Подготовка к школе: как помочь будущему первокласснику

Подготовка к школеВ этом году мой сынишка должен стать первоклассником. Совсем незаметно подошло это ещё недавно казавшееся таким далёким время, когда твой ребёнок взрослеет и вырастает из детсадовского возраста, становится почти самостоятельным и готовым переступить школьный порог. Но так ли готов он к этому новому и важному этапу своей жизни? Этот вопрос волнует большинство родителей, чьи детки в ближайший год собираются пойти в первый класс. Чем мы можем помочь будущему первокласснику, чтобы его адаптация к школьному процессу прошла успешно? На что, в первую очередь, необходимо сделать акцент в подготовительных занятиях?

Ранее на сайте уже поднималась тема готовности ребёнка к школе – в статье «Скоро в школу…» рассматривались основные общепринятые компоненты этой самой готовности, озвученные опытным педагогом. Сегодня мне хотелось бы поделиться нашим опытом и немного рассказать о том, что делаем с сынишкой мы для подготовки к школе, какие навыки и умения приобретаем и развиваем. Этот вопрос стал для нас актуальным примерно с прошлой осени, то есть за год до предстоящего поступления в первый класс. И сейчас, спустя полгода, я постаралась обобщить наш приобретённый опыт и поделиться своими мыслями — мыслями самой обыкновенной мамы, чей ребёнок совсем скоро станет первоклашкой. Вот, что у меня получилось.

Посещение подготовительной школы

Большинство родителей в преддверии поступления в школу начинают водить своего дошколёнка в центр предшкольной подготовки – это может быть специализированный развивающий центр, школа-студия выходного дня в детском саду или подготовительный класс в общеобразовательной школе по месту жительства. Каждый родитель выбирает на своё усмотрение наиболее лучший и удобный для своего дошколёнка вариант. Мне бы хотелось сказать несколько слов в пользу подготовительного класса в той школе, куда пойдёт в сентябре ребёнок. Почему, на мой взгляд, предпочтительнее водить дошколёнка на подготовительные занятия именно в школу? Просто в этом случае для него появляется очень много плюсов:

  • ребёнок регулярно находится и привыкает к школьной атмосфере (школьные стены, классы, учителя);
  • происходит естественное знакомство дошкольника с установленным распорядком учебного процесса (звонки, уроки и переменки – всё, как в настоящей школе);
  • предварительное знакомство с учителями, которые будут учить наших деток (они привыкают к своим будущим учителям и, кроме того, у них появляется замечательная возможность самим выбрать учителя, к которому они хотели бы пойти в первый класс);
  • ну и, конечно, сами знания, которые ориентированы именно на требования той школьной программы, по которой ведутся занятия в этой начальной школе.

Мы водим сынишку уже седьмой месяц в подготовительный класс именно той школы, в которую собираемся пойти учиться. И остановились на этом варианте, в первую очередь, потому, чтобы морально подготовить сына к школьным будням, чтобы он постепенно привыкал к школьной атмосфере. Думаю, что мы сделали хороший и верный выбор.

Навыки самостоятельности и самообслуживания

К самостоятельности обязательно надо приучать ребёнка задолго до 1 сентября, так как впоследствии ему будет намного легче собираться в школу и погружаться в школьный процесс. К примеру, вот чему научился и какие навыки приобрёл мой сынишка за несколько месяцев подготовки к школе:

  • самостоятельно собирать свой школьный рюкзак, раскладывать предметы по нужным отделениям;
  • хорошо знает дорогу в школу и может без участия взрослых до неё дойти (я в это время просто иду сзади на некотором расстоянии от него);
  • самостоятельно полностью одевается, в школе сам раздевается и переобувается, складывает сменную обувь в мешок и сдаёт вещи в гардероб.

Я бы сказала, что для него сейчас самостоятельно собраться и пойти в школу в удовольствие. Считаю, что это очень существенный для первоклассника момент – самому уметь себя обслужить. Да и нам, родителям, спокойнее будет на душе за своих деток.

Коммуникабельность

Желательно, чтобы ребёнок до школы научился заводить новые знакомства и общаться с незнакомыми детьми без помощи взрослых. Очень важно налаживание первого контакта, умение задавать вопросы и рассказать о себе. Эти навыки здорово помогут деткам освоиться в кругу одноклассников, непринуждённо общаться со сверстниками и приобрести новых друзей.

