Праздничная игра «В гостях у шумеров»

ШумерыНаше предыдущее путешествие в прошлое закончилось на том, что человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и обеспечивать себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Одной из самых первых цивилизаций был Шумер, государство на юге междуречья. Туда мы и отправились в этот раз. Гидом нашим стал Музейкин — сотрудник музея истории. Игра заняла у нас 1,5 часа. Сценарий подойдет детям от 5 лет. Можно играть и с более младшими детками, но с активной помощью взрослых.

Появляется Музейкин — сотрудник исторического музея. Им может стать кто-то из взрослых или любая игрушка. Прикрепите на грудь Музейкина бейджик с указанием его фамилии, места работы и должности.

Музейкин: Будем знакомы, мои юные друзья! Меня зовут Музейкин. Я — сотрудник исторического музея и ваш новый гид в путешествиях в прошлое. Прежде чем решить, куда мы сегодня с вами отправимся, расскажите-ка мне  том, где вы уже были.

Ответы детей.

Музейкин: Так-так. Вы были во временах динозавров, потом видели как в восточной Африке появились наши предки – люди из вида Homo erectus. Вместе с ними вы научились сохранять и получать огонь, делать орудия труда и строить жилища, исследовали новые территории, приручили диких животных и научились выращивать растения, выбирали вождя, поклонялись духам и богам. Неплохо!

Где и когда существовало Шумерское государство

Музейкин: А сегодня мы с вами отправимся в Древний Шумер — одну из первых цивилизаций, которая возникла не Земле. Знаете, что такое цивилизация?

Участники предлагают свои варианты.

Музейкин: Цивилизация — это человеческой сообщество, которое в течение определенного времени, имеет какие-то общие черты, объединяющие всех его членов. Тогда, когда многие племена, расселившись по нашей планете, по-прежнему жили в пещерах и землянках, в Шумере уже возводились города… Тм уже была цивилизация. Это было за 3000 лет до н.э. Вот вам и задачка.

Математическая задачка «Сколько эр прошло с момента возникновения цивилизации шумеров?». Используя крышки разных цветов выложите три, а затем еще две эры. В качестве разделителя эр можно использовать деревянную палочку для мороженого.

Музейкин: Шумеры жили в Южной Месопотамии. Давайте, посмотрим, что означает слово «месопотамия».

Дети из двух карточек составляют слово «Месопотамия», затем переворачивают карточки и узнают, что оно означает «междуречье».

Музейкин: Да, правильно. Месопотамия означает «междуречье». Сейчас здесь находится государство Ирак. А о каких же реках идет речь? Давайте посмотрим на карте.

На политической карте дети находят государство Ирак и две реки: Тигр и Евфрат.

Музейкин: Молодцы, вот они две реки – Тигр и Евфрат. Именно вот здесь – на юге Междуречья и возникла цивилизация Шумеров. Расселяться они начали вверх от дельты этих рек. Кстати, куда они впадают?

Дети находят на карте Персидский залив.

Музейкин: Вот только, откуда появились здесь шумеры, ученые до сих пор точно узнать не могут.

Шумеры - Месопотамия

Вдруг Музейкин начинает что-то лихорадочно искать у себя в карманах.

Музейкин: Пора бы отправиться в путешествие, да вот беда: мой музейный кот опять утащил ключик от машины времени. Поможете мне его найти? Вот вам первая записка.

Отгадывая загадки о предметах мебели и других предметах, находящихся в доме, дети постепенной находят ключ. Первую загадку можно выдать, а остальные спрятать в предметах мебели или неподалеку от них. Отгадав загадку, дети будут знать, где искать подсказку дальше. 

Музейкин: Спасибо, ребята. Отправляемся в путь. Включайте машину времени. Нас ждут шумеры. Крутим колесо на столько лет назад, на сколько эр назад нам нужно переместиться.

Дети включают машину времени с помощью ключа и крутят колесо на столько раз (5 раз), на сколько эр назад нам нужно переместиться (на 5 эр).

Шумеры - Квест с загадками

Музейкин: Стоп. Мы на месте. Только вот попали мы в какое-то странное место. Ах, да, это поле ячменя, который выращивают шумеры.

Делаем движения руками, как будто раздвигаем ячмень и идем через поле.

Одеваемся как шумеры

Музейкин: Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, давайте оденемся как шумеры. Почти вся одежда у шумеров была из овечьей шерсти. Полотнищами ткани шумеры обматывали нижнюю часть туловища, а сверху также способом обматывания надевали тунику. Чаще всего шерстяную ткань просто отбеливали на солнце, так как краски стоили очень дорого. Разноцветные одежды обычно были белого, красного, черного и коричневого цветов. Носили их знатные люди.

 Шумеры - Одежда

Как шумеры строили рамы, дома, города

Музейкин: Деревьев на территории Южной Месопотамии почти не было, зато в избытке были глина и тростник. Шумеры добывали глину, научились ее обжигать и из таких кирпичей строили свои жилища, а в центре своих городов – храмы.

