Развитие речи в раннем возрасте

Развитие речи в раннем возрастеРечь является одним из наиболее сложных навыков из тех, которыми приходится овладевать ребенку. Но одновременно с этим, нельзя переоценить значение речи для становления мышления и умственного развития ребенка в целом. Развитие мышления и речи с самого раннего возраста связаны самым тесным образом, а после достижения возраста 5 лет их развитие и вовсе идут рука об руку.

 

 

В последние годы получают все большее распространение различные нарушения речевого развития у детей. В сегодняшней статье я не буду останавливаться на том, что может быть причиной этой проблемы, а поговорю о роли родителей в становлении речевых навыков ребенка и о том, можно ли целенаправленно заниматься ранним развитием речи.

Для своевременного и правильного развития речи в раннем возрасте необходимо несколько условий, а именно:

  • ребенок должен быть психически и физически здоровым;
  • иметь нормальные зрение, слух и умственные способности;
  • иметь достаточную психическую активность и обладать потребностью в речевом общении;
  • находиться в полноценном речевом окружении.

Конечно, некоторые из этих условий зачастую находятся вне сферы нашего влияния, однако соблюдение ряда этих пунктов вполне под силу организовать внимательным родителям. Особенно это касается вопросов стимуляции речевой активности ребенка и создания развивающего речевого окружения. Эффективному развитию речи в раннем возрасте способствует применение специальных приемов.

Комментируем происходящее для развития речи в раннем возрасте

С самого раннего возраста заведите привычку проговаривать вслух все то, что вы делаете или думаете, комментируйте увиденное и услышанное вами и ребенком. Чем младше ребенок, тем проще и короче должны быть предложения и тем четче должна быть ваша дикция. Проговаривайте слова медленно и отчетливо, давая малышу возможность видеть ваши губы. Полезно проговаривать не только свои действия и чувства, но и то, что происходит в настоящий момент с ребенком.

Например, вы можете сказать: «Коля купается», «Коля ударился, Коле больно», «Какая красивая кукла! Кате очень нравится» и т.п. С помощью этого приема вы выражаете опыт и ощущения ребенка словами, которые в скором времени он сможет произносить самостоятельно.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Потешки, стихи и песенки для развития речи в раннем возрасте

Многие детки получают большое удовольствие от сопровождения их повседневных действий стишками, потешками и попевками. А уж пользу от таких занятий на развитие речи «между делом» вообще трудно переоценить! Рифмованный характер текста и простые запоминающиеся мелодии способствуют развитию навыка активного слушания, умения вычленять из звукового потока отдельные звуки и их сочетания, улавливать ритмический строй речи. А простота и понятность содержания таких потешек и их соотнесение с практическими действиями и конкретными ситуациями из жизни ребенка позволяют ему очень скоро вникнуть в смысловое значение слов и выражений.

Пальчиковая гимнастика и развитие мелкой моторики

О наличии взаимосвязи между моторикой руки и развитием речи и необходимости регулярно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой известно, пожалуй, каждой маме. Подчеркну лишь то, что не стоит ограничиваться репертуар ваших занятий только зарядкой для пальчиков, используйте максимально разнообразные варианты игр и упражнений на развитие мелкой моторики, так как каждый новый материал или дидактическая игра требует новых движений руки, а значит, способствует формированию новых связей в головном мозге ребенка.

Работа с изображениями для развития речи в раннем возрасте

Сейчас стало очень модным заниматься с детьми раннего возраста по карточкам. Кто-то пытается точно следовать методике Домана, которая лежит в основе таких занятий, кто-то подстраивает ее под себя. В принципе, работа с изображениями предметов, будь то карточки, картинки в книгах или на мониторе компьютера при просмотре презентаций, сводится к тому, чтобы научить ребенка соотносить изображение с реальным предметом. После того как эта веха будет пройдена, направляйте внимание ребенка на различные детали изображений, учите находить на картинках знакомые предметы, цвета, формы и называть их.

Чтение вслух для развития речи

 Чтение книг чрезвычайно важно как для накопления пассивного словарного запаса ребенка, так и для развития грамматически правильного строя речи. Старайтесь подбирать книги по возрасту малыша и всегда заканчивайте чтение раньше, чем это наскучит ребенку.

Ролевые игры для развития речи в раннем возрасте

 Уже в раннем возрасте у ребенка появляются первые зачатки будущей ролевой игры в форме подражания действиям и движениям взрослых. Задача родителей – стимулировать и поощрять такие подражательные игры, направленные на речевое развитие ребенка. Например, вы можете предложить малышу «позвонить» бабушке по игрушечному телефону или «почитать» вслух сказку кукле.

Занятие по развитию речи в раннем возрасте посмотрите в этом видео.

 Понравилась статья — не забудьте нажать на кнопочки социальных сетей!

А как вы занимаетесь речевым развитием ребенка? Поделитесь в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Развитие речи

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Наталья

    Ах, если бы все было так просто!!!!!!!! Я уже писала, что со старшими практически не занималась. Обычные мамские хлопоты, обычное бытовое общение и чтение книг. Все! И они начали говорить рано. В 2 года уже говорили абсолютно все.А с Еликом я занимаюсь-занимаюсь с рождения и пока ничего(((((((((((((((((

    1. Марина Суздалева

      Наташа, ну, во-первых, прогресс у Елисея все-таки есть, это и по твоим отчетам видно. А во-вторых, как я написала, не все предпосылки своевременного развития речи нам подвластны, к сожалению. Но каждая мама должна знать, что она может сделать для речевого развития своего ребенка.

  2. Евгения

    Марина спасибо, полезно! Вроде бы все и ранее знала, но эти знания не были столь структурированы. Мы еще слушаем аудиосказки разные буквально с 3-х месячного возраста…и даже когда гуляем периодически прослушиваем наши любимые сказки)))

    1. Марина Суздалева

      Евгения, восприятие речи у ребенка раннего возраста конкретно и ситуативно. Поэтому я рекомендую прослушивание сказок стараться заменять/сопровождать рассматриванием иллюстраций, разыгрыванием сюжетов с помощью игрушек, кукольного театра и т.п., чтением вслух. Это будет способствовать лучшему пониманию речи и запоминанию слов.

  3. Аксана

    В данной статье вы говорите о бесплатном онлайн-тренинге, но идя по ссылке, оказывается, за него надо заплатить 900 рублей… как это понимать?

    1. Марина Суздалева

      Аксана, извините, если ввела Вас в заблуждение. Дело в том, что в момент публикации этой статьи как раз проводился набор на бесплатный онлайн-тренинг, а сейчас он продается в записи. Сейчас все исправлю. С бесплатными материалами Вы можете ознакомиться в разделе «Бесплатно»

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...