«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Глава 4

Совместное чтение ОсоринаПриветствую всех участниц совместного чтения книги Марии Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (Лабиринт).
Надеюсь, также как и мне, вам нравится эта книга и те осознания, мысли и чувства, которые она в вас пробуждает. Я нахожу множество параллелей со своим собственным детством. Забежав на несколько глав вперед, я уже не раз испытывала чувство, как будто автор книги вместе с нами гоняла на велосипедах по окрестностям моей деревни, вместе со мной наблюдала за головастиками в речке, лежа на мосту, вместе с нами строила шалаши и устраивала штабы… Но обо всем этом речь пойдет впереди, а сегодня мы обсуждаем не менее интересную тему — выход ребенка за пределы родного дома.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Читая эту главу, я много думала о том, как не похож современный мир, в который выходят наши дети, на тот мир, в который выходили мы с вами, будучи детьми. В моих мечтах мне иногда представляется идеальной жизнь в частном доме с огороженной территорией, где детки могут гулять самостоятельно. Но я понимаю, и в этой главе автор тоже говорит о том, что начиная с определенного возраста, детям нужна не только определенная свобода в освоении пространства улицы, но и подходящая для этого компания, компания разновозрастных детей. И независимо от того, воплотятся ли когда-то эти мечты в жизнь, или мои детки будут осваивать городской двор и прилегающие территории, актуальным остается вопрос, сформулированный в книге: «какая территория вне дома нужна детям, чтобы у них хватало сил ее освоить, не потеряться и не раствориться в ней, удовлетворить свое любопытство и реализовать свои желания».
Я с большим интересом прочитала об исследованиях, которые продемонстрировали сходства и различия в территориальном поведении мальчиков и девочек разного возраста. Вспоминала свое детство, строила предположения о том, как будет происходить этот процесс у моих детей.
Еще одна сторона освоения пространства внешнего мира ребенком — установление и защита границ «своей» территории. Здесь снова прозвучала мысль о важности уважения личного пространства ребенка родителями с самых ранних лет. В прошлый раз мы уже касались этой темы и говорили о том, что личное пространство, уважаемое всеми членами семьи, должно быть у каждого — и у ребенка, и у взрослого. Задуматься меня заставили рассуждения о причинах, по которым родители могут настойчиво и даже демонстративно нарушать границы территории подрастающего ребенка, как бы пытаясь доказать, что они все еще имеют власть над ним. Причиной автор считает неосознаваемые проблемы личности самого родителя, и надо признать, что это так. (Кстати, в нашей книге «Нет бардаку! Как навести порядок в детской вместе с ребенком» (Озон, Лабиринт) мы затрагиваем эту тему и предлагаем начинать избавление от бардака с наведения порядка в голове).
В этой главе автор вводит понятие «места», перечисляет типы мест, которые посещаются детьми для разных целей — общения, игр, размышлений и т.д. Множество примеров помогли и мне вспомнить места, которые манили меня в разные периоды моего детства. А у вас были места, в которые вам просто хотелось прийти, в которые необъяснимо тянуло, потому что они каким-то образом были связаны с вашими душевными переживаниями на тот момент? Поделитесь в комментариях!
В следующий раз предлагаю обсудить главы 5, 6 и 7. Обещаю поделиться с вами воспоминаниями о том, как мы ходили на кладбище, и что интересного я находила на свалке (о да, я сама удивилась, когда вспомнила этот эпизод из своего детства в процессе чтения книги).
Если вы попали на эту страницу случайно, но хотите продолжить совместные чтения с Клубом Увлеченных Мам, подпишитесь на нашу рассылку здесь, и каждую неделю Вам на e-mail будут приходить наши статьи и задания по обсуждению совместно прочитанной книги!

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Категории: Совместное чтение

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (http://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

Вам будет интересно:

Комментарии

  1. Добрый день участницы совместного чтения!
    Прочитала главу на одном дыханий, очень мне понравилось изложение мыслей, можно сказать «просто о сложном».
    Хочу рассказать о мыслях, которые мне особо запомнились и заставили задуматься.
    Конечно о подростках: в главе рассказывается, почему подростки себя так ведут, отстаивают свое пространство. Это мне помогло осознать свой подростковый возраст. У меня в родительской семье все любят друг друга, но при этом не соблюдают границы друг друга, а когда пытаешься отстаивать границы, особенно мама обижается (и сейчас такое бывает), так вот раньше у меня появлялось чувство вины, а сейчас понимаю я отстаивала свои границы (как умела, в силу возраста), а сейчас учусь это делать грамотно )
    Я очень удивилась тому, что мальчики и девочки осваивают «пространства мира» по разному. Сейчас задумалась, как дать возможность моим сыновьям (5 лет и 2 года) исследовать мир…Может кто, что подскажет. Мы живем в городе, одни они пока не гуляют, но я думаю и потом с трудом отпущу, да и куда…
    Девочки, поделитесь, кто отпускает гулять детей одних, как позволяете исследовать мир?
    Себе в блокнот выписала фразу , которая станет, одним из моих правил в воспитание мальчишек « …»получаемый ребенок» -«распоряжающийся взрослый…» наверно, этим можно и обозначить путь взросления..

