Обучение английскому детей: когда начинать?

Обучение английскому детей: когда начинатьКаждый, кто задавался вопросом, когда начинать обучение английскому языку детей, обязательно встречал ответ специалистов – чем раньше, тем лучше. Однако многие родители все равно сомневаются, а нужен ли он – английский – до школы? В ход идут распространенные мифы и «перепутаница» фактов. Сегодня же мы подробно рассмотрим почему правильнее начинать занятия английским в раннем возрасте.

Каковы же плюсы и минусы раннего обучения иностранному языку?

Аргументы «ЗА» раннее обучение английскому языку детей

1. Полушарная западня

Мозг ребенка постоянно растет и интенсивно меняется. В начале жизни ребенка не наблюдается сильной разницы в активности правого и левого полушарий. Но ребенок начинает взрослеть, и две половинки начинают строго распределять обязанности, в том числе и связанные с речью.

Левое полушарие – сознательное и речевое. Оно в речи «главное». В его обязанности входит:

  • хранение смысла слова
  • логика
  • грамматика
  • чтение
  • письмо

Правое полушарие – бессознательное и творческое. В речи оно отвечает за:

  • произношение
  • интонацию
  • мимику
  • жесты
  • и что самое главное – языковую догадку

Таким образом, правое полушарие отвечает за бессознательное понимание смысла неизвестной фразы из контекста, «судя по тому, что происходит».

До 7 лет восприятие речи ребенком, в том числе и иностранной вызывает активность в обоих полушариях мозга, с 7 до 9 лет наблюдается угасание возбуждения в правом полушарии, а с 10 лет иностранная речь записывается только левым.

Таким образом, ребенку, начавшему изучать иностранный язык в 8 лет, как предлагает наша школа, не просто сложно, а противоестественно природе мозга овладеть правильным произношением, способностью легко различать иностранные слова, заморскими интонациями и языковой догадкой, то есть пониманием основной сути сказанного, даже если вы и не знаете значения некоторых слов.

2. Мнение тренера по английскому

Для меня вопрос «Когда начинать обучение английскому языку?» звучит точно так же как «Когда ребенку начинать заниматься физкультурой?». Все дело в том, что большинство родителей воспринимают английский язык как физику или химию, то есть набор знаний, которые нужно понять, и применять там, где надо. На самом деле, английский язык – это не математика, это – физкультура.

Можно очень много знать про технику и стратегию игры в баскетбол, но так и не научиться в него играть. Обучение английскому в российской школе, как правило, сводится именно к получению знаний о том, как прыгать и бегать, но не занятиям прыжками и бегу. А теперь подумайте – насколько успешно сможет ваш ребенок овладеть игрой в мяч, если вы ему дадите этот спортивный предмет только в 8 лет?

Запомните, английский – не учат. Его тренируют. И чем раньше начаты тренировки, тем совершеннее навык.

3. Умный барьер не перепрыгивает. Он его не создает

Лучший способ преодолеть языковой барьер – не формировать его. У детей, начавших изучать английский язык хотя бы в 5 лет, а то и раньше, языковой барьер формируется очень редко. В первую очередь, это связано с тем, что у них с самого начала присутствует опыт успешности в английском языке. Языковые задачи настолько просты, что дети с легкостью с ними справляются. Причем, чем младше ребенок, тем меньше он чувствует разницу в успехе между родной и иностранной речью.

Малыши и в русском-то не все слова понимают, поэтому ситуация, когда они не знают значение сказанного, а догадываются  – естественна, ежедневна и не представляет большого стресса.

Сама же родная речь детей еще не пестрит изысканностью и сложностью. И первые диалоги, которые дети учатся строить на английском, по своей сути являются иностранной копией их обычных ежедневных  ролевых игр в дочки-матери, доктора или магазин.

5. Переливание из словарика в словарик

Обычно для родителей главным результатом обучения английскому детей является то, сколько слов ребенок на нем знает. На самом деле, гораздо важнее не сколько слов ребенок говорит (активный словарь), а сколько понимает в речи собеседника (пассивный словарь).

Бесплатный аудиокурс «Языковая среда за 5 дней»

Организуйте эффективную среду для регулярных занятий английским с ребенком дома!

У взрослого человека, как правило, эти словари почти не различаются. А вот у малышей сначала формируется пассивный (вспомните, как долго ребенок произносит всего несколько слов, но понимает уже практически все, что вы ему говорите), а затем слова из него переходят в активный словарь, то есть в речь. Так же и с английским – дети-дошкольники при грамотном обучении формируют в огромный пассивный словарь, который затем колоссально экономит время на изучение новых слов (они просто со временем переливаются в активную речь)

6. Губкообразная память

Известно, что дети впитывают все, как губки. Но мало, кто задумывается, что губка легко высыхает, если не держать ее постоянно в воде.

Память ребенка, действительно, способна усвоить огромный пласт иноязычного материала, но только при условии, что малыш регулярно погружается в языковую среду (слышит иностранную речь, пытается говорить на ней, понять, о чем говорят).

Вы уже догадались, что с возрастом, память теряет свою губкообразность?

7. Трудности перевода при обучении английскому языку детей

Взрослый человек мыслит словами. Дети от 7 до 12 лет – по большей части картинками или образами, но словесное мышление уже набирает обороты. От 3 до 7 лет – дети думают картинками, образами.

Когда дошколенок встречает иностранное слово, он в первую очередь связывает его не с переводом, как делает это взрослый, а с картинкой, игрушкой, действием, свойством предмета, то есть чем-то реальным. Таким образом, у дошкольников нет посредственников-переводчиков в виде русских слов между английским языком и действительностью (при правильной организации занятий, конечно).

