Наш вклад в Академию «Умница»

Наш вклад в академию "Умница"Прошлой зимой ко мне обратился представитель компании «Умница» с предложением поучаствовать в создании нового проекта. Проект заключался в создании новых обучающих комплектов для детей, с помощью которых планировалось охватить самые разные аспекты раннего развития: чтение и речь, математику и логику, творчество, а также развитие социальных и физических способностей малышей.

«Умница» хотела дать клиентам не только методические рекомендации от специалистов по раннему развитию, но и советы опытных мам, имеющих свою историю занятий с детьми. После недолгих раздумий я согласилась!

Сейчас, когда проект уже увидел свет, и мой вклад в его реализацию перестал быть коммерческой тайной, я могу дать Вам возможность заглянуть за кулисы «Умницы» и показать, что именно и как мы делали с тогда еще совсем маленьким Егоркой.

Эпоха Возрождения для детей от академии «Умница»

Сразу поясню, почему вообще я стала раздумывать о возможности участия в этом проекте, ведь компания «Умница» известна каждой маме, занимающейся развитием ребенка дома, и, наверняка, многие хотели бы оказаться на моем месте. А все дело в том, что нам досталась тема  «Возрождение и Новое Время» и я сомневалась, что смогу придумать занятия, интересные и моему малышу, и деткам постарше. Тем не менее, я попробовала и у нас получилось.

Теперь, если на странице http://www.umnitsa.ru/academy/ развернуть вкладочку «Кто преподаёт в Академии», можно разглядеть меня с Егоркой и нашим папой — мы вторые справа в ряду фотографий мам, написавших и опробовавших сценарии занятий на своих малышах.

Для начала расскажу немного о методологии Академии, которую разработали специалисты «Умницы».

Академия «Умница» – это академия способностей. С помощью системы готовых тематических занятий Вы развиваете в своём ребёнке базовые способности:

  • лингвистические,
  • математические,
  • творческие,
  • социальные,
  • физические.

Занятия проходят в форме занимательной игры, в которую могут быть вовлечены все члены семьи.
Курс, в создании которого я принимала участие,  — «О том, что было давным-давно…» — посвящён знакомству детей от 3-х лет с различными историческими эпохами и культурами. Для раскрытия каждой темы были выделены 5 «лабораторий» — творческих, физических, социальных, математических и лингвистических способностей.

Все темы рассматриваются по 10 параметрам (например, география, общественный строй, предметы быта, искусство, праздники, культура и т.д.). Для каждого параметра необходимо было придумать по 5 тематических занятий (по одному на каждую «лабораторию»), позволяющих в игровой форме познакомить ребенка с культурно-историческими особенностями определенной эпохи. Затем эти занятия нужно было провести, зафиксировав все происходящее и наши с сыном впечатления от придуманных мной игр и занятий.

Вот, собственно, кратко о сути проекта. Если что-то непонятно — задавайте вопросы в комментариях, я отвечу. А теперь, немного наших занятий:

Параметр «Музыка эпохи Возрождения»

Параметр "Музыка эпохи Возрождения"

 Клавиатура

Суть занятия: Ребенку предлагается продолжить последовательность из черных и белых клавиш так, как они расположены на клавиатуре (продолжи последовательность или сделай по образцу).

Что понадобилось: 2 клавиатуры, одну наклеить на лист бумаги, а вторую разрезать на отдельные клавиши.

Ход занятия: Я разрезала клавиатуру не на клавиши, а на кусочки разного размера (по 2, 3 и 4 черных клавиши). В качестве подсказки обозначила место для прикладывания этих кусочков рядом с «эталонной» клавиатурой. Сначала я рассказала сыну, что это пианино, и мы с ним можем на нем играть музыку. Показала, как. Предложила ему поиграть.

После этого предложила собрать вторую клавиатуру из кусочков. На удивление, сынок очень легко и просто справился с заданием. Он брал каждый кусочек, быстро смотрел на него и тут же клал на правильное место. Потом мы еще немного поиграли (ведь это уже получился клавесин) – в то время, как сынок «играл», я подпевала, пытаясь изобразить музыку.

 Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Суть занятия: сопоставить карточки с изображениями инструментов с карточками с названиями.

Что понадобилось: карточки с изображениями инструментов и карточки с названиями. Использовала следующие инструменты эпохи Возрождения:

  • цитра,
  • фортепьяно,
  • ребек,
  • теорба,
  • мандолина,
  • лютня,
  • клавикорд,
  • барочная гитара,
  • киттарон,
  • клавесин,
  • блок-флейта.

