Организация дня первоклассника. Первый месяц в школе

ПервоклассникВот и остался позади первый осенний месяц, который для нашей семьи в этом году запомнился как первый месяц сына-первоклассника в школе. Поэтому сентябрь был для нас очень насыщенным, напряжённым, порой даже трудным, и в то же время интересным и, конечно, запоминающимся. За этот, по сути, небольшой отрезок времени мы вместе пережили множество самых разных событий, эмоций, историй. А самое главное, мы с сынишкой приобрели первый опыт школьных будней, начали внедрять в жизнь (хоть и не без труда) несколько полезных привычек, да и просто многое узнали и многому научились за это время.

Сейчас мне хотелось бы поделиться некоторыми важными моментами из жизни моего теперь уже ученика и немного передать наш опыт организации дня первоклассника, к которому мы постепенно пришли за первый месяц школьной жизни.

Ранний подъём – ранний отбой

Начну с самого обыденного на первый взгляд, но довольно важного в общем настрое на успешный учебный процесс моменте – с утреннего подъёма. Первое время, тем более сразу после летних беззаботных каникул, сыну было непросто просыпаться по утрам.

Уточню, что мы учимся с первой смены, и в школе деток встречает и забирает в класс учительница в 8.15 утра. Наша школа находится рядышком с домом, поэтому нам нет необходимости тратить длительное время на дорогу и по этой причине очень рано вставать. И, тем не менее, будить своего первоклашку первые пару недель сентября я начинала в 7.00, к 7.15-7.20 он потихоньку раскачивался, поднимался и умывался, затем шёл лёгкий завтрак (чай и бутерброд) и сборы в школу. Весь утренний ритуал занимает у нас 40-45 минут. В 8.00 мы выходим из дома и идём в школу.

Чтобы хоть как-то помочь сыну и облегчить утренние подъёмы, мы остановилась на самом, на мой взгляд, доступном и эффективном способе – практиковать ранний отбой. Если раньше, в том числе когда сынок посещал детский сад, он обычно ложился в кровать в 22.30 и без особых проблем вставал в 7.30 утра (плюс 2 часа дневного сна по режиму садика), то ему в целом за день хватало времени выспаться. С наступлением школьных будней без дневного сончаса у сына появился ощутимый недостаток сна, поэтому мы просто постепенно начали отодвигать время отбоя на более ранние часы – сначала укладывались в 22.00, затем в 21.30. Думаю, со временем можно ещё немного увеличить время ночного сна и «объявлять отбой» в 21.00 – это вполне достижимо.

В основном, детки в этом возрасте ещё не умеют сами полноценно определять время, поэтому можно легко управлять их режимом – они и не поймут, что ложатся спать раньше, но зато для детского организма это будет огромная польза. Можно и даже нужно оставить обязательные и привычные для ребёнка ритуалы перед сном (мультики, книжки, игры и т.д.), но только сдвинуть для этих занятий время. Надо быть готовым к тому, что и маме (или папе – смотря кто обычно готовит ребёнка ко сну) придётся также немного пересмотреть свой режим и перераспределить время на рутинные вечерние дела.

Теперь, как результат, последние пару недель я бужу ребёнка уже немного позднее (в 7.15-7.20) и он почти сразу поднимается, да к тому же более бодрым и в лучшем настроении, нежели раньше. Эти дополнительные 15-20 минут сна, на самом деле, очень многое дают. Как показывает практика, простое правило «Ранний подъём = ранний отбой» работает отлично, поэтому стоит его попробовать в семьях, где есть трудности с утренним просыпанием детей.

Ещё можно обратиться к верному помощнику – будильнику. Мы тоже иногда используем этот метод для лёгкого подъёма. Вместе с ребёнком с вечера заводите самый обыкновенный будильник (желательно с мелодичным, не очень громким звонком) или просто ставите на сотовом телефоне любимую мелодию ребёнка на нужное время – и утром он, как взрослый, просыпается под будильник и сам отключает его. Моему сынишке эта идея очень нравится и он с удовольствием «дружит» с будильником, но в данном случае есть вероятность того, что малыш после звонка заснёт снова – у нас иногда так и происходит. И всё-таки, как вариант, можно попробовать – вдруг для вашего первоклассника этот метод станет действенным и вполне применимым.

