Оптимистами не рождаются или Как вырастить ребенка-оптимиста

Ребенок-оптимист

В последнее время мне попадаются замечательные книги. Недавно я рассказывала о книге «Сила воли» Келли Макгонигал, а сегодня хочу поделиться своими впечатлениями о еще одной книге издательства «Манн, Иванов и Фербер» — программе известного психолога Мартина Селигмана «Ребенок-оптимист».

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами.

Затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Объяснительный стиль в книге «Ребенок-оптимист»

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

  • причины события действуют иногда или всегда;
  • являются локальными или универсальными по своему масштабу;
  • «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе

  • «у тебя никогда не получится»,
  • «вечно ты все забываешь»,
  • «ты все испортил» и т.п.

А также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей, таким образом, заключается прежде всего в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей.

Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха. Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

 Программа по воспитанию ребенка — оптимиста

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками:

  • не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;
  • подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);
  • находить более адекватное действительности объяснение ситуации;
  • отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Почему так важен объяснительный стиль? Когда ребенок преувеличивает проблему и свою вину в сложившейся ситуации, это парализует его, порождает беспокойство и бездействие, тогда как оптимистический стиль объяснения помогает определиться с конкретными действиями для максимально эффективного разрешения ситуации.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

В книге, кстати, содержатся подробно описанные алгоритмы решения проблем, нахождения компромисса и выстраивания грамотного диалога. И хотя данные рекомендации можно смело отнести к классу общеизвестных:

  • «скажи о своих чувствах»,
  • «попроси о том, чего хочешь»,
  • «посмотри на ситуацию глазами других участников»,
  • «если не получилось, попробуй пойти по другому пути» и т.п.

Их систематизация и донесение до ребенка в форме обучающей программы кажутся мне довольно удачными. В программе используются:

  • вымышленные персонажи (Задира Бренда, Жизнерадостная Холли, Злюка Адам и другие),
  • комиксы,
  • анализ примеров конфликтных ситуаций,
  • игровые приемы.

Думаю, групповые занятия по этой программе проходили очень живо, в домашних условиях, мне кажется, занятия тоже будут достаточно интересными и сближающими ребенка и родителей.

 Формирование оптимизма у малышей

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о формировании оптимизма у малышей, а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

1. Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале компьютерных игр, ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации.

Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

2. Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям всегда предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет в том, за что именно его наказывают и почему именно так.

3. Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, возможно, вам стоит пройти эту программу самостоятельно, пока ваш малыш еще мал.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы.

И только в самом конце внимательный читатель (то есть я :)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то с вами будем оптимистами, ведь так?

Мне будет интересно увидеть ваши комментарии об этой книге или ее основных тезисах, которые я постаралась изложить в своем обзоре. Ну а я уже начала читать новую книгу – «Ваш ребенок может все», она об одной из моих любимых тем — развитии организационных навыков ребенка, после прочтения обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями и открытиями.

А вы что сейчас читаете?

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Екатерина

    не читала, к сожалению, эту книгу. Прочитаю, когда немного подрастем. Очень нам нужна. Мы с дочкой вечные нытики)))) Я раньше думала, что только дочка нытик, а теперь замечаю и за собой!!! Так что обязательно прочту. А я прочитала из последнего Проект Счастье Гретхен Рубин. Очень и очень советую, если еще не прочитали!!!!

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Сила воли» для увлеченной мамы

Пару месяцев назад моя хорошая знакомая порекомендовала мне прочитать книгу Келли Макгонигал «Сила воли». Советам этого человека я привыкла доверять,...

Закрыть