Навыки организованности и распорядка дня

Ещё один немаловажный момент – постараться научить дошколёнка правильно организовать свой день и сделать полезной привычкой (или ритуалом) основные режимные моменты. Сюда относятся:

  • ежедневные необходимые действия по уходу за собой (умыться, привести себя в порядок, заправить кровать, переодеться в заранее приготовленную с вечера одежду);
  • быстрый подъём – лучше по будильнику (моему сынишке, например, очень нравится, когда его будит не мама, а музыкальный сигнал будильника, и он, совсем как взрослый, ставит себе будильник перед сном и утром отключает его);
  • обязательно сразу умыться по приходу домой, переодеться и убрать одежду по местам.

Организованность быта и стремление к порядку хорошо способствуют внутренней организации ребёнка и правильному распределению свободного времени. К деткам рано или поздно приходит понимание, что лучше сделать быстро (на автоматизме) все необходимые бытовые дела, чтобы появилось больше времени на игры и любимые занятия.

Развитие мышления

На родительское собрание в нашем детском саду в начале учебного года была приглашена учитель начальной школы, чтобы дать нам, родителям, основные рекомендации по подготовке к школе наших будущих первоклассников. Я хорошо запомнила её слова о том, что, в первую очередь, в занятиях с детками необходимо сделать акцент именно на развитии мышления, внимания и логики, а не на умении хорошо читать, как это сейчас принято. Деткам с хорошо развитым мышлением в школе намного легче будут даваться любые предметы, в том числе и чтение. На мой взгляд, это абсолютно правильно.

Поэтому я стараюсь каждый день понемножку обязательно включать в наши развивающие занятия различные задачки на логику, развитие внимания и памяти, используя для этого разнообразные обучающие пособия, рабочие тетради, развивающие журналы, интересные и увлекательные идеи, покупные и самодельные настольные игры. Что-то у сынишки получается легко и сразу, что-то даётся с трудом – и тогда мы вместе ищем правильные ответы. В любом случае, такие задания обязательно должны присутствовать  в занятиях со старшими дошколятами.

Работа над усидчивостью

Этот вопрос особенно остро стоит перед ребятишками, обладающими непоседливым нравом и предпочитающими подвижные игры остальным видам занятий. Именно такой у меня сынок – и для нас всегда было и по-прежнему остаётся непросто увлечь его спокойными видами игровой деятельности, особенно требующими концентрации внимания. Что нас выручает? Настольные игры, пазлы и конструкторы.

Некоторое время назад мне удалось заинтересовать сынишку настольными играми – начинала я с самых простых игровых сюжетов, ориентированных на ранний возраст (с 3-4 лет), затем постепенно у нас появлялись игры для деток постарше, когда я видела, что сынок готов к ним. Настольные игры, как правило, привлекают деток яркими игровыми полями, интересными фигурками, деталями, фишками и кубиками. Да и соревновательный дух, а также стремление к победе делают своё дело – малыши обычно легко увлекаются настольными играми. Теперь сынок по своему желанию сам выбирает игру, в которую хочет поиграть в данный момент, или пазл, который хочет собрать, и приглашает меня составить ему компанию. А для меня радость, что мой ребёнок хоть на какое-то время занят спокойным и плюс ко всему развивающим занятием.

То же самое с конструкторами. Мы отдаём предпочтение Лего-конструированию – начинали с крупных деталей Лего-Дупло, теперь увлекаемся сбором предметов из мелких деталей. Яркие цвета, интересные модели и предметы, подробные понятные инструкции сборки, стремление как можно скорее собрать желанный предмет – всё это может запросто увлечь ребёнка и стать для него одним из любимых занятий. А заодно и усидчивость хорошо тренируется, да и мышление развивается.

Зачастую деткам первое время в школе очень трудно сконцентрировать своё внимание на уроках и спокойно, не отвлекаясь, высидеть отведённое на занятие время. Поэтому надо постараться постепенно, небольшими шагами, задолго до школы вырабатывать навыки усидчивости и концентрации внимания. Без них первокласснику в школе может быть очень сложно.

Физическое развитие

Физическое развитие ребёнка – это, прежде всего, здоровье, крепкое развитое тело и стойкий иммунитет. Считаю, что обязательно и регулярно надо уделять внимание физическим упражнениям, а также укреплению здоровья и иммунитета будущих школьников. Вскоре им придётся много сидеть за школьными партами и длительное время находиться в состоянии покоя. Соответственно, в сидячем положении значительно возрастёт нагрузка на спину, может измениться осанка, ухудшиться зрение. Да и болеть и на длительное время выпадать из учебного процесса тоже нежелательно – думаю, со мной в этом согласятся многие родители.

