Наша «методика» обучения чтению

наша методика обучения чтениюЗа те годы, что существует «Клуб Увлеченных Мам», я получила десятки писем с вопросами о том, как и когда учить ребенка читать и какой методике обучения чтению стоит отдать предпочтение. Сначала эта информация была для меня неактуальна в силу «юного» возраста сына, и актуальной она так и не стала, потому что… сын научился читать.

Честно признаюсь, специальной методики с выверенными рекомендациями и приемами, которую я могла бы оформить в виде пошагового курса и, вкусно описав, продавать за немалые деньги, — у меня нет. Более того, я глубоко убеждена, что такая методика не нужна ни ребенку, ни увлеченной маме.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Как и во всех других направлениях развития, я предпочитаю брать самое интересное из разных методик, смело компоновать разные подходы, включать в занятия все то, что интересно маме и ребенку и, конечно, не забывать, что буквы, цифры, знание физических законов и все прочее, что так не терпится вложить в маленькие головки мамам, вторично, а первична — игра, удивление, восторг новых открытий, радость совместной игры.

Свой рассказ о нашем пути к самостоятельному чтению начну, пожалуй, с того, что не вижу никакого смысла в раннем обучении ребенка чтению, поэтому в нашем доме никогда не было надписей «диван», «комод», «табуретка» на мебели, и мы никогда не подписывали и не подписываем рисунки, старательно выводя непонятные символы пассивной рукой ребенка. Все эти хитрости меркнут рядом с мощью личного примера и интереса к чтению, который ребенок может наблюдать в семье.

Говорящая азбука для обучения чтению

Активно знакомиться с буквами Егор начал до 2-х лет, потому что мы купили ему говорящий плакат «Азбука». Вот такой.
плакат говорящая азбука для обучения чтению
Озон
У меня и в мыслях не было, что Егорка выучит буквы, скорее, я воспринимала игру сына с плакатом как занятия на мелкую моторику (сынуле как раз тогда очень нравилось нажимать кнопочки), но очень быстро я увидела, что буквы уже хорошо запомнились. С плакатом сынок с интересом играет до сих пор.
Кроме плаката с азбукой, мы еще активно читали азбуки — просто как обычные книги, без акцента на буквы. Вот такие азбуки у нас есть, самая любимая — «Рабочая азбука» И.Бродского.
Иосиф БродскийГерасимоваСинявский

Карточки для обучения чтению

Примерно в 3-3,5 года у нас появились карточки (Лабиринт).
карточки для обучения чтению
Мы с ними просто играли, называя сами то, что изображено на картинке. Мы — это я и Егоркин папа, которому, наверное, и принадлежит главная роль в обучении сына чтению.

Какой букварь выбрать для ребенка

Около 4-х лет я решила взяться за чтение серьезно и купила сразу 2 букваря — «классический» букварь Н.С.Жуковой и «инновационный» букварь Ольги Соболевой.
как выбрать букварь для обучению чтению
Скажу прямо — учебного пособия скучнее букваря Жуковой я еще не встречала (хотя это не мешает ему быть очень эффективным, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы на том же Лабиринте, Озоне), а вот букварь Соболевой (Лабиринт, Озон) буквально влюбил меня в себя. Но даже и с ним наши занятия по обучению чтению не были систематическими. Несколько раз мы его полистали, методично позанимались по первым 2-3 буквам и на этом остановились. А дальше началось самое интересное…

Магнитная азбука для обучения чтению

Прежде чем начать читать, мой сын научился писать с помощью букв магнитной азбуки (Лабиринт). Я помню этот день. Вот он пишет слово «зоопарк». Произносит вслух — медленно, пытаясь вычленить отдельные звуки. Сначала получился «запарк», потом — с небольшими моими подсказками — удалось «написать» слово правильно. Не знаю, кто больше обрадовался — я или сын. С тех пор он частенько что-нибудь пишет на своей магнитной азбуке — например, послания папе. Также магнитная азбука активно используется в различных играх.
магнитная азбука для обучения чтению

