Развитие самостоятельности от рождения до 1,5 лет

развитие самостоятельности от рождения до 1,5 летВ первые полтора года жизни идет стремительное развитие малыша. Из беспомощного младенца с несфокусированным взглядом, двигающего хаотично руками и ногами, ребенок вырастает в уверенно стоящего на ногах активного исследователя окружающего мира. Именно активное познание мира и является одной из предпосылок для формирования самостоятельной личности.

В этой статье мы постараемся рассмотреть чему ребенок учиться в течение первых полутора лет, что способствует развитию самостоятельности в дальнейшем.

Для начала давайте определимся, что же такое самостоятельность. У нас была статья на тему воспитания самостоятельности у ребенка, поэтому давать общее определение мы не будем. В контексте нашей статьи под самостоятельностью мы будем понимать умение делать что-либо без помощи взрослого.

На протяжении первых полутора лет жизни малыша можно выделить следующие возрастные периоды, имеющих существенные отличия в развитии психических  и моторных функций, определяющих способы познания мира.

От 0 до 3 месяцев.

Малыш появляется на свет беззащитным и беспомощным и полностью зависит от родителей. Главная задача родителей с самого рождения малыша — окружить его заботой и вниманием, чтобы сформировать у ребенка ощущение мира как безопасного и доброжелательного. Базовое доверие к миру формируется благодаря возможности зрительного контакта с матерью во время кормления, подкрепленного дополнительными стимулами (запах, тепло, приятный вкус молока). Даже при искусственном вскармливании важно держать ребенка на руках и поддерживать визуальный контакт. Если ребенок воспринимает мир как доброжелательный, то он может спокойно направлять свои силы и энергию на изучение и познание мира, а не на спасение себя от опасностей.

Основное умение ребенка в возрасте до 3 месяцев, позволяющее ему увидеть мир под разными углами — это умение удерживать голову в положении лежа на животе и на руках у взрослых в вертикальном положении. Привлекая внимание малыша различными стимулами, важно научить малыша удерживать голову под углом 45 градусов, лежа на животе, а также необходимо следить за тем, чтобы ребенок поворачивал голову в сторону полностью.

Для формирования ощущения границы собственного тела у малыша, а также вертикальной оси тела, полезно выполнять следующее упражнение: подтягивайте малыша слегка за ручки из положения лежа, чтобы голова и туловище отрывались от поверхности стола или кроватки, голова при этом подтянута к груди и руки напряжены. С двух месяцев можно стимулировать движение рук в направлении низко подвешенной игрушки, чтобы прикоснуться к ней, а впоследствии и попытаться захватить и удержать. Для развития двигательных навыков, нужно создавать условия для овладения своим телом и изучения своих возможностей  с помощью упражнений на фитболе, массажа, игр- щекоталок.

В этот период появляются также первые навыки самообслуживания, когда при насыщении ребенок выталкивает языком грудь матери или бутылочку изо рта.

От 3 до 6 месяцев.

Основная задача в этот период — подготовить малыша к перевороту и ползанию. Развитие опорной функции рук является приоритетной задачей. Необходимо закреплять умение малыша лежать на животе, опираясь на локти, а затем и на ладони выпрямленных рук. Малыш в то же время учиться сохранять равновесие в таком положении, потому что площадь опоры уменьшается.

Благодаря активному развитию зрительно-моторной координации, становится возможным целенаправленный захват игрушки, висящей над малышом, удержание ее и манипуляция с ней. Месяцев с 4-5 нужно тренировать умение ребенка брать игрушку из рук взрослого, находясь в разных положениях: когда лежит на спине, на животе, находится на руках родителей. Нужно учить перекладывать игрушку из одной руки в другу.

Новые предметы вызывают все больший интерес. Важно помнить, что главный инструмент для исследования мира в раннем возрасте — это рот малыша. Не нужно запрещать тянуть игрушки в рот, потому что это полезно не только для их изучения, но и подготавливает ребенка к усвоению навыка самостоятельного приема пищи. Важно следить за безопасностью и чистотой предметов, которые тянет в рот ребенок.

В этом возрасте можно уже начинать оставлять малыша одного с игрушками, создавая безопасную среду вокруг. Ребенок с этого возраста, когда он сыт и его ничего не беспокоит, вполне может занять себя изучением игрушки, своих ножек и ручек , начните с пары минут постепенно увеличивая этот промежуток времени. Обеспечивая малыша возможностью проводить время с самим собой, родители также делают существенный вклад в развитие самостоятельности малыша.

К 6 месяцам продолжают развиваться первые навыки самообслуживания: малыш сам держит бутылочку, вкладывает в рот бутылочку или грудь, а также сам отталкивает ее. Может пить и есть кашу из ложки.

От 6 до 9 месяцев.

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Продолжается совершенствование зрительно-моторной координации, осваиваются «новые способы» изучения мира, сидя, стоя, придерживаясь за опору, и ползая на четвереньках. Когда малыш научился ползать, можно начинать стимулировать ребенка преодолевать препятствия в играх: например, положить на пути малыша валики из полотенец, затем увеличивать в размерах препятствие и способствовать их преодолению, подбадривая и, когда необходимо, помогая ему.

В этот период также расширяются возможности по самообслуживанию малыша. Ребенок учится пить из чашки, когда она в руках взрослого, а потом уже помогает ее держать. В процессе одевания подает руку и ногу, помогая одевать себя. Малыш может жевать отломанные кусочки пищи (хлеб, печенье, банан), самостоятельно кладет их в рот.

