Развитие самостоятельности у детей после 3-х лет

развитие самостоятельности у детей после 3-х летДошкольный возраст (от 3 до 7 лет) является одним из ключевых периодов развития самостоятельности у ребенка. Связано это, прежде всего, с изменением условий развития малыша: ребенок начинает посещать детский сад, развивающие центры, различные кружки. Перед ребенком открываются новые виды деятельности, расширяется его круг общения. Что же важно знать родителям о развитии самостоятельности у детей после 3-х лет? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с того, что понятие самостоятельности в дошкольном возрасте включает в себя умение решать задачи, не прибегая к помощи взрослых, ставить цели, осуществлять элементарное планирование, возможность получить результат, который соответствует поставленной цели, а также проявление творческого подхода для решения поставленных задач. К тому же, важным является умение действовать самостоятельно не только в одиночку, но и в коллективе, учитывая свои возможности и возможности других участников общей деятельности.

Развитие самостоятельности в этот период осуществляется в таких видах деятельности как игра, труд и общение.

Развитие самостоятельности у детей после 3-х лет в игре

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Ребенок в игре воплощает свое желание быть похожим на взрослого, быть самостоятельным. Игра является самостоятельной деятельностью ребенка, в которой он может моделировать основные моменты взрослой жизни. Игра проходит свое развитие от воспроизводства действий взрослых с различными предметами (индивидуальная предметная игра конструктивного типа) к моделированию отношений между людьми (коллективная сюжетно-ролевая игра). Не менее значимыми являются игры по правилам и игры-соревнования, требующие четкого выполнения правил, учета возможностей и мнения других участников игры. Такие игры способствуют закреплению умения действовать по определенным правилам, брать ответственность за свои поступки и, к тому же, формируют мотивацию достижения успеха у детей.

Игра является лучшим средством для развития самостоятельности после 3-х лет благодаря возможности проявить инициативу, творчество, сообразительность, положительному эмоциональному фону, создающемуся в игре, а также возможности обыграть разнообразные ситуации.

Труд и развитие самостоятельности у детей после 3-х лет

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Трудовая деятельность является самой доступной и эффективной формой развития самостоятельности после 3-х лет. В процессе выполнения вместе с родителями работы по дому у детей формируются различные трудовые навыки. Полученные навыки в дальнейшем будут использоваться для достижения поставленных перед ребенком целей. У ребенка примерно с 4 лет уже должны быть определенные обязанности по дому, которые он выполняет и за которые несет ответственность. Например, убрать после себя игрушки, положить одежду в шкаф, протереть пыль в доступных местах, поливать цветы дома. Родителям нужно лишь создать соответствующие условия и поощрять самостоятельные действия ребенка дома. Важно помнить, что обязанности ребенка должны быть сформулированы кратко и доступно для его понимания, указывая конкретную цель и результат действия. Например, «Игрушки нужно убрать за собой, иначе кто-нибудь нечаянно наступит и сломает их». Когда выполнение своих обязанностей входит в привычку, и ребенку не надо уже об этом напоминать, тогда можно говорить о том, что ребенок самостоятельный и может нести ответственность за свои действия. Усвоение опыта трудовой деятельности в семье играет важную роль для дальнейшего развития самостоятельности у ребенка.

Общение и развитие самостоятельности у детей после 3-х лет

В дошкольном возрасте все более значимым становится общение ребенка со сверстниками. Для ребенка важна уже не только оценка взрослого, но и такого же, как он сам, ребенка. Дети начинают выстраивать отношения между собой, основанные на стремлении завоевать уважение сверстников. Подражание другому и стремление к соперничеству являются одними из преобладающих форм взаимодействия между детьми в дошкольном возрасте. Общаясь с ровесниками, ребенок учится отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, выходить из конфликтных ситуаций. Выполняя какие-либо дела совместно, дети учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности среди участников деятельности, соотносить свои возможности и возможности другого. Найти свое место и самоутвердиться в коллективной деятельности — одна из важнейших задач ребенка-дошкольника.

Участие в коллективной деятельности, позволяющей ребенку проявить свои умения и навыки с учетом принятых норм и правил в обществе, является высшей ступенью развития самостоятельности дошкольника.

Таким образом, развитие самостоятельности после 3-х лет осуществляется от индивидуального накопления социального опыта в трудовой деятельности и игре до развития самостоятельности в коллективной деятельности, в которой важно не только проявить умения и навыки, инициативу, настойчивость в достижении цели, но и необходимо управлять своим поведением, учитывая интересы и возможности других участников деятельности.

О других аспектах развития самостоятельности у детей после 3-х лет смотрите в этом видео:

Автор: Регина Явкина

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей "Клуба Увлеченных Мам".

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. елена

    спасибо за видео. Зачастую заработавшись с бумажками и закрутившись в бытовых делах и заботах, забываешь самые важные и нужные истины и перестаешь чувствовать своего малыша. Такие статьи об этом напоминают и подсказывают.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Тематическая прогулка «Песок»

Совсем недавно закончился наш проект "Самое-самое лето 2015", и некоторые участницы настолько увлеклись проведением тематических летних прогулок со своими детьми,...

Закрыть