Ошибки взрослых в творческих занятиях с детьми

Ошибки взрослых в творческих занятиях с детьмиТворчество с детьми – казалось бы, что может быть проще и интуитивно понятнее. И тем не менее, на мою «горячую линию» регулярно приходят вопросы, которые связаны именно с организацией творческих занятий.

На основании своей практики консультирования мам и, конечно, на основании своего собственного опыта занятий творчеством с сыном, я выделила 7 наиболее распространенных ошибок творческих занятий с детьми, которые серьезно осложняют мамам и деткам жизнь и лишают их возможности познать радость совместного творчества. Проверьте, не совершаете ли вы эти ошибки?

Ошибки взрослых в творческих занятиях с детьми

Ошибка №1. Стремление получить результат в творческих занятиях вместо ориентации на процесс

Здесь в конфликт вступает разное восприятие творческих занятий ребенком и мамой. Для мамы это еще одно «занятие», как минимум направленное на то, чтобы нарисовать красивый рисунок или сделать симпатичную поделку, которую не стыдно отнести в садик или подарить бабушке, а как максимум, на то, чтобы научить ребенка рисовать или лепить собачку так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что это именно она.

С другой стороны, ребенок воспринимает творческие занятия как еще одну игру, и как любая другая игра, творчество интересно ему само по себе, безотносительно к тому, что получится в итоге. Можно сказать, что это меньше всего заботит ребенка.

Ошибка №2. Стремление показать, как правильно

Бывает, что мы и сами не очень хорошо понимаем:

  • как правильно держать карандаш,
  • чем отличается рисование гуашью от рисования акварелью,
  • правда ли, что фломастеры – самое настоящее зло для начинающего творца,
  • возможно ли заниматься рисованием, не имея даже мольберта.

Но, спасибо всемогущему интернету, мы периодически получаем обрывки этих сокровенных знаний и стремимся во что бы то ни стало переделать, переучить и нанести непоправимую пользу своему ребенку и, увы, его творческим способностям. Нет, я не хочу сказать, что учить «как правильно» совсем не надо. Но такие занятия будут уже немного не про творчество как игру, эксперимент и свободный полет фантазии.

Это уже про другое – про умение, про навыки, про творчество, как ремесло. Когда в детском садике хвалят ребенка, у которого колобок получился «круглее» других, – это прекрасно, аккуратность, усердие и прилежание еще никому не мешали на школьной скамье, к которой и готовят малышей на таких вот «творческих» занятиях. Но цель занятий творчеством дома с мамой я вижу совсем в другом, а вы?

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Ошибка №3. Совсем не проводить творческие занятия

 Причин – вагон и маленькая тележка:

  • «он еще слишком маленький»,
  • «он все равно ничего не понимает»,
  • «он только бумагу зря переводит»,
  • «младший ребенок будет нам мешать и обязательно что-нибудь на себя разольет»,
  • «после этих занятий так много уборки, а я и так целыми днями только и делаю, что убираюсь»,
  • «ему это неинтересно, он бы только машинки катал» и т.д.

Позволю себе оставить этот пункт без комментариев.

Ошибка №4. Заниматься только творчеством

Заниматься только творчеством, забывая обо всем разнообразии направлений развития ребенка. Другой распространенный вариант — сводить творчество только к художественному творчеству, как будто не замечая необходимости развития речевых, музыкальных, интеллектуальных, бытовых творческих способностей.

Ошибка №5. Ограничение творческих занятий однообразными материалами и видами творчества

Не спорю, при развитой фантазии и желании краски и кисти или тот же пластилин – вот и все, что понадобится маме для полноценного и эффективного творческого развития крохи. Но при нынешних возможностях мне кажется странным не использовать такой простой и эффективный способ поддержания и развития интереса ребенка к занятиям, как знакомство его с новыми материалами, техниками и инструментами. Идеи, как разнообразить занятия творчеством вы найдете в этой статье.

Ошибка №6. Постоянно предлагать ребенку что-то новое

Постоянно предлагать новое, не давая сполна раскрыть возможности каждого материала и инструмента. Другая крайность. Тут вспоминаются рассуждения Елены Макаровой из книги «Как вылепить отфыркивание». Вот если бы нарисовать «отфыркивание» — тут все понятно, а как его вылепить из пластилина? Решение подобных задач день за днем и есть путь развития творческих способностей вашего малыша.

Ошибка №7. Пытаться заставить ребенка заниматься тем, что ему неинтересно, и, еще хуже – тем, что неинтересно вам самой

Я всегда говорю – не заставляйте себя играть, никогда не следуйте методике, которая вам не близка или кажется лишенной смысла, не проводите занятия, которые вам не по душе, не покупайте игрушки и пособия, которые вам не нравятся, пусть даже о них слагает легенды восторженная публика. Следуйте своим путем, будьте внимательны к своим желаниям и, конечно, к интересам крохи. Он и ваша материнская интуиция подскажут вам, что и как делать.

Понравилась статья? Поделитесь со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

Скачайте чек-лист организации творческих занятий с детьми!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Как наполнить будни творчеством

Все ближе осень, все меньше осталось ярких солнечных деньков, и хотя лично я просто обожаю осень и считаю это время самым...

Закрыть