От 9 до 12 месяцев.

В этот период можно и нужно устанавливать для малыша границы дозволенного, вводить такие понятия как «можно-нельзя», «хорошо-плохо». Ребенок уже достаточно для этого понимает взрослых и может регулировать свои действия, реагируя на замечания взрослых. Родителям важно не упустить этот момент, потому что следование нормам и правилам является важным условием воспитания самостоятельной личности. Родители должны четко обозначить границы дозволенного и запрещенного. При этом запретов не должно быть много, а для этого нужно создать по возможности безопасную среду вокруг ребенка. У малыша должна быть возможность найти и достать нужную игрушку, собрать и положить в ящик предметы, перемещаться самому по квартире.

Для дальнейшей тренировки двигательных навыков и координации необходимо предоставить ребенку возможность для ползания, преодоления препятствий, развития умений приседать на корточки, вставать без поддержки взрослых и взбираться на невысокие предметы.

Малыш активно интересуется деятельностью взрослых, их манипуляциями с предметами, водой. В процессе манипуляций с предметами в играх с ребенком следует не только обучать его, но и начинать привлекать внимание ребенка к достижению определенных результатов, формируя целенаправленность в действиях: например, распаковывание подарка из коробочек (игра «Подарки»), вкладывание предмета один в другой («матрешки», «стаканчики»), помещать формы геометрических фигур в соответствующие отверстия (доска Сегена).  Ребенок в 10-11 месяцев пытается имитировать эмоционально значимые действия взрослых, поэтому  в игры важно уже включать элементы действий, используемых в повседневной жизни: «покорми», «одень куклу», «уложи спать».

Из самостоятельных навыков к году малыш уже умеет сам откусывать печенье, сушки, сухарики, а также самостоятельно ест с помощью рук, получая от этого процесса массу удовольствия.  Также ребенок может уже сам держать стакан, когда пьет, может есть с помощью ложки: подносит наполненную ложку ко рту, хотя не всегда поворот руки правильный. В процессе одевания ребенок помогает собственными движениями, поднимая или протягивая руки и ноги к одежде, особенно если его одевают медленно. Малыш сам может снять расстегнутые туфли.

От 12 до 18 месяцев.

Прямохождение является важнейшим достижением этого периода. Ходьба совершенствуется: ребенок сам обходит препятствия, перешагивает через ямки и кочки, взбирается на пригорки, может кружиться на месте, перелезает через бревно, взбирается по шведской стенке, пытается согласовывать движения в подвижных играх и танцах. Благодаря возможности ходить без помощи взрослого у малыша значительно расширяются возможности самостоятельного ознакомления с окружающей средой.

Однако, в этот период также необходимым является для малыша ощущение защиты и поддержки от родителей. Поэтому поначалу ребенок часто возвращается в маме, когда отойдет на улице дальше, чем обычно, или в незнакомой обстановке просится на ручки или идти за руку. Родителям важно оказывать поддержку в этих ситуациях и не отправлять малыша самостоятельно бороться со своими страхами. По мере привыкания к новой обстановке, освоения новых навыков, малышу поддержки нужно будет все меньше. А пока дайте ему уверенность в том, что он может на вас положиться.

К полутора годам также совершенствуется и предметная деятельность: имитируя действия взрослых и подражая им, ребенок начинается находить и запоминать связи между предметами и учится использовать их самостоятельно. Выполняя действия в определенном порядке, ребенок  достигает результата, вызывая похвалу взрослого, что очень важно для того, чтобы малыш ощущал ценность своей работы. Например, строит из кубиков несложные сооружения, как делала мама; берет тряпку и трет ей пол, как мама.

С 15 месяцев можно наблюдать первые признаки опрятности: малыш трет руки под струей воды, имитируя мытье рук, а к 18 месяцам сам вытирает руки после мытья полотенцем, хотя и не всегда «как надо».

Продолжает проявлять активность и самостоятельность во время еды: сам пьет из стакана, даже может к полутора годам уже аккуратно помешивать маленькой ложечкой в стакане, может использовать вилку, ложкой сам съедает большую часть содержимого тарелки. Примерно с 14-15 месяцев уже выполняет простые поручения по дому: собрать и бросить бумажки, сухую еду с пола в мусорное ведро, достать из ящика ложки, положить их на стол, отнести стакан на кухню, убрать в ящик игрушки.

Таким образом, в первые полтора года происходит в первую очередь овладение малышом своим телом, его возможностями. Тело для ребенка не только объект изучения, но и своего рода «инструмент», с помощью которого ребенок познает мир. Ещё одним существенным моментом в этот период является формирование у малыша доверия к миру, начинают усваиваться основные нормы поведения, что в дальнейшем составляет базовую основу самостоятельной деятельности малыша. К тому же у ребенка в полтора года уже сформированы первые навыки самообслуживания и опрятности, что является одним из главных шагов к самостоятельности малыша. И еще хотелось бы отметить, что все, что делает ваш малыш сам, важно поощрять и давать ему эту возможность как можно чаще. А что вы позволяете своему малышу делать самостоятельно?

Автор: Регина Явкина

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Как воспитывать самостоятельность

Как воспитать самостоятельность у ребенка - один из самых важных и самых непростых для родителей вопрос в воспитании ребенка. Основная...

Закрыть