Когда учить ребенка читать

Егор стал интересоваться самыми разными надписями — на обложках журналов и книг, на пакетиках сока, на упаковках печенья, на вывесках, этикетках и т.д. Еще весной вместе с папой он читал их так: с-о-к д-л-я д-е-т-е-й, то есть просто называл буквы (да-да, чуть не забыла, мы совершенно вопреки рекомендациям любых методик обучения чтению, называли Егору именно буквы, а не звуки, то есть говорили «БЭ», «ТЭ», а не «б», «т», однако это не привело ни к каким ужасным последствиям. Почему мы так делали? Не знаю, я не смогла донести до мужа необходимость говорить иначе). На тот момент Егору было 4 года и 4-5 месяцев, и вот летом он сам по себе стал, наконец, читать «по-людски». Я не знаю, как это произошло. Пропустила момент, когда он впервые сообразил, как соединить буквы в слог. Я не провела с ним ни одного специального занятия. Я не рисовала буквы, держащиеся за ручки. Я не пропевала слоги. Единственное, что я делала, — это много читала вслух. Каждый день. С видимым удовольствием. То, что интересно ребенку.
Вот так Егор читал летом:
Сейчас читает более ровно и научился делать паузу на месте точки.
Почему я была противницей специального обучения ребенка чтению? Я начиталась рассказов о том, что ребенку этот навык не нужен, ему будет неинтересно, и он забудется, утратится. Но сейчас я вижу, что моему сыну читать интересно, и мне даже не приходится для этого мастерить какие-то самодельные книжки с особым расположением слов на странице, точно выверенным количеством и размером букв. Он читает все подряд, все, до чего может «дотянуться», читает осознанно и жадно. И даже если этот навык вдруг потеряется (хотя мне нелегко такое представить), то мне не будет жаль, ведь он был приобретен естественным путем, а не через натаскивание или принуждение, а значит, в нужный момент восстановить его не составит проблемы.
Вот такой получился рассказ о нашей секретной «методике» обучения чтению, которую так давно у меня пытались выведать мои подписчицы :)
Уверена, эта информация будет полезной для вас и как минимум даст пищу для размышления. Если есть вопросы — задавайте их в комментариях, я с удовольствием отвечу!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Татьяна

    Очень интересно было прочитать. Я тоже научилась читать в 5 лет, но слогами. Мы с мамой играли в кубики и складывали слоги. Разумеется, мне мама много читала книг. И это все, никакой специальной методики. Решила, что для дочки все же куплю говорящую азбуку.

  2. Елена

    И у нас была точно такая же Говорящая азбука! Её подарили сыну на 2 года и к 3-м годам он уже знал все буквы, вообще он очень буквами интересовался, постоянно спрашивал где какие, видел буквы в окружающих предметах (например в травинках видел букву У). А в 3 года 10 месяцев я ему минут 10 объясняла, что такое буква, что такое звук, как из букв складываются слоги, как их можно пропевать и он начал складывать буквы в слоги и тут же в слова! Я была очень удивлена! Конечно, ему это давалось тяжело и особого желания читать у него не было. Я и не заставляла, то же считаю, что всему свое время. Сейчас сыну 7 лет, он пошел в школу,читает вполне неплохо для своего возраста. Может прочитать сестренке детскую книжку, коротенькие рассказы, большие произведения сам пока не читает, но все ещё впереди.

    1. Марина Суздалева

      Ну большие произведения еще тяжеловато в таком возрасте читать, всему свое время. Скоро навык чтения автоматизируется, и станет проще следить за сюжетом.

  3. Наташа Горбатенко

    Марин, очень было приятно читать твою статью. Я всегда почему то боялась учить читать(хотя с года мы занимались по Доману, а потом через 1,5 года я забросила), а вот у нас тоже все случилось внезапно, и знаешь, все те же мы использовали игры и книги что и у тебя! И букварь Жуковой, и азбуки всевозможные, и игры точно такие же, и буковки, куда ж без них. Но вы все равно на год нас раньше начали, молодцы. Теперь ка-нибудь про счет напиши — до скольки вы считаете и чем играете-пользуетесь.

