Обучающие настольные игры для подготовки к школе

Обучающие игрыМы с 6-летним сынишкой большие любители самых разнообразных настольных игр. Каждый раз с искренним интересом мы погружаемся в игровой процесс и всегда с удовольствием делимся с читателями сайта своими впечатлениями после знакомства с появляющимися у нас новыми «настолочками». Но помимо настольных игр с увлекательными игровыми и развивающими сюжетами есть у нас несколько коробочек с обучающими играми, совсем недорогими и часто продающимися в обыкновенных семейных магазинах рядом с домом. Именно в таком месте я некоторое время назад приобрела эти игры с целью разнообразия наших занятий по подготовке к школе, ведь этой осенью моего сынишку ждёт первый класс. И мы, конечно же, стараемся потихоньку готовиться к этому важному периоду нашей жизни: занимаемся по рабочим тетрадям, готовим руку к письму, уделяем внимание чтению и счёту, выполняем различные задания на развитие мышления, логики, внимания и памяти.

Сегодняшняя подборка настольных обучающих игр также призвана помочь будущим первоклассникам освоить и закрепить разнообразные навыки и умения, чтобы облегчить предстоящий учебный процесс. Предлагаем поближе познакомиться с играми, вошедшими в настоящий обзор.

Игра «Скоро в школу» серии «Готовимся к школе» («Радуга»)

«Материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. В помощь родителям, педагогам, психологам».

Именно такую направленность данной обучающей игры мы увидим на небольшой по размеру, но очень насыщенной по содержанию коробочке. Внутри неё находятся 12 картонных карт, большинство из которых перед началом занятий необходимо разрезать по обозначенным пунктирным линиям. Каждая карточка представляет собой интересное задание на проработку того или иного значимого направления развития ребёнка перед поступлением в школу.

Давайте обратимся к самим карточкам.

Большой блок заданий посвящён развитию зрительной памяти и внимания:

  • увидеть и назвать наложенные друг на друга контуры разных предметов;
  • воспроизвести по памяти на бумаге увиденные на несколько секунд фигуры (более сложный вариант предполагает запомнить и нарисовать сразу несколько фигур);
  • привычное для деток занятие, которое мой сынок всегда с удовольствием выполняет, — поиск отличий на двух одинаковых рисунках (вариант потруднее, с которым справится не так просто, – сначала показать один рисунок, закрыть его и лишь затем открыть другой, а малыш должен по памяти рассказать, чем отличаются рисунки);
  • ещё одно несложное и очень эффективное занятие для тренировки зрительной памяти – назвать по памяти все изображённые на карточке предметы.Скоро в школу

Другие карточки с занятными заданиями помогут дошкольникам в тренировке логики, мышления и навыков счёта:

  • на большой карте изображены 4 разных предмета в несколько строчек, малыш должен посчитать, сколько всего на карточке грибочков, воробьёв, листьев и шишек – это простой вариант, с которым без пяти минут первоклашки справятся с лёгкостью. Задание посложнее – постепенно двигаться по картинке сверху вниз или снизу вверх и считать количество всех предметов, например: «Один лист, один воробей, два листа, один гриб, одна шишка, два гриба, три листа, две шишки» и т.д. Здесь очень легко сбиться со счёта, и моему сынишке пока это задание даётся нелегко;
  • задание на логику — ребёнку необходимо подобрать из нижней части карточек подходящий по смыслу предмет для верхней части;
  • дошколёнку предлагается расположить геометрические фигуры на табличке так, чтобы не было повторений ни в одном ряду;
  • простое и любимое детками задание — подобрать «заплатки» к цветным коврикам.Скоро в школу2

Оставшаяся часть заданий направлена на сопоставление и обобщение предметов, развитие связной речи и представлений об окружающем мире:

  • необходимо среди нескольких изображённых живых существ подобрать наиболее похожий на основной образец и объяснить свой выбор;
  • маленькие карточки надо разделить на 5 групп с одним обобщающим признаком (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты);
  • найти карточки с общим сюжетом, разложить их по порядку и составить рассказ;
  • расположить карточки с изображением времён года в нужной последовательности и рассказать о признаках каждого времени года.Скоро в школу3

Игра «Скоро в школу — 2» серии «Готовимся к школе» («Радуга»)

Это вторая часть игры «Скоро в школу», которая также состоит из карточек с заданиями. В комплекте игры – 16 блоков с самыми разными видами заданий. Некоторые из них перекликаются с первой частью, но большинство карточек предлагают новые игровые обучающие сюжеты. Несколько карточек ламинированные — для неоднократного их использования в играх с использованием фломастеров.

