«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Глава 1

Совместное чтение ОсоринаМы с вами начинаем совместное чтение книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Лабиринт). С одной стороны, эта книга несколько выбивается из стройного ряда книг, которые мы уже читали ранее. В ней нет пошаговых инструкций, фишек и рекомендаций по воспитанию ребенка. Она о том, что дети другие, о том, какие именно «другие», как они структурируют мир вокруг себя, определяют и обживают свое место в этом мире. Она о том, как мы, взрослые, можем понять эти интересные закономерности и особенности секретного мира детей, и о том, как можем поучаствовать в этом многогранном и длительном процессе, помочь, поддержать, создать необходимые условия, а иногда и просто не мешать.
С другой стороны, трудно представить себе увлеченную маму, которая не обладала бы хотя бы некоторыми знаниями об этом детском секретном мире, а потому считаю, что познакомиться с результатами научной работы и многолетних наблюдений в этой области будет очень полезно каждой из нас.
Сегодня мы обсуждаем первую главу книги  «Картина мира в колыбельных песнях и рисунках маленьких детей».

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

В рамках нашего совместного чтения я делюсь своими открытиями, мыслями по поводу прочитанного, интересными цитатами, выводами и т.д. Что интересного я почерпнула для себя на первых страницах книги Марии Осориной?
В первой главе речь идет о том, что традиционные фольклорные формы — колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки — играют очень важную роль в формировании модели мира ребенка. Они помогают малышу структурировать окружающий мир и осознавать свое место в нем. Разнообразные телесные игры, которые, я уверена, практикуют со своими детками увлеченные мамы, позволяют крохе сформировать устойчивый образ своего тела, телесного «Я».
Автор подробно останавливается на текстах колыбельных и потешек, в которых «утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места, а младенчество описывается как идеальное состояние благополучия». Получается, что эти первые мамины колыбельные вносят значительный вклад в формирование базового доверия к миру, которое в будущем, уже у взрослого человека, станет крепким фундаментом для оптимизма и веры в лучшее. Неплохая мотивация для того, чтобы петь колыбельные своему малышу, не правда ли?
На своих семинарах и курсах я часто говорю, что если какие-то потешки, приговорки, колыбельные не нравятся маме, «не ложатся» на язык, если мама чувствует какой-то дискомфорт от необходимости использовать их в общении со своим малышом, то их лучше избегать. Говорю о том, что в таких случаях гораздо полезнее для крохи и для мамы, если мама будет петь какую-нибудь «отсебятину». Тем не менее, песенки и потешки собственного сочинения тоже могут и должны укреплять базовое доверие к миру и помогать психологическому структурированию пространства. В этой связи мне кажется полезным внимательно прочитать эту главу всем, кто предпочитает собственное творчество традиционным колебыльным, и особенно тем, кто отдает предпочтение творчеству современных авторов.
М.Осорина проводит параллели состояния ребенка перед сном с гипнотическим состоянием (малыш расслаблен, внимание его полностью сосредоточено на голосе мамы и т.д.) и говорит о том, что в этом состоянии ребенку совсем не обязательно понимать смысл слов, которые он слышит. Если малыш и мама настроены на одну волну, образы, заключенные в текстах колыбельных песен, «угнездятся» где-то в подсознании, чтобы оттуда влиять на всю его дальнейшую жизнь.
Читая об этом, я задалась такими вопросами:
— Какие же образы угнездятся в подсознании детей, которым не поют колыбельные, или тех, которые засыпают под монотонное жужжание телевизора (реклама, сводка криминальных новостей, развлекательные шоу и т.д.)?
— Связаны ли жизненные смыслы, запечатленные в виде образов в колыбельных, с особенностями русского менталитета? Вероятно, да, а ведь не все эти особенности хотелось бы дополнительно укреплять в своих детях современным родителям.
В этой же главе М.Осорина рассказывает об этапах развития детского рисунка как особого языка ребенка, на котором он рассказывает о том, как представляет себе окружающий мир, как видит взаимосвязи его элементов, как структурирует его. Эту часть первой главы я считаю просто необходимым читать всем, кто все еще не может с собой совладать и продолжает учить ребенка рисовать «правильно» — небо сверху и непременно голубое, солнышко — сверху, круглое, желтое, с лучами-палочками и т.д.
Приведу здесь цитату Марии Осориной, хочу, чтобы она украшала мой сайт:
«Склонность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления, а совокупный результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников. Они используют изобразительный язык как знаковую систему, при помощи которой можно моделировать мир на листе бумаги, выделяя значимые объекты и фиксируя отношения между ними. Поэтому рисование в дошкольном возрасте является одним из наиболее эффективных способов упорядочивания системы детских представлений о мире».
Какие выводы можно сделать для себя из этой главы:
  1. О важности ритуалов отхода ко сну. Время перед сном и то особое состояние, в котором в это время находится ребенок, как нельзя лучше подходит для разговоров по душам и воспитательных бесед (не в смысле чтения нотацией, а в смысле разговоров, которые западают в душу, надолго врезаются в память, обдумываются ребенком на сознательном и проживаются на неосознаваемом уровнях).
  2. О необходимости критического отношения к текстам, которые слышит ребенок, особенно, если он слышит их перед сном, и тем более, если он слышит их изо дня в день.
  3. О важности внимательного и бережного отношения к «мироустроительной» функции детского творчества.
Поделитесь и вы своими открытиями и мыслями по поводу того, о чем прочитали в первой главе книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»!
На следующей неделе будем обсуждать 2 и 3 главы, посвященные освоению ребенком пространства дома.
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Лина

