Развитие самостоятельности у детей от 1,5 до 3-х лет

развитие самостоятельности у детей 1,5-3 лет.Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка. Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить и заставлять нервничать и переживать. Что нужно знать родителям о развитии самостоятельности ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы поддержать стремление малыша к самостоятельности, а не подавить ее? Давайте попробуем выяснить.

Под самостоятельностью в этот период мы будем подразумевать умение делать что-либо без помощи других людей, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности.

Самостоятельные умения и навыки в 2-3 года

В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.

В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.

К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.

Наличие собственной инициативы

Самый оптимальный вариант развития самостоятельности ребенка в раннем возрасте – это не подавлять его инициативу, а всячески поддерживать ее, и тогда вам не придется прикладывать усилий, чтобы научить чему-либо своего малыша. Стремление делать что-то самостоятельно довольно часто проявляется у малыша на втором-третьем году жизни. В этот период важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Родителям нужно всего лишь показать, как это сделать, или просто на словах рассказать о том, что нужно знать малышу, чтобы у него получилось выполнить то или иное действие. И конечно, самое главное в этом деле, дать малышу попробовать это сделать самостоятельно. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Постановка и достижение цели

Самостоятельность к концу второго года жизни существует пока еще на уровне целеполагания: ребенок уже ставит перед собой цели, но не всегда может сам до конца пройти путь для их достижения. Поэтому в этом возрасте ещё требуется помощь взрослого для удержания цели, выполнения определенной последовательности действий и оценки результата. Очень важно вовремя оказать дозированную помощь ребенку, иначе у него может просто пропасть желание действовать в случае постоянных неудачных попыток. Для дальнейшего развития самостоятельности важно, чтобы малыш, достигая цели, видел результат произведенных им самим и совместно со взрослым действий.

К концу третьего года жизни ребенок уже способен путем проб и ошибок организовывать собственную деятельность. Ребенок уже может сам удерживать в памяти поставленную цель, что позволяет достигать ее самостоятельно. Малыш ищет и использует собственные способы осуществления деятельности для достижения цели, становится усидчивым, внимательным. Важным в этот период является именно самостоятельность ребенка при организации деятельности, а не качество результата. А уже с помощью взрослых ребенок оценивает результаты своей деятельности, сравнивает с тем, что хотел получить вначале, что в дальнейшем будет являться основой для формирования еще одного компонента самостоятельности — самооценки.

Я сам

К трем годам происходит ещё одно важное событие в жизни малыша – он начинает осознавать себя как отдельная личность — «я», «мое», «я сам». В это время бурного кризиса ярко проявляются негативизм, своеволие, упрямство, протест, обесценивание того, что раньше было значимо. Для взрослых особенно сложен этот период, когда необходимо кардинально менять свое поведение с ребенком.  Все это связано с возрастающей активностью и самостоятельностью ребенка, которые не укладываются в сформировавшиеся отношения со взрослыми. Потребность ребенка в реализации собственных намерений и замыслов является преобладающей в этом возрасте. Кризис «я сам» нельзя избежать или игнорировать, а также с ним не стоит бороться, потому что это важный этап развития личности ребенка. Этот период следует понять и пережить вместе с ребенком, находя опору в любви и принятии друг друга.

Таким образом, к трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность, при этом также владеет необходимыми навыками самообслуживания и опрятности. Задача взрослого на данном этапе развития малыша состоит в том, чтобы принять этот факт и построить на основе этих изменений соответствующие отношения со своим малышом. А как вы реагируете на активное проявление самостоятельности у вашего малыша?

http://www.youtube.com/watch?v=MG537okyv50

Понравилась статья? Не забудьте поделиться со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!

Автор: Регина Явкина

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Игры со словами

Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является формирование умения наиболее точно выражать свои мысли и желания, уметь красиво и...

Закрыть