Дневной сон

Как у нас сейчас обстоит ситуация с дневным сном. Сынок до последнего времени, то есть до поступления в школу, спал днём практически каждый день – в детском саду само собой детки спят по установленному распорядку, и затем во время летних каникул я также просила его лечь немного отдохнуть и почти всегда он сразу засыпал. Хотя в нашем ближайшем окружении знакомых и друзей-сверстников сына очень многие детки перестали спать днём уже давно. Но я всегда считала и придерживаюсь этого мнения по-прежнему, что дневной сон очень важен в жизни ребятишек – в это время они отдыхают, организм в целом и особенно нервная система восстанавливает свои функции и силы.

Конечно, я предполагала, что с началом школьной жизни нам придётся поменять какие-то устоявшиеся привычки, и, в первую очередь, это коснётся дневного сна. В первые пару недель сентября, когда первоклассники занимаются по облегчённому режиму и рано заканчивают учёбу, и пока не начинают ходить в продлёнку или какие-то кружки-секции, ещё вполне можно и реально придерживаться режима с дневным сном. И у нас это иногда получалось. Но вскоре сынишка начал оставаться в школе на более длительное время в группе продлённого дня – до 14.30, ещё мы начали ходить в спортивную секцию 3 раза в неделю – и вопрос с дневным сном отпал автоматически. На него просто не остаётся времени.

 Домашние задания

Ещё один важный момент – в какой промежуток дня лучше выделять время на выполнение домашних заданий. Хотя первоклассникам не должны задавать уроки на дом, но на первом нашем родительском собрании абсолютно все пришли к согласию, что домашние задания нашим деткам нужны. Их совсем немного – каждый день всего несколько строк в тетрадях-прописях и по математике, а также немного чтения и заданий по окружающему миру (не каждый день), но зато детки регулярно и планомерно тренируют навыки письма и чтения, вырабатывают усидчивость, приучаются к школьной дисциплине. Это очень важные моменты. И пусть поначалу многое маленьким ученикам даётся нелегко и приходится тратить много времени на уроки, но постепенно получается всё лучше, и эта работа занимает всё меньше времени.

Мы пробовали разные варианты в поисках самого оптимального для нас, когда же всё-таки предпочтительнее делать домашнее задание: сразу после школы, после прогулки, после небольшого отдыха и даже вечером. Как показала практика, не стоит сильно откладывать эту работу на вечер, так как к концу дня ребёнку труднее сосредоточиться и психологически настроиться на уроки. Сразу после школы тоже не очень удачный вариант, так как сказывается усталость от напряжённого школьного дня и от этого страдает качество выполнения заданий. Таким образом, мы нашли для себя самое лучшее время для качественного и быстрого выполнения уроков – это либо после небольшого перерыва на игры по приходу домой, либо после дневной прогулки (если ваш первоклашка предпочитает погулять сразу после школы, а не вечером).

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

За это время ребёнок отвлекается и переключается на другой вид деятельности, голова отдыхает, умственная работоспособность восстанавливается, и вскоре он готов с новыми силами сесть за письменный стол. Если говорить о конкретном времени, то мой сынок приступает к урокам примерно в 15.30, если в этот день есть спортивная секция, и около 16.00, если день свободный. Бывает, что сынишка сильно заиграется — тогда мы делаем уроки немного позднее, но в любом случае мы договорились, что к 6 вечера, к приходу папы с работы, у нас должно быть всё готово и уже собран ранец на завтрашний день. А дальше можно распоряжаться вечерним досугом на своё усмотрение.

Ещё последнее время сынишка стал иногда (видимо, по настроению) стараться сделать домашнее задание в школе во время продлёнки. Конечно, с одной стороны, это большой плюс – всё сделано и весь оставшийся день свободен, ребёнка ничего не тяготит. Но, с другой стороны, зачастую получается, что выполненная таким образом домашняя работа сделана не очень аккуратно, в спешке – и тогда уже страдает результат. На мой взгляд, в школе детки итак очень много делают и трудятся на уроках, а в продлёнке у них много развивающих кружков и интересных занятий. Поэтому домашнюю работу можно оставлять и на дом, чтобы ещё раз с новыми силами позаниматься по прописям или немножко почитать. Но опять же, всё индивидуально – есть детки, которым очень легко даются новые знания и умения, и бывает, что им особо и не нужен никакой отдых.