В основном это были прямоугольные постройки из все того же сырцового кирпича. Жилища у шумеров возводились без окон, единственным источником света был дверной проем. Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной.

Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук.

Музейкин: Увы все эти постройки из глиняных с примесью тростника кирпичей были недолговечными. Влажный климат междуречья разрушил почти все. Наиболее сохранившийся зиккурат — зиккурат в городе Ура. Давайте сохраним его для истории – сделаем макет.

Участники строят храм (кирпичи — кубики). А затем город вокруг него — возводят стену вокруг храма (из фишек деревянного домино). Находят выход из кривых улочек поселения, решая лабиринты на бумаге.

Шумеры - Храм-зиккурат

Боги, в которых верили в Шумере

Музейкин: Интересно, что В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Храм был домом Бога. Богов в Шумерах было много: Энлиль, Ану, Энки, Иштар, Шамаш

Участники пишут названия богов (на бумаге, магнитной азбукой, выкладывая буквы из счетных палочек или зубочисток и т.д.). Мы писали кубиками Зайцева.

Шумеры создали земледелие

Музейкин: Помните поле ячменя, через которое мы пробирались? Именно шумеры создали земледелие: они придумали соху – примитивный плуг. Давайте и мы себе такой сделаем.

Дети делают соху из палочек от мороженого и банковских вместо веревок. Пытаются вспахать им землю в контейнере или в горшке с комнатным растением.

Музейкин: Только вот кто-то испортил семена ячменя. Давайте поможем шумерам их перебрать.

Дети сортируют фасоль и ячмень. Они могут не перебирать зерно руками, а смастерить сито, чтобы ячмень проваливался, а фасоль нет.

Шумеры - Земледелие

Чем питались шумеры

Музейкин: Из ячменя и пшеницы делали муку и пекли лепешки. Угадаете, где какой хлеб?

Дети с закрытыми глазами пробуют небольшие кусочки хлеба и определяют, где какой (черный, белы формовой, сладкая булочка, хлеб со злаками и т.д.)

Музейкин: Шумеры пекли ячменные лепешки, сушили инжир и приправляли мясо морских ежей медом и уксусом. Если шумеры мясо, масло, финики, ячмень и зелень.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Были известны шумерам оливки и многие фрукты и овощи: инжир, репа, кресс-салат, сладкий укроп, разные виды капусты, редис.

Участники находят на праздничном столе овощи и фрукты. Можно посчитать чего больше: овощей или фруктов. Можно поделить участников на 2 команды: одна называет (находит на столе) овощи, другая — фрукты. Команда, назвавшая фрукт или овощ последней, выигрывает. Заранее определитесь, какая команда может называть зелень, ягоды. орехи.

Мы по картинкам вспоминали и угадывали разные виды капусты (белокочанная, цветная, брокколи, брюссельская, пекинская, савойская, краснокочанная, декоративная).

Музейкин: Употребляли шумеры в пищу и бобовые: фасоль, чечевицу, горох. Пользовались они и специями: горчицей, тмином, кориандром. Знаете, какой орех на самом деле не орех, а плод растения семейства бобовых? (Арахис, или земляной орех). А как зовут земляную грушу? (топинамбур). А сладкий картофель? (батат).

Дети по внешнему виду и запаху с подсказками находят среди специй: горчицу, укроп, тмин, кориандр.

Шумеры - Питание

Музейкин: Шумеры разводили овец, коров, коз и свиней; откармливали гусей, уток, куропаток. Они ловили рыбу и даже специально выращивали ее в прудах.

Шумеры использовали ирригацию

Музейкин: На своих полях шумеры использовали ирригацию: рыли каналы для орошения полей и отводили воду из рек в водохранилища, чтобы запасти ее на случай засухи.

Участники, используя клубки синих и голубых ниток, делают свою систему ирригации. В качестве реки у нас была синяя лента. Поля мы выложили из перевернутых черных фишек домино.

Глиняные таблички, клинопись, первый алфавит

Музейкин: Так, а это что? Мне кажется, тут стоит провести раскопки.

Дети находят в специально сделанной куче банку с глиняными табличками.

Музейкин: Кто не побоится открыть?

Участники открывают банку и находят в ней глиняными таблички. Пытаются разгадать знаки.

Музейкин: Это шумерские глиняные таблички. Шумеры были первыми, кто изобрел письменность. Ее называют клиновидной из-за штрихов особой формы. Чем же их делали?

Участники пытаются на кусочках соленого теста (пластилине или полимерной глине) оставить штрихи старой шариковой ручкой, зубочисткой, деревянной палочкой, круглым и прямым концом палочки от мороженого и выясняют, что лучше всего подходит для создания таких штрихов прямой конец палочки от мороженого. Если вы будете использовать соленое тесто, в процессе его приготовления используйте не воду, а окрашенную гуашью в коричневый цвет воду или добавьте в тесто крепкую заварку. Тесто приобретет красивый глиняный цвет.