    начало книги интересное и я во всем согласна с автором. но возникает вопрос по поводу детских рисунков — до 6 лет не учить детей рисовать? ведь выходит, что любое даже ненавязчивое мое вмешательство в детский рисунок это уже взрослое мировоззрение, чуждое для ребенка? а если ребенок просит научить что-то рисовать?

    1. Марина Суздалева

      Лина, я думаю, если просит, то нужно научить или помочь научиться. Можно ведь показать разнообразные способы рисования одного и того же. Посмотреть варианты в книгах, в интернете, на репродукциях, в музеях и на выставках. Чтобы у ребенка не было ощущения, что человечек — это только «точка, точка, запятая…» и т.д.

  2. Анастасия

    Мой сын любит перед сном слушать Лисичку и Волка и Лисичку со скалочкой. теперь вот думаю, насколько эти сказки подходят для вечернего ритуала. другие сказки не хочет, песни тоже не хочет. Что вы думаете об этом? :)

    1. Марина Суздалева

      Анастасия, а сколько сыну? Вы с ним обсуждали — или, если он еще не говорит, — есть ли у вас предположения по поводу того, почему ему нравятся именно эти сказки?

      1. Anastasia

        Марина, спасибо за ваш ответ. Ему скоро три. Сложно сказать, почему они ему так нравятся. Лисичка со скалочкой-судя по всему, из-за песни, я иногда ему только песню пою, когда засыпает. А про волка, ему всегда нравился сюжет и картинка, когда хвостик оторвался.
        Каждый раз эти сказки, что думаете?

        1. Марина Суздалева

          Я не вижу в этом повода для беспокойства или основания для каких-то особенных выводов :) Скорее всего, в скором времени под вашим мягким и чутким руководством репертуар сказок перед сном (аудио или читаемых вами) постепенно расширится и станет более разнообразным.

  3. Татьяна

    Здравствуйте дорогие читательницы! Я с вами впервые и очень интересно получить такой опыт совместного чтения. Спасибо, Марина, что предложили нам эту книгу, сама бы я ее вряд ли нашла и уж тем более вдумчиво читала. С первых строк, начинаешь понимать, что это не пошаговая инструкция по воспитанию детей, а что здесь действительно затрагиваются глубинные аспекты развития ребенка. Читая о важности потешек, пестушек, пальчиковых игр, колыбельных песен, приходит осознание того, что насколько мудры были наши предки, насколько тонко они все это понимали. К сожалению, многое было утеряно, была нарушена преемственность поколений, но радует, что в наше время все больше говорят и пишут о важности такого общения с ребенком и думаю каждая мама интуитивно это понимает. Я пела и продолжаю петь колыбельные своим деткам (дочка-почти 5 лет, сын-2,4 года), я вижу как они им нравятся (правда зачастую сама придумываю колыбельные, но и они благотворно действуют на детей). Очень было интересно читать, насколько глубоко действуют колыбельные песни на детей.
    Что касается детского творчества, в частности, рисования, то для меня тут все было понятно. Что-то я раньше читала, а в основном сама поняла, что нельзя вмешиваться в творческий процесс ребенка, пока он туда тебя не пригласит. Я всегда старюсь просто обеспечить необходимым материалом ребенка, а сама нахожусь на отдалении, подхожу, если только позовет. Потом ребенок с удовольствием показывает свое творение, когда постарше уже рассказывает, что он нарисовал. Я вижу восторженные глаза, когда рассказывает, вижу увлеченность, когда рисует, поэтому даже и не хочется что-то поправлять, исправлять, показывать как надо. Несколько раз я наблюдала, когда на творческих мастер-классах для детей, детям даже не давали в аппликацию или картину внести что-то свое, они тактично требовали идеальности в исполнении и наибольшей похожести с представленным образцом. На мой взгляд, такие подходы приводят к тому, что ребенок перестает доверять себе, теряет свою самобытность, индивидуальность, самостоятельность, это приводит к шаблонному мышлению и видению. Думаю нужно лишь помогать, когда просит ребенок и больше показывать различные шедевры изобразительного искусства.