Ход занятия: Разложила перед ребенком карточки (не все), он сразу ткнул пальцем в карточку с мандолиной и сказал «гитайа» (у нас папа играет на гитаре). Поскольку мы еще не учились читать, я разложила карточки с названиями, отчетливо прочитала названия. Потом мы внимательно рассмотрели карточки, я показывала Егору отличительные признаки каждого инструмента (у виолы есть смычок, у лютни гриф загнут и т.д.).

Ребенку постарше после этого можно предложить самостоятельно подобрать карточки с названиями инструментов к их изображениям. А мы после этого послушали, как звучит каждый из этих инструментов. Егорка никаких эмоций не продемонстрировал, а мне очень понравились клавикорд и лютня. Мы слушали музыку на ноутбуке, соответственно я открывала изображение, называла инструмент несколько раз, и мы 2 раза слушали музыкальный фрагмент.

Геометрические фигуры

Суть занятия: сопоставить изображения инструментов с геометрическими фигурами.

Что понадобилось: Карточки с изображениями инструментов и геометрические фигуры (я вырезала из бумаги прямоугольник, треугольник, овал и трапецию, и раскрасила их карандашами).

Ход занятия: Изначально я хотела, чтобы Егор разложил все инструменты на 4 кучки по форме. Но потом решила, что это будет непросто, так как все очень овальное. Поэтому я дала ему 4 карточки с инструментами, подходящими по форме под мои геометрические фигуры. Дальше дело пошло – это занятие одно из наших любимых. Подсказала только чуть-чуть про трапецию (фортепьяно).

Нетрадиционное рисование

Подложили силуэты музыкальных инструментов под листок бумаги так, чтобы они заходили друг на друга, и делали штриховку — потом искали знакомые уже инструменты и называли их.

Развитие внимания

Суть занятия: разложить силуэты на карточки с изображениями.

Что понадобилось: силуэты инструментов из картона и карточки с изображениями инструментов.

Аппликация из пластилина

Суть занятия: Украсить флейту пластилиновыми шариками и сделать клавиши для пианино из пластилиновых колбасок.

Что понадобилось: Черный пластилин. Распечатанные картинки с флейтой и клавиатурой.

Ход занятия: Тоже одно из любимых наших занятий, поэтому даже объяснять ничего не пришлось ребенку. Шарики я скатала сама, по привычке. А колбаски делал Егорка. Я один раз показала, куда лепить, дальше сам.

Параметр «Костюм эпохи Возрождения»

Параметр "Костюм эпохи Возрождения"

 Творческое развитие

Суть занятия:  украсить наряд, используя разные материалы.

Что понадобилось:  я распечатала репродукцию портрета, также мы использовали пластилин, пуговицы, вату, кусочки бумаги, клей, губку для смачивания пальцев.

Ход занятия:  Я познакомила Егора с грустной тетей – она грустная, потому что собирается на бал, а у нее нет нарядного платья (мне показалось, Егор очень проникся этой историей), предложила ему помочь украсить платье, чтобы тетя повеселела.

Сначала предложила ему пластилин и пуговицы. Потом украшали ворот платья, затем делали аппликацию ватой. Все делал Егорка самостоятельно, пока мы завтракали, поэтому вместо горностаевой опушки на рукавах, которую задумала мама, у нас получилась муфта (не знаю, были ли такие в эпоху Возрождения).

Развитие логики с костюмами эпохи Возрождения

Я разложила платья в ряд и предложила Егорке подобрать к ним шляпки. С заданием справился без подсказок. Единственное, желтую шляпу хотел сначала приладить к зеленому платью, но потом увидел, что зеленая шляпа тогда никуда не подходит, и сам исправился.

Развитие внимания

«Найди отличия»,  я сделала пары карточек с изображениями предметов одежды с несколькими отличиями.

Развитие мелкой моторики

Суть занятия:  Игра «Одень даму на бал».

Что понадобилось:  я вырезала платья с «хвостиками» для закрепления платья на плечах и силуэт дамы в нижнем платье.

Ход занятия:  я рассказала Егорке, что тетя собирается на бал и не может решить, какое ей надеть платье. Стали ей примерять платья. Сыну самому тяжело держать фигурку и загибать хвостики, поэтому держала я, а он загибал. Потом мы по очереди брали куклу за голову и показывали, как она танцует на балу. Я говорила «нет, не нравится это платье, надо другое примерить» и т.д.

 

 Параметр «Живопись и архитектура эпохи Возрождения»

 Параметр "Живопись и архитектура эпохи Возрождения"

Разрезные картинки

Суть занятия:  разрезные картинки.

Что понадобилось:  я подготовила разрезные картинки из репродукций картин.