Чтобы быть успешным в английском, нужно научиться думать на нем, а не мыслить по-русски, а затем, что получилось переводить на иностранную речь.

Ребенку научиться думать по-английски гораздо легче, чем взрослому, потому что ребенок думает вот так:

До школы:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку.
  • Ребенок думает «a cat» = ребенок представляет себе кошку.

С 7 лет по нарастающей:

  • Ребенок думает «кошка» = ребенок представляет себе кошку и вспоминает ее свойства (животное, 4 лапы, любит мышей и т.п.)
  • Ребенок думает «a cat»= ребенок вспоминает, что это переводится как «кошка»= возможно, затем он представит себе кошку.

А вот переводить дошколят научить – задача сложная. Для них это двойная работа: вспомнить, что обозначает слово, а потом еще вспомнить, как это по-русски называется.

Аргументы «ПРОТИВ» раннего обучение английскому языку детей

Однако, несмотря на убедительные аргументы в пользу раннего обучения иностранному языку, не менее убедительны и доводы «ПРОТИВ»:

  1. Дети путают языки. Английский мешает развитию родной речи.
  2. Двуязычие создает такую путаницу в голове у ребенка, что это мешает развитию его интеллекта.
  3. Дети путают буквы русского и английского языков. Английский мешает научиться читать по-русски.
  4. Английский – это сложно. Дети все равно не поймут грамматические правила. Не лишайте ребенка детства.
  5. Для логопедического ребенка (а таких нынче много, к сожалению) английский мешает постановке правильного произношения.
  6. Толку от английского до школы мало. Затем, в школе, все равно все выравниваются.
  7. Английский нужно учить «правильно»: с колыбели или с носителем языка (человеком, который родился и вырос в англоязычной стране), и погружаться в английский по несколько часов в день, тогда ребенок овладеет английским как родным. А все остальное – просто «игрулечки» до школы.

Узнаете в каком-то пункте свою точку зрения? Поздравляю вас с развенчанием очередного заблуждения! Все эти доводы имеют в своей основе только мифы и «перепутаницу» фактов.  Но об этом – в следующей статье.

Автор:  Дарья Попова

Понравилась статья — поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Есть вопросы? Задайте их в комментариях!

Бесплатный аудиокурс «Языковая среда за 5 дней»

Организуйте эффективную среду для регулярных занятий английским с ребенком дома!

Автор: Дарья Попова

Все статьи автора

Увлеченная английским с пеленок мама дочери Радмилки, по образованию психолог-педагог и преподаватель английского языка, 10 лет ведет развивающие занятия для детей от 1 до 8 лет, в том числе на английском языке.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. мама Лена

    Важный момент: вот учим мы язык, все хорошо, дома регулярно тренируемся с мамой (носителя языка в семье нет), а как быть в школе — как в школьные годы «подпитывать губку»???? Ведь лет с 5 ребенку уже больше интересно общение со сверстниками и, к сожалению, практически нет мам (по крайней мере в нашем окружении), чьи дети также бы учили иностранные языки

    1. Дарья

      Насколько я поняла, Вы спрашиваете об угасании интереса к английскому языку? Вернее, про возрастание интереса к общению на родном языке и нежеланию заниматься английским? К сожалению, только взрослые понимают, что английский учить НАДО. Дети же учат английский, когда нет другого выхода. И лучший способ их вынудить — ИГРА. Игра создает условия, в которых детям приходятся использовать английский. Еще в 5-8 лет большинство детей легко увлечь НОВОЙ игрой, в которую можно играть ТОЛЬКО на английском. Что касается более старшего возраста, то здесь очень многое зависит от обстоятельств: какие способности, цели, повезло ли с учителем в школе, насколько Вы сами хорошо владеете английским. В любом случае, губкообразность памяти начинает угасать как раз, как Вы сами отметили, примерно с 5 лет. И здесь, на мой взгляд, важнее не стремиться поддерживать ее, что, увы, бывает невозможным, а организовывать уже «сознательные» занятия по учебникам или видеоурокам, но обязательно включающие множество забав и развлечений на английском — самое главное, чтобы ребенку было весело и интересно, тогда будет результат. Дети не любят английский. Дети любят веселиться на английском языке.

  2. мама Лена

    Дарья, не совсем. Я о том, что в школьном возрасте интерес есть, если есть игра, но игры-то уже не с мамой… а сверстники зачастую не знают еще английского так хорошо… и вот с кем играть??? у вас есть опыт занятий со школьниками? как они на досуге тренируют свой английский? с кем и какими играми?

    1. Дарья

      Если понимать под «тренировками на досуге» то, что можно сделать помимо домашних заданий, то это чтение, собирание информации в интернете о чем-то интересном, чего коснулись на занятии, переписка с ребенком из другой страны. Существуют сайты, где можно найти penpal. Я искала друзей по переписке через учительский форум сайта eslprintables.com Несколько моих учеников как-то сами находили: знакомились в онлайн играх, через Facebook (это 3-6 классы). Причем необязательно переписываться с кем-то из англоязычных стран — интересно общение с детьми, которые также изучают иностранный. Кроме того, чтение английской детской классики (Винни-Пух, Алиса в стране чудес, Гарри Поттер) развивает язык — и тут может быть понадобиться и Ваша помощь (читать вместе). А про какой конкретно возраст мы с Вами разговариваем? Что не получается? Какие игры не удаются? Что ребенок уже умеет?

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Раннее обучение английскому языку: возрастные особенности

Эффективность раннего обучения английскому языку во многом зависит от учета возрастных особенностей восприятия и запоминания информации ребенком. В сегодняшней статье...

Закрыть