    1. Марина Суздалева

      Татьяна, здравствуйте! Рада, что вы присоединились к нашей читающей компании. Спасибо, что делитесь своими мыслями по поводу прочитанного. Мне очень импонирует ваш подход к детскому творчеству, тоже люблю просто сидеть рядом и наблюдать, как старательно и увлеченно рисует мой сынок. Бывают у нас и «уроки» рисования, когда мы знакомимся с определенными техниками или материалами, но я никогда не отношу эти занятия собственно к творческим. Уже позже, когда ребенок познакомился с какой-то техникой, он может сам использовать ее в своем свободном творчестве, и это обогащает его и делает более выразительным. Согласна, что полезно также рассматривать и обсуждать с детьми шедевры мастеров.

  4. Татьяна

    Здравствуйте, я тоже первый раз принимаю участие в совместном чтении, очень хорошая идея. Я прочитала пока только первую главу, и пока книга большого впечатления на меня не произвела. Моему сыну скоро 5 лет, мы любим и потешки и книги читать и колыбельные петь. Мы выбираем более современные варианты, старинные сказки нам не очень понравились. Сейчас ребёнок сам выбирает книги. У меня вопрос — если ребёнок не любит рисовать и не очень хорошо это делает, но любит лепить и играть в пластилин, стоит ли беспокоится? В книге говорится, что ребёнок может себя проявлять по разному, в т.ч. и в лепке, но об этом больше ничего.

    1. Марина Суздалева

      Татьяна, здравствуйте! Думаю, дальше будет интереснее. Хотя, конечно, многое зависит от вас и ваших ожиданий от книги. Лично у меня много инсайтов, интересных параллелей, много того, над чем хочется поразмышлять в процессе чтения. Стоит ли беспокоиться, если ребенок не любит рисовать? Думаю, каждый из нас имеет право отдавать предпочтение одним видам занятий перед другими. Еще мне вдруг подумалось, что рисование требует большей смелости и уверенности в себе, чем лепка. Вылепленную фигурку можно улучшать и переделывать до бесконечности, можно просто скомкать, никому не показав, если вышло совсем не то, что хотелось. С рисунком это сложнее. Но это просто моя мимолетная мысль, возможно, она не связана с вашей ситуацией.

  5. Ирина

    Здравствуйте!Для меня было открытием узнать,что для ребёнка свои вещи (кроватка,стульчик,игрушки) воспринимаются как часть себя самого,и что попытка занять это место или взять игрушки может сопровождаться болезненной реакцией малыша не из-за жадности,а просто потому,что он воспринимает это,как посягательство на свою самость. Так же и про детский бардак:ребёнку нравится строить и разрушать башни посередине комнаты или обязательно у мамы под ногами,потому что таким образом он старается привлечь к себе внимание,сообщить миру,что он здесь. Это очень важные для меня открытия,которые поменяли моё отношение к особенностям проявления ребёнка и его заявлению о себе.