Ход занятия:  Малыш у меня приболел, температурит, поэтому все занятия проводила в разнобой, выбирая моменты, когда он не капризничал и способен был к конструктивной деятельности. В один из таких моментов подсунула ему кусочки картинки попроще (Джоконду), с паззлами мы, в принципе, регулярно занимаемся, так что я даже никакой инструкции не даю, ребенок сам начинает собирать. Единственное, сначала он почему-то нижние квадратики выложил в один ряд с верхними, я спросила «А где же у нас тетя? Так не получается тетя» , и он исправился.

Архитектура

Суть занятия:  стройка архитектурных сооружений из конструктора / кубиков.

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Что понадобилось:  конструктор и хорошее настроение.

Ход занятия:  мы пытались познакомиться с понятием «симметрия», я предложила Егорке строить здание, как мама: мама ставит красный кирпичик, и Егорка ставит красный и т.д. Получилось даже весьма симметрично.

Гравюра

Суть занятия:  сделать гравюру.

Что понадобилось:  картон, клей канцелярский, инструмент из маникюрного набора для обрезки кутикулы или непишущая ручка или спица, гуашь (а лучше тушь), кисть (лучше валик или губка), лист бумаги, тряпочка для растирания краски (я использовала влажные салфетки). Сначала нужно на картон нанести толстый слой клея, а когда он высохнет, процарапать контур изображения.

Ход занятия:  Выдала Егорке заготовку для будущей гравюры, гуашь и нашу самодельную кисточку с губкой, он все это замалевал. Вместе стерли лишнюю краску салфетками. Сверху положили белый листочек и тщательно разгладили. Поднимаем листочек, а там – гравюра.

 

Параметр «Изобретения» эпохи Возрождения

Параметр "Изобретения"

Парашют

Суть занятия:  я решила объединить задание смастерить из бумаги изобретение да Винчи и провести эксперимент с парашютом.

Что понадобилось:  схема складывания парашюта, нитки, ножницы, тонкая бумага (я использовала гофрированную), ножницы, пуговицы или любой другой легкий груз.

Ход занятия:  Ребенок 3-х лет, думаю, вполне в состоянии сложить такой парашют, а может быть и прикрепить стропы. Но я делала сама, а Егорка в это время развивал мелкую моторику – учился складывать салфетку (кусочек гофрированной бумаги), к сожалению, не запечатлела, так как руки были заняты парашютом. Потом я стала  его пускать, привлекли и папу к этом у занятию, а Егорка ловил (поднимал) и подавал. Так что получилось и физическое развитие – наклоны и приседания.

А еще папа предложил Егорке светить фанариком на парашют. Парашют у нас из малиновой бумаги (это чтобы его можно было найти на фото ). Продолжительность: делала парашют минут 10, никак не могла подобрать достаточно легкий груз, а сама игра минут 5-7 длилась.

Впечатления: Самый последний и самый легкий груз примостил папа и умудрился вернуться из другой комнаты в маске петуха, так что эффект от летающего парашюта был серьезно смазан впечатлениями от маски. А вообще, мне кажется, интересно более старшим деткам будет посмотреть, как опускается парашют. Если сделать его побольше, можно прикрепить груз потяжелей и попробовать так спустить его с балкона или с моста.

Развитие логики с чертежами

Суть занятия:  по чертежам угадать, что это и объяснить, почему (например, это машина, потому что вот колеса и т.п.). Что понадобилось:  карточки с чертежами Леонардо да Винчи.

Ход занятия:  я разложила карточки перед Егоркой и спросила, как он думает, что это. Машину сразу опознал и показал колеса, «кораблик» тоже назвал, но не ответил, почему. И летательный аппарат – назвал самолет и показал крылья и хвост.

Конструирование робота

Суть занятия: построить робота из конструктора.

Ход занятия: предложила Егору построить с папой робота (мы уже его и раньше строили, так что он примерно представляет, о чем речь). Папа строил робота, а Егорка помогал.

Рисуем чертеж

Суть занятия:  Нарисовать простой чертеж.

Что понадобилось:  мы заменили упражнением «Соедини по точкам». Распечатала в 2-х экземплярах машинку, чтобы связать с предыдущим заданием. Ну и карандаши нужны. Мы использовали пастельные мелки.

Ход занятия:  На первом экземпляре я соединила точки, и мы убедились, что это действительно «матина». На втором предложила Егору соединить точки —  к сожалению, Егорке пока недоступно это задание, поэтому он просто раскрасил колеса, а затем и всю машину. Я взяла его руку в свою и мы соединили точки.