Какие задания предлагается выполнить дошколятам? Самые разные. Вот, например, блок заданий на знание простых геометрических фигур, развитие представлений об окружающем мире и подготовки руки к письму:

  • необходимо перечислить все геометрические фигуры, из которых состоят изображённые предметы;
  • тренировка графомоторных навыков – пройти фломастером путь по дорожкам, не отрывая руку от карточки;
  • прохождение лабиринтов с помощью фломастера;
  • задание на развитие представлений об окружающем мире – на большой карточке изображены разные представители животного мира. Разглядывая её, малыш должен ответить на несколько познавательных вопросов и показать свои знания.Скоро в школу-2

Следующая серия карточек с заданиями на зрительное восприятие и логическое  мышление:

  • найти пару каждому предмету;
  • назвать лишний предмет и объяснить свой выбор;
  • подобрать предмет, похожий на образец, и пояснить.Скоро в школу-2_2

Ещё одна подборка карточек с самыми разными игровыми и развивающими заданиями:

  • подобрать нужные «заплатки» к разноцветным коврикам;
  • из нижней части карточки выбрать подходящий предмет для верхней части;
  • найти отличия на картинках;
  • на двух картинках изображены разные сюжеты – малыш должен увидеть и назвать, что изображено неправильно, а затем составить рассказ по картинкам или придумать свою историю.Скоро в школу-2_3

И последняя часть заданий обучающей игры – на внимание и память (очень увлекательные задачки):

  • на несколько секунд показываем картинку, закрываем и просим ребёнка нарисовать её по памяти. Усложнённый вариант – не только нарисовать картинку по памяти, но и правильно заштриховать её;
  • зачеркнуть разными линиями или обвести в кружок обозначенные предметы;
  • на карточках в таблицах в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 20 – необходимо показать все числа по порядку, произнося их вслух.Скоро в школу-2_4

«Скоро в школу» — замечательная и недорогая настольная серия игр для подготовки к школе. Советуем всем деткам-дошколятам. Конечно, подобные задания можно встретить и в рабочих тетрадях, и в детских развивающих журналах, но привлекательность именно настольных игр в том, что детки могут подержать карточки в руках, перебирать и раскладывать их – то есть здесь важны именно тактильные ощущения.

Мой сынишка уже знает многие задания из этих игр, есть среди них и любимые, и порой, когда я предлагаю сделать «зарядку для ума», он сам достаёт эти коробочки, мы вместе выбираем любые игры из них и занимаемся.

Игра-занятие «Сравни и подбери» («Радуга»)

Эту игру сынишке подарили, когда ему было 5 лет, и освоили мы её уже некоторое время назад. Несмотря на то, что она не маркирована серией подготовки к школе, да и возрастные рекомендации обозначены от 4 лет, но всё равно я хотела бы сейчас о ней упомянуть. Дело в том, что она замечательно и доступно объясняет ребёнку различные сравнительные понятия, что, конечно, желательно знать деткам перед поступлением в школу. Кроме того, здесь уделяется внимание изучению геометрических фигур, как плоских, так и объёмных. И все эти важные понятия даются в лёгкой игровой и довольно интересной форме. По крайней мере, моему сынишке в своё время эта игра пришлась по душе.Сравни и подбери

Что входит в состав игры? В яркой большой коробочке поместились:

  • 11 больших карт, на каждой из которых обозначены разные сравнительные признаки предметов («маленький-большой», «лёгкий-тяжёлый», «узкий-широкий», «низкий-высокий», «тонкий-толстый», «короткий-длинный», «медленный-быстрый»), а также пустые деления;
  • 66 маленьких карточек, которыми заполняются большие карты;
  • 6 карточек-жетонов с  поощрительными надписями («Здорово!», «Отлично!», «Хорошо!», «Так держать!», «Умница!», «Молодец!»).

Чем-то игра «Сравни и подбери» напоминает принцип лото, но немного в другой форме. Правилами предусмотрены два варианта игры. В первом варианте обыгрываются сравнительные признаки различных предметов, растений и животных, во втором – признаки геометрических фигур. Каждый участник игры получает по одной большой карте, а маленькие карточки раскладываются картинками вверх вперемешку на середине стола. Задача игроков – сначала собрать все подходящие к своей карте картинки (нужно выбрать карточки с определённым цветом рамок), а затем найти каждой маленькой карточке своё правильное место по порядку на большой карте.Сравни и подбери2

Когда все карточки будут разложены по своим местам, желательно, чтобы ребёнок произнёс сравнительные признаки каждой картинки, например: «Цыплёнок самый низкий, гусь выше цыплёнка, страус ещё выше, а жираф – самый высокий». Таким образом замечательно тренируется связная речь. Победа за игроком, кто быстрее и правильно разложит карточки и объяснит свой выбор. Для лучших игроков предусмотрены поощрительные жетоны.