Поэтому лучше заранее готовить детский организм:

  • укреплять мышцы спины;
  • проводить между делом короткие физкультминутки;
  • во время прогулок посещать спортивные площадки;
  • заниматься плаванием;
  • регулярно делать гимнастику для глаз;
  • проводить закаливающие процедуры (хотя бы самые простые);
  • как можно больше времени бывать на свежем воздухе и т.д.

Спорт в любых проявлениях обязательно должен присутствовать в жизни ребёнка, в том числе и дошкольника. Это всё вполне реально и осуществимо – главное, не забывать о важности физических и оздоровительных мероприятий.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Тренировка графомоторных навыков

Подготовке руки к письму мы также стараемся уделять большое внимание. Используем для этого самые простые и недорогие рабочие тетради и прописи для дошкольников, различные обводилки и лабиринты. Чем лучше детские пальчики научатся обращаться с ручкой и проводить правильные, стройные линии и штриховки, тем легче ребёнок в школе будет учиться писать. Без постоянных, пусть и непродолжительных, занятий по подготовке руки к письму перед школой просто не обойтись.

Графические диктанты

Отдельно хотела бы остановиться на графических диктантах – так называемом «рисовании по клеточкам». Графический диктант дошколята могут писать по-разному:

  • воспроизведение на листочке в клеточку геометрического рисунка по наглядному образцу;
  • рисование фигур, предметов и узоров по клеточкам под диктовку, когда взрослый озвучивает количество клеток, которые надо отсчитать на листочке и проводить по ним линии, а также направление движения (вверх, вниз, вправо, влево или по диагонали).

Это отличное занятие на развитие пространственного мышления, внимательности, слухового восприятия, навыков счёта, координации движений пальчиков, подготовки руки к письму.

Впервые мы столкнулись с этим видом развивающих занятий этой осенью, когда перешли в подготовительную группу. Первое время сынишке было очень сложно на занятиях в детском саду писать под диктовку графические диктанты — просто для него это был первый опыт. У него не получалось быстро сориентироваться в направлении движения, оперативно отсчитать клеточки и провести линии – и тогда мы начали тренироваться с ним дома. Шаг за шагом, постепенно у сына стало получаться всё лучше и лучше. А недавно он меня приятно удивил тем, что сам попросил пописать графические диктанты. Просто после регулярных занятий у него появились интерес, уверенность и стимул развивать свои умения. А это очень хорошо.

В школе детки будут писать графические диктанты обязательно – так лучше заранее быть готовыми к этому и помочь малышу приобрести необходимые навыки. Разнообразные схемы и задания графических диктантов можно легко подобрать в сети Интернет и пробовать писать их со своим дошколёнком, начиная с самых простых фигур. Это очень пригодится в будущем.

Математические понятия

Здесь всё просто – используя обычные бытовые предметы, в привычных жизненных ситуациях можно запросто освоить навыки счёта до 10. Кроме того, существует и можно придумать самим множество простых интересных математических игр и занятий – это математические пазлы, настольные игры, дидактические карточки, игры-ходилки, самодельные пособия, счёты и т.п.

Любые приобретённые до школы математические навыки и умения также здорово пригодятся в школьном процессе. Ребёнок просто лучше будет воспринимать новые знания и ему будет проще выполнять задания на уроках.

Чтение

Конечно, сейчас будущему первокласснику желательно научиться читать до школы – таковы требования современной действительности, да и просто по причине того, что ему будет легче на уроках чтения в школе.

Но, если рассматривать нашу ситуацию, то мы никогда не торопились научиться читать и не настаивали на этих занятиях, пока сынишка не проявлял особого желания. Попытки раньше, конечно, предпринимали регулярно, но интереса у ребёнка не было, и мы просто оставляли его в покое. Примерно с 5 лет начали в игровой форме изучать алфавит, используя для этого разнообразные пособия, идеи и игры (подробнее об этом можно почитать в статье «Знакомство ребёнка с буквами»).

С прошедшей осени начали учиться читать, когда сынишка был уже готов к этому, – постепенно, по желанию, по 1-2 странички букваря за один раз. Сейчас сынок уже, в принципе, читает – особенно ему нравится прочитывать надписи на упаковках, вывески, заголовки и объявления крупным шрифтом. Пусть не быстро, ещё по слогам, но уже прочитывает сам. И ещё один интересный момент: он всегда отдаёт предпочтение старым букварям, хорошо сохранившимся со времён нашего советского детства, – говорит, что они интереснее и проще. Может, так оно и есть – мы не возражаем, ведь когда-то мы также учились читать по ним, а теперь пришла очередь сына.