Ежедневные прогулки

Ещё одна важная тема – прогулки. После того, как сынок начал ходить в школу, я стала с грустью обращать внимание, что время наших ежедневных уличных прогулок значительно сократилось. Если сравнить с периодом посещения сыном детского сада, то раньше в среднем на прогулки в обычный погожий день уходило примерно около 4-5 часов. Сейчас мы стали гулять 1–2 часа в день максимум.

Опять же, если есть спортивные занятия, то мы можем погулять примерно часик вечером после тренировки (потом уже просто становится очень темно). Если вторая половина дня у нас свободна, то тогда выходим на улицу пораньше и гуляем, конечно, немного подольше. Но в любом случае стараемся выходить на улицу хоть на полчаса, но каждый день – порой просто немного покатаемся в сумерках за домом на самокате/велосипеде или попинаем мяч.

Ещё мы нашли такой выход – обязательно проводить максимально возможное время на свежем воздухе на выходных. Пока позволяют погодные условия, мы стараемся выезжать на 2 выходных дня загород, в деревню к бабушке – там мы только на улице и находимся почти весь день. Когда уже серьёзно похолодает, в зимнее время, мы планируем ездить в парки и сосновые боры, расположенные в пределах нашего города, – будем не только гулять пешком, но и кататься на лыжах и коньках. Таким образом мы решили восполнять недостаток полезного и увлекательного времяпровождения на свежем воздухе.

Время на игры, творчество и увлекательный досуг

Подобные занятия обязательно должны присутствовать в жизни первоклассника – так он отвлекается от школьных будней, реализует свои игровые, творческие и познавательные потребности, да и просто интересно проводит своё заслуженное свободное время. Несмотря на то, что времени на увлекательный досуг у первоклашек остаётся не так много, всё равно его можно найти. У нас, например, есть 2 свободных от спортивной секции дня (вторник и четверг) – именно на эти дни мы обычно планируем что-нибудь смастерить или порисовать в какой-то новой необычной технике, или поиграть в придуманные заранее сюжетно-ролевые игры, или посетить интересное местечко в нашем городе (новую выставку, музей, кинопремьеру и т.п.).

Ну и, конечно, не стоит забывать про выходные дни, когда вполне можно выделить время для увлекательного детского досуга. Главное, вместе с ребёнком определиться и запланировать что-то конкретное на эти дни – тогда уже точно задумки будут реализованы.

Ещё, как правило, сама школа каждый месяц организует выезды в самые разные культурные и общественные места и заведения – в театры, цирк, на экскурсии и т.д. А в группах продлённого дня детки по своему желанию могут выбрать интересные кружки – у нас в школе, например, есть кружок декоративно-прикладного творчества, нравственного развития, правил дорожного движения, час психолога и даже детский фитнес. Наши первоклашки с удовольствием посещают эти полезные игровые и познавательные занятия.

Именно поэтому я очень советую родителям отдавать деток в продлёнки, хотя бы на короткое время, даже если у вас есть возможность забирать ребёнка сразу после уроков и заниматься с ним весь оставшийся день. Продлёнка даёт возможность нашим новоиспечённым школьникам больше общаться друг с другом, устанавливать более тесные дружеские контакты, получать много новых знаний и умений, да и просто весело проводить совместный внеурочный досуг. Всего два лишних часа, проведённых в школе после уроков, — зато сколько плюсов получает ребёнок от нахождения в кругу своих одноклассников, которые в скором времени вполне могут стать его хорошими друзьями на долгие годы.

Школа – это новый мир

В завершение своего рассказа мне хотелось бы отметить ещё один очень важный момент, к которому мы пришли после первого месяца нашей с сыном школьной жизни. Школа – это совершенно новый, особенный этап в жизни ребёнка, совсем отличающийся от детсадовского мира. Здесь всё по-другому – режим дня, школьная атмосфера, отношения со сверстниками, жизнь в новом, более взрослом, коллективе, требования от ребёнка, зона его обязанностей и ответственности, и даже круг интересов почти сразу меняется. В процессе школьных будней могут возникать самые неожиданные трудности и вопросы, на которые лучше сразу же реагировать и пытаться вместе их решать. Ко всему этому надо быть готовым психологически и эмоционально в первую очередь родителям и помогать своей поддержкой и участием ребёнку-школьнику.

Если ваш ребёнок недавно также впервые переступил школьный порог, поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и опытом по выстраиванию режима дня своего первоклассника. Будем рады вашим мнениям и комментариям!