    1. Марина Суздалева

      Анна, спасибо, что делитесь своими осознаниями. Действительно, читая эту книгу (да и многие другие о детской психологии), по-новому смотришь не только на своего ребенка, но и на свое собственное детство.

  2. Нелли

    Хочу поделиться своим мнением. Автор справедливо отметил самостоятельность подростка. Уважение к нему. Дать ребенку личное пространство и очень деликатно вмешиваться в его жизнь. Очень интересно было прочитать исследования зарубежных и отечественных работ.

    Познавательным оказался факт места. Дети по разному выбирают места, в зависимости от того, что им необходимо в данный момент. Вспоминая свое детство хочется выделить : место игр (мы играли группой девчонок), а когда игры были общие (мальчики и девочки объединялись). Любили делать разные постройки. в т.ч. и дома и просто сидеть, болтать. На мой взгляд у каждого ребенка должно быть личное пространство, даже если это маленький кусочек в квартире. Но это его территория- личная.

    1. Марина Суздалева

      Нелли, спасибо за комментарий. Да, про постройки «домов» еще будет идти речь в следующих главах.

  3. Татьяна

    В последнее время часто задумываюсь над вопросом: во сколько лет можно и нужно отпустить ребенка самостоятельно поиграть во дворе, когда можно отпустить погулять с друзьями. Главное думаю проводить периодические беседы о безопасности.
    Большая часть главы пока для меня и моих детей можно сказать «на вырост», в любом случае необходимо было вспомнить себя в подростковом возрасте, чтобы потом лучше понимать своих детей и не нарушать личное пространство ребенка, необходимо было вспомнить, в какие игры и как играют мальчики и девочки, какие «страшные места», «злачные места» и др. места бывают у детей.
    Ведь у нас это тоже все было. Мы забирались и в заброшенные дома, ходили на пруды, речку, ручей, лазали по горам, скалам, пещерам, да много чего было. Сложно представить, что будет у моих детей.

    1. Марина Суздалева

      Представить, действительно, сложно, ведь многое поменялось в жизни. Но сами тенденции, о которых говорится в книге, я думаю, остались неизменны. Беседы о безопасности — вопрос очень актуальный для всех родителей. К сожалению, беседы — это не самый эффективный способ обучения в детском возрасте.

  4. Ольга

    Добрый день,конечно для нас для 2х летом это статья оказалась ещё рановато,но я вспомнила себя и детство моего брата.хочу сказать,что у него было детство более интересное чем у меня.может автор и прав-он мальчик-и в его рассказах часто можно услышать стройка,коллективные игры.у меня же все проще.а ещё хочу сказать,что дети перестали играть.у меня уже не было столько игр 1988,а вот у моей сестрички (разница в 10лет) оно было совсем скучным,пока я к ним не выходила,они не знали чем себя занять.границы территории,как часто мы разговариваем об этом с мамочками.где мы будем разрешать гулять своим деткам.ведь вокруг нас один сплошной лес и болото.так ещё и трасса рядом.хотя хочу отметить,что живя в небольшом посёлке на крайнем севере-там родители чаще отпускают детей не стоя над душой над ними,чем когда я приезжаю к маме.здесь в Волгограде мамочки гуляют со своими детками до школы включительно.вот интересно до какого возраста вы считаете нормой гулять с детьми?а ещё всегда интересно почему мы с братом не делили территорию комнаты.ведь мы с ним там существовали всю свою сознательную и не сознательную жизнь пока я замуж не вышла.хотя разница у нас 6лет.а вот мой муж ушёл от своей сестры в 4года,сказав,что не намерен с ней жить.или мы как те волки просто каждый метал свою территорию…путь-сразу вспомнила школу,когда мы учились во вторую смену,то обязательно шли целой толпой провожая друг друга,а потом почему-то я ушла от этой группы и шла одна домой.уже даже не помню этого.о эта глава наводит воспоминания…..

    1. Марина Суздалева

      Да, Ольга, у каждой из нас есть свои детские воспоминания, которые всколыхнула эта книга. У меня по большей части это скорее приятные воспоминания, надеюсь, что и у вас также. По поводу возраста, до которого я считаю нормой гулять с детьми, то если речь идет о крупном городе (мы живем в Москве), то лет до 10, это как минимум :)

Оставьте свой комментарий

Будьте с нами в социальных сетях

Еще...
«Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» М.Осорина: Главы 2 и 3

Здравствуйте, дорогие участницы "Совместного чтения". В прошлый раз мы с вами обсуждали первую главу книги Марии Осориной "Секретный мир детей...

Закрыть