Я думаю, просто всему приходит своё время – любой ребёнок ближе к школе захочет научиться читать, и будет учиться. У кого-то это происходит раньше и проще, у кого-то позднее и требует больших усилий. Не стоит сравнивать своего малыша с другими, а также торопиться и настаивать. Всё произойдёт в положенное время. Таково моё мнение.

Представления об окружающем мире

Стараюсь использовать любую возможность, чтобы дать сыну как можно больше разнообразных знаний об окружающем мире. Во время спокойных прогулок мы обычно много разговариваем и рассуждаем на самые разные темы, обращаем внимание на то, что встречается у нас на пути. Дома последнее время нашими лучшими друзьями и помощниками стали детские энциклопедии – сынишка очень любит листать странички познавательных изданий, рассматривать фотографии и картинки, постоянно просит почитать или рассказать о том, что ему интересно. Также сейчас много выпускается небольших познавательных видеороликов —  деткам-дошкольникам  обычно очень нравится их смотреть.

Чем больше ребёнок узнает об окружающем его мире, тем шире будет его кругозор и эрудированность – и тем проще ему будет учиться в школе и проявлять активность во время занятий. Полученный до школы багаж знаний он смело потом сможет использовать в подготовке тематических рефератов, а также для участия в конкурсах и олимпиадах. Считаю, что познавательный интерес дошколят обязательно надо формировать и поддерживать.

Творческие занятия

Мы по-прежнему по возможности стараемся уделять внимание творческим занятиям. Правда, времени на творчество остаётся не так много, но сынок всё равно очень любит творить, и порой ему хватает минут 15-20 перед сном, чтобы в своё удовольствие порисовать красками или слепить какую-то фигурку или героя. И я всегда приветствую его стремления.

Занятия творчеством положительно сказываются на развитии эстетического и художественного вкуса, нестандартного мышления, воображения и фантазии. А это обязательно должно присутствовать в жизни дошколят – так они выражают себя, так познают мир, так отвлекаются от действительности. Кто знает, может, рядом с вами растёт невероятно творческая личность, которой просто надо дать толчок для выявления своих уникальных способностей. А уже в школьные, осознанные годы детки сильно раскрываются и развивают свои врождённые или приобретённые таланты. Нам, взрослым, лишь надо давать им возможности для развития.

Вот и всё, что я хотела сегодня рассказать. Было бы замечательно получить от вас обратную связь, уважаемые увлечённые родители, особенно мамы и папы будущих и уже состоявшихся первоклассников. Хочется узнать, как вы помогаете (или уже помогли) своему ребёнку подготовиться к школе. Возможно, вы дадите какие-то рекомендации из собственного опыта, поделитесь своим мнением. Мы приглашаем вас к диалогу и активному обсуждению!

 Нажимайте, пожалуйста, на кнопочки социальных сетей, если материал оказался для вас полезным!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Светлана Мельникова

Все статьи автора

Увлеченная мама 6-летнего сынишки Глеба. "Делаю все возможное, чтобы в жизни моего ребенка обязательно присутствовали увлекательные открытия, подвижные игры, задачки для ума, добрые истории и немножко волшебства. Уверена, что в наших силах направить каждую минутку общения с детьми во благо развития их умственных и познавательных способностей".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Надежда

    Мне кажется, водить ребёнка в школу за год До школы (фактически с 6-ти лет) — это значит ровно на год сократить ему «детство». Ваш малыш, несомненно, развит «не по годам», но далеко не все такие. До 7 лет ребёнок должен играть.

    1. Светлана Мельникова

      Надежда, речь идёт просто о посещении так называемой «воскресной» школы — это всего 2 часа в неделю по субботам. Там детки привыкают к школьной атмосфере и получают самые необходимые для их возраста знания. На мой взгляд, будущим первоклассникам это только на пользу. А в остальное время сынишка ходит в обычный детский сад и много играет, между делом развиваясь. Он самый обыкновенный ребёнок и многому ещё только учится.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Шахматы для детей. Ладья — ход и взятие

После веселого вводного знакомства с шахматной доской, полями и фигурами пора переходить и к самому главному – будем учиться играть...

Закрыть