Что касается варианта игры по карточкам с геометрическими фигурами, то здесь мне очень нравится момент изучения объёмных фигур – малыш может познакомиться с понятиями куба, конуса, цилиндра и параллелепипеда (хотя это название очень труднопроизносимое, но всё равно понятие об этой фигуре у малыша сложится однозначно). Конечно, желательно заранее ребёнку доступно объяснить отличия фигур на плоскости и в объёме.Сравни и подбери3

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Подводя краткий итог под нашими впечатлениями после знакомства с тремя обозначенными выше настольными играми, мне хочется отметить, что подобные игры, как правило, можно использовать в занятиях с детками всего пару раз, дальше они становятся им неинтересными. Да, они в большинстве своём увлекательные, красочно оформленные, безусловно разносторонне развивающие, но природная детская любознательность требует новых игровых сюжетов, новых знаний и впечатлений. Чтобы изученные нами обучающие «настолочки» не пылились в будущем просто так на полке, мы с сыночком решили сделать доброе дело и отдать их в скором времени в свой родной детский сад – там они точно пригодятся много-много раз.

Переходя к описанию следующих трёх игр, мне хотелось бы пояснить выбор именно данного направления предшкольной подготовки.  Дело в том, что обучение чтению на данном этапе для нас стало неактуальным – просто сынишка уже научился читать, и сейчас мы просто потихоньку совершенствуем навыки пока ещё слогового чтения. Более важным для нас в настоящее время является освоение навыков счёта и простых математических действий. Поэтому в этом обзоре мне хотелось бы уделить внимание также нескольким играм, направленным именно на цифры и счёт. По ним мы с интересом изучали числовой ряд и учимся считать.

Настольная игра «1, 2, 3 – Посчитай со мной» серии «LOGO»(Ravensburger)

Данная игра – не новинка в нашей игротеке, и освоили мы её уже давно. Но я не могу обойти стороной эту замечательную игру, которая очень легко и непринуждённо помогла моему сыну в своё время изучить цифры и навыки счёта до 10.1,2,3

В составе обучающей игры:

  • 10 ярких пазл-карточек, изображающих разных животных в определённом количестве;
  • 30 маленьких пазл-карточек с цифрами, гранями кубиков и ладошками с поднятыми пальчиками;
  • кубик с символами.

Правила игры просты и понятны для малышей от 3 до 6 лет (как обозначено производителем). Каждой большой карте соответствует 3 маленьких карточки с цифрой, пальчиками и очками кубика, которые вместе являются частичками общего пазла. Карточки жёлтого цвета с числовым рядом от 1 до 5 — начальный уровень игры, после освоения которого можно использовать голубые карточки с числами от 6 до 10. Задача игроков – правильно и быстро собрать свои математические пазлы.1,2,3_2

Вариант с одним игроком предполагает постепенный поиск и подбор маленьких карточек к выбранной большой без использования кубика. Так наглядно ребёнок воспринимает числа в разных видах — по количеству пальчиков, очкам кубика и в цифровом изображении. Именно с этого варианта правильнее начинать знакомство с игрой 3-летним крохам.

Когда в игре участвуют от двух до четырёх малышей, игра становится более интересной и живой, но и возраст участников предполагается уже постарше. Здесь уже в игру вводится кубик, который участники по очереди бросают и в соответствии с выпавшим символом подбирают одну подходящую маленькую карточку к своей большой карте. Игра длится до тех пор, пока один из игроков первым не соберёт все свои пазлы-картинки.

Отличная качественная обучающая игра на знакомство с простым цифровым рядом и начальными навыками счёта.

Обучающая настольная игра «Учим цифры» серии «Готовимся к школе» («Рыжий кот»)

Данная игра, как и предыдущая, даёт возможность малышу познакомиться с цифрами и освоить начальные знания о числах. Несмотря на то, что она довольно простая и построена по принципу обычной ходилки, но всё равно довольно интересная и увлекательная. Мой сынишка играл в неё с большим удовольствием, а всё дело в карточках-загадках… Но обо всё по порядку.

Настольная игра «Учим цифры» состоит из большого игрового поля, по краям которого чередуются разные клеточки для хождения фишками, а внутри поля – 4 большие сюжетные картинки. Также перед самой первой игрой мы вырезали карточки разного содержания – с цифрами, с предметами и заданиями.