Разместите материал на стеночку вашей любимой соцсети – возможно, другие родители также проявят интерес к этой теме!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Обмен опытом

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Марина Суздалева

    Света, большое спасибо за этот обстоятельный и искренний рассказ. Действительно, самый главный фактор успеха — это готовность родителей быть гибкими, перестраивать свой собственный привычный уклад, да и образ мышления в чем-то.
    Приемом с будильником мы с Егором успешно пользуемся уже второй год. Выделили для этого старенький телефон, он сам выбирает каждый день мелодию, которая его утром разбудит, и это значительно упростило наш утренний подъем в садик. Так что не только школьникам этот совет подойдет!
    А мне было бы интересно почитать о том, как именно организован ваш день после школы. Напоминаешь ли ты Глебу, когда именно приступать к домашней работе (чтобы успеть до 6 вечера), учишь ли его определять, сколько времени понадобится на выполнение заданий, помогаешь ли собрать портфель и как именно. Вот такие прикладные вещи. Может быть, поделишься в следующей статье.

    1. Светлана Мельникова

      Марина, спасибо за отзыв о нашем рассказе. Постараюсь в ближайшее время поделиться теми прикладными повседневными моментами, о которых ты упоминаешь)

  2. Наталья

    Добрый день, Светлана! Прочитала вашу статью очень внимательно, так как она для меня тоже очень актуальна. Второй мой ребенок в этом году тоже пошел в первый класс. У нас уроки начинаются в 8.00, поэтому приходится вставать раньше, я его бужу в 6.45. Тоже небольшой завтрак, сбор в школу, а сам поход до школы занимает 15 минут. Успеваем вовремя, встаем без будильника (но ваша идею взяла на заметку) и без всяких проволочек.
    Я так понимаю вы сидите дома или у вас гибкий график работы? У нас все работают. Нам ребенка приходится забирать по разному: то папа (он посменно работает), то бабушка с дедушкой (когда свободны). Уроки стараемся делать после школы сразу. Но на вечер все равно что-то остается (особенно творческие задания), все ждут маму с работы. По поводку продленки согласна, лучше сделать уроки дома. Мы пока решили обойтись без продленки, у нас не так насыщено с кружками, как у вас. Но на секцию мы ходим. И жаль, что не всегда у меня получается в будние дни поиграть или помастерить с детьми вместе. Конечно же на выходных мы отрываемся.

    1. Светлана Мельникова

      Наталья, очень рада, что тема организации дня первоклассника вызвала у Вас искренний интерес. И отдельное спасибо, что поделились опытом распорядка дня своего школьника. Вы пишите, что его утренний подъём проходит без проблем – интересно, а во сколько он ложится спать? И ещё, как он относится к выполнению домашнего задания сразу после школы – легко соглашается или всё-таки просит отдохнуть? Что касается меня, то да, в настоящее время я нахожусь дома и работаю удалённо, поэтому и есть возможность уделять много времени ребёнку.

  3. Галина

    А нам приходиться вставать рано — в 6.30, тк до школы ехать нужно на машине (хоть и недалеко — 10км), но и в школе нужно быть уже в 7.45. В гимназии у них утром зарядка, пот ом гимн области и района (Белгородской). И в 8 начинаются уроки.
    Тоже пришли к выводу — что ранний отбой в 20.00 или хотя бы к 21.00 — обязателен. иначе ребенку трудно вставать. Хоть и с большим желанием она пошла в школу.
    Прогулки — в школе они гуляют каждый день + она ходит на занятия после, а это тоже пешком. Ну и большой плюс — мы живем в деревне в своем доме — поэтому доступно погулять сколько угодно.

    1. Светлана Мельникова

      Галина, благодарю за Ваш опыт. На самом деле, ранний отбой – это очень важно для младших школьников, им просто физиологически ещё необходимо довольно много времени для сна. А с прогулками у вас с дочкой чудесно дела обстоят – жизнь в частном доме просто располагает к играм и увлекательным занятиям на свежем воздухе. Когда мы бываем на выходных в деревне, сынишку просто не загнать домой с улицы) Так что вашей дочке-школьнице очень повезло)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Чем занять ребенка осенью: масштабное рисование

На улице дождик, на улице слякоть, А им все равно... Сегодня у нас в гостях увлечённая мама Галина Гнатенко. С...

Закрыть