Музейкин: Давайте напишем по-шумерски пожелания нашему имениннику на глиняных табличках.

Дети палочкой рисуют пиктограммы на табличках из соленого теста, пластилина или полимерной глины. Пластилин предварительно лучше нанести на картон.

Музейкин: Изначально письменность их состояла из набора пиктограмм – картинок. Потом знаки стали обозначать не целые слова, а слоги. Потом – буквы. Так появился первый алфавит. Писать палочкой по сырой глине было так удобно, что многие другие страны и народы переняли эту идею письма. В древнем городе Угарит на восточном берегу Средиземного моря даже появился клинописный алфавит. Напишете свои имена по-угаритски?

Дети пишут или палочкой рисуют свои имена по-угаритски. Если вы будете использовать полимерную глину, положите таблички с нанесенными на них символами и буквами в духовку для затвердевания (согласно инструкции на упаковке). В конце праздника участники смогут забрать эти таблички с собой в качестве сувениров. 

Шумеры - Глиняные таблички

Музейкин: А вот корзина из ивовых прутьев (мы использовали пластмассовое желтое ведерко с нарисованными на нем черным маркером прутиками). В специальных комнатах в таких ивовых корзинах хранили важные и нужные глиняные таблички. Это были первые библиотеки. Были у шумеров и школы – «эдубба» дословно «дом табличек», где дети знатных людей учились писать. Увы, некоторые таблички расколоты и осколки очень похожей формы. Как же нам их собрать? Смотрите, таблички украшены орнаментами. Догадались, как можно собрать таблички?

Дети собирают таблички по орнаментам, переворачивают и читают шумерские пословицы:

  • Не срывай сейчас, позже даст плоды.
  • Кто много ест, тот плохо спит.
  • К вражде ведет не сердце, к вражде ведет язык.
  • Ласковое слово — всем друг.

Слова были написаны буквами, стилизованными под клинопись.

А потом играют в мемори, отыскивая на карточках одинаковые орнаменты. 

Шумеры - Пословица

Счет и налоги в Шумере

Музейкин: Придумали шумеры не только письменность, но и счет. Быстро скажите, что весит больше килограмм пуха или килограмм свинца?

Участники отвечают.

Музейкин: Вот видите, какое это трудное дело — счет изобретать. Вот и у шумеров были разные числа для разных предметов. Овец они считали, используя одни числа, а емкости с зерном — совсем другими числами. Ученые нашли множество табличек, на которых велся учет скота, зерна, других продуктов с указанием того, кто это передал и куда. Как вы думаете, зачем им было это все записывать? Да еще так подробно.

Участники высказывают свое мнение.

Музейкин: А потому, что простые люди – крестьяне платили налоги продуктами.

Детям раздаются «глиняные» таблички с рисунком, чем он должен заплатить налог, и с указанием количества. Участники находят подходящие предметы и платят налог в соответствии с заданием на глиняной табличке.

Астрономия и география в Шумере

Музейкин: Ребята, помните храм в Уре? С его верхней площадки жрецы наблюдали небо и звезды. Давайте мы с вами посмотрим на созвездие именинника.

Участник рисуют созвездие именинника и подписывают его название, используя буквы угаритского алфавита.

Шумеры - Астрономия

Музейкин: Еще шумеры изобрели парусную лодку. У вас сейчас тоже есть такая возможность.

Из любого материала участники строят лодку. Мы использовали конструктор CLICS.

Шумеры - Парусная лодка

Музейкин: Придумали шумеры и географическую карту. По всей планете они, конечно, не путешествовали, но карту той местности где жили и бывали составляли.

Используя подсказки – картографические знаки, дети под диктовку рисуют географическую карту. Можно составить географические пазлы.

Музейкин: Что ж, потренировавшись, вы теперь, наверняка, разгадаете и вот эту древнюю шумерскую карту.

Дети разгадывают карту, находят призы и прощаются с ведущим. В качестве карты у нас был просто план квартиры. Вы можете нарисовать «настоящую» карту шумерского царство. Чтобы состарить бумагу (а точнее большую глиняную табличку), опустите ее в крепкий чай, а затем дайте высохнуть.

Если вы хотите поближе познакомить ребенка с историей шумеров вам в помощь книги:

  • Н.Майорова «Путешествие в Древний Шумер», издательство  «Белый город» (книга в Лабиринте);
  • И. Поммо, К. Илла-Сомерс «Мы и наша история» (книга в Лабиринте);
  • С. Прудовская «История книги своими руками» (книга в Лабиринте);
  • С. Прудовская «История букв своими руками» (книга в Лабиринте).

Понравился сценарий  праздничной игры? Сохраните его  себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!

Если вам интересная тема путешествий в прошлое, посмотрите другие сценарии:

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: "Не можешь рассказать - покажи".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Поделки из овощей и фруктов своими руками

Участницы "Сказочного Калейдоскопа" уже провели со своими малышами первую недельку по сказке "Репка". И самые творческие мамы сделали вместе с...

Закрыть