    1. Марина Суздалева

      Считаем до миллиона («- Мам, знаешь, сколько мне нужно машинок? — Миллион!») Шучу, конечно. Напишу как-нибудь :)

      1. Наташа Горбатенко

        Насмешила. Ох, с этими машинками, вчера Егор был у моих родителей(в сад не ходил), звонят бабушке на работу и Егор спрашивает — бабушка, а у вас в доме есть деньги? Она — а что ты хочешь? Егор — Да не я, а дедушка хочет мне новую машинку купить, а у него денег нет.)))
        В итоге, у Егора опять новая машинка, наверное, точно миллионная))))

  4. Анна

    Марина, при всём моём уважении, высскажусь. Честно говоря, мальчик читает ужасно! То, что никакого обучение не было- очень чувствуется, все ошибки,как говорится, «налицо». Зачем хвалиться ложными победами и учить людей ошибкам? Это не придаёт Вам экспертности, к сожалению((( Взять один этот плакат с ужасным звуком инеправильным произношением букв…

    1. Марина Суздалева

      Спасибо за ваше мнение. Я вроде бы написала, что сейчас Егор читает значительно лучше. У меня нет задачи сейчас ставить ему технику чтения. Моя текущая задача — поддержание и укрепление его интереса к книгам вообще (читаемым ему или им самим) и понимания прочитанного, и с этой задачей я успешно справляюсь. А учить кого-то данной статьей совершенно не планировала, поэтому и слова «методика» взяла в кавычки. Уточните, пожалуйста, а какие буквы неправильно произносит плакат? Видимо, я и сама тоже какие-то буквы неправильно произношу, потому что ничего необычного в плакате не заметила, однако это мне не помешало отлично читать в детском саду, в школе и сейчас. Может быть, все-таки не это главное в обучении чтению?

  5. Наталья

    Марина, поздравляю с такими успехами сынули и с рождением дочурки. Удачи вам! Моя Лиза сейчас тоже активно интересуется буквами, но она упор делает на письмо. Обожает что-нибудь писать. Я пишу ей на магнитной доске слова, а она их переписывает в блокнотик. Специально заниматься нет времени, в силу нашей занятости (я работаю в школе, Лиза ходит в сад). Сама я научилась читать в 5 лет, со мной двоюродная сестра играла «в школу» по советскому букварю. Моим умением беззастенчиво пользовались воспитатели в детском саду — усаживали меня с книгой перед детьми и я им читала сказки, а воспитательница в это время занималась чем-то своим. Может поэтому у меня и зрение рано испортилось — буквы в книге были довольно мелкие, не рассчитанные на детское зрение.

    1. Марина Суздалева

      Спасибо! Вот бы Егора в садике сажали читать, я бы только рада была, да и он, думаю, тоже. Но наши воспитатели предпочитают посадить детей перед планшетом, увы. Я тоже рано научилась читать, меня учила бабушка тоже по советскому букварю, до сих пор помню картинки, особенно маму, моющую раму :)

  6. Ксения

    Марина, спасибо за статью. Очень вдохновляет. Подскажите какой фирмы Магнитная азбука?? И где такую покупали? Заранее спасибо

    1. Марина Суздалева

      Я уже не помню, где заказывала, в каком-то интернет-магазине, вот такого плана my-shop.ru/shop/toys/1846211.html?b45=3_4 Только у нас только буквы, цифры, мелки и губка в комплекте. Без геометрических фигур

  7. Олеся

    Я полностью с вами согласна, Марина. Не надо и даже опасно впихивать в ребёнка умение читать, пока он сам для этого не созреет. А то, что ваш сын сначала начал писать, а уже потом читать. Так об этом ещё Мантессори говорила, что ребёнка сначала надо научить писать, а уже потом читать. Это ведь её метода — шершавые буквы. Мои тоже готовы писать, но читать пока не возникает интерес, а слушают с удовольствием, хоть весь день им сказки читай. Нам через неделю четыре будет. А я и не тороплю.
    У вас замечательный сайт. Я недавно здесь гуляю. Заметила, что не только вы пишете. Я тоже стараюсь с детьми играть как можно чаще. Накопился материал кое-какой. Хочу поделится с мамами, возможно кого-то заинтересуют наши игры. Как это можно сделать?

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Технические сказки: рецензия

Чего только не придумывают, каких только книг сейчас не появляется, вот и сегодня спешу поделиться с вами нашими впечатлениями от...

Закрыть