    1. Марина Суздалева

      Ирина, прекрасные открытия, только они уже из второй главы, которую мы будем обсуждать в следующий раз :)

  6. Нелли

    Первый раз участвую в совместном чтение. Спасибо за познавательную книгу.
    М. Осорина очень хорошо выделила — «край», границу для ребенка. Пока он мал, для него дом -безопасность. И когда он начинает подрастать внешний мир расширяется.
    Действительно в колыбельных скрыт магический смысл. Как поет мама, каким голосом — все это отражается на состоянии малыша.
    Когда ребенок начинает подрастать, взрослые читают ему перед сном сказки, обсуждают что-то интересное и это правильно. Спокойствие перед сном, базовое доверие- что все будет хорошо, закл. именно здесь.

    Я поняла, как рисует малыш — ОН ПОКАЗЫВАЕТ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО МИРА (ЧЕРТЫ, ПОЛОСОЧКИ). А мы взрослые ему говорим: «ну что за палочки ты опять нарисовал». Да ему не важна красота, он разделяет мир своими полосочками. Показывает нам грань.

    Очень рада читать вместе с вами совместно и делиться своими впечатлениями. Спасибо!

  7. Виктория

    Добрый день! Я тоже с вами в первый раз, спасибо за чудесную возможность вместе читать и обсуждать книги, надеюсь, так они будут лучше запоминаться.
    У меня сыночку 1 годик, но колыбельные почти не пела, он под них не засыпал совершенно. Вот думаю, наверно, зря не пела, если они такое значение имеют. Одно дела, когда все вокруг говорят, что колыбельные важны, а другое — когда в книге рассказывается, почему.
    Рисовать каляки-маляки сын только начинает, тоже буду знать, что лучше вмешиваться как можно меньше.
    Марина, сейчас есть методики, согласно которым с ребенком занимаются рисование с раннего возраста «рука в руке» (мама кладет карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и они вместе рисуют). Как вы думаете, это противоречит тому, что советует Осокина?

    1. Anastasia

      И я об этих методика думаю. Но мамы должны показывать разные варианты, и если они позволяют ребёнку самому рисовать, то наверное, это не так страшно :)

      1. Марина Суздалева

        Согласна с вами, Анастасия. Выше ответила на этот вопрос Виктории

    2. Марина Суздалева

      Виктория, в годик еще не поздно начать петь колыбельные, если это вам нравится, и если вы «прониклись» их полезностью. Мне, например, нравятся только пара народных колыбельных, в основном я пою Василисе что-то собственного сочинения. К словам, которые пою, всегда относилась с вниманием, а уж после прочтения этой книги, еще более осознанно их подбираю.
      По поводу методик раннего рисования — думаю, вы можете задать этот вопрос их авторам :) Если вас интересует именно мое мнение, то я предлагаю разделять собственно рисование и обучение каким-то приемам и техникам. Я считаю, что можно показать ребенку прием «тычки», взяв его руку в свою (если он не против) и сделав несколько движений, но рисовать его рукой целого медведя, например, не вижу смысла. В целом я разделяю «уроки» рисования (на которых мы знакомим ребенка с изобразительными приемами, с новыми материалами, инструментами и т.д.) и свободное творчество ребенка, о котором как раз и говорится в книге.

  8. Здравствуйте!
    Я уже второй раз принимаю участие в совместном чтении. Честно скажу, что с нетерпением ждала, когда Марина предложит книгу.
    Прочитала первую главу, и осталось ощущение, что я поговорила с очень интересным собеседником, который просто и интересно рассказал о вещах которые я знала, но может забыла или не предавала им особого значения.
    Колыбельные я пою сыночкам, им это очень нравится, со старшим мы читаем на ночь. Расскажу, как я поняла значение колыбельных для сына. Адаптация к садику у нас проходила очень тяжело, но к одному воспитателю сынок стал ходить без слез. Потом, он сказал, что воспитательница поет песенку в тихий час такую же как ты. Значит, ребенок слышал знакомую песню и успокаивался.
    Про детское творчество было интересно почитать. В садике учат как надо. И стала замечать, что ребенок сейчас в основном рисует для оценки и старается все нарисовать красиво и правильно. Может посоветуете, как повлиять на это. Из главы я поняла как важно ребенку выразить себя в творчестве, но как создать такую атмосферу свободы, если в садике совсем другие требования. Жалко, что в главе про это не говорится…
    В целом, я заинтересовалась книгой и спешу прочитать следующую главу.

    1. Марина Суздалева

      Анна, я думаю, если дома вам удастся создать атмосферу свободного творчества, о которой вы говорите, то садик и его требования уже будут ребенку не страшны.

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...