Нормы развития речи

нормы развития речиНормально ли развивается речь моего ребенка? Соответствует ли она возрасту? Такие вопросы звучат от родителей в адрес педиатра, логопеда и невролога детской поликлиники. В этой статье мы поможем вам разобраться с нормами развития речи у детей. Сразу оговорюсь, что любые нормы это усредненный показатель, поэтому если речь ребенка отстает на 1-2 периода, вам не о чем беспокоиться.

Пусть вас не удивляет, что в статье «нормы развития речи» затрагиваются моменты психоэмоционального развития. Отсутствие у малыша улыбки, комплекса оживления, эмоциональной окраски крика, могут свидетельствовать о развитии неврологической патологии, которая позже проявится отсутствием или задержкой речи.

Нормы развития речи ребенка первого года жизни

1 месяц  Новорожденный малыш общается с внешним миром посредством крика. Так он сообщает о своем дискомфорте. Но к концу первого месяца малыш начнет прислушиваться к разговорам и как бы сосредотачиваться на них. Ребенок будет выделять голос мамы из всех остальных звуков и прислушиваться к нему.

2 месяц  Малыш начинает улыбаться когда доволен. В его крике преобладают гласные звуки «а», «и», «е». Это период когда уже можно начинать развивать речь малыша в игре «Зеркало».

3 месяц  У малыша появляется «комплекс оживления» при общении с мамой и знакомыми взрослыми. Что это значит? Ребенок при появлении мамы начинает махать ручками и ножками, улыбается, издает радостные звуки. В этот период крик и звуки, которые издает малыш, эмоционально окрашены и разные при различных ситуациях. Это время, когда мама понимает, что означает каждый звук малыша: я голоден, у меня болит животик, возьмите на ручки, мне скучно, пора сменить подгузник, мне жарко и т. д.

4 месяц  Ребенок подолгу гулит, используя согласные «г», «к», «х» и уже знакомые ему гласные. А еще он может рассмеяться, чем порадует маму и вызовет умиление у окружающих. Что такое гуление? Это способность малыша воспроизводить различные звуки и их сочетания в случайном порядке: «гу», «гы» «агу» и т.д. Пока гуление прерывистое, и некоторыми специалистами обозначается как «гуканье».  Ребенок радуется своим новым способностям и непрестанно тренируется.

5 месяц  Малыш подрос, и гуление стало «певучим», похожим на распевку. Ребенок овладевает новыми звуками «б», «п».

6 месяцев  Время появится первому лепету. От гуления он отличается повторением слогов. Если раньше было больше гласных, то теперь комбинаций гласных с согласными становится все больше. У малыша уже накопился небольшой пассивный словарь. И если спросить: «Где соска, собака, игрушка?», то ребенок начнет поворачиваться в их сторону и искать глазами.

7 месяцев  Ваш ребенок уже знает, как его зовут и откликается на свое имя. А еще он хорошо стал различать близких ему людей и незнакомых. Поэтому предпочитает общество мамы всем остальным — «прилипчивый» период, как говорят специалисты. У малыша появилась новая забава, он распевает слоги разным голосом: то низким, то высоким, то тихим, то громким.

8 месяцев  Количество звуков, используемых малышом, увеличивается. Уже хорошо получаются долгожданные слоги «па», «та», «ба», «ма».

9 месяцев  Ребенок хорошо общается жестами: кивает головой в знак согласия и машет в знак отрицания. Появляется указательный жест, малыш жестами просит дать нужный ему предмет. Хорошо получается повторять слоги «ва-ва-ва», «та-та-та» и другие. Любимыми играми становятся «Ладушки» и «Ку-ку».

10 месяцев  Появляются первые лепетные слова, смысл которых становится понятен в конкретной ситуации. Что такое «лепетные слова»? Это постоянное сочетание звуков, которым ваш малыш называет конкретный предмет или действие. Например, если ребенок игрушечного зайца постоянно называет «я-я» — это считается за слово. Пассивный словарь увеличивается, ребенок без труда находит и показывает пальцем знакомые ему предметы. Ситуативно малыш понимает речь взрослых и вступает в диалог, повторяя известные ему слоги.

