пересаживать их  из коробки в банки, с помощью пинцета.
  3. Банки могут быть сортёрами. Например, можно наклеить картинки, или написать названия насекомых, и тогда ребенок сначала должен прочесть название на банке, прежде чем поместить туда трофей.

Насекомые – это удивительная параллельная вселенная. Можно придумать еще много интересных игр, использовать тематические комплекты, лото, читать книги о насекомых. Настоящий шедевр — «Необыкновенные приключения Карика и Вали»  Яна Ларри. Посмотрите французский мультсериал «Букашки», и мультэпопею «Приключение пчелки Майи».

А если ваши детки уже школьники, то подойдут книги научно популярного жанра: Жана Анри Фабра, Юрия Аракчеева, Льва Стекольникова,  Павла Мариковского, Иосифа Халифмана, Виталия Танасийчука,  Виктора Гребенникова, Юрия Дмитриева, Николая Плавильщикова. Эти книги познакомят ребят с наукой энтомологией и будут путеводителем в травяных джунглях насекомых.

В блоге «Магия биологии» работает станция биосекретиков для почемучек, где можно задавать детские вопросы и получать интересные ответы в очень необычной форме. Много вопросов почемучки задали о насекомых. Например, один  из последних вопросов был посвящен насекомым поедающим плоды.

Все фото авторские.

Автор: Ольга Астраханцева

А как вы знакомите детей с насекомыми? Поделитесь в комментариях!

Понравилась статья? Расскажите знакомым мамам, нажав на кнопочки социальных сетей!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Юлия

    Спасибо за замечательный урок!Моей дочке он поможет избавится от страха перед насекомыми!

    1. Ольга Астраханцева

      Юлия, спасибо! Буду рада, если дочка перестанет бояться насекомых. Они очень интересные, словно из другого измерения. Главное соблюдать ТБ при общении.

  2. Галина Демихова

    Прекрасный рассказ о насекомых, самой захотелось поиграть. Мы с внучкой на даче всех насекомых и пауков рассмотрели. Правила сразу выучили: хватать нельзя, кричать нельзя ( а то насекомое испугается, оно же маленькое). Наблюдали, фотографировали, сравнивали (нашли 2 разных паучков), спасали от малышей, сметая веником в траву. Внучка перестала бояться шмелей и пчел, когда узнала об их пользе и помогала мне сеять растения для привлечения опылителей. Вот идея с пальчиковыми игрушками просто класс, надо сделать!!! вот бы еще выкройки раздобыть у хозяйки!

  3. Ольга Астраханцева

    Спасибо, Галина!
    Действительно, лучший способ перестать бояться — изучать. И это такая радость познания, которую важно сохранить на всю жизнь — интерес к миру.
    А насчет пальчикового театра. Он был самым первым, который я сшила в своей жизни. И у меня, естественно, даже не возникло мысли сохранять выкройки. Нарисовала свой эскиз и сделал по нему.
    Уже позже я задумалась о возможности делать МК, когда нашила несколько наборов сказок. Но сомневалась в востребованности продукта.

  4. Юлия Мазнина

    Марина, Ольга, спасибо! Сама много нового узнала. И огромное спасибо за ваш блог — просто восхитительно!

    1. Ольга Астраханцева

      Юлия, я рада, что статья оказалась полезной и интересной!

  5. Наталья Станиславовна

    Марина, спасибо за «гостью»!
    Оля, очень приятно познакомиться со специалистом.
    Всегда говорю: «Век живи — век учись!»
    Минимум, который необходимо дать ребятишкам дошкольникам, я, конечно, знаю, но так здорово узнать такие «мелочи», например, как отличить кузнечика от саранчи.
    Обычно, когда внучата спрашивают что-то в чём я не 100% компетентна, мы ищем сначала в книжном шкафу, а потом «идём» в интернет ;) Так стараюсь мальчишкам прививать привычку получения удовольствия от поиска и получения новых знаний.
    Мы тоже изучали насекомых с помощью «Приключения Муравьишки» . С помощью презентации учились пересказывать эту экологическую сказку, играли и выполняли задания… Много чего делали. НО вот как раз то, что предлагаете Вы я не делала! Спасибо! Обязательно воспользуюсь советами и Вашими знаниями.

    1. Ольга Астраханцева

      Спасибо, Наталья Станиславовна, за добрые слова!
      Вы совершенно правильно делаете, познавая вместе с детьми, опираясь на различные источники информации. А получение удовольствия от интеллектуального драйва — это основа успешного обучения.
      Рада, что статья познакомила с интересными нюансами в изучении насекомых. Желаю радости познания и открытий!

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...