Играть могут один или несколько участников. На начальном уровне игры ребёнок просто знакомится с цифровым рядом. Взрослый поочерёдно показывает малышу карточки с изображением цифр, а ребёнок должен сопоставить количество предметов на карточках, лежащих перед ним, выбрать нужную и выложить её рядом с цифрой.Учим цифры

На следующем этапе игры всё действие разворачивается на игровом поле с помощью кубика, фишек и карточек-загадок. Игроки по очереди кидают кубик и ходят своей фишкой по полю, выполняя выпавшие на клеточках действия: делают дополнительный или обратный ход, пропускают ход или выполняют задание из карточки-загадки. Именно эту клеточку мы всегда ожидаем с нетерпением, чтобы узнать вопрос и искать на картинках игрового поля правильный ответ. Это самый интересный момент игры. А вопросы все, как можно догадаться, напрямую связаны с цифрами, счётом и сравнительными понятиями. Вот некоторые из них:

  • «На какой картинке меньше всего животных?»;
  • «Посчитай карандаши в комнате у совы»;
  • «Правильно ли, что три кота находятся у аквариума?»;
  • «Сколько всего красных банок изображено на поле?»;
  • «Два или три помидора лежат на верхней полке холодильника?» и другие.Учим цифры2

Победителем становится игрок, который первый прошёл всё игровое поле и дошёл до финиша. По желанию можно проходить несколько кругов за одну игру.

Вот такая простая и интересная цифровая игра-ходилка.

Обучающая настольная игра «Учимся считать» серии «Готовимся к школе» («Рыжий кот»)

Это последняя игра в сегодняшнем обзоре и пока самая непопулярная у моего сына из всех перечисленных игр. Может быть, потому, что здесь приходится постоянно выполнять однотипные действия – решать примеры на сложение и вычитание, а их, получается, слишком много по ходу игры. А, возможно, просто ещё рановато для его возраста за один раз решать так много числовых задачек, тем более, что этот процесс пока у сына идёт нелегко и поэтому ему приходится во время игры производить пока сложные для него математические действия. Ещё, на мой взгляд, здесь просто маловато игровых элементов, которые поддерживают интерес и внимание ребятишек во время игр такого плана. Но это просто наши впечатления от игры.

Давайте обратимся к правилам обучающей игры «Учимся считать». Предполагается, что детки уже хорошо знают цифры, и эта игра должна способствовать решению уже простых примеров на сложение и вычитание. В составе игры также большое игровое поле, которое выглядит как игра-ходилка. Ещё необходимо вырезать 80 маленьких карточек, изображающих яблоки, морковь, грибы и ягоды малины в разных количествах. Часть из них помечены знаком «минус», некоторые карточки – со знаком «плюс». Также в коробке кубик, 4 фишки и большая таблица ответов как подсказка для игроков.Учимся считать

Участники игры по очереди кидают кубик и передвигают по полю свою фишку на выпавшее количество точек. Останавливаясь на той или иной клеточке игрового поля, игроки выполняют определённые заданные действия – продвигаются вперёд или назад, а чаще им приходится решать арифметические задачки с помощью маленьких карточек. Всё подробно описано в правилах. Цель игры – первым добраться до финиша.Учимся считать2

Мы ни разу ещё не проходили путь до конца – у сына не хватает терпения и усидчивости и он просто через какое-то время устаёт играть. Да и в описании возрастные рамки игры обозначены не только дошкольным, но и младшим школьным возрастом. Скорее всего, интерес к игре напрямую зависит от возраста, уровня развития и врождённых способностей ребёнка – всё это и определяет, насколько легко и интересно будет даваться игровой процесс малышу. Мы пока решили на какое-то время отложить эту игру и попробовать вернуться к ней позже.

Сегодняшний обзор обучающих настольных игр серии «Готовимся к школе» подошёл к концу. Очень надеемся, что кому-то из родителей он станет полезным при выборе настольных игр данной направленности для своих малышей.

Возможно, вы используете в подготовительных занятиях со своим будущим школьником или школьницей другие интересные и увлекательные настольные игры – тогда расскажите нам о них в комментариях! Нажимайте, пожалуйста, на кнопочки соцсетей – пусть другие родители познакомятся с публикацией!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Летний досуг на даче: идеи интересных занятий

Лето в самом разгаре. Наши детки много времени проводят на улице – играют, двигаются, общаются. И так хочется, чтобы они...

Закрыть