11 месяцев  Активный словарь увеличивается до 3 лепетных слов. Теперь жесты подкрепляются звуками. Малыш понимает смысл слова «нельзя». Может выполнить простую просьбу, если она подкреплена вашим жестом.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

12 месяцев  В активном словаре годовалого малыша может быть 3 — 10 лепетных слова. Если слов еще нет, но при этом ребенок понимает обращенную к нему речь и может по просьбе показать знакомые предметы – не переживайте. Ожидайте первые слова между 12 и 18 месяцами – так рекомендуют логопеды.

Нормы развития речи ребенка от 1 до 4 лет

1 год 3 месяца  Малыш говорит около 6 — 15 слов. Ребенок способен выполнить простую инструкцию, даже не подкрепленную жестом.

1 год 6 месяцев  Активный словарный запас составляет 8 — 20 слов. Ребенок может выполнить двухступенчатую просьбу: возьми книжку и положи ее на полку.

1 год 9 месяцев   Словарный запас расширяется до 25 слов. Малыш начинает строить фразы из 2 слов. В речи появляются самые первые глаголы: ди (иди), бух (упал). Пассивный словарь расширяется и ребенок показывает на себе известные ему части тела.

2 года Ребенок говорит около 50 слов. Лепетные слова заменяются полными. Легко выполняет двусложную просьбу. В отношении звуковой стороны речи малыш к 2 годам усваивает следующие звуки родной речи: гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х. Ребенок понимает смысл предлогов и глаголов в знакомой ситуации. Показывает на картинках: кто читает? что под стулом?

К 2 годам родители на 75% понимают, что говорят их дети, а незнакомы люди понимают речь вашего ребенка только на 50%.

2 года 6 месяцев   Ребенок начинает активно осваивать грамматику родного языка: местоимения и глаголы прочно входят в речь вашего ребенка. Он не только понимает их, но и активно использует в своей речи.  Начинает понимать слова – антонимы «тонкий» — «толстый», «короткий» — «длинный».  Предложения состоят из 3 – 4 слов. Резко увеличивается количество используемых слов. Малыш запоминает короткие стихотворения и простые песенки.

3 года Ребенок говорит более 250 слов. Малыш хорошо справляется с единственным и множественным числом, понимает и правильно использует большинство предлогов. С легкостью может выполнить трехсложную просьбу. Может назвать свое имя, фамилию, возраст, пол. Появляются сложноподчиненные предложения.

В речи ребенка появляется звук й, а другие согласные звуки смягчаются. Малыш уже умеет составлять рассказ по картине из 2 – 4 предложений. Любит слушать сказки и понимает их без опоры на картинку. Ребенок понимает обобщающие слова и использует их в своей речи.  В 3 года вы полностью понимаете своего малыша, а незнакомые люди только на 75%.

4 года Количество слов в активном словаре вашего ребенка значительно выросло и может доходить до 2000 слов.  Малыш уже активно рассуждает и задает много вопросов при чтении книг, на прогулке, во время игр. Активно поддерживает беседу. Придумывает истории и составляет рассказы по картинке из 4-5 предложений.

Малышу нравится участвовать в театрализованных представлениях. Грамматический строй речи, в целом, освоен. Окружающие хорошо понимают вашего ребенка. Малыш осваивает следующие согласные: с, з, ш, щ, ж, ц. В этом возрасте «неправильными» могут оставаться звуки л, р.

Если речь вашего ребенка соответствует или опережает описанные нормы — это здорово. Но если вы наблюдаете признаки задержки речевого развития, проконсультируйтесь с логопедом и обратите внимание на игры для развития мелкой моторики .

Интересные факты о развитии речи детей вы можете посмотреть в этом видео:

А как развивается речь вашего ребенка?  Расскажите в комментариях.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки 5 лет. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...