Параметр «Эпоха географических открытий»

 

Параметр "Эпоха географических открытий"

Географическая карта

Суть занятия: нарисовать свою карту мира или сделать аппликацию.

Что понадобилось: я вырезала контуры материков и подготовила клей и белый лист.

Ход занятия: Попыталась объяснить ребенку, что мы будем делать свою карту вроде той, что у нас уже есть (не думаю, что он что-то понял из этого). Показала, как приклеим Антарктику. Дальше предоставила ему полную свободу, и вот что у нас получилось. Для сравнения я ему показала, как должно быть (после того, как он все налепил), и мы попытались найти отличия. Но он только потыкал пальцем и пошел по своим делам.

Лабиринты

Суть занятия: помочь Колумбу открыть Америку (лабиринт).

Что понадобилось: до лабиринта настоящего мы не доросли, поэтому я подготовила вот такие дорожки.

Ход занятия: сначала мы проводили прямые линии рука в рук, потом Егорка самостоятельно (надо сказать, это наши первые успехи в такого рода занятиях – пчелка к цветку у нас никак не хотела лететь).

Развитие мелкой моторики

Суть занятия:  мелкая моторика – собираем какао-бобы с ветки.

Что понадобилось: натянуть веревку и прикрепить прищепками к ней вырезанные из картона какао-бобы.

Ход занятия: Егорка увидел, что я развесила бобы, и даже бросил свое рисование. Снял мигом все бобы, а вот вешать обратно отказался.

Творческое развитие

Суть занятия: аппликация с использованием продуктов.

Что понадобилось: я распечатала раскраску с овощами, для аппликации использовали – какао, чай, кукурузную крупу (это продукты, появившиеся у нас после ВГО), а также подкрашенную манку, клей.

Ход занятия: Предлагала ребенку по очереди разные материалы, намазывала клеем соответствующие области рисунка и предлагала ему посыпать.

Чтение

Суть занятия: соотнести карточки с названиями продуктов с реальными или игрушечными предметами.

Что понадобилось: я использовала продукты из игрушечного набора и от рамки с вкладышами «Овощи», настоящую шоколадку, карточки с названиями.

Ход занятия: разложила карточки со словами на полу, и предложила Егорке поискать, подходящие продукты. Поскольку мы еще не читаем, я показывала на карточку пальцем, читала, говорила «смотри, это слово морковка», где морковка?  — он клал морковку на карточку со словом.

Интеллектуальное развитие

Суть занятия: сопоставлять количество предметов.

Что понадобилось: я немного изменила задание, чтобы оно было понятно ребенку. Подготовила карточки с помидорами, кукурузой и картофелем. Еще мне понадобились фигурки животных – ослика, голодного слона и очень голодной собаки.

Ход занятия: Сначала я разложила карточки с картофелем  — ослику 1, слонику 2, голодной собаке 3. Потом предложила Егорку покормить зверей еще и помидорами, затем кукурузой. Не очень он понял меня, все норовил у ослика совсем все забрать и отдать слонику.

Вот такие занятия мы придумали и провели с Егором для проекта Академия «Умница». Очень надеюсь, что наше сотрудничество с компанией «Умница» на этом не закончится :)

Прекрасным дополнением к занятиям будет видео: Флоренция. Эпоха Возрождения.

Спасибо за внимание!

Если Вам понравились наши занятия, нажмите на кнопочки социальных сетей в конце статьи!

Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!

Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Анюта

    Марина, а теперь эти занятия войдут в комплекты «Умница», которые можно будет купить?Занятия шикарные, с такой-то сложной темой!

    1. Марина Суздалева

      Ну, как минимум, они легли в основу тех занятий, которые вошли в итоговые комплекты, там ведь еще целая команда специалистов Компании работала.

  2. Наталья

    Интересная тема, однако!!!!!!! Надо взять на заметку. Спасибо Марина, что поделилась!

    1. Марина Суздалева

      На гениальность не претендуем, но было, действительно, интересно — причем, не только Егорке, но и нам, родителям.

  3. Елена

    Супер!!! Тоже мечтаю вступить с ребенком в Академию/ Уже присмотрелась, сейчас немного подкопим)) и купим. Безумно суперский комплект, а главное, все такое интересное и занимательное.

    1. Марина Суздалева

      Ирина, здравствуйте! Это зависит от ваших задач и ожиданий, возраста ребенка и системы развития, которой вы придерживаетесь. В любом случае это точно не предмет первой необходимости :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
7 игр в ванной для развития мелкой моторики

Редкий ребенок не любит купаться в ванной. Если же ваш малыш как раз принадлежит к этому меньшинству, может быть, вам...

Закрыть