Ребенок не может постоять за себя. Что делать?

Ребенок не может постоять за себя. Что делать?Регулярно наблюдаю на детской площадке печальную картину – малыши не могут поделить игрушки, одновременно хотят качаться на качелях, или съезжать исключительно с зеленой горочки.

А тут вдруг появляется среди карапузов счастливый обладатель самого большого грузовика, да еще и на веревочке, тут недолго и до настоящей трагедии. И вот уже льются слезы, раздаются крики «мама», а кое-кому еще и достается от более задиристых товарищей по песочнице.

 

Конечно, первая реакция любящей мамы – броситься на помощь, прогнать обидчика, добыть желаемое для своего ненаглядного малыша. Ведь нам, родителям, кажется, что ребенок не может постоять за себя. Но ведь вы не всегда сможете защищать кроху. Что же делать? Как научить ребенка постоять за себя?

Развиваем доверие к миру

Прежде чем приступать к обучению крохи навыкам противостояния обидчикам и самостоятельному разрешению конфликтных ситуаций, постарайтесь научить малыша доверять окружающим людям и самому себе. Очень важно, чтобы ребенок воспринимал окружающий мир в светлых тонах, а других людей, как:

  • доброжелательных,
  • миролюбивых,
  • заинтересованных в бесконфликтном сосуществовании.

В противном случае велика вероятность возникновения разнообразных форм отклоняющегося поведения и агрессивных проявлений.

 

После того, как кроха усвоит, что мир и окружающие люди – добрые и хорошие, вам будет нетрудно дать ему понять, что очень часто «обидные», на первый взгляд, ситуации на самом деле являются чистой случайностью, а не совершены со злым умыслом. Большое значение здесь будет иметь ваше отношение к ситуации. Если из-за нечаянно сломанного чужим ребенком куличика вы раздуваете «слона», начинаете причитать и чересчур рьяно успокаивать обиженного малыша, вы только усугубляете ситуацию. Подумайте, может быть, проще и полезнее для всех участников инцидента будет его «замять», переключив внимание малышей на другой вид деятельности?

 Удовлетворяем потребность в безопасности

Не менее важным является и удовлетворение потребности крохи в безопасности. В любом возрасте ребенку важно чувствовать «надежный тыл», не сомневаться в том, что, в случае необходимости, вы всегда придете ему на помощь, поддержите и защитите. Имейте ввиду: если вас зовут на помощь, это означает, что пока ребенок не может постоять за себя – не готов к этому психологически или еще не владеет необходимыми для этого навыками.

 

Когда вы сами в присутствии ребенка становитесь действующим лицом конфликтной ситуации, помните, что ребенок копирует ваше поведение. Продемонстрируйте малышу, что обида по своей природе неконструктивна – захочется ли ему играть и дружить с теми, кто все время на что-то или на кого-то обижается? Вряд ли. Такое поведение отталкивает окружающих.

 

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Учите ребенка ставить себя в конфликтной ситуации на место обидчика, апеллируя к его прошлому опыту («Помнишь, тебе очень понравилась чужая машинка, и ты позабыл спросить разрешения и схватил ее просто так»). Внушайте, показывайте и приводите примеры, как можно разрешать такие ситуации, не прибегая к помощи кулаков.

Обучаем ребенка социальным навыкам

Как это ни трудно признать, иногда ребенок сам провоцирует обидчиков. Попробуйте посмотреть на своего кроху со стороны – доброжелателен ли он по отношению к другим «обитателям» детской площадки? Умеет ли идти на компромисс и делиться? Способен ли к совместной игре? Всем этим необходимым навыкам вы можете научить малыша.

 

Очень хорошо отрабатывать эти навыки, а также конкретные варианты поведения в различных конфликтных ситуациях в процессе игры. Вы можете смоделировать ситуации, которые уже возникали в опыте вашего ребенка, или другие, которые только ждут его на жизненном пути, с помощью игрушечных мишек, зайчиков и кукол. Помогая любимым игрушкам, попавшим в непростую ситуацию (например, мишка отнял у зайки машинку), ребенок не только будет усваивать конструктивные формы поведения, но и укреплять чувство собственного достоинства и уверенность в себе, ведь он встал на защиту слабого зайки, значит, он – сильный и справедливый.

 

Действуя последовательно и постепенно, подавая ребенку личный пример конструктивного поведения в неоднозначных жизненных ситуациях, мы можем научить наших малышей постоять за себя.

 

Умение постоять за себя – один из навыков, необходимых будущим воспитанникам детских садов. Если ваш кроха тоже готовится к вступлению в их ряды, вам будет интересно послушать запись вебинара «Как подготовить ребенка к детскому саду», который я недавно проводила в рамках образовательного проекта для родителей. Скачать запись Вы можете здесь.

В этом видео основные моменты, помогающие ребенку постоять за себя в старшем дошкольном и школьном возрасте: https://youtu.be/Gol3CaTxBr0

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей.

 

А ваш ребенок умеет постоять за себя? Поделитесь своим опытом или задайте вопрос в комментариях!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
Как приучить ребенка к порядку

Многим родителям не понаслышке знакома проблема беспорядка в детской комнате. Мы заботливо выбираем вещи и игрушки для своего малыша, продумываем,...

Закрыть